Показать сообщение отдельно
Старый 09.11.2009, 10:44   #1985
Администратор
 
Аватар для Dismiss
 
Регистрация: 23.07.2006
Адрес: Baku
Сообщений: 46,772
Сказал(а) спасибо: 10,222
Поблагодарили 10,707 раз(а) в 6,761 сообщениях
Вес репутации: 1
Dismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспорима
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Утечки информации о возможности возвращения пяти районов Азербайджану имеют под собой реальную основу

Интервью директора российского Центра по изучению постсоветского пространства главного редактора портала «Вестник Кавказа», замдекана исторического факультета МГУ Алексея Власова информагентству АрмИнфо

Алексей Викторович, судя по всему, армяно-турецкий процесс уверенно продвигается вперед. Чем является этот процесс для сверхдержав, и какие интересы они преследуют, оказывая ему содействие?

У этого процесса две стороны: имиджевая и практическая. Какая из них доминирует в стратегиях великих держав, пока определить достаточно сложно. Поскольку всем понятно, что с армяно-турецким примирением круг проблемных зон на Южном Кавказе не будет полностью исчерпан.

В повестке дня останутся нагорно-карабахский конфликт, проблемы Южной Осетии и Абхазии. Но для мировых лидеров примирение между Арменией и Турцией – это важный шаг не только с точки зрения решения региональных проблем, но и в более глобальном контексте – показатель возможности эффективных, солидарных действий, направленных на урегулирование конфликтной ситуации. Но от того, как будут использованы плоды армяно-турецкого сближения всеми главными центрами силы, а гипотетически может оказаться, что у США, России и ЕС были в бэкграунде совершенно различные резоны – вот именно от этого будет зависеть оценка армяно-турецких переговоров не в краткосрочной перспективе, а как проявление нового глобального тренда.

Усилит или же ослабит позиции России на Южном Кавказе успешная реализация пунктов армяно-турецких протоколов? И насколько это вообще возможно в условиях непризнания Турцией факта геноцида армян?

Здесь два вопроса, первый из которых связан с позицией России.

Да, я уверен, что армяно-турецкие переговоры и нормализация отношений – в интересах России. Хотя, с оговоркой, что также не в интересах России останавливаться на открытии границ и восстановлении дипломатических отношений между Ереваном и Анкарой, поскольку нужно идти дальше, формируя новую повестку дня для стратегии безопасности по всему южно-кавказскому региону.

Второй вопрос касается признания или непризнания Геноцида армян в Османской Турции. Он скорее обращен к внутренним проблемам Армении и Турции, поскольку усилиями великих держав в переговорном процессе его просто искусственно отодвинули на второй план. Заметно, кстати, что особое недовольство по этому поводу проявляет армянская диаспора, и это тоже понятно, поскольку именно этот вопрос является для нее цементирующим началом. Учитывая, что количество недовольных Протоколами в Армении и Турции достаточно велико, правда, зачастую по противоположенным причинам, можно предположить, что это создаст проблемы для устойчивости миротворческого процесса. Но пока, как мне кажется, и Сержу Саргсяну, и связке Гюль - Эрдоган удается удерживать процесс под контролем.

Насколько продвижение армяно-турецкого процесса соответствует российским интересам на Кавказе, а также совпадают ли они хотя бы частично с интересами США и ЕС?

Заинтересованность России в развитии армяно-турецкого диалога, безусловно, есть. Но, в то же время, и перед Москвой, и перед Брюсселем, и перед Вашингтоном стоит задача сохранить, а может даже и упрочить отношения с Баку. В этом стремлении примерить не вполне соединяемые вещи все великие державы похожи на канатоходца, но пока что этот риск оправдан, поскольку все ко-спонсоры миротворческого процесса действуют в рамках некой общей логики, хотя, конечно же, далеко не все их цели и задачи совпадают.

Россия действует максимально осторожно, поскольку рассчитывает, что, сохранив Армению в качестве стратегического союзника, Кремль сможет ввести в орбиту собственных интересов и Азербайджан, а также наладить прямой диалог по линии Москва-Анкара. США действуют крайне энергично, разделяя миротворческий процесс на несколько блоков – вот проблема открытия границ, вот Нагорный Карабах, вот Южная Осетия. На мой взгляд, несколько механистический подход, но пока что он дает определенные результаты.

Получается, что имеем осторожную Москву, брутальный Вашингтон и очень хитрый Брюссель, который действует через системы НПО, миротворческих инициатив, общественного диалога. И, кто знает, может быть как раз у ЕС в перспективе больше шансов разрубить, или развязать Гордиев узел Южно-Кавказских проблем.

Считаете ли Вы, что посредством прорыва в отношениях с Турцией Армения однозначно совершит прорыв в направлении европейской интеграции?

Европейская интеграция и для Турции, и для Армении, равно как и для других стран региона – это золотая мечта, которая, как всегда, находится в некой отдаленной перспективе.

Что касается Армении, то, я думаю, уже в ближайшие годы при активной поддержке диаспоры страна будет комплексно вовлечена в экономические, гуманитарные, социокультурные проекты, ориентированные на Европу. Это будет некий аналог казахстанской программы «Путь в Европу». Причем, если входной билет Казахстана – это энергоресурсы, то для Армении – это влияние диаспоры, и, на мой взгляд, с открытием границ, несомненно, возрастающая роль в геополитике Южного Кавказа. Но это будет длительный и очень непростой путь.

Существует ли увязка между армяно-турецким и нагорно-карабахским процессами, а также считаете ли Вы, что в случае успешного завершения армяно-турецкого процесса, карабахское урегулирование станет реальностью?

Я на это очень надеюсь. Не только как эксперт, но и как человек, имеющий огромное количество друзей и в Армении, и в Азербайджане. Но, если мое личностное восприятие связано с тем, что любой конфликт, а, тем более, такой кровавый, как нагорно-карабахский, просто необходимо разрешить, иначе говорить о полноценном мире на Южном Кавказе будет невозможно.

Что касается моей оценки как эксперта, то я не такой уж оптимист в этом плане. Потому что 20 лет – это не достаточный срок для того, чтобы ожидать, что участники конфликта смогут подойти к его решению с холодной головой и без малейшей доли эмоциональности. Мы видим, какие битвы развернулись вокруг темы Геноцида в контексте армяно-турецкого диалога, и я представляю, насколько нелегко сделать даже маленький шаг к компромиссу, я имею ввиду не на словах, а на деле, в Ереване и Баку. Но, не сделав этого шага, в тупике окажутся все. И Армения с Азербайджаном, и, тем более, великие державы, которые, «продавив» подписание протоколов не смогут продолжить процесс урегулирования по нагорно-карабахской проблеме.

Насколько позиция Армении в отношении карабахского урегулирования соответствует Вашим представлениям о его справедливом урегулировании? Вы считаете, что Нагорный Карабах имеет шансы на обретение суверенитета?

Думаю, что утечки информации о возможности возвращения пяти районов Азербайджану имеют под собой реальную основу. Ну, а дальше встанет вопрос о том, как быть с самим Нагорным Карабахом.

Мое последнее участие в Форуме миротворческих инициатив вместе с представителями ЕС, Армении и Азербайджана, побуждает меня заметить, что это будет очень долгий и непростой поиск. И ответить на вопрос, что значит справедливое решение нагорно-карабахской проблемы – подчеркиваю: именно в такой постановке вопроса – должны, прежде всего, не эксперты, а народы Азербайджана и Армении. Вне общественного диалога, помимо процесса переговоров на высоком государственном уровне, эта проблема не будет решена.
__________________
Тема Нагорного Карабаха далеко не исчерпана. Рано или поздно, если только какой-нибудь метеорит не уничтожит половину населения земного шара, азербайджанцы все равно попытаются решить этот вопрос. ©




Dismiss вне форума   Ответить с цитированием