Показать сообщение отдельно
Старый 13.04.2011, 13:26   #53
Местный
 
Регистрация: 01.09.2006
Сообщений: 5,202
Сказал(а) спасибо: 137
Поблагодарили 346 раз(а) в 239 сообщениях
Вес репутации: 69
IuM на пути к лучшему
Мои фотоальбомы
Отправить сообщение для IuM с помощью AIM Отправить сообщение для IuM с помощью Yahoo

По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Turku Kettola Посмотреть сообщение
Салам Алейкум!


Салам.

"На Ваш взгляд какое утверждение более верное - то что Бабек был талышом (персом) или курдом?"

- уже само серьёзное разночтение этих господ националистов доказывает, что они все намеренно лгут или заблуждаются, находясь под спудом этнических стереотипов и политической конъюктуры, что, впрочем, одно и то же.


"Насколько мне известно академик З.Бунйатов склонялся к версии того, что Бабек все же перс. Поправьте, если я не точен..."

- много о Бабеке писал Табари. Это был очень вдумчивый и профессиональный историк, но обладал одной чертой, весьма характерной для исламской цивилизации - давал все возможные версии. Например, он указывает множество описаний смерти последнего сасанидского шаха Йездигерда III: его зарезали во время молитвы, сдали врагам приближенные, погиб во время погони и т.д. и т.п. Но Лев Гумилев, одержимый желанием построить одну-единственную верную теорию, настаивает на самой позорной: мол, украл осла у мельника и был зарезан разгневанным хозяином. Так он "подгоняет" историю персов под свои положения, пытаясь доказать, что к моменту падения Сасанидов имперская верхушка полностью разложилась.

То же самое - Бабек. О нем мы, в сущности, знаем мало чего вполне определенного, хотя бы потому, что образ его слишком сильно мифологизирован в новейшее время. Это мешает добросовестному изучению вопроса. Отец его не был местным жителем. Если не ошибаюсь, он носил вполне прозаическое мусульманское имя, хотя очень скоро оказался под влиянием туманных теорий о всеобщем братстве и справедливости, которые в ту пору были очень даже распространены. Утверждать, что он был зороастрийцем было бы слишком смело: секта хуррамдинов представляли собой туманный микс из ислама, христианства и зороастризма; вся эта гремучая смесь была начинена маздакитскими нивелляторскими теориями.

Вскоре он сошелся с неким Джавиданом, который контролировал мощную крепость Базз и был горячим приверженцем этого феерического учения. После смерти Джавидана Бабек возглавил движение хуррамитов. О том, как оно протекало, в сущности, мы тоже мало что знаем: приходится опираться исламские, частью христианские источники. Исламские источники однозначно трактуют его как чудовище и убийцу. Табари более сдержан, отмечает личную храбрость Бабека. Но и он признает его злодеяния. Низам-аль-мульк был от него в бешенстве и ярости: он называет Бабека вором, мерзавцем, шиитом (он всех своих политических противников называл шиитами...), маздакитским отродьем и убийцей - но вынужден вновь с большой неохотой признаться в личной храбрости Бабека. Моисей Калакантуйский тоже отмечает его преступления, но вновь говорит о том, что "Бабик" был человек храбрый.

Вообще, все мусульманские источники с завидным единодушием говорят о том, что он ввел общность жен и имущества; что человек был крайне жестокий и пьянствовал в своей крепости с девками.

Этнический состав его сторонников был, по-видимому, очень пестрым. Очевидно, ему только свиньи в штанах да монаха-расстриги не хватало для полного счастия, по словам героя Шолохова. Но всю эту разношерстную компанию объединяло одно: инстинкты озлобленной бедноты, ненависть к исламу, Халифату - и желанию его уничтожить, даже ценой союза с самыми его злейшими врагами, вроде византийского кесаря или перса-зороастрийца с говорящим погонялом Гебр Мязияр, буйствовавшему в то время в Иране.

Наконец, он совершил ошибку - вывел свои пешие войска на хамаданскую равнину, где его раздавили тюрки халифа Мотасима. После этого халиф призвал полководца Афшина, который три года строил дорогу на крепость Базз. Перед штурмом, Бабек, осознав свою обреченность, бежал, был схвачен мелким христианским князьком Аррана, выдан империи за немалую сумму, провезен по улицам Самиры и разделан на мелкие кусочки при дворе халифа. Бабек держался очень мужественно, не умолял о пощаде.

Вскоре Бабек был забыт. Сохранились лишь туманные отголоски движения хуррамдинов, которые всплывали в разного рода мессианских учениях, вроде низаритов, алевитов и прочих. Всех их объединяла ненависть к классическому исламу, арабам, тюркам, нивелляторство, злоба к "предателям" - персам, сотрудничавшим с сельджуками и ильханидами и т.д. и т.п. В девятнадцатом веке Бабек был совершенно неизвестен широкой публике, а народ - тот о нем вотще ничего не знал. Но позже скелет этого громилы вытащили на свет божий националисты всех мастей и сейчас он шляется по просторам Востока, щелкая зубами и гремя голыми ребрами.

Резюмирую:

- в эпоху средневековья религиозное сознание доминировало над этническим. Особенно это касается Халифата - имперского государства, где этнические границы были размыты и было очень много межэтнических контактов, браков представителей самых разных рас и народов. Важно понять не то, кем Бабек был по национальности, а чем он являлся по духу.

По духу он - родной брат Иоанна Лейденского, провозгласившего коммуну в большом германском городе. Его сторонники ввели многоженство, общность имущества... обратите внимание на схожесть приемов этих учений! всех противников они подвергали беспощадным гонениям. Несколько отрядов феодалов, пытавшихся урезонить повстанцев,было разбито. Наконец, на него двинули имперские войска и армию епископа. Иоанн Лейденский был схвачен, подвергнут страшным пыткам, которые выдержал, не сломавшись перед палачами; позже подвергнут унизительной казни. Если не ошибаюсь, его самого, как его ближневосточного коллегу Бабека, разделали на кусочки, а потом сожгли. Вместе с ним повесили весь его гарем, двадцать пять, не то тридцать молодых женщин.

Иными словами - он средневековый инсургент с примитивными коммунистическими замашками, враг государства, порядка, религии и веры. Таким же был Стенька Разин, учинивший разгром русских городов после Смутного времени - и Емелька Пугачев, творивший самые гнусные дела.

Большевики всю эту компанию, как говориться, на белых коней посадили и сделали героями. Мол, они защищали народ, боролись против религиозной тирании... В кавайном фильме "Бабек" лично мне халиф Мамун показался более интеллигентным - он хотя бы о Сократе и императоре Августе размышлял. А в реальной жизни халиф Мамун был человеком столь широких взглядов, что его багдадские остряки даже прозвали повелителем неверных. Если бы не решительные действия халифа Мотасима, огромные территории погрузились бы в хаос и анархию, ибо к осмысленной государственной деятельности личности вроде Бабека совершенно неспособны. Недаром, легенда даже гласит, что он был против возрождения Сасанидской империи - он вообще был против государства.

Так что, любовь к нему сепаратистов возникла не зря... Бабек - воплощенный распад и попрание порядка и правового государства, которое он заменяет на творчески интерпретируемую им справедливость: "а я за то, чтобы взять... и просто все поделить!" (с). И весь этот культ Бабека, на который и сейчас клюют наши пэтриоты, мне просто смешон. Нашли кому поклоняться: уж лучше почитать великих султанов, шахов, законодателей и установителей порядка, пусть даже они были тридцать три раза персы и сорок раз тюрки. Лично мне симпатичны ширваншахи, сельджукские султаны, Ильханиды; даже знатные гробокопатели, сефевиды,выглядят на фоне безобразий Бабека святыми: они хоть строили государство, утверждали порядок, хотя и весьма специфически ими интерпретированный; возводили города, поддерживали просвещение...

Вот и весь сказ. Бабек не был не персом, ни курдом, ни тюрком; он был хулиганом и дебоширом.


Последний раз редактировалось IuM; 13.04.2011 в 13:40.
IuM вне форума   Ответить с цитированием