Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати » Центральная Азия » У ТУРЦИИ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ КЛЮЧ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
{title} шаблоны для dle

У ТУРЦИИ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ КЛЮЧ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ ТУРКМЕНИСТАНА

altДюжина черных «Мерседесов» на фоне полумесяца, низко висящего в предзакатном небе, выстроилась перед Президентским Отелем в этой трудно доступной азиатской столице. Автомобили в сопровождении полицейского эскорта прибыли, чтобы доставить делегацию турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана Его страна получила беспрецедентный доступ к прежде затворническому туркменскому правительству. Укрепление туркмено-турецкого альянса становится всё более очевидным после смерти Сапармурата Ниязова в декабре 2006 года. Его преемник, Курбангули Бердымухамедов, вступивший на пост президента в среду, сделал интригующие намёки на реформы, которые могут привести к открытию для внешнего мира этой богатой природным газом страны.
Турки и туркмены – естественные союзники. У них общие предки, языковая и этническая близость, общая религия – Ислам. Турецкие официальные лица были постоянно в центре событий - как на похоронах Ниязова, так и на инаугурации Бердымухамедова. Турецкие журналисты получили широкий допуск на оба мероприятия, тогда как журналистам из многих других стран, включая и Россию, которая господствовала в Туркменистане в течение семи десятилетий советской эпохи – доступ был закрыт.
Это всё признаки того, что отношения будут только укрепляться. Если это случится, то обе страны получат огромную пользу. Это также существенно повлияет на то, как будет разворачиваться соперничество за долю в колоссальных энергетических запасах страны – между Россией, Соединенными Штатами и Китаем. «Наступает эпоха острой конкуренции за туркменский газ», - сказал Синан Оган, глава Турецкого центра по международным отношениям и стратегическому анализу в Анкаре. «Будет также соперничество и борьба интересов между Западом и Турцией».
Кроме этнических и культурных связей, турок и туркменов объединяют стратегические интересы. Туркменистан – бедная и изолированная страна, которая сидит на втором после России крупнейшем резервуаре газа в бывшем СССР. Его внешняя политика основывается на принципах «вечного нейтралитета». Туркменам отчаянно хочется быстрого развития своей экономики, но без зависимости от великих держав. Турция в состоянии предоставить им такую возможность. Лидеры одной из самых быстрорастущих экономик в мире заявляют, что они хотят использовать свои добрые отношения с Западом для того, чтобы стать энергетическим коридором, связывающим Центральную Азию и Кавказ с Европой. Одни из главных сторонников вступления Турции в ЕС, находящиеся у власти в Турции умеренные исламисты, без колебаний разворачиваются на Восток. «Мы чувствуем большую ответственность за них», - сказал бывший пресс-секретарь Министерства иностранных дел Мурат Озчелик. «У них есть проблемы, которые требуют срочного решения – в области свобод и остального в этом же роде, и мы готовы им помочь».
Туркменистан широко известен как одна из самых репрессивных стран в мире, его режим с однопартийной системой занимает одно из последних мест в рейтинге свободы слова и прессы. Регулярно из страны поступают сообщения о заключении диссидентов в тюрьму, если не хуже. Турция сама подвергается критике в этом же отношении, но по сравнению с этой страной Турция - бастион либерализма; она может использовать свои братские отношения, чтобы оказать мягкое давление на правительство Туркменистана.
Туркмены импульсивно тянутся к Турции в моменты нестабильности и неопределенности. «В тот день, когда я провозгласил нашу независимость, я заявил, что Туркменистан и Турция – это две страны, один народ», - написал Ниязов в Рухнамэ, книге изречений Ниязова, которая считается священным текстом в Туркменистане. «У нас одна культура и происхождение. Мы, туркмены, гордимся этим и надеемся, что наши турецкие братья тоже».
Ниязов, который назвал себя Туркменбаши или «Отец всех туркменов», сознательно подражал основателю современной Турции Мустафе Кемалю Ататюрку, последнее имя которого и означает «Отец всех турок». Как и портреты Ататюрка в Турции, изображения Туркменбаши есть повсюду, они красуются почти на всех деноминациях местных денежных купюр. И также, как в отношении Ататюрка, верность этим принципам является обязательной для всех официальных учреждений. Другой мотив, который толкает туркменов в сторону Турции - общая подозрительность к России, и особенно относительно путей экспорта газа. Хотя политические связи были очень ограниченными во время правления Ниязова – неудачная попытка покушения на его жизнь привела к параноидальному изоляционизму – экономические связи бурно развивались, и турецкое присутствие очень заметно на улицах Ашхабада. Когда кортеж Эрдогана направлялся на инаугурацию Бердымухамедова мимо экстравагантных памятников и фонтанов, футуристических министерств и искусственных лесов, он также проехал мимо крупнейшего в стране торгового центра, в котором размещены десятки магазинов с турецкой одеждой и развлекательный центр. На нём красуется название Турецкого Исламского холдинга, и он построен турецкими подрядчиками.
Молодые туркмены также смотрят на Турцию с растущим интересом. По данным представителей турецкого посольства, в городе работает около 20 турецких школ, многие из них считаются лучшими в стране. «Совершенно естественно, что Эрдоган находится с визитом в Туркменистане», - сказал политический аналитик Оган. «Это для нас союзник первостепенной важности из-за его богатейших природных ресурсов».


17.02.2007

Today’s Zaman и Ashgabat AP

http://www.todayszaman.com/tz-web/detaylar.do?load=detay&link=103140

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]