Показать сообщение отдельно
Старый 05.12.2010, 03:06   #5452
Местный
 
Регистрация: 07.12.2006
Сообщений: 21,337
Сказал(а) спасибо: 1,394
Поблагодарили 3,878 раз(а) в 2,555 сообщениях
Вес репутации: 227
Ашина на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Цитата:
Послесловие к саммиту ОБСЕ в Астане: две большие ошибки Еревана

10:45, 3 декабря, 2010



Саммит ОБСЕ в Астане не просто перевернул очередную страницу в процессе урегулирования карабахского конфликта, он стал поворотным. Армения мало того, что не отступила от своей деструктивной позиции, но и нагло стала пинать все те принципы, которые составляют базис переговорного процесса в частности и усилий посредников в целом. И хотя по поводу Астаны-2010 проявлялся больший оптимизм, многому сбыться не довелось. И сложно сказать, что лучше: худой мир, к которому обе стороны склоняли посредники, или усугубляющийся конфликт, в который стороны ввергает упертость официального Еревана.

Астана-2010 настежь открыла шлюз, через который потекут два потока. Первый означает увеличение возможности возобновления крупномасштабных военных действий. Операцией по "принуждению к миру" ныне мало кого удивишь. Тем более, что эта операция, как демонстрирует сложившаяся ситуация, если даже негласно, но по умолчанию может быть одобрена не только нейтральными странами, но и названными союзниками Армении.

Второй вариант: это опять-таки операция "по принуждению к миру", но не в военной, а в политической форме. Азербайджан, одобрив Мадридские принципы, переложил увесистую часть ответственности за продолжение процесса мирных переговоров на страны-сопредседатели Минской группы. И теперь, после того, как Армения в Астане фактически "отфутболила" усилия России, США и Франции, указанные страны не имеют права оставить официальный Ереван безнаказанным. В противном случае пострадает авторитет Минской группы.

А этот авторитет не может девальвировать только на малом пространстве Южного Кавказа, безнаказанное шельмование со стороны Еревана будет иметь более глобальные последствия для держав.

В первую очередь, это относится к России, так как в последний период именно Москва взяла на себя роль лидера в посредническом процессе. В изначально как бы равном по правам и обязанностям сопредседательстве Россия в 2010 году превратилась чуть ли не в главного модератора на переговорах. Оттуда поступали инициативы, которые однозначно указывали на желание Москвы поставить точку в карабахском вопросе. Более того, поговаривали о различных предложениях России, которые ближе к саммиту в Астане приобрели более чем настойчивый характер.

Не думаю, что дело просто в стремлении к бескорыстному миротворчеству, у каждой страны есть свой интерес. В случае и с Россией, и с США это – большее влияние на ситуацию в регионе Южного Кавказа. Но если Вашингтон в последний год довольно вял в данном направлении, то Москва более чем активна. Причина ясна.

Азербайджан – единственное государство региона, которое имеет не только амбиции, но и реальные возможности, и политическую стабильность. Не будучи в тесных отношениях с Баку, невозможно даже мечтать о влиянии на весь регион, и наоборот, вкупе с Баку возможно продвигать свои интересы, и не только на Южном Кавказе.

Некоторые коллеги не только по завершении саммита в Астане, но уже после первого дня заседания поспешили заявить, что прорыв в карабахском вопросе не достигнут. Однако они не учитывают те новые возможности или те усилившиеся возможности, которые получил Азербайджан. Саргсян допустил две большие ошибки. Во-первых, он торпедировал инициативу стран-сопредседателей, и в первую очередь проигнорировал лидерство России в процессе. Во-вторых, он заговорил не в примирительном тоне, а стал угрожать, что в хорошем обществе считается дурным тоном. Фактически, он тем самым как развязал руки Азербайджану, так и навлек на себя гнев тех стран, которые способны решить намного больше проблем, чем Саргсян способен создать.

Что дальше? Думаю, что в ближайшее время Армении вспомнят многие грехи. Более активно будут рассматриваться внутренние проблемы страны: свобода слова, политзаключенные, коррупция и т.д. Широко будут обсуждаться внешние связи Армении со странами, не пользующимися особым доверием со стороны мирового сообщества. Большие проблемы ожидают Армению в экономической сфере, в том числе и возможный пересмотр тарифов на стратегические ресурсы. Будет активизирована как реальная оппозиция, так и внутривластная: Кочарян, к примеру, или Царукян не преминут воспользоваться внешним давлением на Саргсяна. Да все, что угодно, может произойти в этой стране с учетом того, что ни общество там не монолитно, ни власть.

Другой вопрос: как долго ждать старта возможной кампании?..

В любом случае, выбор за странами-сопредседателями. Или они не теряют лицо и наказывают Армению за непослушание, или умывают руки и дают возможность сторонам конфликта самим решить проблему.

Кстати, и США, и Россия, и Франция обычно так и заявляют, что решение конфликта зависит от воли сторон. Какова у кого воля, показала Астана-2010. Отсчет пошел уже не на годы и месяцы. Рубикон еще не перейден, но осталось сделать лишь последний шаг.

Кенан Гулузаде
Странно, однако... После саммита в Астане отписались все самые отмороженные армянские политологи, Интеренет пестрит статьями Регнума с их мнениями, а наши политологи все как в рот воды набрали.

Вот, пожалуй, единственный коммент. Непонятна только какая-то скованность, стеснительность что ли... Почему "Рубикон ещё не пройден?".

Почему прямо не сказать: фсё - хана!

Чего ещё ждать? Другого такого удобного случая хлопнуть дверью и не таскаться на этот похабный балаган с "переговорами" может быть и не представится.


Ашина вне форума   Ответить с цитированием