Показать сообщение отдельно
Старый 06.02.2007, 20:16   #5
Местный
 
Аватар для Raven
 
Регистрация: 17.08.2006
Сообщений: 7,820
Сказал(а) спасибо: 273
Поблагодарили 453 раз(а) в 308 сообщениях
Вес репутации: 104
Raven скоро придёт к известностиRaven скоро придёт к известности
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Среди азербайджанских ковров невозможно встретить двух совершенно оди-наковых. Каждый ковер имеет свой особый, присущий только ему, цветовой колорит в рисунке и орнаменте.

Говоря о карабахской ковровой школе, надо отметить, что развивалась она в двух зонах - горной и низменной. В ХIХ веке основную роль в горной зоне ковроткачества Карабаха играли город Шуша и села Дашбулаг, Довшанлы, Гиров, Тернивиз, Малыбейли, Чанахча, Тун, Туглар, Гадрут, Мурадханлы, Гасымушагы, Губадлы, Гозаг, Мирсеид, Багирбейли, Ханлыг, Тутмас. Начиная со II половины XIX века, население многих районов Карабаха занималось производством ковров в основном для продажи. Например, сотканные в больших количествах в селах ковры затем продавались в Тебризе и Стамбуле. Необходимо отметить, что основными покупателями ковров, производимых в Карабахе, в это время были армянские перекупщики, которые часто давали приобретенным ковровым изделиям вымышленные армянские названия.
Известный кавказовед Я.Зедгенидзе в своей монографии "Елизаветпольская губерния, город Шуша", (Тифлис, 1891), отмечал, что в Шуше ткались в большом количестве ковры на заказ. В качестве заказчиков часто выступали армяне, которые сами ткать ковры на должном уровне не могли. По их требованию, на азербайджанских коврах указывали армянские имена и другие пожелания заказчика. Однако все эти ухищрения не помогли армянам стать хорошими ковроделами, но привели к тому, что до сих пор несведущие "специалисты" называют азербайджанские ковры "армянскими".
Во второй четверти ХIХ века основным центром производства карабахских ковров становится город Шуша, являвшаяся столицей Карабахского ханства. Именно в Шуше наряду с классическими ковровыми композициями появляются новые: "Бахчада гюлляр", "Сахсыда гюлляр", "Булут", "Атлы-итли". Опубликованные в конце ХIХ века материалы свидетельствуют о том, что сотканные в Шуше в тот период ковры и паласы по красоте и качеству во всем Кавказе занимали одно из первых мест.
На выставке 1867 года в Париже шушинские ковроткачи, такие, как Мешеди Байрам Курбан оглу, Джаббар Хаджи Акпер оглу, Фатьма Ага Шериф кызы, Ахмед Дашдемир оглу, были удостоены премий. Шушинские ковры экспонировались в 1872 году в Москве на Политехнической выставке и были также удостоены премий. Бостонский музей Высшего Искусства (США) имеет в своей коллекции уникальный ковер XVIII века, сотканный в Шуше. В музее Текстиля (США) имеется датированный XVIII веком знаменитый шушинский ковер "Афшан", в музее “Метрополитен” в Нью-Йорке хранится ковер XVIII века "Верни". Все они постоянно получают восторженные отзывы специалистов и посетителей.
Вместе с общественным, социально-экономическим развитием города Шуши культура и искусство достигли здесь совершенства, что, в свою очередь, способствовало зарождению особой шушинской школы ковроткачества. Благодаря особенностям шерсти местных пород овец, ковры Карабаха отличались особенно высоким, густым, пушистым ворсом. Карабахские ковры по своим художественным и технологическим способам производства, по размерам отличались от аналогичных изделий в других ковроткаческих школах Азербайджана. Эти ковры были соразмерны помещениям красочных дворцов карабахских ханов, они приходились также по вкусу жителям ханства. Именно для карабахской ковровой школы характерно производство комплектов, состоящих из трех- пяти халы и ковров больших размеров, так называемые "дасты". Ткались они исключительно с особенностями, присущим этой ковровой школе. Карабахские ковры отличались жизнерадостным и ярким колоритом. Их цветовая палитра очень богата, насыщенна, она отображает тончайшую гамму цветов природы Карабаха.
В карабахскую школу ковроткачества по художественному построению, технологическим особенностям, цветовому решению входили и такие ковроткацкие центры, как Зангезур и Нахчыван. Классическими образцами карабахской школы являются ковры с композиционными узорами "Аран", "Бахчада гюллер", "Балыг", "Буйнуз", "Барда", "Бахманлы", "Карабах", "Годжа", "Гасым ушагы", "Лемберан", "Муган", "Талыш", "Лянкяран", "Лемпе", "Малыбейли", "Хангервенд", "Ханлыг", "Хантирме", "Челеби", "Шабалыд бута".
Геометризованные формы растительных мотивов и красочная гамма цветовых сочетаний придают карабахским коврам своеобразие.
В общей сложности карабахские ковры насчитывают около 33 различных композиций, часть которых заимствована и переработана на основе тебризских и иранских ковров. Распространена и сюжетная тематика: "Атлы-итли", "Итли-пишикли", "Марал-джейран", "Уч падишах". Сотканные в Карабахе шелковые, ворсовые и безворсовые ковры всемирно известны. Относящийся к XVI-XVII вв. и сотканный в Барде образец шелкового зили хранится в Берлине в музее Искусств, вытканный в ХIХ веке в селении Лемберан безворсовый ковер "Верни" хранится в музее “Метрополитен” в Нью-Йорке. Золотым фондом считается коллекция карабахских ковров и ковровых изделий из фонда Государственного музея азербайджанского ковра и народного прикладного искусства им. Лятифа Керимова. В статье представлены несколько ковров из вышеупомянутой коллекции. К сожалению, в свое время самый уникальный из этих карабахских ковров украшал экспозицию филиала музея ковра в г. Шуше, разместившегося в архитектурном здании, принадлежавшем одному из влиятельных людей Шуши Керим беку Мехмандарову. Сегодня 20% территории Азербайджана захвачено армянскими вооруженными формированиями. Это земля Карабаха. На оккупированных территориях неизвестна судьба множества древних памятников, а также ценных экспонатов 22 музеев, оставшихся под оккупацией. Их около ста тысяч, и многие из них сегодня выдаются за памятники армянской культуры. Это, в первую очередь, относится к карабахским коврам из коллекции Шушинского историко-краеведческого музея.
Правительство Азербайджана прилагает все усилия для защиты и возврата культурных ценностей, принадлежащих азербайджанскому народу. Сохранение культурного наследия является обязанностью каждого гражданина страны, что зафиксировано в ст. 40 Конституции Азербайджанской Республики.
Принятый в 1992 году в члены ООН и ЮНЕСКО Азербайджан присединился ко всем международным соглашениям по защите культурного наследия. Особенно актуально для Азербайджана его присоединение к Гаагской Конвенции 1954 года "О защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов", а также к Парижской Конвенции ЮНЕСКО от 14 ноября 1970 года "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Народ Азербайджана верит и надеется, что придет время, когда на прекрасной земле Карабаха вновь будут ткать бесценные шедевры коврового искусства - ковры Карабаха.


__________________
Если мужчина готов на всё ради женщины, значит, он её любит. Если женщина готова на всё ради мужчины, значит, она его родила.(c)

Raven вне форума   Ответить с цитированием