Показать сообщение отдельно
Старый 26.09.2012, 15:58   #1835
Местный
 
Аватар для Хикмет Гаджи-заде
 
Регистрация: 07.03.2007
Сообщений: 10,235
Сказал(а) спасибо: 1,088
Поблагодарили 2,198 раз(а) в 1,381 сообщениях
Вес репутации: 114
Хикмет Гаджи-заде на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

О Проблемах Свободы Самовыражения в Азербайджане и Турции (2012)

Хикмет Гаджи-заде
Президент, FAR CENTRE
Азербайджан

С сожалением приходится отмечать, что проблемы Азербайджана и Турции в области свободы са¬мовыражения – свободы слова и свободы вероисповедания – все еще остаются актуаль¬ными. И хотя для наших стран они носят порой различный характер, но все же, общие моменты в этих проблемах отчетливо проглядываются.
В обеих наших странах журналисты все еще преследуются государством и обществом за свою профессиональную деятельность. В наших странах журналисты все еще сидят по тюрьмам. В наших странах все еще применяются архаичные законы об оскорблении ли-деров этих стран или оскорблении нации, а диффамация рассматривается, как крими-нальное преступление. В наших странах религия находится под государственной цензу-рой, а за выступление против религии человек может быть репрессирован со стороны общественных сил или даже убит. И проблемы эти пока решения не находят, а лишь усу-губляются. Но мы хотя бы попыта¬емся открыто указать на наличие этих проблем, ибо я опасаюсь, что если дела и дальше так пойдут, то скоро мы лишимся и этой возможности.
***
Можно разделить проблемы свободы слова и прессы в этих странах на две части: «по-литическую» и «ментальную».
Под «политической» проблемой я имею в виду проблемы, возникающие при исполь-зовании свободы слова, например, в борьбе за демократию и справедливость, – в полити-ческом или общественном процессе, скажем, при опубликовании разоблачительных ма-териалов, проведении журналистских расследований, публикации неких радикальных обращений к обществу, или призывы к пересмотру устоявшихся в обществе стереотипов и т.д.
«Ментальная» часть проблемы свободы слова – это оскорбления чести и достоинства личности, ос¬корбление чувств верующих сатирой на некие национальные святыни, а так-же, вмешательство в личную и семейную жизнь граждан.
Сегодня всё вышеперечисленное трак¬туется в законодательстве наших стран и в обще-ственном мнении совсем по-другому, чем в современных демократических странах.
«Ментальное» ограничение свободы слова у нас опирается на национальный традиции хорошо отраженные в известной пословице: «Рана нанесенная кинжалом может зажить, а вот рана нанесенная словом не заживает» (азерб. - Xəncəllə vurulan yara sağalar, sözlə vurulan yara sağalmaz). В то время, как Европейски юридический стандарт совсем другой и он хо-рошо иллюст¬рируется английской пословицей «Меня словам не проймешь, лишь бы палкой не огрели» (англ. - Sticks and stones may break my bones but words will never hurt me).
В ходе ХХ века в демократических обществах выработалось еще несколько правил в об-ласти свободы самовыражения, которые могли бы показаться нам странными или непри-емлемыми, например:
- В публичных дискуссиях к нарушениям этических норм суды стали относится тер-пимее; Верховные Суды решили, что демократия не может жить без дискуссии, а дискус-сия редко обходится без нарушения этики. И лучше пусть люди ругаются в дебатах, чем мол¬чат.
- Ставить под сомнение или, даже оскорблять национальные святыни и национальных святых (например, президентов) отказываться произносить клятву на верность родине или сжигать ее флаг не стало рассматриваться как национальное предатель¬ство.
- Оскорбить представителя власти, скажем президента или любую публичную фигуру по закону стало легче, чем оскорбить простого гражданина.
- Личная жизнь знаменитостей не так уж и сильно или почти не защищается законом.
- За раскрытие государственной тайны должны нести ответственность чиновники, ко-торым поручено эту тайну охранять, а не журналисты, которые ее опубликовали.
Все вышеперечисленные законы были приняты для того, чтобы уберечь общественное обсуждение от давления всесильных политических и экономических фараонов; чтобы уровнять в дискуссии реальные возможности фараона и простого гражданина, который требует у него отчет; для того, чтобы над властью постоянно осуществлялся обществен-ный контроль, без которого правовое государство существовать не может.
Все эти великие завоевания демократических обществ в борьбе с авторитаризмом в душе каждого человека дались большой кровью, но цель была достигнута! Авторитаризм был побежден и не может больше вернуться в эти общества. И как бы необычным и ос-корбительным не показались вышеперечисленные правила, демократы в Турции и Азер-байджане должны найти в себе силы приять их и провести в жизнь. Тогда и мы сможем говорить что мы – свободные страны.
Эти правила не только защищают человека от сильных мира сего, но они также и ук-репляют страну в целом. Та¬кая свобода слова не вредит стабильности в стране, наоборот, она есть одна из основ национальной безо¬пасности.

Немного из истории свободы слова в Азербайджане:
Периодика и литература в нашей стране очень короткие периоды была свободной.
В средневековье – вспомним казненного Несими и других религиозных диссидентов,
- затем - Царская цензура,
- Советский период – самиздат - подпольная литература
- время борьбы за независимость нашей страны - 1988-1992 – самый свободный пе-риод для нашей печати.
- Военная цензура – 1992-1993
- Политическая цензура и борьба за отмену цензуры 1993-1996
- Отмена цензуры – 1996
- Судебные уголовные преследования - 1996-2012
- Внесудебные преследования: убийства, избиения и аресты журналистов (Эль¬мар Гусейнов, Бахеддин Хазиев, Интернет блоггеры)
- Сегодня в Турции и Азербайджане все еще существуют репрессивные за¬коны об оскорблении нации и президента и уголовное преследование за диффа¬мацию
- 70 журналистов сидят в турецких тюрьмах.

По данным азербайджанского Института Прав Медия (Руководитель Рашид Хаджилы) в стране находятся в тюрьмах шесть журналистов (Аваз Зейналлы, , Айдын Джаниев, Ра-мин Байрамов, Анар Байрамлы, Вугар Гонагов, Заур Гулиев).
Только в 2011 году физическому и серьезному психологическому давлению 92 раза под-верглись 72 журналиста. В первом квартале 2012 года таких фактов отмечается уже около тридцати.

О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
С самого начального период азербайджанской независимости в религиозной сфере наметились две основные проблемы: проблема свободы вероисповедания и проблема ре-лигиозного экстре¬мизма. И, к сожалению, сегодня проблема религиозного экстремизма стала одной из главных проблем нашего общества. Убийства и устрашение своих оппо-нентов, ор¬ганизованная террористическая деятельность, отсутствие хоть какой-либо тер-пимости к оппонентам, нежелание вступать в диалог – вот что характеризует сегодня ак-тивность ре¬лигиозных экстремистов в стране. И даже, обсуждать эти проблемы становит-ся опасным – экстремисты сразу же могут объявить вам врагом Ислама с губительными для вас послед¬ствиями…
***
Роль ислама в борьбе с колониализмом и деспотией – явление, хорошо изученное и всячески приветствуемое со стороны мирового демократического сообщества. Но о ко-ренном противоречии традиционных исламских ценностей идеям Прав Человека, всегда гово¬рилось мало и в полголоса, вероятно из-за политической корректности, так сказать, «из боязни обидеть мусульман». Я, все же, попытаюсь описать эти противоречия, наблю-дающиеся в Азербайджане…
После развала коммунистической системы религия стала возвращаться и вскоре заняла почетное место в обществе, однако политический ислам преследовался с самого начала и по сей день. При Эльчибее мечети были переданы верующим, независимые религиозные общины были зарегистрирована, была также зарегистрирована Исламская Партия Азер-байджана. Однако из опасения перед распространением идей Иранской Исламской ре-волюции в стране был принят закон, запрещающий религиозным лидерам избираться в парламент.
Гейдар Алиев начал уже репрессии против исламских политических активистов: за-претил Исламскую партию и арестовал ее лидеров.
Ильхаму Алиеву пришлось уже столкнуться с вооруженными экстремистами, и в этот период любая неконтролируемая религиозная активность исламская или христианская начала преследоваться. Для пресечения террористической деятельности в апреле 2011 го-да правительством была проведена широкомасштабная полицейская опе¬рация в городах Баку, Гяндже, Сумгайыте, Гахском, Загатальском, Шекинском, Гусарском, Абшеронском и Хачмазском районах страны.
Однако, под предлогом борьбы с религиозным терроризмом в стране стали преследо-ваться не только исламские демократы в лице Мечети Джума и не только Исламская Пар-тия Азербайджана, но и даже те верующие, которые не претендуют на общественное влияние. Введена цензура на религиозную литературу; религиозные об¬щины стали ли-шаться регистрации; обученным за рубежом религиозным лидерам за¬прещена деятель-ность в мечетях. Появилась большая проблема с хиджа¬бом в школах и ВУЗах (2010), вы-звавшая сильные протесты верующих. Независимые религиозные общины закрываются, религиозная литература подвергается жесткой цензуре; несмотря на протесты верующих в Баку было закрыты мечети «Абу Бекр», «Шехидляр» и временно были приостановлено посещение мечетей «Иллахият» и «Фатмеи Захра». Еще несколько мечетей были снесены как «незаконные строения. И все это, было произведено без какого-либо обществен¬ного обсуждения и переговоров с религиозным сообществом.
Все эти акции нарушают права граждан и не приносят результатов. А ведь можно бы-ло бы ус¬тановить диалог с верующими гражданами страны и обсудить, например, вопро-сы хиджаба в школах и ВУЗах, вопросы фо¬тографий в хиджабах для паспорта и многое другое. Все это помогло бы снять напряже¬ние в обществе и удовлетворить религиозные права и потребности граждан.
В наших госучреждениях теперь запретили выставлять Коран и религиозную симво-лику. А вот в США – это разрешено и мусульмане США могут на рабочем месте выстав-лять Коран. При этом борьба с религиозным экстремизмом идет в США весьма эффек-тивно.
Всего за последние 15 лет 3000 человек были осуждены по религиозным мотивам.
В марте 2011 г. неправительственная организация «Правозащитный Центр Азербай-джана» (председатель Эльдар Зейналов), распространил список из 220, осужденных за по-следние 6 лет, религиозных экстремистов из различных групп, как шиитского, так и вах-хабитского толка.
Для борьбы с распространением религиозного экстремизма правительство применяло старый проверенный способ: усиление контроля, репрессии и превентивные репрессии. О просвещении, установлении диалога с этими людьми, обсуждении их проблем даже не вспоминалось.

ОБ ИСЛАМОФОБИИ ИЛИ ПОЧЕМУ ВСЕ ТАК БОЯТСЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИС¬ЛАМА.
Примечательно, что, по жалобам некоторых религиозных активистов, послед¬ние ре-прессии так и не встретили должного осуждения со стороны демо¬кратического сообщест-ва Азербайджана: демократы были в растерянности от религиозного экстремизма. В стране, как и во всем мире, распространялась исламофобия, и о защите прав ве¬рующих уже мало кто хотел слушать.
Преследование конституционных прав верующих - незаконно, недемократично и лишь увеличи¬вает нестабильность в обществе. Однако вся проблема тут не только в репрессиях. Глубокая проблема заключена в противоречии республиканских ценностей тем ценно-стям, что пропове¬дуют «исламисты» - политические исламские активисты. И, что самое печальное, мы не видим никакого противодействия экстремистам со стороны тех, кого в обществе считают умеренными мусульма¬нами или мусульманскими демократами. К большому сожалению, мусульманские демократы молчат, когда экстремисты угрожают или убивают своих оппонентов.
Даже сегодня, находясь под репрессиями нынешнего режима, политические ислами¬сты наводят страх на общество: скандалы с газетами, угрозы по телефону, убийство, из¬гнание из страны. Люди стали боятся открыто высказывать свое отношение к религии. В одном из ВУЗов студенты пожаловались декану на студента, который заявил, что он – атеист.
А что же будет, думает общество, если исламисты избавятся от пресса этого автори-тарного режима? И вот, что думают теперь некоторые – лучше пусть исламисты находят-ся в репресси¬рованном состоянии, а если при этом будет репрессировано и все наше об-щество, то мы готовы это терпеть, лишь бы не пришли «талибаны».
Радикальными исламистами открыто провозглашается цель на строительство ислам-ского государства основанного на Шарите. Однако всем нам надо понять и признать, что принципы Шариата противоречат республиканской идее о том, что все люди рождают-ся сводными и наделены достоинством, и все они равны перед зако¬ном. И, что у че-ловека есть неотъемлемые права, которые не могут быть отняты не госу¬дарством, ни об-ществом, ни уммой. В то время, как в Шариате – мусульмане имеют больше прав чем не мусульмане, муж¬чины больше прав чем женщины, можно бить жен, убить че-ловека за выход из ис¬лама, убить его за оскорбление исламских ценностей.
А когда в ходе диалога указываешь исламистам на это, то они говорят, что бить жен-щин можно, но не сильно и пр.! А как же тут быть с человеческим достоинством женщи-ны? Это, по-видимому, у них не обсуждается. Женщина должна бы счастлива, что ее бьют – значит о ней заботятся.
Религиозные радикалы правят бал, а мусульманские демократы молчат. На смерть журналиста Рафика Таги мы не услышали ни одного официального протеста со сто-роны многочисленных групп мусульманских активистов. Самым мужественным оказалось заявление известного исламского демократа Иль¬гара Ибрахимоглу (Имам-джамаат общины Джума), который в своем интервью газете «Bizim Yol» сказал, что «Это убийство – преступление против человечности, государственности и Ислама». И, раз по-давляющее большинство мусульманских организаций молчат, то в общественном созна-нии радикальные и умеренные мусульмане объединяется в единое целое. Люди начали думать, что между ними нет никакой разницы – просто радикалы откровеннее, искреннее.
…Ну и, конечно, непрекращающиеся теракты по всему миру. Взрываются не только израильские окку¬панты или их союзники. Мы видим, как все исламисты взрывают всех! Сунниты – шии¬тов, шииты – суфиев, а ваххабиты взрывают всех подряд.
Чего же думать обществу? Что будет делать радикальный исламист в парламенте? Так, в стране и развивается исламофобия.
И это фобия распространяется не только у нас. В 2010 году мы стали свидетелями, как по всему демократическому миру прокатилась волна против мультикультурализма. Хиджаб там теперь рассматривается как фактор, спо¬собствующий развитию экстремизма и нетерпимости начиная с семейного уровня.
Религиозные активисты повсюду с негодованием протестуют, против антиисламских законодательных актов, принимаемых в Европе и у нас в стране. Однако такими протес-тами исламофобию не остановить; она прекратиться лишь, когда умеренные религиозные активисты недвусмысленно выступят против исламских экстремистов; когда мусульмане смогут, соединить религию со свободой. Соединить религию с республиканскими ценно-стями. Соединить религию с терпимостью.
Хотелось бы обсудить все это с каким-либо авторитетным мусульманским советом, но такого совета нет! Ибо, Исламе нет некоего органа типа Римской католической церкви с папой во главе, который смог бы провести демократические реформы в жизнь. Каждый тут может заявить, что сам будет разговаривать с Аллахом – без посредников.
Нам только остается ждать и верить, что когда-нибудь появиться мужественная и авто-ритетная община умеренных мусульман-демократов, которая открыто признала бы ра-венство прав человека, смогла бы осудить религиозный экс¬тремизм и отказаться следовать средневековым Шаритским нормам.
***
- Как видно, проблема свободы слова не cтолько юридическая, сколько ментальная, ибо, в конце концов не закон на бумаге, а общество и судьи определяют, за какие слова следует наказать человека, а что и можно стерпеть. И здесь наше интеллектуальное сообщество и либеральные демократы должны приложить серьезные и настойчивые усилия, для разъяснения гражданам необходимости примирения с некоторыми необычными требованиями в области свободы слова.
- Исследования и оценки FAR CENTRE позволяют нам заключить, что в Азербайджане пока нет влиятельной исламской политической организации и, конечно же, нет вероят-ности установления исламского режима.
- Однако отдельные небольшие экстремистские религиозные группы могут пытаться путем террористических актов дестабилизировать обстановку в стране.
- Правительство пытается бороться с «исламской угрозой» лишь путем репрессий и ус-тановления жесткого контроля над религиозной сферой, – такая стратегия успеха не при-носит и не может принести. Тут нужно легитимное демократическое правительство и широкий диалог с рели¬гиозными общинами.
- Главенствующее сейчас в стране секулярное движение должно отказаться от подозри-тельного отношения к религиозному сообществу и соблюдать права человека на вероис-поведание.
- Религиозное сообщество должно найти в себе силы принять – «Декларацию прав че-ловека ООН» и Конституцию республики, главным принципом которых является идея о том, что все люди рождаются равными, они наделены достоинством и равны перед законом.
- Умеренные и истинные мусульмане должны активно и открыто протестовать против насилия и экстремизма, совершаемого другими мусульманами, используя религиозные аргументы, имеющиеся в Коране в достаточном количестве.
- Исчезнувшая ныне из медия пропаганда рационализма и науки должна быть возвра-щена на прежний уровень, не то у нас астрология стала заменять астрономию.
- Обществу в целом необходимо открытое, искреннее, а возможно и нелицеприятное обсуждение проблем Ислама в демократическом государстве; все должно начаться имен-но с такого обсуждения.

The end of the text


Хикмет Гаджи-заде вне форума   Ответить с цитированием