Показать сообщение отдельно
Старый 19.03.2013, 12:06   #319
Модератор
 
Аватар для Papa Karlo
 
Регистрация: 24.12.2011
Адрес: Baku
Сообщений: 4,989
Сказал(а) спасибо: 567
Поблагодарили 910 раз(а) в 657 сообщениях
Вес репутации: 58
Papa Karlo на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Армянский буфер для империи Романовых

Инициированное Петербургом переселения иранских и османских армян на Кавказ преследовало целью укрепление в регионе христианского «пояса безопасности»

Сложности для азербайджанцев – временные?

Непосредственно А. Грибоедов "не мало разсуждал" с О. Аргутинским-Долгоруким о "внушеніяхъ", должных быть сделанным "мусульманамъ, чтобы помирить ихъ съ нынешнимъ ихъ отягощеніемъ (которое не будетъ долговременно), искоренив "изъ нихъ опасеніе на счетъ того, что армяне завладеютъ навсегда землями, куда ихъ на первый разъ пустили".

Однако, насколько усматривается, акцент на недолговременность процесса нес всего лишь пропагандистский фон.

В сентябрьской записке А.Грибоедова и гражданского губернатора в Грузии Петра Завелейского (на имя главноначальствующего на Кавказе И.Паскевича) о проекте "Российской закавказской компании", предусматривавшим создание "в изобильных провинциях, по сю сторону Кавказа лежащих", виноделия, шелководства, хлопчатой бумаги, красильных, аптекарских "и других произведений", фигурировал специальный пункт о материальной поддержке армянских переселенцев. Констатируя приобретение предлагаемой структурой определенного количества "пустопорожних земель", авторы проекта почли долгом "коснуться состояния армян", перешедших "в российские пределы из-за Аракса". Сообщив о готовности принять "в свое ведение то число семейств", которое "собственными средствами содержать себя не может", А.Грибоедов и П.Завелейский актуализировали выдачу, сразу же "по утверждении устава", достаточной суммы "заимообразно на счет компании, для обеспечения существования означенных армян", и дозволение их немедленного принятия "в ведение компании".

Говоря другими словами, озвученные в проекте идеи ни в кой мере не соответствовали ранее приведенному высказыванию А. Грибоедова о недолговременности процесса овладения армянскими мигрантами азербайджанских земель.

Потому тот же В. Григорьев подчеркивал, что "излишне говорить" о выгодах, полученных армянами от смены места жительства. Но при этом он констатировал, что, хотя, "русские извлекли" армян "из ничтожества", предоставив "им гражданское бытие", "кажется, они не умеют ценить всей великости этих благодеяний". "На словах беспрестанно твердя о вечной благодарности, которую обязаны они питать к русским", вдруг "переменяют душевное расположение и образ мыслей, если дело коснется до пожертвований. Это заметно было при сборе милиции во время Турецкой кампании.

В то же время, весьма симптоматична фиксация А. Грибоедовым проявившихся параллельно переселению попыток армян России приобрести особые полномочия на Южном Кавказе. С его слов, полковник Лазарев "помышлялъ только о сочиненіи прокламацій" о "формированіи регулярнаго Армянскаго ополченія, полагая даже включить въ кругъ своихъ замысловъ" также "самый Карабахъ и прочія области".

Наверное, комментарии к последнему эпизоду излишни. Если только не привести факт из недавней истории. Выдающийся советский востоковед Зия Буниятов отмечал, что "в 1978 г. в селе Марага или Марагашен (совр. Ленинаван) Мардакертского района НКАО (Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР – прим. авт.) был установлен обелиск в честь 150-летия переселения первых 200 армянских семей из гор. Мараги (Южный Азербайджан) на земли Карабаха".

Село получило свое название в честь родины переселенцев - с. Марага в Иране. Так вот, к нынешнему этапу истории на памятнике слово "Марага" и дата "150" отсутствуют, хотя фотографии обелиска в первоначальном виде сохранены. Но это так, к слову.

Как бы то ни было, посредством армян-мигрантов, кавказский "христианский пояс" к концу первой трети XIX в. становился реальностью. Тем более что в дополнение к почти 40 тыс. персидским переселенцам, после заключения Адрианопольского договора, согласно армянскому исследователю Н. Саруханяну, из Османской империи на азербайджанскую территорию перебрались 14047 семей, "что по приблизительным подсчетам составляло около 100 тысяч человек"(6).

По словам русского публициста начала ХХ в. Михаила Меньшикова, «у турецких, и у персидских армян разгорелись глаза на казенные русские земли». К 1830 г. переселенцам были предоставлены "лучшие земли в Елисаветпольской и Эриванской губерниях, а также в трех уездах Тифлисской губернии". В целях "водворения армян было отведено 200 000 десятин казенных земель и куплено более чем на 2 000 000 рублей земли у мусульман". Потому глава Тифлисского патриотического общества того же периода Николай Шавров фиксировал, что Петербург начал "колонизаторскую деятельность" не с размещения "в Закавказье русских людей, а с водворения иногородцев". С попаданием в регион в 1819 г. "500 семей вюртембергских немцев из числа элементов, забракованных на родине", были образованы "колонии в Тифлисской и Елизаветпольской губерниях". Вслед за чем наступил период иммиграции армян.

А уже после подошел черед русской колонизации Южного Кавказа. В аспекте малороссийских казаков И. Паскевич инициировал отправку "в предполагаемую" для этого зону - пространство "между Цалкою, Ахалкалаком и Манглисом, а также озером Гокчая и на возвышенной плоскости между Карабаба и Гюрсами" - двух экспедиций "топографов и землемеров". По результатам исследования в представленном Николаю I докладе он, проконстатировав необходимость выделения для переселенцев "25 десятин земли на каждую душу", заявил об отсутствии таковой территории на всем "пространстве границы нашей с Персией". В связи с чем И. Паскевич предложил сформировать грузинские линейные батальоны, должных стать "основою военных поселений" на южных "границах наших".

В любом случае, в октябре 1830 г. Государственный Совет России утвердил первый законодательный акт о заселении Южного Кавказа русскими переселенцами. Их привлечение решено было осуществлять как путем создания военных поселений, когда несшие службу солдаты имели свое крестьянское хозяйство и семью, так и расселением гражданского населения из числа сектантов, в основном молокан и духоборцев. Регион, рассматривавшийся центром как "колония, населенная нецивилизованными азиатами", постановлением Госсовета от 1833 г. должен был "составить с Россией единое тело (притом местное население привести к тому, чтобы оно по-русски говорило, по-русски думало и чувствовало)". Так в Азербайджане появились переселенцы из Тамбовской, Саратовской, Воронежской и других губерний.

Но "русские" переселенческие цифры значительно уступали "армянским". По словам преподавателя ЕрГУ Левона Казаряна, "без преувеличения можно сказать, что имела место армянская колонизация. Не столько русские колонизировали" Южный Кавказ, "сколько армяне - русское Закавказье". Вообще "за 150 лет" здесь, "практически на пустом месте, более, чем в 100 раз возросла численность армянского населения, ставшего преобладающим". При этом, как фиксировалось в представленном в начале 1831 г. проекте ревизовавшего Закавказский Край сенатора Евграфа Мечникова, «армянские попы» думают «о восстановлении армянского царства, в котором бы патриарх был властителем, как папа в своих духовных владениях».
Заключение

Таким образом, как отмечает профессор Дипломатической Академии МИД РФ Игорь Панарин, к 1830 г. между Российской и Османской империями "не осталось ни буферной зоны в виде Закавказья, ни естественных преград в виде Кавказского хребта". Приобретя "новую линию южной границы", Петербург заполучил "ключевой геостратегический плацдарм для создания непосредственной угрозы подступам к Персидскому заливу".

В свою очередь, размещение на южных рубежах России армянского населения, преследуя цель укрепления христианской линии в приграничьи с мусульманскими странами, способствовало решению и других задач, включая осуществление разведывательных мероприятий. Аналогично тому, как еще в 1774 г. переехавший из Персии офицер-армянин Мирза бек Ваганов (получил в России звание майора), по линии астраханской губернской канцелярии был направлен с особой миссией к Нурали-хану - правителю Младшего казахского жуза (Меньшой киргис-кайсацкой орды). Среди данных ему оперативных поручений выделялось получение информации, в каком "состоянии находится" хан, "у кого в руках наши пленные" и т. д..

Так что апробированный вариант явно привлекал внимание Петербурга. Кроме того, наличие у перебравшихся на Кавказ армян немалого числа родственников в Персии и армянонаселенных вилайетов Османской империи позволяло заинтересованным российским структурам получать информацию о событиях в этих странах изнутри. Мало этого, будучи уже российскими подданными, армянские переселенцы вполне могли задействоваться Петербургом для воздействия на армян, скажем, Османской Империи, в нужном центру политическом формате. В перспективе это предоставляло возможность России инициировать дестабилизационную ситуации в соседней стране, в т.ч. и посредством султаноподданных армян, что могло иметь место в преддверии или во время русско-османских войн.

Развитие ситуации в таком варианте предусматривало на перспективу инициирование в среде османских армян (в необходимый для Петербурга период) обращений к России о помощи, как к "стране-покровителю христианских народов". Что могло стать поводом к официальному вмешательству Петербурга во внутренние дела Османского государства вплоть до озвучивания идеи (с последующим предпринятием шагов) по присоединению к России "Турецкой Армении" (под предлогом защиты проживавшего там христианского населения).

Но все это могло бы остаться лишь теорией, не воспринимай центральные власти армян идентичными русским (как граждан России). По замечанию профессора кафедры русского и сербского языка Вермонтского университета (Канада) ХХ в., одновременно читавшего лекции по русской истории, литературе и культуре, Павла Пагануцци, "армянам жилось привольно" в России. Они могли свободно продвигаться по государственно-служебной лестнице, как и все остальные русские". Не случайно, армянский писатель XIX в. Хачатур Абовян писал, что пока у армян наличествует "дыхание в устах", увидя лицо русского, "денно и нощно" они должны "всякий раз перекреститься и прославить бога" за приведение "нас под могущественную державную руку русского царя". А чуть позже один из основателей первых армянских лоббистских организаций в Великобритании и США, писатель-публицист Мигран Свазлян актуализировал усвоение армянами мысли, что "если бы России не существовало, следовало бы ее создать, ибо этого требуют высшие интересы армян». По «своей сути» Россия «также необходима нам, как вода, которую мы пьем, и воздух, которым мы дышим».

Таким образом, армянское население практически на всем Востоке стало проводником российской политики в регионе.

Что касается азербайджанцев, бывшие азербайджанские ханства были разделены на провинции, возглавляемые комендантами. Власть комендантов, «назначавшихся из русских офицеров, была почти столь же безгранична, как и власть прежних ханов». Они председательствовали в местном суде, наделенного правом выносить любые приговоры, кроме смертных; утверждали всех чиновников из местных феодалов и даже главу мусульманского духовенства. В связи с чем «судьба сотен тысяч азербайджанцев зависела от произвола царской военщины».

Карабахская провинция, вместе с Ширванской, Шекинской и Талышской, входила в состав Мусульманского округа, с 1824 г. возглавляемого военно-окружным начальником (резиденция располагалась в Шуше).

По определению известного американского исследователя азербайджанской истории Тадеуша Свентоховского, первые десятилетия XIX в. оказались новым поворотным пунктом в истории Азербайджана, т.к. "власть здесь перешла к европейской державе". С периода разделения исторической азербайджанской территории по р. Аракс между Ираном и Россией Петербург "разными способами и в разной степени" начал оказывать воздействие "на ближневосточное, исламское и тюркоязычное традиционное общество Азербайджана". (Ислам ньюс)
__________________
"Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это
и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.
"
Л.Н. Толстой

Papa Karlo вне форума   Ответить с цитированием