Тема: Ковры
Показать сообщение отдельно
Старый 07.02.2007, 14:25   #17
Местный
 
Аватар для Raven
 
Регистрация: 17.08.2006
Сообщений: 7,820
Сказал(а) спасибо: 273
Поблагодарили 453 раз(а) в 308 сообщениях
Вес репутации: 104
Raven скоро придёт к известностиRaven скоро придёт к известности
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Знаете, как на Древнем Востоке определяли уровень благосостояния человека? По качеству имеющихся в его доме ковров. И жалко смотрелась та семья, которая не могла устелить полы своего дома достойными коврами. Об этом, кстати, существует множество красивейших легенд и сказок. Так, в одной очень бедной персидской семье младшая дочь решила соткать большой ковер. И хотя красивой цветной пряжи у девушки не было, она продолжала плести узор - пастбище, барашки, солнце - из обычных серых ниток. Наконец работа была закончена, но рисунка, конечно, видно не было. И тут ковер неожиданно "заговорил". Взмолились барашки: "Нас не видно, а ведь так прекрасна наша черная шерсть!" "Но у меня нет цветных ниток!", - ответила ткачиха. "Так отдай нам черноту твоих волос!". И тут черные косы девушки поблекли, а на ковре отчетливо проступили черные спинки барашков. Легко догадаться, что дольше: зелень своих глаз ткачиха отдала траве, румянец своих щек - солнцу. И так возник невиданной красоты ковер, украсивший стены бедного дома. И принес этому дому достаток, счастье, почет. А ткачиха так и осталась бесцветной, но об этом почему -то никто не жалел....

Подлинный ковер

Подлинными коврами называются все ковры ручного изготовления - вне зависимости от того, являются ли они плетеными или тканными. Не играет роли и их происхождение.

Узелковый ковер

Узелковый ковер является ковром ручной работы, характеризующийся наличием тканой основы, состоящей из нитей основы и уточных нитей, или другого трикотажного полотна, причем ворс ковра вплетен вручную.

Ковер восточный или подлинно-восточный

В качестве восточных ковров рассматриваются ковры ручной работы (плетеные и/или тканые и валяные, с ворсом и без ворса), произведенные в странах Востока. Географическое понятие "Восток" включает страны, которые расположены на территории, простирающейся от Малой Азии (Турция) до Дальнего Востока (Китай). Но к областям производства восточных ковров относятся также те страны, которые, хотя и не относятся собственно к странам Востока, находились ранее или находятся в настоящее время под его политическим, религиозным и этническим влиянием, отразившимся, в частности, на традициях ковротворчества. В этом смысле странами- производителями восточных ковров являются, таким образом, и расположенные вне указанной географической области балканские государства, Египет и североафриканские страны Магриба (араб. "Mahgreb" = запад) - Тунис и Марокко, а также Алжир.

Страна-производитель и страна происхождения

Страной происхождения является государственное образование, с территории которого экспортирован восточной ковер.

Подлинные краски

Колорит ковра характеризуется термином подлинные краски, если красители прочно связаны с волокнами за счет применения физико-химического процесса. В качестве красителей могут использоваться натуральные или синтетические краски.

Методы производства

Восточные ковры производятся четырьмя различными методами, а именно: изготавливаются кочевниками, крестьянами, а также в небольших мастерских и на крупных мануфактурах.

Если кочевники и крестьяне сами выполняют все операции производственного процесса, то в мастерских и на мануфактурных предприятиях имеет место разделение труда.

Плетеные ковры

Ковер считается плетеным, если пряжа внедрена в его тканевую основу посредством плетения узелков, и при этом ковер имеет ворс. Такого рода вплетенный узелок должен полностью огибать, по крайней мере, одну нить основы. Существуют различные варианты техники плетения и, соответственно, различные названия узелков:

персидский узелок

турецкий узелок

тибетский узелок

берберский узелок

испанский узелок

Ковры - заклинание Востока. Там на протяжении многих веков ковер служил столом и постелью, был хорошим подарком и богатым приданым. Восточные народы считали его самым надежным оберегом. Они знали, что ковер не только создает атмосферу тепла и уюта в доме, но и способен защитить жилище от злых духов, отпугнуть ползучих гадов и диких зверей

В то, что восточный ковер действительно обладает магической силой, начинаешь верить, рассматривая его гипнотический орнамент. И хотя сегодня знания, что скрывает тот или иной узор, безвозвратно утеряны, особое сочетание цветов и традиционный орнамент рукотворного ковра все равно несут в дом особую энергетику, оказывают магическое воздействие, притягивают счастье и удачу.

Сегодня в ковроткачестве возрождаются традиции и возвращаются технологии 200-300-летней давности, когда узелки завязывались вручную, красный цвет получали из корней марены, синий - из индиго, желтый - из шафрана, а орнамент передавался от поколения к поколению. В начале XX в. производство ковров поставили на поток и механизировали, стали использовать искусственные красители. Конечно, это сделало процесс производства более быстрым и дешевым, но такой ковер уже не был произведением искусства, а превратился в обычную утилитарную вещь.

Марк Патлис: «В ковре, как и в живописи, все построено на сочетании цветов. Такие монстры в области философии искусства, как Малевич и Кандинский, очень хорошо знали, что такое натуральная гамма. В природе сочетание цветов всегда правильное. Оно заложено в нашей генетической памяти и работает с человеком напрямую.

Сейчас, как и столетия назад, самые лучшие ковры ткут только вручную, красят шерсть натуральными красителями и скрупулезно повторяют проверенный веками орнамент. Только так может получиться настоящий ковер.

Национальный вопрос

Каждому традиционному ковру присущи узнаваемый орнамент и цветовая гамма. Часто восточным коврам дают названия местностей, где они производились на протяжении многих веков. Ведь традиционный дизайн ковра часто не изменялся столетиями, передаваясь из рук в руки, от поколения к поколению, а каждый орнамент имел особое значение.

Персидские ковры - неяркие, теплых цветов. По дизайну их принято разделять на городские, деревенские и племенные. Городским коврам присущи сложный рисунок, плавные переходы и многообразие цветов. Дизайн деревенских и племенных ковров намного проще и незамысловатей. Тем не менее в каждой провинции Ирана - Наине, Тебризе, Исфахане, Кешане, Кермане и др. -ткали особенные, самобытные ковры.

Персидские ковры очень плотные. Завязать тугой узелок могут только тонкие девичьи пальчики, поэтому ковроткачеством здесь занимаются девочки-подростки. На создание обычного ковра ручной работы уходит от нескольких месяцев до трех лет.

Уже готовый ковер бросают на базарной площади, где по нему топчутся люди и ходят верблюды. Потом ковер моют и сушат. Считается, что эти тяжкие испытания идут ковру на пользу: он становится пушистым, мягким и пластичным.

В Европе наиболее известны исфаханские ковры. В VI в. был построен город Исфахан - новая столица Персии. Здесь основали царскую ковровую мастерскую, где работали лучшие художники и ткачихи со всей Персии.

Восхитительная красота и превосходное качество персидских ковров известно по всему миру. Это и неудивительно: нет ни одной страны, в истории, культуре, и повседневной жизни которой ковер играет такую же громадную роль, как в Иране. Мебели в иранских домах, как правило, немного, и роль главного элемента домашней «обстановки» выполняют здесь ковры. Есть даже расхожая фраза: «Иранцы бросают свое богатство на пол». Можно, не погрешив против истины, сказать, что иранцы появляются на свет на коврах, живут на них, растят детей. Неважно, богат или беден дом иранца, в нем непременно есть ковер - у кого дорогой, а у кого старый и потертый, что не делает его менее любимым для хозяина.

Сейчас Иран - крупнейший в мире производитель ковров. Славу "основной мировой мануфактуры" ковров ручной работы безуспешно оспаривают у него многие страны Азии - прежде всего Индия, Пакистан, Непал и Китай. Однако именно персидские ковры остаются эталоном настоящего восточного ковра.

Образцом классического персидского дизайна являются ковры из города Наин, расположенного в провинции Исфахан на краю большой соляной пустыни. Характерное сочетание голубоватых тонов и цвета слоновой кости стало настоящей «торговой маркой» здешних мастеров. Между тем Наин, хотя и расположен неподалеку от издавна славившегося своими коврами Исфахана, сам не является древним центром ковроткачества: многочисленные мануфактуры по производству ковров ручной работы появились здесь лишь в первой половине 20 века. Однако за короткий по меркам истории ковра срок город стал одним из самых знаменитых центров коврового производства.

Узор исфаханского ковра составляют затейливый медальон в центре и плотный растительный рисунок основного поля и бордюра. Интерпретировать этот орнамент можно по-разному: медальон в центре ковра может обозначать всевидящее Божье око или священный цветок лотоса. Шерсть исфаханских ковров срезана до нескольких миллиметров, поэтому контур рисунка очень четкий.

Современные исфаханские ковры часто являются копиями знаменитых ковров эпохи династии Сафавидов (XV-XVII вв.) - золотого века персидского ковроткачества.

Тебриз - северные ворота Персии. Отсюда в Средние века ковры попадали в Европу. Главным украшением тебризского ковра является медальон. Один из самых распространенных узоров - махи - медальон в центре ковра символизирует луну, а узор из ромбов с зазубренными листочками по краям - чешую рыб, которые в час полнолуния поднимаются к поверхности воды, чтобы полюбоваться отражением луны.

Известны также тебризские ковры-картины, где изображены фрагменты дворцов и мечетей, сцены битв, портреты великих поэтов XI-XIII вв. Часто на создание того или иного узора ковра мастера вдохновляли обложки старинных книг, расписанных вручную.

Отдельно стоит выделить деревенские персидские ковры габэ. Это большие ковры, сотканные из неравномерно прокрашенной шерсти, с очень крупным незамысловатым рисунком. Эти ковры стали необычайно популярны в 60-х годах, после того как на престижном швейцарском лыжном курорте, куда в высокий сезон съезжался весь мировой бомонд, в обычном деревянном бараке какой-то предприимчивый делец устроил галерею антикварных ковров, где и выставил габэ. На первый взгляд они никак не могли конкурировать с привычными коврами, отличающимися мелким детально прорисованным орнаментом и богатой палитрой цветов. Однако очень скоро они свели богему, а за ней и весь остальной мир, с ума. Ковры, которые кочевники испокон веков ткали для собственных нужд и не думали продавать, теперь можно увидеть в домах самых больших ценителей искусства.

Азербайджанские ковры в свое время были не менее знамениты, чем персидские. Их отличает затейливый геометрический узор и богатая цветовая гамма. Если присмотреться, то в отдельных элементах орнамента легко угадываются символические изображения деревьев, птиц и животных. Основу орнамента может составлять один крупный медальон в центре ковра или целые цепочки более мелких. Обрамляет ковер кайма из нескольких гладких и узорных полос. Что касается цвета, то в этих коврах используется богатая палитра оттенков красного, синего и желтого. Основные типы традиционных азербайджанских ковров - куба, ширван, баку, Гянджа, казах - получили свои названия от наименования деревень, где традиционно ткали эти ковры. Лучшие экземпляры азербайджанских ковров сегодня можно увидеть в Эрмитаже, Лувре, Музее текстиля в Вашингтоне, Топканы в Стамбуле...

Самобытны туркменские ковры. Древняя туркменская пословица гласит: «Если вода-жизнь туркмена, конь - его крылья, то ковер - душа». Действительно, ковер занимал главное место в доме: младенца укачивали в колыбельке, сооруженной из ковра, и он же служил носилками для усопшего во время погребальных действ. Ковер был для кочевника мебелью и постелью, украшением и символом власти.

Ковер каждого племени имел свой неповторимый орнамент. Ведя обособленный образ жизни, туркменские кочевники на протяжении многих веков использовали одни и те же приемы ковроткачества. В их коврах вы не найдете никаких заимствований.

Самые известные из туркменских - текинские ковры. Их орнамент представляет собой строгий рисунок, построенный из восьмиугольных медальонов, располагающихся в центре поля правильными рядами или в шахматном порядке. В рисунке преобладают растительные мотивы, а также стилизованные изображения хищных птиц, которых многие племена считали своими покровителями. Также известны сарыкские, иомудские, човдурские, эрсаринские, беширские орнаменты. Традиционные цвета для туркменских ковров - красный и коричневый.

Хороший ковер с возрастом не изнашивается, а, напротив, приобретает определенное благородство. Что касается шелковых ковров, то считается, что они вообще должны «созреть». Чтобы ворс разбился на волокна и стал мягким и пушистым, требуется топтать ковер несколько десятилетий.

Впрочем, ковры из чистого шелка - это редкость. Да и стоят они в несколько раз дороже, чем шерстяные. Обычно шелк добавляют к шерсти, чтобы придать ковру блеск, или вывязывают шелковой нитью отдельные элементы узора.

И еще одна деталь. Даже самые дорогие ковры ручной работы могут иметь небольшие дефекты и ошибки в рисунке. Иногда мастера даже сознательно допускают их, ведь, как принято говорить на Востоке, не ошибается только Аллах.
http://www.tmn.fio.ru/works/80x/311/carpet.htm
__________________
Если мужчина готов на всё ради женщины, значит, он её любит. Если женщина готова на всё ради мужчины, значит, она его родила.(c)

Raven вне форума   Ответить с цитированием