Показать сообщение отдельно
Старый 04.09.2006, 01:31   #13
Местный
 
Регистрация: 01.09.2006
Сообщений: 5,201
Манатов: 5,198
Банк: 0
Всего Манатов: 5,198
Отправить денежный перевод
Сказал(а) спасибо: 137
Поблагодарили 345 раз(а) в 239 сообщениях
Мои фотоальбомы
Отправить сообщение для IuM с помощью AIM Отправить сообщение для IuM с помощью Yahoo

По умолчанию

Чужой (Alien) Режиссер Ридли Скотт (1978).

Вот решил вспомнить былое. И рассказать о крайне необычном фильме в американской «индустрии грез».

Есть фантастика. Есть фантастика научно-исследовательская. А есть подслащенные помои («День Независимости», «Армаггедон» и прочее, прочее, прочее), которые господа американцы каждый год обильно поливают сникших поклонников этого действительно замечательного жанра. Но порой встречаются исключения, которые, собственно говоря, и создали славу США, как лидеру в этой области.

Я не просто назвал «Чужого» фильмом необычным. Снятый Ридли Скоттом, если не ошибаюсь, сразу же после «Дуэлянтов» (вещь классная, один из моих любимейших фильмов в творчестве этого режиссера), он представляет своеобразный «масонский» фильм, где под соусом вполне стандартного, «американского» набора сюжета, героев и традиционного happy end протаскиваются идеи, американскому обществу, в сущности, совершенно неприемлемые.

Вот краткая канва сюжета. В далеком будующем... Грузовой корабль летящий в космосе вдруг внезапно меняет курс по сигналу из неизвестного источника. При посадке повреждается один из его отсеков и астронавты, вышедшие на поиски источника таинственного сигнала внезапно находят покинутый, совершенно жуткий инопланетный корабль с яйцами каких-то существ в нижней палубе. Одно из яиц раскрывается и извергает какой-то гибрид между мечехвостом и раком, вцепляющийся мертвой хваткой в лицо одного из астронавтов. В дальнейшем из него развивается грайне мерзкий гаденыш, который появляется на свет весьма оригинальным способом: разорвав грудную клетку несчастного прямо во время праздничного обеда на борту (весьма мило снятая сцена). Гаденыш был гнусен, да, но небольшого размера. Кто бы мог подумать, что через несколько часов он превратиться в нечто невообразимое, которое уничтожит весь экипаж, за исключением офицера Рипли (Сигурни Вивер), которая умудряется в последний момент улететь с корабля на шлюпке и взорвать его. Но монстр оказался крайне злобным и хитрым и пролез в шлюпку. В финальной схватке Рипли выбрасывает его с помощью гарпунного пистолета в открытый космос и сжигает его в дюзе, включив двигатель шлюпки.

Вроде бы все в порядке. Все законы жанра (в том числе и политкорректность) соблюдены, сильная и умная женщина покончила с чудовищем, спасла кота. Но при внимательном рассмотрении...

При внимательном рассмотрении сразу выявляется целый ряд совершенно нетипичных для американских фильмов моментов. Во-первых, как не странно, ось «добро-зло» построено не по принципу «люди-чудовище» (это они любят, «хорошие парни-плохие парни»), и, даже не «Хелен Рипли-Чужой» а «люди-общество». [Кстати, это отзовется во второй части фильма замечательной фразой Рипли «чужие мне кажутся лучше людей, они друг другом за проценты не торгуют»]. Общество в данном случае концентрирует в себе научный сотрудник Аш (Ян Хольм), оказавшийся на поверку бездушным роботом, выполняющим заказ вездесущей и всемогущей компании. А заказ весьма странен и дик, на первый взгляд – отвезти найденное существо на Землю, для создания биологического оружия. Общество делит весь экипаж на «тех, кто наверху» (капитан корабля Даллас (Том Скеритт), Хелен Рипли, штурман Ламберт (Вероника Картрайт), пилот Кейн (Джон Харт)) и нижних (механики Паркер (Яфет Котто) и Брэд (Дэн Стэнтон)). Кстати, наиболее достойно в сложившей ситуации поведет себя не капитан корабля, и не перетрусивший штурман а именно «нижний» Паркер. Это же общество не раздумывая посылает своих членов на самый самоубийственный проект. Это уже подводит меня к следующему моменту.

Фильм НЕЯВНО полемизирует с выработавшейся позитивисткой традицией самых сильных американских фантастических фильмов. К слову, до славной миссии «Одиссей 2001 года» обыкновенным трудягам «Чужого», мелочно делящим премиальные в кают компании далеко. Хотя и те и другие обнаруживают непознанное, но отношение к этому непознанному кардинально различается. Для измельчавшего и трусливого будующего Ридли Скотта космос обернется самой неприглядной и чудовищной своей стороной – не великой стелой, черным камнем, преобразующим главного героя в прозоверстника новой эпохи, а склизным и непонятным злом, грозящим уничтожить всю Землю в случае того, если оно до нее добереться. Тут уже недалеко до дискредитации самой идеи познания (недаром его носитель – свихнувшийся робот-«ученый»).

Вообще параллелей и скрытой полемики с «Одиссей» незабвенного Стэнли Кубрика полным-полно. Обезьяна подкидывает кость и вот мы уже видим гигантский корабль, величественно огибающий Землю под грандиозную классическую музыку. В «Чужом» - это мертвый инопланетный корабль, стены которого стилизированны под человеческие ребра. Классическая музыка зазвучит и в «Чужом»: как раз в тот момент когда капитан будет ее слушать он получит известие, что странный паразит оторвался от лица Кейна.

Наконец, фильм действительно новаторский. Сейчас, конечно, все эти чудовища с удлиненным черепом, появляющиеся из закоулков всем поднадоели, но тогда... это было действительно этапом. Фильм очень страшный, как говориться, не для слабонервных, хотя снят двадцать с лишним лет назад. Спецэффекты исполнены очень добротно, по доброй старой, докомпьютерной методике, что придает фильму особую прелесть. Эпизод с проникновением в инопланетный корабль вообще снят шедеврально – это один из самых сильных эпизодов развертывания совершенно чуждой реальности в мировой кинематографии.

Особенно хочется сказать несколько слов о сценаристах и актерах. Сценарий писали Томас Шусетт и Дэн О’Бэннон – признанные мастера в своем жанре. Именно благодаря им в фильме есть множество отличных диалогов (лучший из них – сцена разговора робота Аша с Рипли после того, как он пытался ее убить и был «отключен». К нему я вернусь позже). Лучше всех, конечно сыграла свою роль Сигурни Вивер – актриса с огромным потенциалом, к сожалению, полностью погубленным именно этим фильмом. С ней произошло именно то, что случается с актерами, слишком хорошо сыгравшими запоминающую роль – она стала для всех навсегда «Лейтенантом Рипли». Во всяком случае, посмотрев этот фильм, самому хочется быть помужественнее и не трусить перед монстрами всех мастей и оттенков, которыми полна наша жизнь.

Прекрасно сыграл свою роль Ян Хольм (Аш) – одну из центровых в фильме. Ведь именно он ведет, по сути дела, определяющий диалог с Рипли, когда она снова «включив» его, пытается выведать тайны «чужого». От бездушного робота экипаж корабля слышит слова восхищения абсолютным злом, грозящим погубить все живое на своем пути. « - Похоже ты им восхищаешся. - Да. Я восхищаюсь его чистотой. Целесообразностью, способностью выживать, не терзаясь угрызениями совести и моральными химерами» (чтобы оценить этот диалог, фильм нужно посмотреть на английском языке, что всем и рекомендую). Восхищение злом от «аппарата», фактически слепого исполнителя воли сильных мира сего!

Последний эпизод кончается надеждой – самым естественным человеческим чувством. Да и как не надеятся человеку, проявившему чудеса отваги, потерявшему всех товарищей, убившего того, кого она возненавидела (опять-таки, по мысли Ридли Скотта это не «чужой» а Аш, символ подлого мира «внешних» стяжателей на Земле)! Наверное, поэтому, музыка в конце фильма так печальна и спокойна....

P. S. Увы, на этом для меня сюжет фильма заканчивается. Ни «Чужие» циркового фокусника от фантастики Джеймса Камеруна, ни мрачный человеконенавистнический фильм «Чужой-3» создателя фильма «Семь» ни порнография под названием «Чужой-4. Возвращение», сохраняя некую часть обаяния фильма-матрицы ни по уровню идей, ни по замыслу до создания Ридли Скотта не дотягивают. Хотя все-таки «Чужой-3» я все-таки бы выделил. Но о нем как-нибудь в другой раз.... Dixi.

IuM вне форума   Ответить с цитированием