Показать сообщение отдельно
Старый 07.08.2010, 12:26   #5104
Местный
 
Аватар для TAROB
 
Регистрация: 11.05.2010
Сообщений: 801
Сказал(а) спасибо: 525
Поблагодарили 378 раз(а) в 226 сообщениях
Вес репутации: 19
TAROB на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Выбор за Турцией

Министры иностранных дел: Азербайджана - Эльмар Мамедъяров, Турции - Ахмет Давутоглу, Кыргызстана - Руслан Казакбаев и действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев провели в четверг в турецком Бодруме неформальную встречу под председательством главы МИД Турции, сообщает TRT Russian. На повестке дня встречи стояли вопросы, касающиеся Центральной Азии, последняя ситуация в регионе после событий в Кыргызстане и энергетический вопрос.

На совместной пресс-конференции глав МИД Давутоглу выразил надежду, что на саммите тюркоязычных стран, который пройдет в этом году в Стамбуле, будет сформирован постоянный Секретариат совета тюркского мира, сообщает агентство "Анадолу". Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил на пресс-конференции, что обсудил со своим турецким коллегой нагорно-карабахский конфликт, сообщает Turk.net.

"Турция является весьма уважаемым на международной арене государством, и поэтому я верю, что Ахмет бей предпримет очень полезные инициативы в карабахском урегулировании", - сказал Э.Мамедъяров. А тем временем стал известен очередной дедлайн, который, скорее всего, будет навязан президентам Армении и Азербайджана для урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Накануне Совет министров ОБСЕ принял окончательное решение о проведении саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Как сообщает АПА со ссылкой на сообщение пресс-службы организации, саммит пройдет 1-2 декабря в Астане.

Президент Казахстана - страны, председательствующей в ОБСЕ в этом году, - Нурсултан Назарбаев приветствовал решение Совета министров и отметил, что Астанинский саммит призван определить стратегические направления и "дорожную карту" развития ОБСЕ.

В преддверии саммита в Астане, как сообщается в решении, в Варшаве, Вене и Астане в сентябре-ноябре этого года будет проведена обзорная конференция.

Саммит станет седьмым по счету в истории организации. Предыдущие встречи на высшем уровне были проведены в 1975 году в Хельсинки, в 1990 году - в Париже, в 1992 - в Хельсинки, в 1994 году - в Будапеште, в 1996 году - в Лиссабоне и в 1999 году - в Стамбуле.

Итак, предыдущий саммит ОБСЕ состоялся 11 лет назад. Это очень большой перерыв. Можно сказать, что предстоящий саммит будет иметь историческое значение для ОБСЕ. Поэтому почти со стопроцентной уверенностью можно предположить, что страны-сопредседатели ОБСЕ, то есть США, Франция и Россия, попытаются добиться на этом историческом саммите прорыва в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Это радует.

Но не радует другое. К сожалению, накануне этого саммита позиции Азербайджана на переговорах по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, мягко говоря, несколько ослабли. Конечно, можно сколько угодно, до бесконечности в качестве заклятия повторять, что Армения агонизирует и в ближайшее время такого государства на карте мира вообще не будет. Но тогда давайте вообще ничего не делать и ждать этого часа "X". Зачем же тратить силы, средства и время на бесполезное дело?

И все же надо смотреть правде в глаза.

Может быть, Армения на самом деле агонизирует. Но, к сожалению, до полной агонии еще ох как далеко. А вот переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха идут сегодня и сейчас. То есть это тот случай, когда время на самом деле не ждет. Только уж очень наивный человек может на самом деле поверить в то, что после подписания нового соглашения по российским базам в Армении позиция официального Еревана станет более конструктивной. Армении, получившей всевозможные гарантии безопасности от России, в данном отрезке времени вообще незачем быть конструктивно настроенной. По сути, это не Армения, а Москва нам заявила, что не собирается позволить Азербайджану силой освободить оккупированные территории. На этом фоне заявление господина Нарышкина, то есть главы администрации президента РФ, о том, что позиции Азербайджана и России по всем международным вопросам или полностью совпадают, или же очень схожи, звучит просто издевательски.

Таким образом, чтобы хотя бы относительно уровнять шансы, Азербайджану необходимо получить не менее весомые международные гарантии безопасности.

Как отмечал автор этих строк в статье, опубликованной в предыдущем номере "Зеркала", на данном историческом отрезке по многим причинам подобные гарантии Азербайджану может предоставить только Турция. Вопрос в другом: хочет ли подобные гарантии от Турции получить Азербайджан, и хочет ли Турция предоставить подобные гарантии? К сожалению, как на первую, так и на вторую часть этого вопроса на сегодняшний день, скорее всего, приходится ответить "нет". Начнем с Азербайджана. Азербайджан в течение последних десяти лет проводил так называемую сбалансированную внешнюю политику. То есть формально Азербайджан старался не оказаться в военно-политической зависимости от ведущих глобальных и региональных игроков. Уж слишком дорожили собственным суверенитетом, считая, что подобная политика позволяет нейтрализовать угрозы, исходящие от противостоящих в регионе геополитических игроков. Подобная тактика вряд ли могла принести успех. Дело в том, что именно Азербайджан являлся лакомым кусочком, который эти ведущие геополитические игроки хотели бы заполучить по итогам этой борьбы. В этих условиях рано или поздно приходится делать выбор. Таким образом, эта политика изначально была обречена на провал.

Существует и другая причина, по которой Азербайджан не хотел бы оказаться в военно-политической зависимости даже от Турции. Дело в том, что даже самые близкие союзники просто за "спасибо" ничего не делают. Значит придется пойти на уступки и учитывать интересы Турции в некоторых других сферах. Вот этого официальному Баку уж точно не хотелось бы делать. Ведь в последнее время мы так кичились собственной самодостаточностью. Не исключено, что существуют и другие причины субъективного характера, но факт остается фактом - Азербайджан не лоббирует в Турции идею о необходимости создания на договорной основе военно-политического союза между двумя братскими государствами. Мне могут возразить, что Турция и так поможет, без всякой там договорно-правовой базы. Как бы не так. Вспомним 1992-1993 годы, когда мы потеряли все эти территории вокруг Нагорного Карабаха. Тогда, если не считать заявления соответствующего характера, Турция ограничилась только тем, что разорвала дипломатические отношения и закрыла границы с Арменией. Вот и все. А сейчас перейдем ко второй части поставленного вопроса. Тут мне могут сразу возразить, что при чем тут Турция, если Азербайджан сам не желает военно-политического союза на договорно-правовой основе с этой братской страной. Не все так просто.

Все зависит от того, какие цели ставит перед собой Турция на постсоветском пространстве в отношении тюркоязычных государств. По сути, подписав новое соглашение по базам с Арменией, Россия ясно дала понять Турции, что ей нечего делать на постсоветском пространстве, и прежде всего в Азербайджане. Ведь подписанное новое соглашение по военным базам означает, что в случае возобновления боевых действий между Азербайджаном и Арменией российские войска выступят на стороне последней, то есть против ближайшего союзника Турции в регионе. Возникает вполне логичный вопрос: собирается ли Турция ответить на этот уж очень наглый вызов? И вообще нужно ли это Турции?

Пока что Турция как бы делает вид, что не замечает всех этих провокационных действий России в отношении Азербайджана. По крайней мере, турецкие средства массовой информации, не говоря уж о политиках, даже не сочли достойным их внимания сообщения о подготовке нового договора по российским военным базам в Армении.

Создается впечатление, что Турцию вполне устраивают нынешний тип и уровень отношений с Россией. Это прежде всего развитие экономических отношений, особенно в энергетической сфере, а если быть более точным - использование территории Турции для транзита в транспортировке российских энергоресурсов на европейские рынки. Кроме того, Россия делает вид, что готова вести равноправный диалог с Турцией по всем важным региональным проблемам.

Однако события вокруг карабахского конфликта, а также иранской ядерной программы показали, что Россия готова сделать именно вид, что ведет якобы равноправный диалог с Турцией, но не более. То есть Россия не собирается реально допустить Турцию к решению существующих региональных проблем в качестве равноправного партнера.

Формула, предложенная Россией Турции, очень проста: экономическая выгода и статус свадебного генерала в обмен на отказ от попыток играть самостоятельную роль в решении проблем региона. Одним словом, Россия не желает видеть Турцию в качестве самостоятельного регионального игрока.

Да, Турция может руководствоваться пословицей "Лучше синица в руках, чем журавль в небе". Но в этом случае Турция упускает возможность в будущем играть глобальную роль на большом геополитическом пространстве, которое будет охватывать Южный Кавказ, Среднюю Азию. Это огромная упущенная выгода, в том числе и экономическая.

Но Турция может пойти по другому пути, то есть рисковать, притом не только ради Азербайджана, а прежде всего ради собственного великого будущего. А для начала необходимо подписать соглашение о военно-политическом союзе с Азербайджаном, то есть быть "рядом с нашей страной всегда", не просто не словах, а на деле.

__________________
Чтобы стать ближе к звездам, достаточно подняться с колен.

TAROB вне форума   Ответить с цитированием