Показать сообщение отдельно
Старый 25.03.2009, 20:50   #275
Местный
 
Регистрация: 27.10.2008
Адрес: Пофигистан
Сообщений: 5,604
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 124 раз(а) в 107 сообщениях
Вес репутации: 0
Басмач на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Станет ли «Сары гелин» гимном Армении?

Вадим СВИРИН
В Российском университете дружбы народов ежегодно 1 мая проходит фестиваль «Планета Юго-Запад», где молодые люди из десятков стран мира одаряют зрителей произведениями своего национального искусства.
Хорошая традиция, ибо, как утверждал русский классик, искусство - это самый краткий путь от сердца к сердцу, от народа к народу. Плохо же другое: уже второй год подряд красивый праздник омрачается драками между армянскими и азербайджанскими студентами. В прошлом году серьезное пулевое ранение получил азербайджанец Агали Алышев - «Обручевский» ОВД Москвы возбудил тогда уголовное дело, личность стрелявшего была установлена, но затем неподкупные законники почему-то все спустили на тормозах. В этом году, слава ОМОНу, обошлось без тяжелых ран и увечий, но, расспрашивая постфактум стражей порядка о случившемся, я понимал, что, усмирив потасовку, они так до конца и не поняли, из-за чего весь сыр-бор разгорелся. Обобщенная реакция: «карабахские свои дела к нам перетаскивают».
В самом деле, откуда бы знать русскому милиционеру, какому народу принадлежат песни «Сары гелин» или «Сене де галмаз», танцы «Яллы» или «Узун-дере», оперетта «Аршин мал алан» или опера «Кероглу»? Азербайджанский и армянский языки русский милиционер не знает, глубины классической эстетики этих закавказских этносов для него - сплошной темный лес. Зато представители названных этносов прекрасно знают, где что родилось и как взято. Впрочем, студенты РУДН азербайджанского происхождения, втянувшиеся в первомайскую драку, говоря о случившемся, используют другой глагол - «уворовано».
Дело в том, что фестиваль дружбы народов превратился в «горячую точку», когда армянский ансамбль стал выдавать чужое за свое. Азербайджанской молодежи сильно не понравилось, когда до боли родные «Яллы» и «Ойна гюлюм...» публике стали преподносить как танец и песню народные армянские. А прошлогодний инцидент спровоцировало то, что в армянском фестивальном павильоне, разбитом (случайно?) прямо напротив азербайджанского, был водружен флаг никем не признанной «НКР» и демонстрировались предметы из разграбленных музеев на оккупированных армянскими войсками азербайджанских территориях. Это зафиксировано во всех официальных документах.
Так что резюме омоновцев насчет Карабаха, «перетащенного» в Москву, не лишено основания. Другое дело, кому именно и для чего надо «перетаскивать»?
Вернемся вновь к неосведомленности москвичей, и не только в милицейской форме, относительно национальной принадлежности, экзотических для славянского уха и глаза песен и танцев. И вот русский человек видит, как на сцене поют и пляшут одни молодые люди, армяне, а другие, азербайджанцы, вдруг как бы беспричинно начинают размахивать государственным флагом своей исторической родины, после чего между сторонами начинается яростная словесная дуэль, переходящая в метание пластиковых бутылок. То есть получается, одни создавали красоту, а другие ни с того ни с сего стали ее разрушать. И что подумают об этих «других»? Правильно: варвары. Не это ли есть истинная цель подобных провокаций - создать именно такой образ своим, скажем прямо, неприятелям в глазах российской и мировой общественности? Надо ли долго говорить о том, как распределяются вследствие подобных акций симпатии этой самой общественности? Я во всяком случае другого объяснения не нахожу.
Но тут нужна оговорка.
Когда начался карабахский конфликт, породивший цепную реакцию разрушительного сепаратизма на пространстве, еще не постсоветском, я заинтересовался историей взаимоотношений двух, как тогда писали, «веками мирно соседствовавших народов». Обратившись к различным источникам, с удивлением обнаружил, что особого-то мира между армянами и азербайджанцами, и вовсе не по вине последних, никогда и не было. Узнал и о давних, ни на чем не обоснованных территориальных притязаниях армян к соседям, и неоднократных депортациях азербайджанцев из Армении, с земель, где они жили веками, где могилы их отцов и дедов, памятники азербайджанской национальной культуры, которые переименовываются и «арменизируются» сотнями. Так вот, штудируя различные источники, я с изумлением обнаружил и многочисленные факты «заимствований» азербайджанской музыки армянами. Умыкали песни, романсы, танцевальные мелодии, оперетты и оперы. Началось это еще в начале прошлого века. Особенно «везло» в этом смысле классику азербайджанской музыки композитору Узеиру Гаджибекову. У него «заимствовали» и выдавали за армянские популярнейшие музыкальные комедии «Аршин мал алан», «Асли и Керем», «Мешади Ибад», «Муж и жена»...
Показательна история с «Аршин мал аланом», которую У. Гаджибеков написал еще в 1913 году, а первая киноэкранизация либретто была осуществлена Бакинским акционерным обществом «Фильма» в 1917 году. Тифлисский армянин - режиссер Рубен Мамулян, прекрасно обо всем этом осведомленный, ставит в самом конце 30-х годов прошлого века в Голливуде «классическую армянскую музыкальную комедию «Аршин мал алан». Узнав об этом, Узеир Гаджибеков пожаловался 1-му секретарю компартии Азербайджана Мир Джафару Багирову, тот сообщил Иосифу Сталину, от которого и поступил приказ в кратчайший срок создать «высококачественное музыкальное кинопроизведение «Аршин мал алан», что и было выполнено в 1945 году на бакинской студии режиссерами Рза Тахмасибом и Николаем Лещенко. Арию Аскера в исполнении Рашида Бейбутова потом пел весь многонациональный советский народ.
Примеров подобных «заимствований» - десятки.
А в прошлом сентябре разразился новый скандал. Как писал «Московский комсомолец», поводом стала «мелодия азербайджанского композитора Тофика Кулиева «Сене де галмаз», использованная дуэтом фигуристов в показательном выступлении под названием... «Армянский танец».
Есть, к сожалению, и еще примеры подобного рода. Понятно, что спокойствию в отношениях соседних народов они не способствуют. Что же касается конкретно фестивалей в РУДН, то, думается, организаторам следует более внимательно относиться к программам выступающих на них ансамблей. Чтобы не продолжилось «перетаскивание Карабаха» на московскую почву.

http://www.mospravda.ru/issue/2008/05/12/article11744/

Басмач вне форума   Ответить с цитированием