Показать сообщение отдельно
Старый 16.06.2016, 12:17   #400
Администратор
 
Аватар для Dismiss
 
Регистрация: 23.07.2006
Адрес: Baku
Сообщений: 46,715
Сказал(а) спасибо: 10,220
Поблагодарили 10,702 раз(а) в 6,757 сообщениях
Вес репутации: 1
Dismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспорима
Мои фотоальбомы

По умолчанию

День, когда Армения спустила курок нагорно-карабахского конфликта

15 Июн в 21:07

Утверждение Верховным Советом Армянской ССР 15 июня 1988 года итогов незаконного референдума Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР о переходе из АзССР в АрмССР при полнейшем попустительстве со стороны Политбюро стало тем спусковым крючком, который запустил эскалацию тлевшего долгие годы конфликта вокруг Карабаха, в скором времени переросшего в войну между республиками. Так "Вестнику Кавказа" прокомментировали значение даты 15 июня 1988 года для нагорно-карабахского конфликта политический аналитик, кандидат исторических наук Олег Кузнецов и ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг" Александр Караваев.

По мнению Олега Кузнецова, этот исторический документ, принятый Верховным Советом АрмССР, послужил водоразделом между двумя этапами развития нагорно-карабахского конфликта. "Прежде всего, следует сказать, что националистические тенденции и в Карабахе, и в Армении начались гораздо раньше: так, 8 января 1977 года армянские националисты взорвали московское метро. На тот момент, по документам советских спецслужб, для высшего политического руководства Советского Союза не было секретом, что национализм в Армении превосходит все разумные пределы: в течение года после теракта за год было выявлено и привлечено к уголовно-административной ответственности за национализм 2,5 тыс человек, ликвидировано более трех десятков организованных националистических групп. Так что события 1988 года – закономерное следствие политики советского времени", - указал он.

"Объективно создавались необходимые условия для объединения всех армян вокруг единого центра, изначально – вокруг ЦК КП АрмССР. По этой причине появление документа о вхождении НКАО АзССР в состав АрмССР, вернее, об утверждении результатов февральского референдума и, на его основании, принятии данного субъекта советского Азербайджана в состав Армении, было закономерным политическим актом. При этом он противоречил конституционному законодательству СССР, согласно которому возможность выхода союзной республики из состава Советского Союза была, а вот передачи автономной области из состава одной советской республики в состав другой не было. Это, безусловно, вызвало серьезную правовую коллизию, которая в рамках существовавшего советского законодательства разрешена быть не могла", - обратил внимание на юридическую сторону дела Олег Кузнецов.

"В итоге ситуация вышла из-под государственно-правового контроля на уровень общественных движений. В Армении общественной идеологией был национализм, а не пролетарский интернационализм, так что юридическая коллизия межгосударственных отношений переросла в вооруженный конфликт, ведь иного механизма достижения обозначенных целей армянская общественность для себя не видела: только массовые беспорядки и захват территории Нагорного Карабаха и близлежащих к нему районов вооруженным путем. Заметьте, на тот момент объектом агрессии был не Азербайджан, а Советский Союз в целом – достаточно сказать, что последний Герой Советского Союза, павший в бою, был офицером Софринской бригады спецназа внутренних войск МВД Советского Союза, и он был убит в бою с армянскими сепаратистами", - поведал историк.

"Мы должны понимать, что этот юридический документ законодательного органа советской Армении от 15 мая 1988 года стал спусковым механизмом возникновения нагорно-карабахского конфликта", - заключил он.

По его оценке, на тот момент объективный потенциал мирного урегулирования конфликта далеко не был исчерпан. "Проблема была в другом: представители советской Армении не хотели идти на какие-либо компромиссы как с советским Азербайджаном, так и с Советским Союзом в целом, по крайней мере, с партийно-политическим руководством СССР, эгоистически требуя однозначного признания за собой своих чаяний и интересов, не считаясь с недостатками законодательства, не давая центральной власти возможности исправить пробелы в законодательстве. Это, конечно, стало основной причиной нагорно-карабахского конфликта, так что в его возникновении есть существенная доля объективных причин, а процент закономерности высок", - добавил Олег Кузнецов.

Александр Караваев согласился с тем, что решением Верховного совета АрмССР дало мощный импульс сепаратистскому движению в Карабахе. "Конфликт к тому моменту уже существовал, его основы были заложены еще несколько десятилетий тому назад, в связи с переселением армянского населения на территорию Нагорного Карабаха в ранний советский период и после Великой Отечественной войны", - напомнил он.

Попустительство центра привело к тому, что этот импульс не был подавлен. "О чем мы можем сегодня говорить основательно – это то, что власть в Москве не смогла сконцентрироваться должным образом на решении этого конфликта. Москва предприняла много важных действий и технических шагов для того, чтобы сгладить ситуацию, но команда Горбачева не смогла прагматически заглянуть в будущее и увидеть, к чему может привести конфликт – к распаду СССР. Они занимались конфликтом бессистемно, от случая к случаю, в зависимости от вспышек на местах: цельной политики по тому, чтобы погасить этот конфликт сочетанием деловых, экономических, социальных мер не было. Все делалось постфактум и с опозданием, итог – разрастание конфликта", - подчеркнул политолог.

"Накануне этого решения армянского Верховного Совета необходимо было, наверное, проводить более интенсивную работу с Ереваном, а сразу после предпринимать более решительные меры, чем просто отправка делегации в Баку дабы смягчить восприятие этого решения для Азербайджанской Республики – кроме этого было нужно выполнить целый набор действий. Безусловно, если бы Гейдар Алиев не был отстранен от руководства в Москве, он бы, конечно, не допустил такого развития событий, как в дальнейшем, в 1989 и 1990 годах. При Гейдаре Алиеве в Москве мы бы не получили армяно-азербайджанской войны", - выразил уверенность ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг".
__________________
Тема Нагорного Карабаха далеко не исчерпана. Рано или поздно, если только какой-нибудь метеорит не уничтожит половину населения земного шара, азербайджанцы все равно попытаются решить этот вопрос. ©




Dismiss вне форума   Ответить с цитированием