Показать сообщение отдельно
Старый 14.10.2006, 16:30   #4
Местный
 
Регистрация: 09.08.2006
Сообщений: 4,390
Сказал(а) спасибо: 97
Поблагодарили 36 раз(а) в 30 сообщениях
Вес репутации: 58
Buta на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

http://www.iwf.ru/main/bar2_57_434.htm

Памятники в Азербайджане

"Храм огнепоклонников" в Атешгях

Храм огня "Атешгях" расположен в 30 километрах от Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова.
"Атешгях" построен в XVII-XVIII веках на месте "вечных", неугасимых огней-горящих выходов естественного газа.
С очень отдаленных времен были почитаемы эти огни. И нынешний храм огня был построен на месте древнего святилища огнепоклонников-зороастрийцев. В течение XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай. В начале XIX века храм имел уже тот вид, в котором он дошел до нас.
Это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре его двора возвышается четырехугольная ротонда главного храма-алтаря. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната-"бала-хане". Выстроенный в местных архитектурных традициях, "Атешгях" сочетает в себе черты древних алтарей огня.
Наиболее ранняя постройка храма-конюшня относится к 1713 г.н.э., к наиболее поздним относится центральный храм-алтарь выстроенный, как гласит его надпись, на средства купца Канчанагара в 1866 году века Викрамадитья /индийск.летоисчисление/, т.е. в 1810 г.н.э.
На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма-даванагари и гурмуки. В 16-ти надписях храма, в виде вступительных формул, стихов /шлоков/ и отдельных фраз живет древний язык-санскрит.
В 1975 году, после проведенных в памятнике реставрационных работ, он был открыт для посещения как филиал Государственного историко-архитектурного музея-заповедника "Комплекс Дворца Ширваншахов".

Шемаха

Древний город Шемаха находится на высоте 800 метров над уровнем моря в южной части Большого Кавказа. Начиная с VI века н. э. город стал столицей правителей влиятельного и сильного шахства - Ширван.
Несмотря на большое количество землетрясений ( самое серьезное произошло в Пиркулях в 1902 году ) многие важные исторические монументы сохранились в отличном состоянии. В частности такие монументы как Джума ("Пятница") - мечеть постройки Х века, Едди Гумбез ("Семь Куполов") - мавзолей, построенный в 1402 году, а так же руины крепости Гюлистан постройка, которой датируется XI и XII веками. Длительное время Шемаха была одним из важнейших пунктов на протяжении всего Шелкового Пути. В городе так же родились многие видные Азербайджанские философы, архитекторы ученые такие, как Хагани (12 в.), Насими (14 в.), Сабир (1862 - 1911).
Окружающая среда в Шемахинском районе богата лесами и лугами, и находится в средне приятном климате. Местное население в основном занято винопроизводством, скотоводством, выращиванием фруктов и овощей и ковроткачеством.
Другим важным городом в Шемахинском районе является город Исмайлы, славившимся сельскохозяйственным производством, а производством меди и медных изделий, кожи и дерева - деревня Лагич в горах.



Шеки

Будучи одним из самых старых поселений и культурных центров Азербайджана, Шеки образовался около 2700 лет назад у подножия горной цепи Большого Кавказа (370 км. к северо-западу от Баку). За всю свою многовековую историю, этот город подвергался множеству разрушений. В связи с этим, большинство памятников архитектуры, сохранившиеся до наших лет, относятся к периоду XVI - XIX вв. Величественный королевский дворец Шекинских ханов, построенный без единого гвоздя в 1762 году, является одним из удивительных монументов своей эпохи, который является гордостью шекинцев.
Вот уже несколько веков, город Шеки известен разведением шелкопряда, табака, фруктов, овощей, кукурузы и животноводства. Оздоровительный курорт "Мархал" в Шеки является одним из самых живописных мест этого региона. Вы посетите славящиеся своими мастерами старинные шекинские мастерские, где вы увидите и сможете приобрести ювелирные, кондитерские и гравированные изделия местных ремесленников. Посещение исторического музея и средневекового Караван-сарая (недавно отреставрированного и задействованного как гостиница) так же входят в программу тура в Шеки.


Гобустан

Древние изображения, оставленные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и каменных глыбах, можно наблюдать во многих уголках мира. История их охватывает эпоху верхнего палеолита вплоть до средних веков. Наиболее значительными из них являются наскальные изображения Гобустана (неподалеку от Баку). Гобустан - расположенная между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и Каспийским морем равнина. Гобустан - край оврагов, балок.
В горах Гобустана Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая сосредоточены свидетельства прошлого азербайджанского народа эпохи каменного века и последующих периодов - наскальные изображения, стоянка человека, надгробные памятники и др.
Только лишь на территории Беюкдаша (1,5-2,0 км) существуют памятники, относящиеся к эпохе мезолита вплоть до средних веков. Среди них особое место принадлежит древним наскальным изображениям. Эти первобытные памятники искусства отображают культуру, хозяйство, мировоззрение, обычаи и традиции древних азербайджанцев.
Этапы развития наскальных изображений Гобустана ясно прослеживаются в многообразии тем, стиле, строении, технике исполнения рисунков, а также в том, что они с самых древних времен вплоть до последних веков изображались друг на друге. Тема и возникновение этих образцов искусства во многом связано с жизнью людей.
Для Гобустана характерны мужские и женские изображения. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой.
В женских же изображениях особенно выпукло переданы бюсты и бедра. Здесь женщина подразумевается, как символ добра и благополучия, как продолжительница рода.
На наскальных изображениях Гобустана можно наблюдать и рисунки животных, обитавших здесь в период последних 10 тысяч лет - джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т.д. На скалах также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых.
Животные изображения в основном исполнены способом резьбы, контурной линией с видом со стороны. Встречаются также изображения животных, исполненные путем трения, скобления с использованием красок. Наиболее древними являются изображения реальных животных. Эти изображения переданы в виде охотничьей добычи, тотемов древних племен и других жизненных источников.
Древние наскальные изображения наряду с разносторонней тематикой изобилуют композиционными сценами, отображающими во всем многообразии различные сферы человеческой деятельности.






Девичья башня

"Девичья башня" возвышается в юго-восточной части крепости "Ичери-Шехер".
Это уникальное сооружение азербайджанского зодчества было построено в 2 этапа: нижняя часть памятника, до высоты 13,7 м., как считают многие азербайджанские ученые - относится к VII-VI вв. до н.э.
Высота башни составляет 29,5 м., диаметр - 16,5 м. Толщина стен у основания 5 м., верхнего яруса - 4 м. Башня состоит из 8 ярусов и представляет собой вид огромного каменного цилиндра, выстроенного на выступе береговой скалы, отвесно обрывающейся к морю.
Каждый из 8-ми ярусов башни перекрыт каменным куполом с круглым отверстием. Связывают ярусы каменные лестницы, проложенные в толще стены. Дневной свет проникает в башню через узенькие проемы типа бойниц, расширяющихся во внутрь. В толще стен башни, начиная со второго яруса, устроены ниши, внутри которых проложена гончарная труба диаметром 30 см. Внутри башни имеется колодец глубиной 21 м., пробитый в скале к водоносным слоям с третьего яруса.
На высоте 14 метров от земли, на юго-западной стороне башни расположена надпись, выполненная шрифтом "куфи". Расшифровка дает прочтение: "Губба-башня Масуда ибн Давуда".
Формат камня, его расположение дает ученым основание считать, что эта надпись была вмонтирована в кладку "Девичьей башни" в XII в. - во время перестроечных работ.
В 1960 году в памятнике были проведены реставрационные работы.
Необычная форма и своеобразие башни всегда были и остаются объектом внимания азербайджанских ученых-исследователей.


Ансамбль Дворца Ширваншахов

Ансамбль Дворца Ширваншахов, сложившийся в начале XV века, является одной из жемчужин азербайджанского зодчества. Его сооружения расположены на самой высокой точке одного из холмов "Ичери-шехер" - крепости Баку.
Живописно раскинувшись на трех возвышающихся друг над другом террасах-дворах, ансамбль далеко виден с моря и обрамляющих город высот. Его увенчанные куполами здания со стройными порталами и минаретом, безукоризненно выполненные детали, неповторимый рисунок тонкой и глубокой резьбы орнаментов и надписей, великолепная кладка из камня - на века сохранили свою молодость и дошли до нас во всей своей красоте.
В ансамбль входят: дворец, диванхане, усыпальница ширваншахов, дворцовая мечеть с минаретом, баня, мавзолей Сейида Яхья Бакуви и позднее воздвигнутый Восточный портал.
Главное здание ансамбля - дворец. Строгие, лаконичные формы, солнечные тона гладких поверхностей стен, величественный портал с глубокими тенями стрельчатых ниш, узорчатое шебеке верхних окон и окна-щели нижнего этажа придают образу здания неповторимую выразительность.
Диванхане-место официальных приемов и государственных совещаний. Его ротонда увенчана граненым куполом со стрельчатой аркой, перекликающейся с такой же аркадой окружающего замкнутого дворика.
Высокий, стройный портал главного входа украшен орнаментом и надписями необыкновенного изящества и красоты.
Тюрбе-фамильная усыпальница ширваншахов - создание архитектора Мухаммеда Али, имя которого искусно зашифровано в орнаментальных медальонах портала, по красоте и богатству орнаментации не уступающем прославленному порталу диванхане.
Рядом с усыпальницей - здание дворцовой мечети. Изящная вязь арабского письма на ее минарете свидетельствует о том, что памятник построен в 1441 году.
На южном дворе комплекса высится небольшой восьмигранный мавзолей придворного ученого Сейида Яхья Бакуви, увенчанный шатровым куполом. В самой низкой точке комплекса, почти под землей, находится дворцовая баня. Она сильно разрушена, но то, что сохранилось, говорит о рациональном размещении ее перекрытых куполами и сводами помещений, об умело организованной системе нагрева и подачи воды, обогрева купальных помещений.
Восточный портал - творение зодчего Амиршаха (1585г.) - единственное в ансамбле сооружение XVI века.
Огромная притягательная сила этого уникального ансамбля памятников позволила правительству азербайджанской республики в 1964 году на их базе создать Государственный историко-архитектурный музей-заповедник "Комплекс Дворца Ширваншахов".
Используя различные формы и методы музейной деятельности: экскурсии, лекции, выставки, дни открытых дверей, дни музыки, восточные вечера - музей-заповедник сегодня завоевал всемирную известность.

__________________
Когда ширазскую тюрчанку своим кумиром изберу,
За родинку ее вручу я ей Самарканд и Бухару


Хафиз Ширази

Buta вне форума   Ответить с цитированием