Показать сообщение отдельно
Старый 04.05.2010, 00:21   #1293
Местный
 
Регистрация: 24.02.2009
Сообщений: 1,769
Сказал(а) спасибо: 237
Поблагодарили 276 раз(а) в 212 сообщениях
Вес репутации: 27
GUINNESS на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Хикмет Гаджи-заде Посмотреть сообщение
Согласен, я поспешил. конечно АДР и Мамед-Эмин и его соратники это событие из того же ряда.

Что же касается общенационального поражения - как видите у меня другой взгляд на события,

я утверждаю, - в том состоянии к котором Азербайджан сегодня пребывает он находился постоянно 5000 лет, это его состояние стало, к сожалению, его сущностью.

Если вы помните произведение Гюго, "Человек. который смеется", - там описывался человек (Гуинплен) обезображенной цыганами гримасой, которая постоянно находится на его лице, и только огромной силой воли и на очень короткий момент времени Гуинплену удется вернуть своему лицу нормальное состояние, но потом он очень скоро вновь превращается в "человека, который смеется".

так вот, я и утверждаю, что нам и удалось на очень короткий период - на 1 год - вернуть нашему народу лицо нормального человека, но вскоре он вновь стал Гуинпленом

Насчет безграмотного Эльчибея и бездарного Хикмета Гаджи-заде.

Вам не нравится Эльчибей, нууууу, не потянул он.

Верно!

А вы не спрашивали себя - почему именно Эльчибей? Где же были наши остальные интеллигенты того же поколения?

Их не было.

Он был единственный, выживший из небольшой плеяды, тех кто думал о национальном духе и нашей национальной идентификации.

А не спросили бы вы своего отца или деда (вероятно, образованных и профессиональных специалистов).

Дед, где ты был, когда Эльчибей среди студентов национальную идею начал пропагандировать? почему тебя не было рядом с ними ни в аудиториях, ни на трибуне, ни в тюрьме?

Нет ответа

я тоже самое спрашивал у своего отца - профессора Универа, когда ему не нравились мейданские лидеры и разговоры.

Ответа не было

Да и без ответа все было ясно.

Итак, в этой, тогда еще, 4-5 миллионной стране не нашлось человека, который потом имел бы моральное право претендовать на пост лидера движения за национальную независимость.

Вот тогда и можно оценить Эльчибея

Он был!

Он говорил!

Другие делали карьеру

И теперь у нас нет права его обвинять.

и вот вам на память мое эссе на смерть Эльчибея, опубликованной в он-лайн издании евразия.нет с названием - Death of the romantic


Death of the romantic
Хикмет Гаджизаде

Три года отделяют нас от кончины Эльчибея. 22 августа первый президент независимого Азербайджана Абульфаз Эльчибей после продолжительной болезни (рак предстательной железы) в возрасте 62 лет скончался в Анкарском военном госпитале и его тело в сопровождении турецкой правительственной делегации, на турецком правительственном самолете было перевезено в Баку.

На следующий день состоявшиеся в Баку похороны Эльчибея превратились в манифестацию солидарности 70 000 человек с идеями независимости и демократии, которые он проповедовал всю свою жизнь.

Эльчибей (настоящее имя - Абульфаз Алиев) родился 24 июня 1938 года в простой крестьянской семье в горном селе Келеки Нахичеванской области. Его отец не вернулся с фронтов второй мировой Войны и Эльчибей рос с матерью в постоянной нужде.

В 19 лет он поступает в Баку в Государственный Университет на факультет Востоковедения, где вместе со своими друзьями организует тайный националистический кружок, выступает против политики насильственной ассимиляции азербайджанского народа, проводимой коммунистами в стране.

В 1975 году, уже будучи преподавателем Университета Эльчибей подвергается 1,5 годовому заключению за создание подпольной антисоветской организации и открытую "националистическую пропаганду" среди студентов и интеллигенции.

По признанию близких друзей Эльчибея, когда ему говорили, что его выступления могут закончиться тюрьмой, он отвечал: "Пусть я сяду в тюрьму, но я хочу на личном примере показать людям, многие из которых не бояться посидеть немного в тюрьме за воровство или изнасилование, что посидеть немного в тюрьме и за идеи не так уж страшно. Ничего необратимого здесь нет, можно посидеть и вернуться…".

После выхода на свободу Эльчибею запрещают заниматься преподавательской деятельностью и он находит работу в Институте Рукописей Академии Наук, однако и там, под постоянным надзором КГБ, Эльчибей продолжает распространять свои взгляды по проблемам национального самоопределения. В это время среди своих соратников Абульфаз Алиев и получает секретный псевдоним "Эльчибей", что, по его словам, означало - посланник народа.

С началом "перестройки" Эльчибей активно включается в общенациональное движение за демократию и уменьшение зависимости от России. В 1989 году Эльчибей, популярность которого росла, избирается председателем Народного Фронта Азербайджана - движения, которое в конце концов привело Азербайджан к независимости, - "Я всегда знал, что эта система рухнет", - говорил Эльчибей о крушении Советского Союза. В 1992 году Эльчибей избирается президентом страны и его правительство осуществило такие фундаментальные демократические перемены как, введение многопартийной политической системы, принятие законов в защиту этнических меньшинств и свободы самовыражения, введение национальной валюты, свободе торговли и валютного обращения.

Велика заслуга Эльчибея в строительстве новой нации, которой были возвращены ее репрессированная история и национальная культура (был восстановлен латинский алфавит, замененный в 30-х годах коммунистами на кириллицу).

Во внешней политике правительство Эльчибея резко изменило курс страны, отказавшись вступить в СНГ и начав энергично развивать связи со странами НАТО и в первую очередь с Турцией. В мае 1993 года под давлением парламента и правительства Эльчибея последние Российские войска после почти 200 летней оккупации покидают территорию Азербайджана, продолжая по сей день базироваться во всех, кроме балтийских, республиках бывшего СССР.

Такая внешняя политика привела в ярость Россию, которая пыталась оказывать на Азербайджан давление, помогая Армении в войне за Нагорный Карабах. В июне 1993 года при поддержке Российских спецслужб в стране произошел военный переворот, и Эльчибей покинул свое пост найдя убежище в своем родной горном селении Келеки, где он оставался 4 года, продолжая считать себя легитимный президентом страны.

В 1997 году Эльчибей возвращается в Баку и занимает место председателя теперь уже не Движения (Фронт раскололся на несколько равновеликих демократических партии), но Партии Народного Фронта, где и оставался председателем до своей кончины...

Мнения об Эльчибее всегда носили противоречивый характер: "вдохновитель нашей независимости" и "человек, который завел демократическое движение в тупик", "отец основатель нации" и "слабый администратор", "носитель национальной идеи" и "реакционный националист", - так выражались о нем его почитатели и критики.

Его взгляды и деятельность, часто носили противоречивый характер. Будучи воспитан в традиционной авторитарной восточной культуре Эльчибей, тем не менее, постоянно тянулся к Западу и плюралистической демократии; он всячески поддерживал эмансипацию восточной женщины, приветствовал участие женщин в общественной жизни, но никогда не появлялся со своей женой на приемах и банкетах; он без колебания принимал законы в поддержку личных и политических прав человека, в тоже время, казалось, что нарушение прав конкретного человека его не так уж и волнует; он рассматривал эти нарушения как неизбежную часть исторического процесса расширения свободы.

Власть... власть над людьми как таковая вовсе не прельщала Эльчибея, он жил в мире идей, он "делал историю", мелкие проблемы и ежедневное администрирование его совсем не привлекали.

Будучи в войне с Арменией и в натянутых отношениях в Россией Эльчибей постоянно поднимал вопрос об объединении 20 миллионов Иранских азербайджанцев с Азербайджанской республикой, чем и нажил себе еще одного ярого врага в лице Ирана. Эльчибей очень рассчитывал на помощь Запада и Турции в его противостоянии России и Ирану, однако он не видел, что ни Запад ни Турция пока не готовы помочь ему в полной мере...

Чтобы оценить вклад Эльчибея в демократический процесс в стране, следует помнить, насколько слабо было азербайджанское общество в 70-х и 80-х годах. В то время как в остальных республиках бывшего СССР начало развиваться диссидентское движение в защиту Хельсинкских соглашений, в Азербайджане ничего подобного не наблюдалось. Не было в стране и такого явления как "самиздат", азербайджанские писатели писали лишь разрешенные цензурой романы, а историки энергично пере¬писывали историю страны с целью доказать, что "вечное счастье Азербайджана – в Союзе с Россией". Казалось, что обществе жило в полной гармонии с аморальной советской системой. И вот на фоне этой стагнации, появляется человек, который призывает людей проснуться от страшного сна, навеянного насилием над нашей совестью и идентич¬ностью.

Считая, что Движение допустило непростительную ошибку, выдвигая в 1992 году Эльчибея в президенты, многие забывают, что среди лидеров Народного Фронта он был единственным представителем старшего поколения, все остальные лидеры и большинство активистов Фронта было не старше 35 лет, и когда пришло время выдвигать кандидата в президенты, то вокруг не нашлось ни кого, кроме Эльчибея, которого бы традиционно настроенное население Азербайджана могло бы признать общенациональным лидером.

Еще одна великая заслуга Эльчибея в том, что именно благодаря ему и таким как он, Народный Фронт из организации академических интеллектуалов превратился в общенациональное движение. Среди простых людей он обладал большой харизмой, он понимал их, любил их, говорил с ними о сложных вещах на их языке и люди шли за ним, придавая движению за независимость необратимый характер.

Сегодня некоторые наблюдатели утверждают, что со смертью Эльчибея в Азербайджанской политике закончилась эпоха романтизма. Не думаю, что это так, нации всегда нужны будут люди заглядывающие на десятилетия вперед, живущие в мире идей, а не в мире вещей, и это подтвердили те десятки тысяч людей, которые несколько километров провожали его в последний путь, распевая национальный гимн и патриотические песни.

Отлично. Историческая справедливость в отношении АДР восстановлена)).
Читал это произведение еще в школе, но насколько помню Гуинплен не менял своей внешности, обезображенной в детстве. В него, если помните, была влюблена девушка-красавица, слепая от рождения, которой он представлялся прекрасным. Эта версия, может основанная на моей забывчивости, тоже символична.

А разве я говорил о "бездарном Эльчибее" и "безграмотном Гаджи-заде"? Но если вы обратили внимание, то перечисляя имена, я между Эльчибеем и вами привел имена, далекие от понятия "демократия". Например, Неймата П., которого вы обошли вниманием в своем пространном ответе. Но и они - это НФА. Не только романтик Эльчибей и бакинская интеллигенция, которая создавала НФА, но и те, которые к нему в большом числе прилипли, по мере его укрепления, во многом представляя вполне конкретный регион, и вытеснили из руководства, как мне кажется, действительных демократов. Именно по ним, так как они нередко играли ведущую роль, нередко оценивают и весь НФА.

Я с любопытством прочел ваше эссе на смерть Эльчибея. Именно так я его и представлял, основываясь на том, что читал, и рассказах тех, кто с ним общался, - романтик, порядочный и искренний человек, но никак не соответствовавший занимаемой им должности.
Резкий и недальновидный крен в сторону Турции (НАТО) привел к тому, что РФ, с которой нельзя было не считаться особенно в военное время, стала поддерживать врага. А до этого, НФА делал всё, чтобы расшатать власть Муталибова в Баку, когда шла война в Карабахе. Результат - утрата Карабаха. Поднятие вопроса об объединение с иранскими азербайджанцами привел к тому, что Иран сейчас ближайший друг врага, не желающий нашего укрепления.
Я ни в коем случае не хочу всю ответственность за временное поражение в войне возложить на НФА и лично Эльчибея, но, согласитесь, свою, причем немаловажную лепту НФА в это поражение всё-таки внес.
Теперь о "харизме" НФА. Нет сомнений, что НФА пользовался определенной популярностью в народе. Но согласитесь, что главной движущей силой НФА, "тараном", который привел его к власти, были все-таки беженцы из Арм. И скажите, куда эта "харизма" делась после 1 года "просветления"?
Я все-таки вернусь к завершающему предложению моего предыдущего постинга. Именно НФА добровольно передал власть, как представляется, своему антиподу ГА, при котором наша интеллигенция стала тем, кем она есть, когда писалось то, что надо, происходила руссификация, подавлялось любое инакомыслие (тот же Эльчибей), ставились под запрет народные традиции (Новруз), проповедовалась полная гармония с сов властью и т.д. Надеюсь вы понимаете, что никакого НФА не было, будь у власти "отец нации". Ваши главные оппоненты, Муталибов и Везиров, по крайней мере вели с вами диалог. То есть НФА собственноручно и ликвидировал все свои же завоевания 1 года, связанные с демократией. И таким образом вернули народ туда, в деспотию, откуда, как вы утверждаете, его на год вывели). Поправьте меня, если я не прав. Я готов изменить свое мнение под тяжестью аргументов.
__________________
GUINNESS

GUINNESS вне форума   Ответить с цитированием