Показать сообщение отдельно
Старый 08.03.2009, 17:34   #288
Местный
 
Регистрация: 07.12.2006
Сообщений: 21,337
Сказал(а) спасибо: 1,394
Поблагодарили 3,878 раз(а) в 2,555 сообщениях
Вес репутации: 227
Ашина на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Цитата:
Сообщение от GUINNESS Посмотреть сообщение
Ашина, кстати, я случайно наткнулся на некоторые сведения, которые могут быть использованы в поддержку вашей гипотезы.
Я иногда работаю над повышением своего образовательного уровня). Сегодня мне попались статьи А.Аракеляна "Карабах до завоевание русским царизмом" и "Присоединение Карабаха к царской России". Статьи напечатаны в 1938 и 1939 г. в "Историческом журнале". Победившая в 50-60-х гг. национал-дашнакская тенденция в армянской исторической науке, еще не отравила знания историков 30-х гг. Например, Аракелян совершенно спокойно и открыто пишет о противоборстве Албании и Армении и о политике арменизации албан. Да, какой-то период Албания подчинялась Армении, и к этому периоду отнсится начало переселения армян в Арцах и создание ими там отдельных и малочисленных колоний (3-4 в.). Шуша воздвигнута Панах-али и армяне стали поселяться там значительно позже - как ремесленники и торговцы. И ни слова об исконных землях! Ну вообщем в целом объективное оисание истории края.
Но для вас представляет интерес другое. В период правления и особенно после бегства Мехрали-хана и ликвидации ханства, в Карабахе появились новые землевладельцы, связанные с царской администрацией, которые несопоставимо с ханскими временами увеличили налоги/подати и т.д. и эксплуатацию местного крестьянства. Почему-то в этой связи особенно активно упоминается имя Мадатова, получившего от хана крупные земельные владения и способствовавшего его дикредитации, чтобы выжить и захватить большее. Все это происходит в 20-30-х гг. Приводится письмо местных крестьян наместнику с перечислением и жалобами на претеснения. В середине 40-х гг. крестяне даже поднялись на восстание. Такого раньше не было. Может трудящиеся побежали из Карабаха?... Но с цифрами опять беда...
Я об этом скажу чуть позже - по свидетельствам Раффи. Переход в Ислам был также способом избежать крепостного права, насаждаемого Мадатовым по русским образцам. Этот мотив - наряду с нежеланием капитулировать перед многовековым религиозным соперником.

А пока из обещанного вот написал:

Цитата:
Идея о 200 тыс. христиан в Карабахе мне пришла не из-за того, что я видел какие-то цифры, а от прочтения «Истории Карабаха» Мирзы Джамала Карабаги. По сюжету событий середины 18 века.
Там христианский Карабах предстаёт как Хамсе. То есть, «пять», «пятёрка», «пятерица» или ещё что-то в этом роде, но – с арабского. Однако… почему «пять» не на тюркском или армянском? Вопрос. Далее…

Эта пятерка меликств так названа, поскольку есть нечто общее и неизменное, что их объединяет в глазах окружающего населения, и сами они воспринимают себя как нечто целое. Ему должны быть присущи какие-то понятные всем отличительные особенности. Конечно же – это то, что они исповедуют другую религию – христианство. Однако, это отличие необходимое, но недостаточное. Грузины – тоже христиане, но не в Хамсе. Армяне в других ханствах – в Гяндже и Шемахе тоже есть, но они не в Хамсе и никому в голову не приходит их путать, даже когда какие-то мятежные мелики бегут со своими людьми в Гянджу и в Гурджистан. Их отличает от остальных христиан то, что ни живут особняком, в горах, у них другой уклад, «республиканский строй», в общем, они какие-то не очень такие «армяне» - как минимум.

Далее у Мирзы Адигезал-бека в «Карабаг-наме» примерно то же – с некоторыми дополнительными деталями. Возможно, эта книга написана под влиянием «Истории Карабаха», однако «Краткая история Страны Агванской» Есаи – так же рисует Хамсе в таком же примерно виде, хотя время описано более раннее.
Общее во всех сюжетах: непропорционально большое значение, которое придается Карабаху. Им интересуются в центре империи, его покорение сделало Панах-зана сильным правителем и т.д. Ведь по нынешним понятиям Нагорный Карабах – глухая и малонаселенный уголок Южного Кавказа.
При таком единстве эти пять меликств никогда не объединяются и какие-то из них не делятся пополам. Меликство – устойчивая единица, какие-то династические браки не приводят к слиянию двух в одно, а внутренние свары не ведут к окончательному расколу меликства с образованием двух или трех единиц на месте расколовшейся. Они как-то потом сливаются и ещё что-то, но меликство сохраняются. То есть, Хамсе – что-то вроде устойчивой конфедерации. Ссорятся, воюют, мирятся, интригуют, но – вместе. Хотя иногда выступают на стороне разных «великих держав» того времени.

Упорное желание не сливаться, а оставаться особняком я склонен объяснять глубокими (вероятнее всего этническими) различиями между ними. Возможно, некоторые из них двуязычны, как было в Дагестане, может быть, какие-то уже сменили язык, но продолжали ощущать себя отдельным народом. Хотя и частью «Хамсе».

Здесь и возник вопрос: а сколько их могло быть всего? Я там выше говорил, что население меликства – минимум 10 тысяч. Иначе оно погибнет, и остатки населения разбредутся по соседям. Максимум – 60-70 тысяч. Потому что в противном случае слишком разросшееся меликство установит полное господство над соседями, и мы получим уже «кайн оф репаблик» во всём Карабаха. Этого так и не произошло, хотя меликство Варанда явно претендовало на роль гегемона – в опоре на внешние силы.

Следовательно, вопрос не только в том, что говорят конкретные цифры. Чтобы опровергнуть цифру 200 тысяч, нужно отменить все события, описанные в Истории Карабаха – скопом. Доказать, что всё – выдумка Карабаги от начала и до конца. Равно как и все другие свидетельства.
Надо ещё учитывать, что Карабах содержал престол католикоса. И не одного, а очень долгое время – постоянно двух. Это – кстати, тоже может быть свидетельством какого-то более раннего религиозного раскола, связанного с внутрихристианскими раздорами.

Итак, менее, чем 200 тыс. население не могло бы обеспечить такую военную, политическую и религиозную историю, которая произошла в середине 18 века.

По конкретным цифрам следовало бы дать их по десятилетиям, хотя бы от 80-х годов 18 века, потом по 90-ым (18 век) и 10-ым и 20-ым годам 19 века. Все возражения, изложенные выше, принимаются с благодарностью, но там тоже постоянно требуется уточнение, что такое семья, двор и т.д.


Я могу попытаться ответить на содержательные возражения. Даже если они будут повторять то, что уже говорилось в теме два года назад. Если их нет, то я постараюсь изложить свои соображения о событиях конца 18, т.е. о катастрофе Карабаха. Далее – постараюсь объяснить, почему не войны, голод и эпидемии были самыми главными причинами уменьшения численности христианского населения, а резкое ускорение перехода его в Ислам.
Пардон за сумбурность изложения. Чем больше я стараюсь сказать что-то проще, тем гуще... Беда!

Здесь много повторяется, но чтобы вверх не бегать - пусть будет. Я сам потом верну вниз многие данные по цифрам от Сандергёл и Зиядлы - если они понадобятся как возражения моей точке зрения.


Ашина вне форума   Ответить с цитированием