Показать сообщение отдельно
Старый 12.05.2012, 02:34   #150
Модератор
 
Аватар для Papa Karlo
 
Регистрация: 24.12.2011
Адрес: Baku
Сообщений: 4,989
Сказал(а) спасибо: 567
Поблагодарили 910 раз(а) в 657 сообщениях
Вес репутации: 57
Papa Karlo на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Как создать идеального студента

Социокультурное окружение помогает сформировать у студента установку на получение знаний взамен соревновательных целей. И, что более важно, познавательная установка личности остаётся даже при возвращении в соревновательное окружение.

Считается, что человек ищет новые знания по двум причинам: или они его действительно интересуют, или он хочет выделиться среди других. Есть студенты, которые стараются глубже понять предмет, а есть те, что учатся только ради оценок или, как вариант, диплома. Первая установка более продуктивна: с ней человек меньше расстраивается из-за неудач, не боится сложных проблем и вообще склонен повышать собственную квалификацию. Вторая, соревновательная установка тоже имеет свои плюсы, но минусов у неё больше: тот, кто старается в первую очередь выделиться на фоне других, получает стабильную депрессию и навязчивое тревожное состояние, он сильно зависит от других, боится показаться глупым и несообразительным, старается хитрить. Понятно, что процесс обучения от этого сильно страдает.

Психологи и педагоги постоянно ищут способы, которые формировали бы установку учеников на знание, а не соревнование друг с другом. Известно, что ценностная ориентация зависит от окружения: если человек вращается в кругу, грубо говоря, блестящих умников, то и он сам будет в первую очередь стараться блистать, а ко всякому знанию подходить с этой непродуктивной меркой. Исследователи из Стэнфордского университета (США) попробовали выяснить, сколь велико в таких случаях влияние окружения и можно ли его как-то погасить. Для этого они трижды проводили опрос среди старшеклассников, интересуясь их ценностными установками. В первый раз опрос пришёлся на время, предшествующее летним каникулам, во второй раз подопытных расспрашивали после летней образовательной программы, во время которой подросткам усиленно объясняли ценность познавательной установки, а в третий раз — спустя несколько месяцев после возвращения ребят в школу. Участники эксперимента должны были согласиться или не согласиться, например, с такими утверждениями: «Для меня важно узнать больше о новейших научных теориях» или «Я бы хотел продемонстрировать свою осведомлённость в том, что происходит в современной науке».

Как и ожидалось, накануне летних каникул в школе царила исключительно соревновательная атмосфера: все хотели что-то друг другу доказать. Летом, во время образовательно-психологической программы, ценностные установки менялись на противоположные, в чём тоже не было ничего удивительного. Но, как пишут психологи в журнале Motivation and Emotion, через полгода после возвращения в школу ценностные установки не возвращались на соревновательные позиции, а продолжали оставаться теми, которые были сформированы летом, то есть ориентированными на знание, а не на показуху.

Психологи ещё раз подтвердили, что образовательные ценности поддаются настройке извне: с помощью окружения, социокультурной среды можно сформировать «идеального студента», который будет учиться не ради оценок, а ради знаний. Но, что более важно, учёным удалось показать, что такая продуктивная ориентация весьма устойчива и может сопротивляться непродуктивным, соревновательным ценностям окружения. То, как эти данные будут использованы, зависит уже от педагогов, которым придётся приложить немало усилий, чтобы доказать ученикам, живущим в современном, исключительно «соревновательном» обществе, что знания превыше всего.

Подготовлено по материалам Стэнфордского университета.

Papa Karlo вне форума   Ответить с цитированием