Показать сообщение отдельно
Старый 09.11.2010, 05:08   #679
Местный
 
Аватар для Хикмет Гаджи-заде
 
Регистрация: 07.03.2007
Сообщений: 10,235
Сказал(а) спасибо: 1,088
Поблагодарили 2,198 раз(а) в 1,381 сообщениях
Вес репутации: 114
Хикмет Гаджи-заде на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

А вот и реформы в области государственного управления от тупых мусаватистов

Автор Сабит Багиров, которого даже не зарегистрировали кандидатом в депутаты.

Читайте, обсуждайте сравнивайте с Зеленой партией Германистана

(текст сокращен)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОВЕСTКА ДНЯ ПО ХОРОШЕМУ УПРАВЛЕНИЮ

10 важнейших направлений реформ (2009)

В практике международных организаций (в частности, ПРООН) государственное управление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Оно включает механизмы, процедуры и институты власти, посредством которых граждане и группы граждан могут выражать свои интересы, осуществлять законные права, выполнять обязательства и разрешать противоречия.
Однако к этому определению следует добавить, что государственное управление не ограничивается только выражением и согласованием интересов и принятием решений, но включает в себя также практическое осуществление этих решений, воплощение их в практику общественных отношений. Такое понимание государственного управления отражено в понятии «good governance», то есть «хорошее управление». Оно предполагает, что государственное управление строится на основе демократических принципов разделения властей, народовластия, выборности и сменяемости высших должностных лиц, подотчетности институтов исполнительной власти закону, политического плюрализма и свободы информации. Демократичный характер государственного управления – это необходимое, но недостаточное условие «good governance». Важно не только то, как осуществляется процесс принятия и осуществления решений, но и их результат. В этом смысле «good governance» предполагает эффективность государственного управления, понимаемого как достижение поставленных целей в необходимые сроки и с разумно минимальными затратами общественных ресурсов.
Процесс государственного управления не ограничивается только одними взаимодействиями внутри системы институтов государственной власти. Не меньшее значение имеют те аспекты государственного управления, которые выходят за пределы государственного аппарата и вовлекают широкие слои населения в процесс принятия и осуществления решений в ходе государственного управления. Оно охватывает такие аспекты как открытость власти, прозрачность принимаемых решений, вовлеченность в этот процесс широких слоев населения, в особенности на местном уровне. В отличие от технического взаимодействия институтов власти, здесь речь идет о социально-политическом измерении реформы процесса государственного управления.
Необходимость в улучшении государственного управляния в Азербайджане подтверждается и исследованиями международных финансовых институтов, таких как Всемирный Банк и также результатами оценок международной организации Transparency International.
В частности, Институтом Всемирного Банка разработана методология оценки эффективности государственного управления с использованием т.н. интегрального показателя Governance Research Indicator Country Snapshot - GRICS. Данный показатель состоит из 6 индексов, отражающих 6 параметров государственного управления: право голоса и подотчетность; политическая стабильность и отсутствие насилия; эффективность правительства; качество законодательства; верховенство закона и контроль коррупции . Показатель GRICS получил широкое распространение , поскольку позволяет проводить межстрановые сопоставления стран.
Анализ состояния дел в области государственного управления, проведенный показывает, что в Азербайджане пока остаются весьма серьезными следующие негативные явления в практике государственного управления в Азербайджане:
1) чрезмерно большая дистанция между властью и гражданами. Слабая связь, отсутствие систематического диалога и отчетности органов власти и управления перед населением;
2) низкий уровень прозрачности в деятельности органов власти и управления;
3) отсутствие системности в отчетности госорганов;
4) протекционизм и непотизм в кадровой политике;
5) коррупция;
6) бюрократизм и волокита;
7) раздутость бюрократического аппарата;
8) отсутствие рациональной системы принятия решений, предполагающей делегирование полномочий и ответственности;
9) переплетение власти и бизнеса;
10) чрезмерное администрирование и принуждение, в ущерб регулированию и сочетанию интересов.
Чрезмерно большая дистанция между властью и гражданами, слабая связь, отсутствие систематического диалога и отчетности органов власти и управления перед населением – все это продолжение старых советских традиций отчуждения власти от народа, в сочетании с известной склонностью к авторитарности, свойственной для стран с восточным, исламским менталитетом. Властная пирамида в Азербайджане перевернута. Большая часть ресурсов и полномочий сосредоточены в руках центральных учреждений, а непосредственно контактирующие с населением организации и учреждения не располагают необходимыми средствами и полномочиями. Слабость местного самоуправления и местных исполнительных органов, недемократичный порядок их формирования увеличивает и без того большую пропасть между властью и людьми. Многие важнейшие решения правительства или нормативные акты министерств, затрагивающие интересы сотен тысяч людей, принимаются без обсуждения с гражданскими объединениями. Встречи должностных лиц с населением, отчеты органов власти перед СМИ и гражданами часто носят показной характер.
Низкий уровень прозрачности в деятельности органов власти и управления. Принятые благодаря настойчивости европейских структур и при их финансовой и технической помощи довольно современные законы, казалось бы должны были обеспечить прозрачность в деятельности органов власти и управления. Однако ситуация с этим в Азербайджане все еще остается неудовлетворительной. Большинство требований этих законов (начиная с элементарного – ведения и доступа к положенному в каждом учреждении реестру документов) не выполняются. Наш бюрократический аппарат пока не готов работать в условиях прозрачности ни технически, ни в кадровом отношении, ни ментально. За редким исключением даже центральные министерства и ведомства, не говоря уже о низовых, а тем более провинциальных учреждениях, не имеют полноценные веб-сайты, не отвечают на запросы или ограничиваются бессодержательными отписками.
Отсутствие системности в отчетности государственных органов. Эта та область, где пока отсутствуют четкие и однозначные правовые нормы стандартизирующие отчетность государственных органов. Вопросы их периодичности, содержания, публичности и т.д. в большинстве случаев остаются пока открытыми.
Протекционизм и непотизм остаются пока слабым местом в системе управления в Азербайджане. Прошлая, номенклатурная система, которая уже в советское время была поражена метастазами протекционизма, местничества и непотизма, с крахом компартии оказалась разрушена. Однако присущие ей язвы перешли в новый аппарат управления и получили достаточно широкое распространение. Хотя в соответствии с принятыми в последние годы законами, касающимися государственной службы, определен порядок и правила приема на госслужбу и продвижению по ней, на практике, решающими, нередко, являются неформальные критерии, основанные на протекционизме, непотизме и местничестве. Однако, есть основания говорить о том, что все же парадигма кадровой политики несколько изменилась в последние годы. Если, скажем 2-3 года назад основным критерием при приеме на работу являлся фактор верноподданичества (т.е. принимаемый на работу должен был быть предельно лояльным к властям), а в ряде случаев и взятка, то теперь прием на государственную службу проходит как минимум в два этапа, первый из которых – сдача тестовых экзаменов. Успешно пройти этот этап еще не означает быть принятым на работу. Второй этап – это собеседование, в ходе которого как раз и проверяется благонадежность кандидата. Конечно же, собеседование – это чрезвычайно субъективный инструмент, посредством которого обеспечивается отвод неугодных кандидатов, и проводятся «нужные» лица. Законодательные препоны, в отношении непотизма в Азербайджане довольно «мягкие». Они всего лишь запрещают прямое соподчинение близких родственников (круг этих лиц, оговоренных в законе, весьма узок, тогда как, менталитет азербайджанцев таков, что близкими родственниками считаются лица из гораздо более широкого круга). Следствием этого в наших органах власти и управления личную преданность часто ставят выше профессионализма и компетентности, а государственные и общественные интересы, не задумываясь, приносят в жертву личным и групповым интересам.
Коррупция является не в последнюю очередь продуктом протекционизма, непотизма и местничества в госучреждениях. Коррупция в Азербайджане пока довольно часто является спутником органов власти и управления, частью нашего привычного образа жизни. Согласно показателям TI и других авторитетных международных организаций Азербайджан по уровню коррупции находится в критической зоне. Вовлеченность в коррупционные отношения широких слоев населения делает многих из них заинтересованными не столько в устранении коррупции, а в оптимизации своего коррупционного оборота (т.е, чтобы меньше платить взяток, а больше получать их). Однако за исключением узкого круга коррупционеров в высших эшелонах власти, большинство населения в итоге теряет, так как даже при коррупционных выплатах взамен люди получают постоянно снижающееся качество потребляемых государственных и общественных услуг.
Бюрократизм и волокита в условиях Азербайджана не просто проявление свойства, присущего любому бюрократическому аппарату. У нас, нередко, чиновники посредством сознательной волокиты создают для граждан искусственные препоны, чтобы вынудить их платить не только за какие-то незаконные или же дополнительные услуги, а за простое выполнение чиновниками положенных служебных обязанностей. Одним словом волокита из обыденного спутника бюрократии у нас превратилась в системный инструмент вымогательства взяток и подношений, без которых обращения граждан часто оставляются без реагирования и исполнения.
Раздутость бюрократического аппарата. Согласно официальной статистике, в настоящее время в республике насчитывается более 65 тысяч чиновников и еще столько же (если не больше) - полицейских. Почти третья часть работающего населения страны заняты в бюджетном секторе. После множества реорганизаций и слияний в Азербайджане все еще осталось около 40 министерств или комитетов республиканского уровня.
Отсутствие рациональной системы принятия решений, предполагающей делегирование полномочий и ответственности. Принятие решений это не только важный инструмент влияния для субъектов власти и управления, но и реальная возможность для них трансформировать это влияние в личные финансовые и экономические коррупционные дивиденды. Вследствие этого носители власти, руководители любого уровня в Азербайджане стремятся максимально централизовать и сосредоточить в своих руках мало-мальски важные решения. Это противоречит современным принципам организации эффективного управления, предполагающей децентрализацию власти, делегирование полномочий и ответственности. Хотя в центральных и местных учреждениях в последние годы разработаны и приняты должностные инструкции и внутренний регламент деятельности, но, во-первых, распределение полномочий и ответственности в них прописан недостаточно четко, а во-вторых, эти документы не только не исполняются, но многие чиновники попросту их не знают. В результате, теряется оперативность принимаемых решений, они недостаточно полно учитывают конкретную ситуацию, размывается ответственность за их выполнение.
Переплетение власти и бизнеса оказывает крайне негативное воздействие на эффективность управления на всех уровнях. Чиновники не только используют свое должностное положения для извлечения доходов, но и монополизируют целые отрасли и сферы бизнеса, подавляют конкурентов. Государственные и общественные интересы оказываются в тени узкоэгоистических частных интересов. Все это весьма неблагоприятно сказывается на условиях конкуренции, которые далеки сегодня в Азербайджане от справедливых. Как результат, нарушается базовый принцип рыночной экономики, ослабевает интерес к инвестированию как у местных так и у иностранных бизнесменов.
Чрезмерное администрирование и принуждение, в ущерб регулированию и сочетанию интересов. В практике госучреждений Азербайджана преобладают запреты, наказания, а не стимулы, администрирование, а не регулирование. Даже там, где стимулирующие меры предусмотрены, они дискредитируются коррупцией и неравным доступом.
Устранению или снижению остроты всех этих негативных явлений могут содействовать повышение прозрачности и отчетности в управлении, усиление участия граждан в принятии решений и, конечно же, обеспечение верховенства закона…

1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ХОРОШЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Азербайджан является президентской республикой, с высокой концентрацией властных полномочий у института президента страны. В таких странах как Азербайджан очень многое в достижении высоких результатов в области обеспечения эффективности управления, зависит от приоритетности соответствующей политики и позиции президента по этому вопросу. Следует отметить, что в 2000-ные годы имели место множество случаев проявления политической воли президента по совершенствованию управления, и, в частности, по борьбе с коррупцией. Были приняты ряд законодательных актов и государственных программ в этих областях. Президент в своих выступлениях перед государственными органами не раз указывал на необходимость усиления борьбы с негативными явлениями. Однако, как показывают исследования, этого явно не достаточно для коренных изменений ситуации в условиях Азербайджана. Есть необходимость в более явной демонстрации многочисленому чиновничьему аппарату воли, свидетельствующей о начале принципиально нового этапа решительной борьбы с негативными явлениями. Государственный аппарат должен однозначно понять, что эта борьба становится одним из приоритетов государственной политики, наряду с решением карабахской проблемы и нефтегазовыми проектами страны, имеющими международное значение.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным президенту страны выступить со специальным обращением, посвященным только одному вопросу – вопросу совершенствования государственного управления на базе принципов «хорошего управления».


2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ: ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭТИХ ОРГАНОВ

Выступление президента страны с обращением, посвященным совершенствованию государственного управления на базе принципов «хорошего управления» станет сигналом для руководителей госорганов. Что они могут и должны будут сделать:
1) уточнить обязанности подчиненных структур и персонала по обеспечению прозрачности, отчетности, по работе с обращениями граждан;
2) разработать и реализовывать годовые планы совершенствования управления на базе принципов «хорошего управления»;
3) организовать и провести с персоналом занятия по прозрачности, отчетности, по работе с обращениями граждан, по более широкому сотрудничеству с гражданскими организациями;
4) ежегодно публиковать отчеты о реализации принципов хорошего управления в подчиненном госоргане (представлять их президенту страны и общественности). В частности, отчеты обязательно должны выставляться на веб-сайтах государственных органов.



3. УСИЛЕНИЕ РАБОТЫ “КОМИССИИ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ”

“Комиссия по борьбе с коррупцией” (далее просто Комиссия) при Совете по Управлению Государственной Службой должна быть более действенным институтом. С этой целью представляется целесообразным внести ряд поправок в утвержденное указом президента страны от 3 мая 2005 года Положение о данной комиссии. В частности, представляются важными следующие изменения и дополнения:
1) дополнить список адресов (раздел IV Положения), в которые представляется годовой отчет о деятельности Комиссии, перечнем общественных объединений, осуществляющих деятельность в области борьбы с коррупцией, а также ведущим медиа. Годовой отчет должен также выставляться на веб-сайте Комиссии;
2) ввести в Положение пункт, обязывающий Комиссию проводить квартальные пресс-конференции, на которых были бы представлены результаты деятельности этого органа;
3) ввести в Положение пункт, обязывающий Комиссию разрабатывать и публиковать годовые планы своей деятельности;
4) ввести в Положение пункт, обязывающий Комиссию отслеживать состояние коррупции в стране (в различных госорганах и секторах экономики) с помощью специальных индикаторов и публиковать годовые отчеты о результатах такого мониторинга.
4. СОЗДАНИЕ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ СТРАНЫ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ХОРОШЕМУ УПРАВЛЕНИЮ

Такой Совет необходим для:
1) демонстрации государственным органам политической воли по совершенствованию управления.
2) разработки рекомендаций для государственных органов по управлению на основе принципов хорошего управления;
3) постоянного мониторинга ситуации с реализацией принципов хорошего управления в государственных органах;
4) анализа результатов оценки местными и международными исследовательскими группами (в том числе, представляющих мировые финансовые структуры) качества государственного управления в Азербайджане;



5. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВ

Начиная с первых лет независимости, отдельные госслужащие имели возможность совершенствовать свой професиональный уровень за рубежом. Это осуществлялось в рамках оказания технической помощи со стороны ряда международных организаций и правительств отдельных стран (Европейского Союза, правительств США, Великобритании, Германии, Норвегии и др.). Впоследствии, стала практиковаться система организации различных курсов повышения профессионализма работников государственных органов непосредственно в Азербайджане в групповом порядке. Но, все-же, все эти курсы и направления на стажировку за рубеж носят не системный характер и, часто, нацелены на повышение профессионального уровня. Вопросам же хорошего управления уделяется не достаточное внимание. Поэтому, представляется необходимым разработать и начать реализацию пятилетних государственных программ совершенствования кадров. Это потребует также создания/усиления материально-технической базы центров обучения при государственных органах.


6. ОГРАНИЧЕНИЕ СРОКА НЕПРЕРЫВНОГО ЗАНЯТИЯ ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТЕЙ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

Ограничение срока непрерывного занятия той или иной высшей правительственной позиции (министры, председатели государственных комитетов, агентств и т.д.) является эффективным способом, способствующим более ускоренному продвижению новых технологий управления, повышения ответственности и качества работы подчиненных и снижению коррупции. В Азербайджане, к сожалению, немало лиц, занимающих высшие правительственные позиции в течение многих лет. Причем, часто, многие из них настолько привыкли к незыблимости своей позиции, что рассматривают подведомственную правительственную структуру как собственную вотчину, со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями.
Представляется весьма целесообразным изменить существующую практику и внести соответствующие изменения в законодательство страны.


7. СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ НЕОДНОРОДНОСТИ ЭКОНОМИКИ

В экономике Азербайджана пока продолжают соседствовать элементы рыночной экономики с институтами советского прошлого. Сохранение институциональной неоднородности в экономике часто обосновывается ее переходным характером. Но беда в том, что эти разнородные элементы оказываются вовлеченными во взаимные обмены различными материальными и финансовыми ресурсами. Например, в Азербайджане многие центральные органы исполнительной власти осуществляют одновременно определенные хозяйственные функции. Т.е., эти органы, будучи финансируемыми из государственного бюджета и осуществляя регуляторные функции и определяя отраслевые «правила игры», вместе с тем, осуществляют хозяйственную деятельность в определенном рыночном секторе. С другой стороны, ряд бывших государственных органов преобразованных в государственные или акционерные компании, продолжают осуществлять регуляторную деятельность в своем сегменте экономики. Причем, нередко, это сопровождается инициативами в области законотворчества и ряд новых нормативных актов оказываются принципиально противоречащими избранному пути рыночной экономики.
В связи с изложенным представляется необходимым создать специальную рабочую комиссию по подготовке предложений по снижению уровня институциональной неоднородности экономики.



8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ И СТАТИСТИКИ МОНИТОРИНГА, УЧЕТА И ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В Азербайджане и в других странах, принявших решение о переходе в от директивной системы управления к либеральной, одним из первых реформенных направлений была перестройка системы управления, а также бухгалтерского и статистического учета. Можно отметить, что данное направление реформ было реализовано по инициативе, а также при финансовой и технической помощи стран Запада.
Первое правительственное решение о переходе на систему экономического учета на основе международных стандартов было принято еще в 1992-ом году. В последующие годы были приняты ряд Государственных программ. Были приняты новые законы о статистике и бухгалтерском учете и начато создание нормативно-методологической базы для их реализации. Однако, несмотря на прошедшие 10 лет, множество новых важных принципов учета и правил остаются не реализованными.
Современное состояние экономического учета в стране, является одним из основных препятствий для однородного измерения экономических процессов. Очень часты случаи различного комментирования происходящих в экономике процессов представителями различных центральных органов управления, отдельных экспертов и специалистов. Одна из основных причин – использование не репрезентавной в широком смысле и не адекватной информации.
Одной из негативных тенденций является также закрытость методологических основ подхода к тем или иным процессам и к механизмам их оценки в соответствующих государственных органах.
Все это обуславливает чрезвычайную важность совершенствования процессов мониторинга, учета и методологии оценки и статистики экономических процессов.


9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С точки зрения обеспечения хорошего управления, очень важно чтобы законодательство отвечало требованиям прозрачности, отчетности и гражданского участия. В противном случае, будут созданы широкие возможности для коррупции и присвоения национальных ресурсов. Эти возможности формируются благодаря: отсутствию или запутанности в правовых актах разъяснений по поводу тех или иных юридических понятий, неточное определение статуса физических и юридических лиц, отсутствие описания процедур деятельности государственных органов, организаций и служащих, представление различных юридических норм в формах отличных от привычных для общества или их повторное представление в формах отличных от используемых в существующих законодательных актах и т.д. Эти особенности могут быть причиной для следующих ситуаций:
- формирование в управлении и регулировании псевдо-интересов и хаоса;
- произвольный выбор рода действий и партнеров;
- нелегальная деятельность;
- расширение полномочий по собственному усмотрению и создание не стабильного режима работы;
- не принятие решений или принятие выгодных для себя решений;
- возможности для нанесения ущерба или использования ресурсов в собственных интересах;
- разнобой в деятельности исполнительных органов и нарушение законов;
- возможности для произвольных комментариев;
- безнаказанность и отсутствие обратной связи;
- нарушение последовательности в выполнение правовых актов и норм и т.д.
В общем, в азербайджанской практике законотворчества обеспечению принципов хорошего управления препятствуют ряд характерных методологических подходов. Например:
 в большинстве случаев в текстах законов вместо выражения «должно быть выполнено» используется «может быть выполнено» или в лучшем случае – «выполняет или участвует» там где речь идет о реализации полномочий государственных органов. Кроме того, часто процедуры реализации полномочий и их сроки определяются не парламентом, а исполнительным органом;
 характерным является высокая степень инвариантности или неточности заданий по подготовке правил и отраслевых актов имеющих решающее значение для реализации закона;
 дисгармония вновь принимаемых законов с существующими. Практика многочисленных поправок в действующие законы после принятия нового закона приняла обычный характер (опыт показывает, что во многих случаях такого рода поправки касаются пересмотра полномочий и значительно ухудшают первоначальное назначение закона). В качестве примера можно привести поправки в Налоговый кодекс и в закон о бюджетной системе;
 дискреционность правовых норм (т.е. исполнителям дается возможность выбора решения в широком диапазоне по собственному усмотрению в тех или иных ситуациях);
 множественность норм отсылающих к другим правовым актам (особенно в том, что касается правил и сроков);
 использование норм, основанных на коллизиях (использование норм различного смыслового содержания в одинаковых ситуациях).
Такого рода особенности на различных уровнях управления приводят к формированию ассиметричной информации о процессах в экономике.
Очень важно отойти от описанных методологических подходов в законотворчестве. С другой стороны, актуальным является устранение специфических недостатков в существующих законах.


10. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЯДА ВАЖНЕЙШИХ ЗАКОНОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Как показывает анализ, имеется необходимость в совершенствовании ряда следующих основных законов, регламентирующих деятельность государственных структур и служащих:
1) Закон о государственной службе ;
2) Закон об административном исполнении ;
3) Закон о борьбе с коррупцией ;
4) Правила финансовой отчетности государственных служащих ;
5) Закон о рассмотрении обращений граждан ;
6) Этический Кодекс государственных служащих ;
7) Закон о государственных закупках ;
8) Закон о Счетной Палате ;
9) Закон о доступе к информации ;
Анализ ряда перечисленных законов осуществлялся с использованием рекомендаций международных организаций и финансовых институтов, касающихся требований по прозрачности, отчетности, гражданскому участию и верховенству закона. В ходе анализа были использованы ряд известных методологий (например, методология профессора Алана Дойга ).
Авторы НПД предлагают следующие коррективы в перечисленные выше законы:
1) Закон о государственной службе:
 отменить 2.4-ую статью закона. Расспространить действие закона на всех государственных служащих независимо от занимаемой должности, т.е. и на президента страны, депутатов парламента, на премьер-министра, на Омбудсмана, на руководителей центральных органов исполнительной власти и их заместителей, руководителей и членов Центральной избирательной комиссии, руководителя и работников Счетной палаты, глав местных органов исполнительной власти, на военнослужащих и руководителей Нахичеванской Автономной Республики, входящей в состав Азербайджана. Оправданность этого списка в нынешней редакции статьи 2.4 вызывает большие сомнения, поскольку все эти люди находятся на государственной службе и их деятельность безусловно должна регламентироваться законом о государственной службе;
 ввести в закон нормы, запрещающие политическую принадлежность госслужащего с уровня ниже заместителя министра (заместителя руководителя государственного комитета, агентства и компании);
 ввести в статью 4.1.9 фактор политической принадлежности;
 ввести в закон норму, запрещающую руководителю государственного органа действия, направленные на поощрение (принуждение) вступления подчиненного работника в ту или иную партию;
 отменить нормы, предусматривающие проведение при приеме на госслужбу собеседований после успешной сдачи тестовых экзаменов (в первоначальном варианте закона указывался единственный путь приема на госслужбу – конкурс. Порядок приема на госслужбу по результатам собеседования был введен поправкой в закон от 3 декабря 2002 года);
 ввести в закон нормы, регулирующие реализацию принципа прозрачности (статья 4.1.6 лишь декларирует этот принцип) при приеме на работу;
 в статье 27 расширить круг близких родственников, поскольку родственные чувства в азербайджанском менталитете реально распространяются гораздо дальше перечисленных в этой статье;
 ввести в закон нормы, регулирующие поведение госслужащего в случае принятие им подарков;
 отменить статью 18.0.9 обязывающую госслужащего раз в год предоставлять руководителю госоргана информацию о всех своих доходах и имущественном состоянии, поскольку декларация доходов предусмотрена в утвержденных парламентом в 2005 году «Правилах предоставления информации финансового характера должностными лицами»;
 ввести в статью 19 право госслужащего на жалобу на своего руководителя в вышестоящую инстанцию;
 ввести в состав Совета по Управлению Государственной службой лиц, представляющих не государственный сектор
2) Закон об административном исполнении:
 извлечь из статей 20, 21 и 25 фразы «если законом другое правило не предусмотрено»;
 извлечь из статьи 30.4 положение об установлении краткого времени на исправление заявки и повторное обращение в административный орган;
 извлечь из закона статью 34. Обращение заявителя, если оно принято, должно быть без всяких условий рассмотрено;
 в статье 73.1 время отводимое на подачу жалобы на административное решение отсчитывать не от даты принятия решения, а от даты официального ознакомления с этим решением заинтересованных лиц;
 извлечь из закона статью 75. Жалоба заявителя, если она принята, должна быть без всяких условий рассмотрена.
3) Закон о борьбе с коррупцией:
 ввести в 7-ую статью дополнения, разъясняющие понятие круга близких родственников;
 в статье 8.2 наряду с подарками и гостеприимством ввести в рассмотрение и ограничить размеры оказываемых бесплатных услуг (например, лечение, обучение, ремонт квартиры и т.д.);
 ввести в статью 8 нормы, обязывающие чиновника регистрировать все полученные подарки, услуги и т.д., независимоти от их ценности, в специальном реестре;
 ввести в закон нормы, обеспечивающие прозрачность отчетности государственных служащих о своих доходах.
4) Правила предоставления информации финансового характера должностными лицами, утвержденные парламентом страны 24 июня 2005 года и имеющим силу закона:
 отменить статью 9 и ввести нормы, обеспечивающие открытость финансовых отчетов должностных лиц для граждан страны;
 ввести нормы, регулирующие выборочную но всестороннюю проверку финансовых отчетов ряда должностных лиц (например, каждый год 100 чиновников разного уровня). В правилах не предусмотрена обязательность проверки, указано лишь, что проверка может быть произведена. Понятно, что проверить все отчеты невозможно, но выборочно (механизмы выборки должны опираться либо на использование метода случайных чисел или на другие критерии).
5) Закон о рассмотрении обращений граждан:
 внести уточнения относительно фразы «в необходимых случаях» в последнем абзаце 6-ой статьи;
 внести в 7-ую статью уточнения относительно порядка электронного обращения граждан. В веб-сайтах государственных органов необходимо реализовать единый – унифицированный способ электронного обращения;
 рассмотреть обоснованность присутствия в законе нормы 10-1.3.2;
 ввести в закон более четкие нормы наказания чиновников, виновных в нарушении данного закона. Статья 11 носит очень общий – декларативный характер;
 внести в закон нормы, регламентирующие порядок информирования граждан о ходе рассмотрения их обращений.
6) Закон об Этическом Кодексе государственных служащих:
 ввести в статью 6.1 изменения, позволяющие госслужащему критиковать работу других госорганов, органов местной власти, законодательной и судебной власти. Однако, он должен понимать, что в случае необоснованной критики, он может понести дисциплинарное наказание;
 ввести в статью 8 положение об ответственности госслужащего в случае принятия решения и совершения действий, нарушающих права и свободы граждан и их интересы, а также наносящих моральный ущерб их чести, достоинству и деловому имиджу;
 ввести в статью 12.1 положение об ответственности госслужащего в случае нарушения норм, предусмотренных в этой статье;
 в статье 14 наряду с подарками и гостеприимством ввести в рассмотрение услуги (например, лечение, обучение, ремонт квартиры и т.д.);
 в статье 18 ввести в закон нормы, запрещающие политическую принадлежность госслужащего с уровня ниже заместителя министра (руководителя государственного органа);
7) закон о государственных закупках:
 ввести нормы предотвращающие конфликты интересов;
 ввести нормы обязывающие чиновников, участвующих в госзакупках, ежегодно публично декларировать свои доходы;
 ввести нормы, позволяющие осуществлять общественный мониторинг госзакупок;
8) закон о Счетной Палате:
 ввести в закон определение понятия «финансово-бюджетной» экспертизы;
 внести нормы, устраняющие недейственность СП в случае отсутствия запросов со стороны президента страны, Милли Меджлиса, постоянных комиссий Милли Меджлиса. Согласно статье 16, СП проводит финансово-бюджетные экспертизы лишь в случае запросов со стороны президента страны, Милли Меджлиса, постоянных комиссий Милли Меджлиса. А если таковых нет?;
 ввести в закон нормы уточняющие механизмы реализации полномочий СП. Как показывает практика, отсутствие таковых приводит к тому, что некоторые государственные органы не отвечают на запросы СП и даже не позволяют представителям СП осуществлять проверки;
 ввести в закон нормы, позволяющие проводить внеплановые проверки в случаях возникновения ситуаций, требующих неотложной инспекции тех или иных операций по расходованию государственных финансов. При этом, Президент страны и руководство Милли Меджлиса ставятся в известность и если в течение суток от них не поступает требований о прекращении инспекции, проверка продолжается;
 усилить требования к профессиональным качествам заместителей председателя СП и аудиторов. Эти чиновники должны иметь специальные сертификаты аудиторов;
 дополнить в статье 7 список должностей лиц с которыми кандидаты в председатели СП не могут состоять в прямой родственной связи, должностью президента страны;
 ввести в статью 7 нормы, запрещающие председателю СП, его заместителям и аудиторам иметь доходы в виде дивидендов с ценных бумаг;
9) закон о доступе к информации:
- ввести поправку в статью 43.1, позволяющую Милли Меджлису самому назначить Омбудсмена в случае не представления соответствующим исполнительным органом кандидатур на эту должность в течение 6 месяцев...


Хикмет Гаджи-заде вне форума   Ответить с цитированием