Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати » Южный Кавказ » В КОНЦЕ КОНЦОВ, КТО ПОМНИТ ОБ ОСМАНСКИХ МУСУЛЬМАНАХ?
{title} шаблоны для dle

В КОНЦЕ КОНЦОВ, КТО ПОМНИТ ОБ ОСМАНСКИХ МУСУЛЬМАНАХ?

Мы должны уважать память о сотнях тысячах армян, погибших в трагических событиях 1915 года. Но мы также должны помнить и обратную сторону этой истории.
altГитлеру часто приписывают слова, которые он произнес, чтобы возразить внутренним противникам его «Окончательного Решения». Лидер нацистов сказал: «В конце концов, кто вспоминает об армянах?»
История доказала, что Гитлер ошибался. Его дьявольский план истребления евреев – вместе со славянами, цыганами или немецкими инвалидами – и не мог завершиться триумфальным успехом; напротив, мир вспоминает его преступления с заслуженным отвращением. А в настоящее время мы вновь и вновь доказываем, что он был неправ, считая истребленных армян забытыми.
Я думаю, что мы – и это «мы» включает и турок – должны помнить и уважать память о сотнях тысячах армян, которые были убиты в ходе трагических событий 1915 года. Несомненно, мы должны сочувствовать горю их нынешних потомков. Но мы также не должны забывать другую сторону этой истории, которая включает невероятные страдания, которые пережило мусульманское население Османской империи.
Смерть и изгнание:
В своей книге «Смерть и изгнание: этнические чистки османских мусульман в 1821-1922 гг.», изданной в 1996 году, историк Джастин МакКарти написал об этой часто умалчиваемой стороне. Он выяснил, что в течение столетия между войной за независимость Греции и Первой мировой войной, Османская Империя потеряла убитыми 5.5 миллионов человек, 5 миллионов стали беженцами - факт, который ставит эти события по количеству убитых и беженцев на первое место после Тридцатилетней войны.
Данные потери османских мусульман включают в себя тех, кто пострадал во время быстрого наступления русских на начальном этапе Первой мировой войны, атаки, сопровождавшейся этническими чистками, проводимыми армянскими националистическими формированиями, пришедшими с оккупантами. Во время этого армянского восстания, которое предшествовало т. н. геноциду армян, произошли невиданные злодеяния. Например, согласно МакКарти:
«В Ване было уничтожено всё мусульманское. Все мечети были сожжены или взорваны, всё за исключением трех старых зданий в центре города. Весь мусульманский квартал был разрушен. Когда армянская работа была завершена, и бои между армянами и османами закончились, Ван скорее был похож на античные развалины, чем на город. Когда затем армяне напали на окрестные мусульманские села, их жители бежали, прихватив всё, что они могли унести с собой. По дороге армяне нападали на них, грабили, насиловали женщин и убивали мужчин. Обычно, но не всегда - убивали женщин и детей. После армянского отступления большая часть Восточной Анатолии напоминала огромное кладбище.». (стр. 189, 202)
После этих событий османами было принято решение о депортации армян с Востока, и, к сожалению, по дороге изгнанным армянам жестоко мстило местное мусульманской население и некоторые представители местных властей.
Книга МакКарти вскрыла этот критически важный контекст 1915 года. По мнению Даниэла Пайпса, другого историка и эксперта по Ближнему Востоку, МакКарти «поместил депортацию армян в 1915 году в контекст возможной перспективы дальнейших событий, и представил её нам не как акт ненависти, а как действие, мотивированное страхом – если бы армяне восстали при поддержке России, османских мусульман ожидало истребление».
Не Холокост:
Всё это значит, что армянскую трагедию 1915 года нельзя сравнивать с настоящим Холокостом. В ходе последнего нацисты истребили 6 миллионов евреев только из-за ничем не спровоцированной садистской ненависти к семитской расе. В то время, по словам Бернарда Льюиса, одного из самых авторитетных комментаторов по Ближнему Востоку, «страдания армян были ограничены и по времени, и по территории Османской империей, и даже там только последними двумя десятилетиями османской истории. Более важно в этом и то, что это была борьба, хоть и неравная – за достижение конкретных целей; она никогда не ассоциировалась с какими-то демоническими измышлениями или физической неприязнью, которыми вдохновлялся и направлялся антисемитизм в Европе и в других местах» («Семиты и Антисемиты», 1998, стр. 21).
Кроме того, детальное рассмотрение событий показывает, что намерением Османского правительства было действительно перемещение, а не истребление армян. Согласно историку Гюнтеру Леви, «документальные свидетельства показывают, что Османское правительство хотело организовать упорядоченный процесс депортации – старалось сделать её сравнительно гуманной, что показывают многочисленные декреты, предписывающие защищать и сострадательно относиться к депортируемым». Леви добавляет:
«Многие наблюдатели с места событий действительно рассматривали происходящее именно в этом свете, постоянно подчеркивая некомпетентность и неэффективность Османской бюрократии. Отсутствие надлежащих транспортных средств, как отмечал американский консул в Мерсине в сентябре 1915 года, является главной причиной лишений армян. Германский консул в Алеппо сообщал своему послу примерно в то же самое время, что большинство армян умирает с голоду, потому что турки были неспособны решить задачу по организации массового питания.
Александер фон Геш, служащий германского посольства в Турции, написавший в 1916 году многостраничный меморандум по армянскому вопросу, отмечал всеобщую безответственность чиновников. Некоторые из них стремились как-то облегчить участь ссыльных, но другие были исключительно враждебны к армянам, и, вопреки указаниям из Константинополя, оставили их без защиты от насилий со стороны банд курдов и черкесов.» («Первый геноцид XX века?» из Комментариев, декабрь 2005 г.).
Другими словами, у Турции есть веские основания утверждать, что события 1915 года не могут рассматриваться как «геноцид». Некоторые турки, конечно, отказывают в признании из патриотических чувств, но и сторонники признания «геноцида», с другой стороны, тоже не без такого же патриотического рвения.
Тем не менее, мы, турки, должны доказать, что Гитлер был неправ. Мы действительно должны помнить погибших армян вместе и с нашими потерями. Их убила не «турецкость» или «армянскость» сама по себе, а этнический национализм. Это враг, который нанёс глубокую рану тем землям в 1915 году, рану, которая до сих пор острой болью напоминает о себе.

Мустафа Акйол

15 февраля 2007 года

http://www.turkishdailynews.com.tr/editorial.php?ed=mustafa_akyol
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]