Показать сообщение отдельно
Старый 06.02.2007, 20:08   #4
Местный
 
Аватар для Raven
 
Регистрация: 17.08.2006
Сообщений: 7,819
Сказал(а) спасибо: 273
Поблагодарили 447 раз(а) в 307 сообщениях
Вес репутации: 97
Raven скоро придёт к известности
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Азербайджан и Иран

Принято выделять четыре основные школы азербайджанского ковра: ширванскую, гянджинскую, карабахскую и тебризскую (”персидский”, названный по столице Иранского Азербайджана). Отличительная особенность всех азербайджанских и иранских ворсовых ковров — высокая плотность узлов, которая варьируется от 1600 до 4900 на квадратный дециметр, что гарантирует их прочность и долговечность. Средняя продолжительность жизни классического азербайджанского ковра — 300-500 лет и более.

Сами по себе ковры многообразны как по формам, назначению, так и по характеру оформления: палас, килим, джеджим, шадде, верни, сумах, зили и другие виды безворсовых ковров с доминирующим лаконизмом строгой геометрии, которые использовались для покрытия шатров, служили в качестве пологов и занавесей, утепляли и украшали полы в жилищах.
ковер — как правило, является организатором всего пространства, и от его выбора многое зависит.

Эти удивительные произведения искусства в своих трудах упоминали древнегреческие, римские и арабские хроникеры, а знаменитому пазарыкскому ковру, найденному в Южном (Иранском) Азербайджане русскими учеными, почти 2500 лет. К XVI столетию иранские ковры оказались в Европе благодаря интенсивным дипломатическим отношениям между просвещенным иранским монархом из азербайджанской династии Сефевидов — Шахом Исмаилом и царствующими особами Европы. Благодаря его подаркам среди европейских королевских семей вошло в моду коллекционировать восточные ковры и разводить тюльпаны. Самые дорогие ковры в мире, произведенные 600 лет тому назад в городе Ардебиль (Иранский Азербайджан), по сей день хранятся в лондонском Музее Виктории и Альберта. Их стоимость оценивается в десятки миллионов долларов.

Настоящие ковры сохраняют в доме тепло, регулируют влажность атмосферы, снижают риск заболевания суставов, снимают усталость зрения. А мистические узоры ковров, по древним преданиям, способны принести в дом благополучие, здоровье, уберечь от бед и несчастий.

Издревле при ручном производстве ковров использовались шерсть высочайшего качества и натуральные красители из трав и кожуры граната, что делает их неподвластными воздействию времени. Цвет настоящих персидских ковров с каждым годом лишь обретает новую глубину и яркость — в этом секрет их удивительного долголетия. Средняя продолжительность жизни классического азербайджанского ковра — примерно 300 лет. По свидетельству писателя Константина Паустовского, ”новичков в Батуме узнавали по одному верному признаку: они старательно обходят ковры, боясь их запачкать. Но вскоре они понимали, что ковры раскатывают во всю ширину улиц именно для того, чтобы поскорее уничтожить на них налет новизны и крикливых, еще не потускневших красок. Тогда приезжие начинали с наслаждением топтать ковры вместе с коренными батумцами”.

Главная особенность ”персидских” ковров — универсальность их использования. Ими можно не только украшать стены, но и стелить на пол. Ковры, произведенные в других странах мира, по своим характеристикам лишены подобной универсальности. Наверное, именно это и имел в виду американский художник С. Сарджент, когда однажды заметил: ”Вся живопись итальянского Ренессанса не стоит одного кусочка иранского ковра”. Сами ”персидские” ковры по рисунку делятся на два основных направления.

Северо-азербайджанские (ширванские, карабахские, гянджинские) с преимущественным строгим геометрическим узором, состоящим из ромбов, крестов, рогов, стилизованных восьмиконечных звезд, и южно-азербайджанские (тебризские, ардебильские, урмийские, исфаганские), называемые в просторечье иранскими и составленные из сложнейшего растительного орнамента с мелким рисунком ”бута” (огурцом).

Особый интерес вызывают сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы. Это ковры ”овчулуг” — охотничьи, считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Темы на этих коврах часто навеяны творениями великих поэтов Востока — Низами, Физули, Фирдоуси, Хайяма, где можно встретить изображения соколиной охоты или грозного льва, терзающего нежную лань. Эти ковры используются в богатых интерьерах, где все окружающие предметы от фарфоровой и серебряной посуды до старинного оружия, инкрустированного драгоценными и полудрагоценными камнями, призваны подчеркнуть царскую роскошь — поэтому они хорошо смотрятся в больших помещениях, площадь которых не может быть меньше 50-70 кв. м.

Впрочем, северное направление азербайджанских ковров, чья декоративная поверхность выдержана в соответствии со строгими канонами геометрии и состоит из сочетания древних солярных знаков, стало в 60-е и 70-е гг. ХХ в. самым актуальным в интерьерах ведущих европейских дизайнеров и сейчас вновь входит в моду благодаря всплеску интереса к минимализму.


Нити так плотно увязаны на основе этих ковров, что в каждом квадратном дециметре ковра умещается 3600 узлов. Современному мастеру потребовалось бы как минимум полтора года напряженной работы, чтобы создать подобное бархатистое полотно.

Азербайджанские ковры вызвали к жизни школы подражателей в других странах мира, но для специалиста они все же оставались имитацией, теряющей тонкие оттенки философского смысла орнаментов, присущие оригиналу.
__________________
Если мужчина готов на всё ради женщины, значит, он её любит. Если женщина готова на всё ради мужчины, значит, она его родила.(c)

Raven вне форума   Ответить с цитированием