Я сейчас работаю над большой статьей, которая включает и обсуждаемые тут вопросы. В статье я использую графические изображения, некоторые из которых размещу по ходу и здесь. Статья на азербайджанском, поэтому иллюстрации привожу на языке оригинала. Когда закончу статью, размещу линк, а пока хочу поделиться некоторыми отрывочными рассуждениями.
Отсутствие собственного рассказа неизбежно результируется в отстутствие лояльности внутри самой системы. Лояльность – это не вопрос подчинения, а доверия (точнее веры). Поэтому для лояльности нужны не рычаги контроля, как похоже ошибочно полагают власти, а регулятивные идеалы. Чтобы в системе возникла лояльность нужно нечто горзадо большее, чем “ulu öndər”, “analoqu olmayan inkişaf” и т.п.
Этим "нечто большим" могут быть как светские (например, свободы, демократия, права человека и т.д.), так и религиозные идеалы. В любом случае должна быть система неперсонифицированных, нелокальных и невременных ориентиров. У нынешней системы власти нет ни того, ни другого, ни третьего.
Тем не менее власти интуитивно понимают важность идеологического воздействия, хотя бы для того, чтобы создать видимость лояльности. Но в отсутствии собственного рассказа власть вынуждена пользоваться пропагандой. Пропаганда – это не просто односторонняя информация. Пропаганда возможна лишь при условии подавления всякой альтернативной информации. Иными словами, пропаганда в значительной степени является ложью.
Пропаганда циклична, т.е. основана на неограниченном повторении одного и того же. Причина тому в том, что пропаганда рассчитана всегда только на «своих» (так сказать «ДСП» - для служебного пользования). Речевки, памятники, плакаты и все такое – не более, чем форма самовыражения нынешней системы, попытка ритуализировать себя, дабы компенсировать отсутствие собственного рассказа.
На тех, кто не входит в систему пропаганда не может воздействовать по определению. Поэтому система стремится к собственной тотальности, чтобы вобрать в себя всех и вся. В результате уничтожается пространство для открытого идеологического противосстояния. А это в свою очередь приводит к тому, что всякая напряженность смещается внутрь самой системы и делает ее все более уязвимой.
Со временем пропаганда перестает оказывать воздействие и на тех, кто находится внутри системы. Лишенная неперсонифицированных, нелокальных и невременных ориентиров система начинает разваливаться изнутри. Давление на НПО и СМИ, аресты журналистов и блогеров, и т.д. – все это слабые переферийные явления усиливающейся внутрисистемной борьбы.
Реальная борьба происходит внутри системы в том числе и потому, что система не поощряет сотрудничество, наказывает за инициативу, а главное – она забита массой ненужной и неправильно интерпретированной информацией. С одной стороны потому, что собственных каналов коммуникации у системы крайне мало, а с другой – потому, что вынуждена таким образом фильтровать информацию, чтобы сделать ее пригодной для пропаганды.
Вот примерная иллюстрация того, как фильтруется информация:
__________________
Bu işin orası-burası yoxdur!
Последний раз редактировалось Erkin; 11.01.2010 в 22:46.
|