Показать сообщение отдельно
Старый 06.04.2011, 00:32   #58
Местный
 
Регистрация: 14.02.2011
Сообщений: 723
Сказал(а) спасибо: 24
Поблагодарили 90 раз(а) в 84 сообщениях
Вес репутации: 0
Толъши на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Farroukh Посмотреть сообщение
Этот спор напомнил другой, очень похожий. Как-то на покойном Day.Az (ещё до появления «Истории и этнографии») в АрмаАзе армянами была поднята вечнозелёная тема о том, Низами, Хагани, Зейналабдин Ширвани – персидские поэты. Спор усугубил я, сказав что все они родились в Закавказье, и если персидский язык для кого-то из них был родным, то этот поэт – тат (парси). Особенно, если учесть, что персы (ирани) живут в Ширазе, Исфахане и т. д.

Тогда началась кутерьма. Можно ли считать Хагани персидским поэтом, а Саади и Хаяма – татскими? И так далее в том же духе.

Полагаю, что наверное вплоть до советизации, что азербайджанские тюрки не видели своих принципиальных отличий от османцев (кроме религии), а таты – от персов.
Вечнозелёная тема? Уважаемый Фаррух, а почему поэты, для которых фарси - родной должны быть именно татами, а не персами? Вы проводите этнограницу между татами (экзоэтноним) и персами (экзоэтноним), в то время как и те и другие всего лишь ирани (парс - это всего лишь часть ирани и этноним относится к периоду Пахлава (Парса), то есть Парфии, как говорят русские. Но это они говорят, а мы не русские и не иноземцы и прекрасно знаем кто есть кто и почему так или иначе называется. Мы даже не терекеме, чтобы не знать доподлинно, им простительно, но мардуми-ришеи таких преференций никогда не получат, уверяю. Если не они, то кто?
Кто сказал, что ирани живут только в Ширазе и Исфахане? Этнические ирани живут почти по всему ареалу бывшей Персидской державы (Medische-Persische Reih- нем., Pax Ariana -лат. , полагаю собственное название указывать не нужно? )

Нет, Фаррух, азербайджанские тюрки очень даже хорошо видели разницу между собой и османскими турками, т.к. главным критерием у них (впрочем, как и остальных) была не языковая и не этническая определяющая, а религиозная. Именно этот фактор и определил рождение двух различных тюркоязычных наций - одних мусульман-шиитов джафари и других - мусульман-суннитов ханафи. И попробовал бы кто-нибудь тогда сказать им что-то в духе Гёкальпа или Алиева, не сносил бы головы, точно. Советизация растоптала этноидентичность и понамешала каши в головах, разметав систему этноидентификацими, выстроенную со времен Сефевидов и Каджаров, и основы этой деформации положила не Советизация, а этнополитика Российской империи. Инерция этой политики пролдолжается и до сих пор, вот почему тема и названа Вами вечнозелёной. Для национальной элиты иранских азербайджанцев эта тема совсем нге зелёная, а вполне созревшая. Но это невыгодно посторонним политическим центрам и силам, поэтому на сцену и закидываются разнообразные деформаторы.
Для них важно оторвать тюркофонов от Ирана, естественно, не лишив их исторической памяти, сделать это невозможно. В АР в постсовковый период это удается, но с Ираном этао просто так не проходит, это не игрушечное государство, и традициям государственности его не полвека и не век.
Там можно повлиять на госстрой, но уничтожить государственность невозможно. Мы практически можем наблюдать, как она возрождалась на протяжении десяти веков. На такое мало какая нация может быть способна.
Таты сегодня - это нация с деформированным этносознанием даже больше, чем тюрки(терекеме). Это фактически - тюркофоны, но не тюрки, но есть этнодеформация и до уровня этнопринадлежности. По сути мы можем наблюдать тюркоязычных персов, называющих себя именем мидийцев, т.е. азербайджанцами. В общем, это полный этновинегрет, как это ни прискорбно для любого этноса.
И вместо того, чтобы возрождать и лечить все корни, чтобы иметь здоровую и сильную нацию, власти изо всех сил стараются продолжать царско-российскую политустановку.
Таким образом, мы не имеем ни терекеме, ни татов, ни удин-мусульман, ни других албанских народов, ни курдов, ни талышей в их здоровом состоянии. То что мы имеем - на самом деле пост-социалистическая азербайджанская нация, которая еще долго будет метаться меж трех вечнозеленых сосен в поисках утерянных этноидентичностей.
Придумать этноидентичность можно, но она не будет жизнеспособна. Мы не в пробирке, не в совковом парнике, мы в открытом пространстве с влиянием извне и изнутри. А этот процесс предугадать и спланировать невозможно.
Азербайджанцы больше не станут турками, как и таты не станут персами. Это невозможно. Качественные изменения этносов произошли не вчера и не сегодня.
В отношении лезгин и талышей такого же сказать нельзя, это разделенные этносы, сформировавшиеся до разделения и у них постоянно будет присутствовать фактор воссоединения.
И чем больше государство будет мешать, тем непригляднее будет выглядеть в их глазах и тем больше будет нарастать этнонесовместимость.
Все это - азбука этнологии, которой в Азербайджане вообще не занимаются и не собираются заниматься по идеологическим причинам, которые я назвал выше.

Толъши вне форума   Ответить с цитированием