Показать сообщение отдельно
Старый 26.05.2012, 23:34   #549
Местный
 
Регистрация: 07.12.2006
Сообщений: 21,345
Сказал(а) спасибо: 1,394
Поблагодарили 3,878 раз(а) в 2,555 сообщениях
Вес репутации: 226
Ашина на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Prater Посмотреть сообщение
ну это просто. в этой статье ты найдешь причины возникновения и конца "белорусского чуда" http://inosmi.ru/belorussia/20101005/163375333.html

учти под иностранными инвестициями, я не имею ввиду подарки Путина за счет которых это "белорусское чудо" и держалось. Потому что ты в своих описаниях эффективности авторитарного строя явно не имел ввиду искусство водить дядю Вову за нос.
Теперь об этом. О том, почему экономка Беларуси через 20 лет после развала СССР оказалась в два раза сильнее, чем Украина.

Во-первых, ты привёл статью от:

Цитата:
Опубликовано: 01/10/2010 20:43
Ничего не рухнуло, несмотря на жесточайший кризис. Теперь они уже примериваются к новому рывку. И очень трезво оценивают свои шансы, но о крахе никто не говорит.

Цитата:
Правительство опять вынуждают сеять ветер

25th Май 2012 admin
Правительству в целом удалось стабилизировать ситуацию в экономике. Замедлилась инфляция, растет положительное внешнеторговое сальдо, предложение иностранной валюты превышает спрос на нее. Однако в последних действиях и риторике Совмина эксперты усматривают готовность ослабить денежно-кредитную политику. В этом случае, прогнозируют эксперты, неизбежен новый виток напряженности в экономике.
Читать далее »
Способны ли белорусы сделать рывок на мировой рынок?


===============

Перед объяснениями я приведу пример небольшой статейки как раз о "моей теории", как ты где-то там по ветке выразился:

Цитата:
Йозеф Виланд
Элементы общей морально-этической позиции


Я думаю, что наша общая морально-этическая позиция может возникнуть только в процессе совместного участие в практических делах. И национальная культура, и национальные этические нормы формируются в процессе совместной практической деятельности, в процессе совместной жизни людей. Таким же путем формируется система этических норм, обусловленная глобализацией совместной практической деятельности.

В чем же, собственно, заключается практическая проблема, если перевести ее на язык экономических категорий? Речь идет о проблеме кооперации. Необходимо быть способным к кооперации и готовым к ней.

Что значит “быть готовым к кооперации”? Это означает, что один человек должен что-то предложить другому, должен суметь заинтересовать его своим предложением. Но это подразумевает и ментальную, внутреннюю готовность человека к сотрудничеству, кооперированию с другими людьми.


Успех западного капитализма основан не на технологиях и не на капитале, а ,прежде всего, на способности объединить огромное количество людей за счет вовлечения их в операции взаимообмена. В экономике существует понятие кооперативной ренты, т.е. дохода, который извлекается из вступления в операции обмена с другими людьми. При этом - чем больше у меня возможностей обмена, тем соответственно выше моя кооперативная рента. Следовательно, замкнутые и имеющие ограниченный потенциал обменов культуры способны достичь лишь сравнительно невысокого уровня благосостояния; этот уровень будет значительно ниже, чем у культур больших, открытых для широкой и многообразной кооперации. Это, кстати, одна из причин, помешавшая состояться социализму.


Однако совместная практическая деятельность сопряжена с немалыми сложностями. Здесь всегда присутствует опасность распада, разлада и нестабильности, поскольку в основе кооперации лежит собственный интерес. Этим характеризуются в частности и так называемые экономические трансакции, что можно проиллюстрировать на примере инвестиций.


Допустим, некий немецкий предприниматель обращается в свою Торгово-промышленную палату, чтобы навести справки, каким образом он мог бы осуществить вложение денег в России. Ему дают брошюру под названием “Инвестиции в России”, где описываются здоровый российский климат, условия жизни, труда и т.п. Приводится и экономическая информация. Но затем тот же предприниматель раскрывает, скажем, свежий номер газетыFinancial Times и читает про российские “бизнес-войны” или, например, про скандал с “Мосэнерго”, которое вдруг ограничило права зарубежных владельцев своих акций. Последнее сразу привело к тому, что Европейский банк развития заморозил кредит в 100 млн. долларов, а пострадавшие заявили: если “Мосэнерго” не отменить своего решения, то всем западным инвесторам будет объяснено, что любая российская компания, большая или маленькая, может ограничить в правах владельцев акций, а то и вовсе лишить всяких прав. Это будет иметь губительные последствия для инвестиционных ожиданий. Если условия инвестиций могут быть изменены одним росчерком пера, то никто на такую кооперацию не пойдет. А из первой информации о “бизнес-войнах” следует, что при открытии фирмы в России придется создавать едва ли не еще больший отдел охраны.


Так что же узнал наш инвестор? Что климат в России хорош, но жизнь полна опасностей, а бизнес чреват потерями.


Если же подойти к данной иллюстрации с теоретических позиций, то сообщения из Financial Times служат индикаторами следующих проблем: в России продолжается дискуссия о “правилах игры” в бизнесе. Главный вопрос – соблюдение договоров, их надежность.


Основой современного общества, которое становится все более абстрактным, являются не личные связи, а договора. Такие договора должны соблюдаться, обещания должны исполняться. Иначе в обществе не будет стабильности. Это относится не только к России, а к новой структуре взаимоотношений в мире вообще. Это глобальный вопрос: как вообще обеспечить надежду на выполнение договора и в Китае, и в Индии, и в других странах?


Что же касается России, то – пусть это прозвучит несколько заостренно – у нее не будет никаких шансов построить процветающую экономику и добиться благосостояния для всех, если не удастся создать культуру договорных отношений, культуру репутаций, культуру доверия и надежности. Это относится как к трансакционным связям внутри России, так и к договорам с внешними партнерами. Чем надежнее ожидания от кооперации, чем выше предсказуемость партнерских отношений, тем шире возможности завязать кооперационные связи. Если можно рассчитывать лишь на очень короткий срок исполнения договоров – скажем, только на один день, - то российский бизнес и будет однодневкой: сделал деньги и убежал. Но из исторического, из практического опыта известно, что подобная экономика не может быть стабильной, не может она принести и благосостояния.


Мои наблюдения, скопившиеся за два дня нашей конференции, говорят о том, что у вас действительно очень много проблем, часть из которых я даже не могу осмыслить. Но если проблем множество, то нужно все-таки выбрать стратегически наиболее важную проблему, исходя из которой, можно будет расчистить все остальное поле. Такой ключевой проблемой является построение договорной культуры. Эта культура обеспечивает исполнение договоров и контрактных обещаний в силу двух причин: либо действует закон, либо существует доверие друг к другу, работает репутация.


За последнее десятилетие сформировался комплекс экономических теорий, который занимается именно этой проблематикой. Сюда относится, например, теория трансакционных издержек, теория распоряжения собственностью, институционализированная экономика, новая организационная экономика. Что является концептуальным зерном всех этих теорий?


В любом народном хозяйстве, в любой экономике есть два вида издержек:




    1. производственные,
    2. трансакционные.
Трансакционные издержки – это плата за использование рынка. “Чикагские мальчики”, которые консультировали Россию, исповедуют теорию, где трасакционные издержки не учитываются или предполагаются равными нулю. Выходит, что использование рынка в России ничего не стоит. Но это огромное заблуждение, за которое вашей стране пришлось дорого заплатить.




Из чего состоят трасакционные издержки? Они состоят из издержек на завязывание деловых контактов, на подготовку сделок, на обеспечение исполнения договоров, на контроль за этим исполнением. К трансакционным издержкам относятся также подготовительные издержки, связанные с поисками партнеров, разработкой договоров. Сюда же входят исполнительные издержки (содержание филиала, транспорт и т.п.) и организационные издержки (например, оплата “крыши”).

Трансакционные издержки доходят в настоящее время в США до 55% от ВВП.

Если оцениваемые трансакционные издержки какой-то сделки слишком велики, такую сделку просто не заключают. В России трансакционные издержки сейчас непомерно велики. С другой стороны, есть и стимул снизить этот вид издержек, поскольку при их снижении возникает значительноеконкурентное преимущество. Можно сказать, что в тех странах, где трансакционные издержки очень большие, вести бизнес трудно и здесь необходимо искать пути для снижения трансакционных издержек.

Какую же роль играют моральные ценности в трансакционных издержках?

Моральные факторы могут либо увеличивать, либо уменьшать эти издержки. Поэтому тема трансакционных издержек и договорная культура – хороший повод для того, чтобы обсудить этические проблемы.




На языке экономистов моральные ценности являются неформальным институтом. Большая разница состоит в том, с какой культурой имеешь дело – с той, где господствуют обман, оппортунизм, или же это культура, где господствуют честность, открытость. Есть разница между культурой, где превалирует трудовой этос, и культурой, где отдается предпочтение досугу. Для каждого из случаев нужно разрабатывать особую культуру управления. Чтобы организовать бизнес в мире, где господствует оппортунизм, следует расчленить весь трудовой процесс на очень мелкие сегменты, чтобы создать условиях для всеохватывающего и строгого контроля. В рамках же культуры, где превалирует честность и трудовой этос есть возможность сократить расходы на контроль, поскольку люди выполняют свои обязанности без внешнего принуждения, ибо это их внутренняя моральная норма. Таким образом неформальные институты существенно влияют на избрание той или иной формы управления. Сейчас много говорится о системах lean production и team work, которые не только раскрепощают творческую активность человек, но как раз и направлены на сокращение расходов на контроль.

В современных конкурентноспособных экономиках невысокие трансакционные издержки и новейшие средства коммуникации являются основными средствами, с помощью которых снижаются организационные и трансакционные издержки.

Итак, этика играет важную роль в конкурентноспособности национальной экономики, обеспечивая успешное развитие всей страны. Тот, кто занимается вопросами предпринимательской этики, наверное, заинтересован в прогрессе своей страны. Но эти проблемы важны и для самого предпринимателя, для успеха его собственного дела, ибо только на такой основе можно обеспечить себе стабильные и многообразные возможности для кооперации. Остановимся на некоторых аспектах данной темы.

Целесообразно провести различие между институциональными моральными ценностями и нормами экономической культуры. Мы исходим из того, что экономическая культура тесно связана с общей культурой, но на самом деле четыре различные комбинации взаимосвязей. Существуют исследования, которые соотносят ту или иную страну с конкретным типом комбинаций. Например, в США и в экономической, и в общественной культуре господствует индивидуализм. Для Германии и Японии характерно превалирование коллективизма в общественной культуре и, скорее, индивидуализма – в экономической. Все нынешние немецкие дискуссии о системе страхования, о соглашениях между предпринимателями и профсоюзами, о регулировании занятости обусловлены этим противоречием коллективистского сознания в обществе и индивидуалистского – в экономике. Китай относят к коллективистскому типу. Россия характеризуется преобладанием индивидуального начала в культуре и коллективистского в экономике.

Подобная дифференциация позволяет сформулировать интересные выводы и вопросы:





    1. Общественная и экономическая культуры могут совпадать, а могут и не совпадать.
В случае несовпадения – какая из двух культур оказывает на предпринимателя наиболее сильное влияние?


Гипотеза: В мире происходит конвергенция экономических культур, но различие в национальных моделях общественной культуры, видимо, сохранится. (Лично я придерживаюсь именно этой точки зрения.)
В заключение хочу вернуться к заметке в Financial Times. Один известный западный банкир сказал: “Мы хотим сотрудничать только с такими российскими компаниями, которые руководствуются принципами, укоренившимися на Западе.”

Что это? Империализм? Может быть. Во всяком случае, за подобным высказыванием стоит необходимость и потребность людей на Западе найти общую платформу для сотрудничества, общую морально-этическую позицию.

Сборник “Этика предпринимательства”

Москва, ЭПИцентр, 1999г
Характерно, что статья написана после дефолта в России и никто тогда и предположить не мог, что российская экономика выберется из ямы. И цены на нефть помогли, но не только это.

Впрочем, рассуждения о России можно опустить, главное - здесь очень кратко и понятно изложена суть теории трансакционных издержек. И есть кое-что об институтах. Институты - это не только организации, но и то, что тут называется неформальными институтами. Например, доверие - один из главных институтов в этой теории.

Я потом изложу, как я понимаю эти теории и какое это имеет отношение к тому, почему экономика Беларуси в два раза больше, чем Украины.


Ашина вне форума   Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
Molla Nəsrəddin (27.05.2012)