Показать сообщение отдельно
Старый 10.08.2010, 17:37   #5107
Местный
 
Аватар для NAUTILUS
 
Регистрация: 20.08.2006
Адрес: Киев
Сообщений: 2,611
Сказал(а) спасибо: 67
Поблагодарили 424 раз(а) в 300 сообщениях
Вес репутации: 41
NAUTILUS на пути к лучшему
Мои фотоальбомы
Отправить сообщение для NAUTILUS с помощью Skype™

По умолчанию

Развитие ситуации в процессе карабахского урегулирования

Armenia Today [ 10.08.2010 | 00:51 ] Политика , Армения , Азербайджан , Карабах

Политика проводимая властями Армении способствует продолжению строительства железной дороги Карс-Ахалкалак-Тбилиси-Баку, которая окончательно изолирует Армению и тем самым нынешние экономические, демографические, военные, дипломатические преимущества Азербайджана обретут целостный вид.


После встречи, состоявшейся в июне в Санкт-Петербурге, явно недовольный Ильам Алиев инициировал шаги, направленные на раскрытие положений обновленного варианта Мадридского документа. Как в мае в Москве, так и в Санкт-Петербурге Ильхам Алиев пытался уклониться от встречи с Сержем Саргсяном, однако не сумел во второй раз отклонить инициативу президента РФ. После встречи И. Алиев демонстративно совершил незапланированный визит в Грузию, в ходе которого прозвучали дополнительные предметные взаимные заверения в укреплении грузино-азербайджанского братства.

Во время визита речь пошла даже о создании конфедерации между Грузией и Азербайджаном, был достигнут ряд конкретных договоренностей, для реализации которых возникла необходимость направить премьер-министра Грузии в Баку. Визит Алиева не был случайным и стал четким мессиджем президенту РФ в связи с представлением в Санкт-Петербурге новых предложений по урегулированию карабахского конфликта. Стало очевидно, что Россия протянула руку Армении для выведения из сложного дипломатического положения, сложившегося после января. По нашей оценке, это была блестяще реализованная идея С. Лаврова, сумевшая в короткий срок относительно уравнять позиции конфликтующих сторон.

После встречи в Санкт-Петербурге И. Алиев с новым размахом взялся за обнародование положений представленного сторонам документа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Так, 6 июля в своем выступлении И. Алиев, в частности, отметил, что Лачинский коридор останется под контролем армянских сил, упомянул также о промежуточном статусе Нагорного Карабаха. Впервые информируя общественность о согласии Азербайджана по этим вопросам, он также представил «компромиссное согласие» своей страны на размещение миротворческих сил на административной границе НКАО. Естественно, вместе с этим был упомянут вопрос о возвращении Азербайджану всех 7 районов: 5 - немедленно, а Лачинский и Кельбаджарский районы, по компромиссному варианту, через 5 лет. Он также подчеркнул, что предусматривается возвращение азербайджанских беженцев не только на «оккупированные» территории, но и конкретно в Карабах.

Это был интересный момент в развитии ситуации, продемонстрировавший беспокойство Азербайджана в вопросе сохранения преимущества, достигнутого в переговорах, а также стремление Алиева показать международному сообществу и посредникам «конструктивное» позицию Азербайджана. Посредники и международные организации не могут не заметить, что власти Азербайджана, озвучивая положения документа, по которому ведутся переговоры, пытаются подготовить общество к компромиссам, что является позитивным шагом, направленным на урегулирование вопроса. А если и не замечают из-за своей занятости, то турецкие и азербайджанские дипломаты без устали говорят об «открытом и прозрачном» поведении Азербайджана. Вместе с тем, Армения выставляется в качестве реакционной страны, которая не говорит о компромиссах, выпавших ей на долю, из чего следует, что она не собирается совершать какой-либо шаг в направлении урегулирования. Напомню, что в ответ на рассекречивание положений документа со стороны Баку, замминистра ИД РА ответил, что пока не будет согласован вопрос статуса Карабаха, говорить о возврате территориях бессмысленно. Однако по части остальных положений, представленных азербайджанской стороной, Ереван не высказывается, таким образом, позволяя Азербайджану в очередной раз выступить перед международным сообществом с «конструктивных» позиций. В том числе и благодаря этой тактике, Азербайджану удается инициировать в международных структурах проазербайджанские документы. Напомню, что осенью текущего года ожидается принятие подобных документов в ПАСЕ и ПА НАТО.

В отличие от проактивной позиции Азербайджана, Армения исполняет лишь роль реагирующей стороны, зачастую запоздало реагирующей. Молчание Армении в ответ на рассекречивание документа, лежащего на столе переговоров, не дает возможности гражданам Армении понять, о каком промежуточном статусе НК, о каком статусе Лачинского коридора говорит Азербайджан, в каком составе будут представлены миротворческие силы, и насколько обоснованным кажется посредникам и международному сообществу наше настойчивое стремление провести референдум в Карабахе в условиях отсутствия там азербайджанских беженцев. А если Азербайджан согласится на вариант, по которому армянские беженцы возвращаются на оккупированные Азербайджаном территории Карабаха, а азербайджанцы – в Карабах, то через 5 лет, на момент проведения требуемого нами референдума, будет ли демографическое соотношение в Карабахе в нашу пользу с тем, чтобы получить благоприятный для нас результат? Напомню, что элита Карабаха находится не в Карабахе, а в Армении или за рубежом (бывшие президенты Карабаха Р. Кочарян и А. Гукасян, председатель НС О. Есаян, премьер-министр А. Даниелян, министр ИД Н. Мелкумян, министры обороны С. Бабаян и С. Оганян, сотни других, бывших чиновников более низкого ранга, а также так и не выучившие армянского языка предприниматели-монополисты М. Багдасаров, С. Саргсян Б. Бегларян и др.), здесь же находятся еще тысячи людей, следующие за элитой, обслуживающие ее. Известно, что вместо них границу Карабаха защищают граждане Армении, которые за последний месяц потеряли там 12 человек. Думаю, здесь уместен следующий вопрос: почему указанные мною бывшие карабахские чиновники живут за пределами Карабаха, и почему именно в Карабахе не способствуют активному участию НК в различных политических и экономических программах, почему не служат примером для соотечественников, проживающих в Карабахе и противостоящих многочисленным вызовам? Это вопросы, которые нужно постоянно задавать данным лицам карабахского происхождения. Они незамедлительно должны вернуться в Карабах, благоустраивать и строить Карабах, готовить новое поколение государственных деятелей и бизнесменов, способствовать улучшению демографического положения Карабаха, наконец, реальной независимости Карабаха.

На днях начальник Управления по миграции Гагик Еганян (между прочим, тоже корнями из Карабаха) заявил, что за последние 18 лет Армению покинуло около 1 млн 100 тыс. человек (согласно данным, опубликованным недавно ООН, эта цифра достигает 1.300.000), то есть свыше 1/3 населения. Если это же соотношение сработает и в Карабахе, то при простом подсчете станет ясно, почему азербайджанцы настаивают на том, чтобы референдум был проведен после возвращения их беженцев в Карабах. Считаю необходимым отметить, что озвучивание Г. Еганяном на той же пресс-конференции требований армянских беженцев стало хоть и запоздавшей, но очень полезной дипломатической инициативой, которая нуждается в продолжении. Армения, которая сегодня ведет переговоры вместо Карабаха, не имеет права игнорировать судьбу сотен тысяч азербайджанских армян, и мы последовательно должны поднимать этот вопрос во всех инстанциях.

Роль России

С начала этого года Россия, фактически, взяла на себя ведущую роль в переговорах. Не случайно, что обе встречи на высшем уровне состоялись в РФ (в январе - в Сочи, в июне – в Санкт-Петербурге), а министр ИД С. Лавров и заместитель министра ИД РФ Г. Карасин активно контактируют и со сторонами, и со своими коллегами, и с сопредседателями. Хотя Москва пыталась внести оживление в переговорный процесс, тем не менее, никакого прогресса пока нет, и очевидно, что основным виновником является Азербайджан. Чувствуя слабость С. Саргсяна и его готовность пойти на такие компромиссы, на которые не согласились бы предыдущие власти, Алиев продолжает свой курс, направленный на то, чтобы урвать у Армении как можно больше.

Хотя может показаться, что естественным союзником С. Саргсяна в вопросе сохранения статус-кво в зоне конфликта является Россия, тем не менее, последние события показали, что Москва пересмотрела свои подходы. Основная причина заключается в том, что сегодня в реальный процесс урегулирования конфликта вовлечены не только Армения и Азербайджан, но и Турция со всей своей силой, ресурсами и влиянием. В этих условиях РФ не может не учитывать того, что те дивиденды, которые она может получить, урегулировав карабахский конфликт сегодня, намного выше, чем могут стать через пару лет.

Урегулировав или продвинув вперед мирный процесс, РФ, в частности, обеспечила бы открытие армяно-турецкой границы. Помимо политической выгоды, этим, в первую очередь, воспользовались бы как раз российские компании: армянская железная дорога, отданная в концессионное управление России, электрические сети, являющиеся собственностью России, которым электроэнергию будет поставлять атомная станция, управляемая РФ, теплоэлектростанции и гидростанции, являющиеся собственностью российских компаний. Общеизвестно, что Турция, особенно, приграничные с Арменией районы нуждаются как в электроэнергии, так и в газе, следовательно, для на 80% российского «АрмРосГазпром»-а, наряду с другими российскими энергетическими компаниями, открываются значительные перспективы. Наряду с этим, Россия уже получила большую пользу от Турции, где обеспечила участие своих государственных и частных компаний в различных, в отдельных случаях многомиллиардных, экономических проектах.

Через пару лет ситуация может резко измениться. Однозначно увеличится количество государств и международных организаций, которые потребуют вывода армянских сил с освобожденных территорий. Не исключено, что, принимая за основу известные положения резолюции Европарламента по Южному Кавказу и заявления руководителей стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 26 июня, некоторые организации признают Армению в качестве агрессора. Усугубится политическая изоляция Армении (напомню, что в текущем году ни один лидер государства не посетил Армению, из десятка министров ИД, посетивших Азербайджан, лишь нкоторые побывали в Армении). К экономической блокаде может прибавиться политическая блокада, для чего уже сегодня прилагают усилия Турция и Азербайджан. А одна из серьезнейших угроз – завершение строительства железной дороги Карс-Ахалкалак-Тбилиси-Баку. Ввергнув Армению в тотальную изоляцию и превратив нас в страну второстепенного значения, она нанесет большой удар и по экономическим и политическим интересам России, поскольку перевозка части железнодорожных грузов из Центральной Азии будут осуществляться в обход России. Реэксплуатация железной дороги Карс-Гюмри станет экономически нецелесообразной, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. В качестве нежелательного для России политического последствия можно отметить то, что значительно ослабнет связь Россия-Армения, добившаяся значительных результатов в проведении экономических и политических реформ Грузия приобретет еще один важный рычаг для противостояния региональным устремлениям России. К этой картине можно добавить мощный лоббинг ЕС и США в защиту проекта строительства газопровода «Набукко» в обход России, что сильно беспокоит Москву. Отметим также, что, установив железнодорожное сообщение с Турцией, Азербайджан приобретет мощнейший инструмент в развязывании военных действий, получив жизненно важное преимущество над Арменией. С сожалением также должен отметить, что я не встречал комментариев наших должностных лиц по поводу строительства указанной железной дороги. Не увидел анализа по вопросу о том, чем Армения должна ответить на тот факт, что в ходе военных действий Азербайджан сможет бесперебойно получать “подпитку” из братской Турции. Очевидно, что доставку оружия и боеприпасов в Азербайджан невозможно будет остановить: напомню, что за неделю, потребовавшуюся на восстановление моста, взорванного в Грузии во время российско-грузинской войны 2008г., цены на топливо в Армении взлетели в 2-3 раза. Представьте, что будет, если мост (или мосты) не будет функционировать на протяжении месяца…

Эти однозначно реальные перспективы подтолкнули Россию поддаться на турецкий шантаж и согласиться на использовать словосочетание «оккупированные территории» в заявлении, принятом президентами стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ 26 июня в Торонто. Думаю, что и Москва осознает, что для остановки строительства железной дороги Карс-Ахалкалак-Баку, имеющей стратегическое значение для двух тюркских государств, есть лишь один способ – урегулировать карабахский конфликт.

Думаю также, что Россия не замедлит строить свою дальнейшую стратегию на Южном Кавказе с учетом баланса военных, экономических, демографических сил конфликтующих сторон. А он сегодня не в нашу пользу.

Владимир Карапетян,

член комиссии по внешним отношениям Армянского Национального Конгресса


http://armtoday.info/default.asp?Lan...PagePosition=1


Последний раз редактировалось atcaz; 10.08.2010 в 18:31.
NAUTILUS вне форума   Ответить с цитированием