Показать сообщение отдельно
Старый 31.01.2013, 11:07   #180
Администратор
 
Аватар для Dismiss
 
Регистрация: 23.07.2006
Адрес: Baku
Сообщений: 47,510
Сказал(а) спасибо: 10,446
Поблагодарили 10,975 раз(а) в 6,929 сообщениях
Вес репутации: 1
Dismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспорима
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Cегодня день рождения М.Э.Расулзаде

31.01.2013 - 09:28 |

Айдын Балаев
доктор исторических наук

31 января 2013 года исполнится 129 лет со дня рождения М.Э. Расулзаде, одной из величайших личностей не только современной азербайджанской, но и всей многовековой истории тюркского мира. С его именем связана целая эпоха в истории азербайджанских тюрков, вершиной которой, несомненно, является 28 мая 1918 года, когда была провозглашена независимость Азербайджана. Эту дату с полным основанием можно считать днем рождения современной государственности Азербайджана.
Историческая заслуга М.Э. Расулзаде и других лидеров АДР заключается в том, что они предприняли первую на всем мусульманском Востоке попытку реализации европейской модели национальной государственности. Как известно, европейские народы прошли эту стадию исторического развития еще в XIX веке, а на Востоке миссия стать первопроходцами этого процесса выпала на долю М.Э. Расулзаде и его соратников.
Правда, в силу неблагоприятной геополитической обстановки в регионе руководителям Азербайджанской Демократической Республики не удалось до конца осуществить свои планы и задумки. Первая Азербайджанская Республика пала в результате интервенции большевистских войск в апреле 1920 года.
Но оказавшись за пределами страны, М.Э. Расулзаде и его соратники по национальному движению, невзирая на трудности и лишения эмигрантской жизни, продолжили свою борьбу за азербайджанский идеал, искренне веря в возможность восстановления независимости Азербайджана. Как отмечал известный татарский деятель А. Таймас, выступая на похоронах М.Э. Расулзаде, «ради этой борьбы он пожертвовал всем – своей семьей, спокойствием, здоровьем, и, наконец, жизнью».
«Благодарностью» же за все эти жертвы стало безразличие и равнодушие его соотечественников, борьбе за свободу которых М.Э. Расулзаде посвятил всю свою сознательную жизнь. По крайней мере, в сегодняшнем Азербайджане проблемы исследования и пропаганды политического и научного наследия Мамед Эмин бея не интересуют никого, за исключением отдельных энтузиастов, возможности которых крайне ограничены.
Причем, причина тому - не только ревнивое отношение нынешних властей Азербайджана к лидерам и основателям АДР, в том числе М.Э. Расулзаде. Ответственность за эту ситуацию наряду с официальными властями несет и та часть азербайджанского общества, именующая себя оппозицией, которая с пеной у рта при каждом удобном случае объявляет себя наследниками М.Э. Расулзаде, без зазрения совести спекулируя его именем ради своих меркантильных политических интересов. Конечно, оппозиция может оправдаться ссылками на материальные затруднения, но почему-то отсутствие средств не мешают даже второстепенным оппозиционным функционерам в течение года совершать неоднократные вояжи в различные страны и континенты мира.
С другой стороны, вряд ли можно объяснить отсутствием финансовых средств тот факт, что в оппозиционных газетах Азербайджана вы не найдете не только рецензии, но даже короткой заметки об изданных за последние годы книгах, посвященных М.Э. Расулзаде. Причина подобной ситуации заключается в том, что размещение материалов об отце-основателе АДР отрицательно отразится на тираже оппозиционных газет, нанеся серьезный удар по карману их владельцев – наших доморощенных «борцов за свободу слова».
В отличие от своих сегодняшних реактивных «наследников», М.Э. Расулзаде был креативной личностью, генератором идей, которых до него никто в мусульманском Востоке не выдвигал и не пытался реализовать. Между тем, принципиальное отличие креативной личности от реактивной заключается в том, что первая пытается утвердить в обществе принципиально новые представления и систему, а вторые, движимые «жаждой мести», стремятся не к новой реальности, а лишь к «восстановлению справедливости». Другими словами, они просто хотят встать на место тех, кого беспощадно критикуют, не в силах предложить обществу оригинальный проект его переустройства. И нечего тут удивляться тому, что общество отказывает в поддержке подобным «наследникам», резонно полагая, что они лишь стремятся поменять шило на мыло. В этом смысле их по праву можно назвать наследниками А. Эльчибея, а вовсе не М.Э. Расулзаде. Ведь согласитесь, что это не одно и то же — быть последователем Иуды, или Христа.
Как тут не вспомнить известную азербайджанскую пословицу, которая гласит: «примерить на себя чужую обувь не составляет особого труда, а вот перенять чужую походку практически невозможно». То есть, назвать себя политическим наследником М. Э. Расулзаде в нынешних азербайджанских реалиях совсем не означает стать его реальным последователем. По меньшей мере, потому, что в отличие от своих нынешних «наследников» Мамед Эмин бей свою жизнь посвятил не борьбе за власть и руководящее кресло, а свободе и независимости Азербайджана, неутомимо борясь за счастье своей страны. В буквальном смысле слова собирая копейку к копейке он в каждой стране, куда бы ни привели его обстоятельства, издавал газеты не прибыльные, но разносившие по миру весть о горестной судьбе Азербайджана, стараясь приблизить хоть на шажок, на дюйм свободу Страны огней.
Хотя М. Э. Расулзаде мог бы использовать часть имеющихся у него средств на собственные нужды и, кстати, имел на это полное моральное право. Но история свидетельствует о другом: в последние годы жизни Мамед Эмин бек находился в весьма бедственном положении. Как отмечает турецкий исследователь С. Шимшир, после его возвращения в Турцию в 1947 году квартира, в котором проживал М.Э. Расулзаде, представляла собою жалкое зрелище. Это полуподвальное жилище, где нередко бегали крысы, нуждалось в основательном ремонте. Ни один из многочисленных зажиточных азербайджанцев, проживающих в Турции, ни само правительство этой страны пальцем не пошевелили, чтобы создать хотя бы минимум удобств политическому деятелю, столько сделавшему не только для Азербайджана, но и для всего тюркского мира.
Характерно, что подобная судьба была уготована не только М.Э. Расулзаде, но и всем без исключения немногим представителям азербайджанских тюрков, которые посвятили свою жизнь борьбе за счастье и благополучие собственного народа – от Мирза Джалила до Мухаммеда Хади, и от Али бека Гусейнзаде до Ахмед бека Агаоглу. Иначе не пришлось бы Мирзе Джалилу в конце своей жизни сжигать в печи собственные рукописи, чтобы отапливать свою квартиру.

__________________
Тема Нагорного Карабаха далеко не исчерпана. Рано или поздно, если только какой-нибудь метеорит не уничтожит половину населения земного шара, азербайджанцы все равно попытаются решить этот вопрос. ©




Dismiss вне форума   Ответить с цитированием