Показать сообщение отдельно
Старый 09.01.2009, 11:49   #5
Модератор
 
Аватар для Turku Kettola
 
Регистрация: 29.12.2006
Сообщений: 5,146
Сказал(а) спасибо: 74
Поблагодарили 693 раз(а) в 522 сообщениях
Вес репутации: 65
Turku Kettola на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию Ответ: Вклад мусульман в науку.

Вклад мусульманских медиков и других ученых в науку: 700-1600 гг. нашей эры

М. Башир Ахмед



Введение

Перед пришествием Ислама, арабское общество было нецивилизованным, невежественным, варварским, и проявляло незначительный интерес к интеллектуальной сфере. Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду в течение периода с 612 до 632 г. в качестве руководства, и это оказало глубокое влияние на арабское общество. Первое кораническое откровение призвало Пророка Ислама искать знания подчеркнув важность учения в жизни человека. Коран неоднократно призывает людей изучать и понимать силы природы с тем, чтобы использовать их на благо общества и для интеллектуальноuj развития и, тем самым, Коран научил людей научному образу мышления.

Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости –
научил человека тому, чего тот не знал. (96:3-5)

Коран ясно говорит о том, что все что существует в небесах и на земле подчинено людям, которые являются наместниками Аллаха. Аллах одарил людей способностью использовать их интеллект, чтобы они размышляли о происходящем вокруг них и выражали свои мысли с помощью речи и письма (55:1-4). (1) Мусульмане через коранические призывы и слова пророка вдохновляются на поиски знаний, изучение природы с тем, чтобы увидеть в ней знамения Творца, что в свою очередь способствует интеллектуальному росту. Это было основной причиной объясняющей вклад мусульманских ученых в развитие науки. В другом стихе Коран побуждает читающего размышлять, изучать и обнаруживать тайны этого мира.

Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля? Наставляй же, ведь ты – наставник...(88:17-21)

Коранические стихи побуждают человека размышлять над природой, которая является творением Бога и понимать что в ней происходит.

На земле есть сопредельные участки, виноградные сады, посевы, финиковые пальмы, растущие из одного корня или из разных корней. Их орошают одной водой, но одни из них Мы создаем более вкусными, чем другие. Воистину, в этом – знамения для людей разумеющих. (13:4)

В Коране встречаются сотни схожих стихов, описывающие тайны вселенной и побуждающие человека к размышлению с тем, чтобы понять и изучить законы природы. Коран особо указывает на необходимость наблюдения за природными явлениями и размышление над тем, что является предметом налюдения. Нет ни одного стиха в Коране, который бы противоречил научным данным. Таким образом, теология, философия и наука приводятся в состояние гармонии благодаря способности Ислама примирить религию и науку. (2) Согласно высказыванию пророка Мухаммада, “нет болезни, против которой не было бы излечения”, и поскольку Аллах создал излечение против всех болезней кроме старости, ученым необходимо искать средства излечения с помощью достижений в медицине. В следующем пророческом высказывании указывается на важность поиска знаний:

Искать знания является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки.
Чернила ученых являются более ценными нежели кровь мучеников.
Тот кто любит и почитает знания тот любит и почитает Бога.
Мудрость это цель верующих, берите ее от любого.
Кто желает получить блага этого мира, пусть ищет знания. Кто желает получить блага мира потустороннего, пусть ищет знания.(3)

Таким образом, Пророк Мухаммад указал на то, что лишь ученые люди унаследуют его наследие и станут доверенными представителями Аллаха на земле. Он также в своих высказываниях призывал мусульман искать знания даже если для этого потребуется отправиться в Китай. Мусульмане не должны считать занятие светскими науками запрещенным или неодобряемым.

Пророк сказал:”Тот кто отправляется на поиски знаний считается как тот кто вышел на пути Аллаха до тех пор пока не вернется,” и “Аллах облегчает путь к Раю тому кто отправляется в путь за поиском знаний.”(4) Очевидно, что когда Пророк особо подчеркнул о путешествии с целью поиска знаний, он подразумевал не только знания относящиеся к Корану и Шариату, которые можно было с легкостью получить в Мекке и Медине. Таким образом, в ранний период Ислама мусульмане обладали более лучшим и глубоким пониманием Корана и пророческих наставлений и считали своим долгом путешествовать по всему миру в поисках знаний и открывать высококлассные учебные учреждения по всему мусульманскому миру. Новые методы экспериментирования, наблюдений и измерений, на которых основана современная наука являются вкладом всех тех кто следовал истинному учению Ислама.(5)

У доисламских арабов были незначительные знания в области физики и экспериментальных наук. Лишь после завоевания Египта и некоторых территорий Византийской империи мусульмане узнали о существовании научных учреждений в Гундишапуре, Харране и Александрии. Там они обнаружили научные и философские труды греков, которые вызвали у них любопытство и желание приобрести знания. (6) Период между восьмым и четырнадцатым столетиями считается Золотым Веком в мусульманской истории, в течение которого мусульмане основали самую могущественную империю и произвели на свет самых выдающихся ученых и естествоиспытателей того времени. Мусульманские ученые, такие как Ибн Сина, ал-Хорезми, ал-Рази, ал-Захрави, ал-Баюни, ибн ал-Хайсам, ал-Идриси, ал-Кинди, Ибн-Халдун и сотни других мусульманских ученых провели свои наблюдения и оригинальные исследования и значительно пополнили сокровищницу научных знаний внеся вклад в математику, медицину, астрономию, географию, экономику и философию. Деятельность мусульманских ученых и исследователей указывают на высочайший уровень научного развития в тот период. Мусульманских ученых можно было найти во всех уголках мусульманской империи от Бухары (Узбекистан) на востоке до Багдада (Ирак), Исфахана (Иран) и Кордовы (Андалусия-Испания) на западе. Они открывали университеты и учебные центры, которые привлекали студентов со всего мира. В одной только Кордове насчитывалось 17 университетов, 70 общественных библиотек и студентам были предоставлены сотни тысяч книг.

Мусульманские ученые в соответствии с принципами Корана и Сунны, в которых содержался призыв к экспериментальным исследованиям окружающего мира, что считалось формой поклонения, создали превосходные научные труды, оказавшие большое влияние на западную мысль и цивилизацию. На Западе, в период средних веков, церковная догма подавляла научный прогресс. Церковь боролась со свободой мысли, и даже такой великий ученый как Галилей был подвергнут наказанию за свою теорию о том, что земля вращается вокруг солнца, что противоречило церковной догме. На протяжении тысячи лет, исследовательские работы в области медицины, науки были буквально приостановлены в Европе. Большая часть работ греческих и римских ученых оставалась неиспользованной. Поджег огромной библиотеки Александрии в 390 году нашей эры со стороны христианских фундаменталистов привел к потере ценных трудов. (8)

К сожалению Запад, в течение длительного времени скрывал и преуменьшал значимость вклада мусульманских ученых в науку. Большая часть книг и трудов по истории медицины и науки рассказывает о достижениях греческих ученых, которые привели к научному прогрессу во время Ренесанса и после него. Студентов учат тому, что заслуга во всех научных достижениях после греческих ученых принадлежит христианским европейским ученым. Достижения мусульманских ученых редко признаются на Западе в важных публикациях работ в области науки и медицины. Историк Моровиц описал этот феномен сокрытия как “Черную дыру истории.” “Это миф, который создает искаженное видение оставляя впечатление о том, что Ренесанс возник подобно Фениксу из пепла, тлеющим в течение тысячи лет античного периода Рима и Греции.”(9)

Тем не менее, ряд видных историков и научных исследователей (таких как Джон Виллиамс, Е.А. Майерс, Макс Меерхоф, Филип К. Хитти, Джордж Сартон, М. Улман, Е. Д. Браун и Сейвидж Смит) полностью признали роль, которую сыграли средневековые мусульманские ученые в сохранении знаний древней Греции, Персии и Индии, но также и их оригинальный вклад в сокровищницу знаний.(10)

Бернард Луис далее вносит ясность в своей книге о Среднем Востоке о том, что развитие исламской науки не зависело исключительно от древнегреческих знаний:

Достижение средневековой исламской науки не ограничивается сохранением накопленных греками знаний, либо слиянием с богатством элементов более древнего и более далекого Востока. Это наследие, которое средневековые исламские ученые передали современному миру, было значительно дополнено и обогащено их собственными усилиями и вкладом. Греческая наука в целом скорее носила более спекулятивный и теоретический характер. Ближневосточная средневековая наука носила намного более практичный характер и в таких областях как медицина, химия, астрономия и агрономия, классическое наследие было очищено и дополнено благодаря экспериментам и наблюдениям средневекового Ближнего Востока. (11)

Результативность, оригинальность и креативность в науке и технологии в мусульманском мире сохранялись вплоть до шестнадцатого столетия. В течение этого периода, мусульманские научные и исследовательские труды постепенно распространялись в Европе. (12) Сицилия и Испания были основными местами такого распространения. Из Испании знания распространились за пределы Пиренеев на западную и юго-западную часть Франции и Сицилии. Христианский правитель Роджер II, способствовал распространению мусульманских научных достижений и культуры на всей территории Италии и через Альпы перенеся их влияние в различные европейские страны, которые превратились в арабские учебные центры.

Цель этой главы состоит в том, чтобы способствовать более правильному пониманию истории медицины и науки путем акцента на достижениях, которые мусульманские ученые достигли в период мусульманского “Золотого века.”

В течение двух столетий после смерти пророка Мухаммада, мусульмане завоевали новые земли, и их империя простерлась от Индии на востоке до Испании на западе, включая Аравию, Сирию, Египет, Ирак, Северную Африку, Иран и Турцию. Затем эти изолированные нации стали частью мусульманской империи. В результате, мусульмане познакомились с различными языками и узнали о научных технологичных достижениях различных цивилизаций. Мусульманские ученые и торговцы отправлялись в далекие места, такие как Индия и Китай и возвращались с новыми знаниями. В дополнение к географическому единству азиатских, африканских и европейских стран, арабский язык стал международным языком способствуя общению между представителями различных культур и регионов, а также этот язык стал языком науки и технологии.

Принцип терпимости в Исламе и поощрения к изучению как религиозных так и светских наук, создал необходимый климат для свободного обмена идеями и знаниями и их распространения. Багдад и Кордова стали мировыми самыми крупными исследовательскими и учебными центрами. Все имеющиеся научные труды по математике, философии, медицине и астрономии были переведены с различных языков Греции, Рима, Индии, Персии и Сирии на арабский язык. Аббасидские халифы, известные своим стремлением к знаниям и поддержкой ученых, открыли Байт ал-Хикма (Дом Мудрости) и посылали своих представителей в различные уголки мира, включая Византийскую Империю, для собирания научных рукописей. Халиф ал-Мамун основал переводческую школу и назначил Хунайна ибн Ишага, христианина, директором этой школы, который сам был одаренным переводчиком и ученым. Хунайн ибн Ишаг выполнил важные переводы полных работ Аристотеля, Гипокрита и Галена на арабский язык. Байт ал-Хикма имел продолжительное влияние на математику, экономику, астрономию, философию, химию и медицину. Этот Дом Мудрости дал миру известных мусульманских мыслителей таких как ал-Кинди, и ал-Фараби. Халиф ал-Муктади (9-й век) покровительствовал другому ученому, Сабиту ибн Курра (Сабию), который перевел и опубликовал комментарии к работам известных греческих ученых и философов, а также опубликовал несколько уникальных работ по математике, астрономии и философии. Синан, сын Сабита ибн Курры возглавил несколько больниц в Багдаде.

Благодаря щедрой поддержке научной деятельности со стороны Испанских Омеядских халифов были созданы новые уникальные научные работы. “Мир держится на четырех столпах: мудрости ученых, справедливости великих личностей, молитвах праведных и мужестве храбрых”, надпись которую часто можно было увидеть у входа в университеты в Испании в период мусульманской эры. (13) В Испании, участие немусульманских ученых в научной сфере также свидетельствует об удивительной веротерпимости и уровне сотрудничества практикуемых омеядскими халифами.

Комментируя подъем исламской цивилизации и ее политику терпимости по отношению к людям иных верований, Джон Эспозито говорит:

Генезис исламской цивилизации действительно был основан на совместном усилии, при слиянии опыта и мудрости многих культур и языков. Что касается государственного управления, Христиане и Евреи, которые составляли интеллектуальную и бюрократическую опору персидской и византийской империй, участвовали в процессе управления так же как и мусульмане. Это экуменическое достижение носило очевидный характер в период правления халифа ал-Мамуна. Переводческий центр при Доме Мудрости возглавлял известный ученый Хунайн ибн Ишаг, несторианский христианин. Этот период переводческой активности сопровождался уникальным вкладом мусульманских интеллектуалов и их художественной деятельностью. Мусульмане перестали быть учениками и стали руководить процессом развития исламской цивилизации, в котором доминировал арабский язык и исламский взгляд на жизнь.(14)

К сожалению, этот аспект исламской терпимости не признается сегодня на Западе. Благодаря арабским переводам известных трактатов Греции, Индии и других доисламских цивилизаций, были сохранены ценные памятники человеческой мысли, что спасло их от исчезновения. Многие переводы, наряду с арабскими комментариями, заново были переведены на латинский язык и вновь представлены Европе. Эти переводы и уникальные работы мусульманских исследователей и ученых стали основой современной медицины и других наук.(15) Мусульманские медики открыли медицинские школы в Багдаде и Кордове, куда приезжали на учебу студенты из Ближнего Востока и Европы. Медицинские школы Монтпилиера, Падуи и Пизы были открыты по образцу мусульманских медицинских школ Кордовы. Энциклопедическая работа в области медицины под названием ал-Канун, автором которой является Ибн Сина (Канон Авиценны), и книги по хирургии Абу ал-Касима ал-Захрави оставались настольными книгами по медицине во всей Европе вплоть до 16-го столетия, пока работы европейских медиков не сменили их.(16)

Греческие ученые были прекрасными специалистами в разработке теорий и выдвижении гипотез. Они были выдающимися наблюдателями, но не экспериментаторами. В греческой литературе не встречаются документальные свидетельства об экспериментах. Мусульманские ученые, впервые в истории, представили концепцию фиксирования данных, основанных на наблюдении и эксперименте. Греки были твердо убеждены в том, что мнения Аристотеля и Платона являются окончательными и что в их взглядах не может быть ошибки, хотя они были известны как теоретики пытающиеся объяснить различные феномены в меру своих способностей в области спекулятивных знаний. (17) Как писал Бриффолт:

Наука обязана в основном арабской культуре, она обязана своим существованием арабским ученым, которые сделали удивительные открытия и выдвинули революционные теории. Греки систематизировали, обобщали и теоретизировали, но терпеливые исследования, аккумуляция позитивных знаний, протоколирование научных данных, подробные, долгие наблюдения и принцип экспериментирования были представлены Европе арабами. (18)

Сейчас мне бы хотелось более подробно рассказать о некоторых достижениях в области медицины, химии, фармакологии, математике, астрономии, географии, политологии, социологии, философии и технологии.


Медицина


Значительный научный прогресс в области медицины был достигнут между восьмым и одиннадцатым веками, в период господства Омеядов и Аббасидов. Мусульмане познакомились с греческими работами по анатомии и путем своих собственных исследований обнаружили много ошибок в них. Например, вопреки Галену, который был убежден в том, что человеческий череп состоит из семи костей, мусульманские ученые считали, что именно Мухаммад обнаружил, что в ухе человека есть косточки, которые способствуют слуху. (19) Йуханна ибн Массавайх провел анатомическое исследование над обезьяной для того, чтобы подробнее изучить человеческое тело. Аз-Захрави подчеркивал, что хирургу необходимо знание анатомии.

В период с девятого по двенадцатый века было построено много крупных больниц. Эти больницы назывались бимаристан (бимар –болеть, стан –место пребывания). Это были хорошо организованные учреждения основанные на принципах человеческого достоинства, чести и гигиены. Эти учреждения возглавляли компетентные врачи, а также они служили в качестве клиник и исследовательских институтов. Многие видные мусульманские врачи вели работы при этих больницах. Одна из первых больниц - «Муктади», была открыта в Багдаде в 916 году под руководством известного врача, ар-Рази. В штат больницы входило несколько врачей, в том числе хирурги и костоправы (хирурги-ортопеды). Появление и развитие этих больниц явилось выдающимся достижением мусульманских врачей. Больницы обслуживали всех граждан бесплатно, независимо от их расовой и религиозной принадлежности. В больницах имелись отделения для женщин и мужчин, специальные палаты для психически больных и инфицированных. Врачи и медицинский персонал имели соответствующую квалификацию для обеспечения качественного обслуживания. При больницам действовали и библиотеки, услугами которых часто пользовались учителя и студенты. Имеются свидетельства о том, что эти больницы были отделаны и оснащены подобно дворцам. Известный арабский путешественник Ибн Джубайр описал заботу о пациентах в больнице «Муктади» следующим образом:

В этой больнице было все, что необходимо для оказания медицинской помощи. С пациентами обращались очень вежливо и сочувственно. Им бесплатно предоставлялась пища и оказывалась забота. Для соблюдения санитарных требований, вода из реки Тигр поступала в больницу по трубам. Каждый понедельник и четверг видные медики-консультанты посещали эту больницу и помогали ее персоналу в диагностировании сложных и хронических заболеваний, предлагая свои методы лечения. Кроме того, сиделки готовили пищу и лекарства для каждого пациента под контролем врача, лечащего больного. (20)


В крупных городах, таких как Багдад, душевно больных лечили в отдельных больницах. Первая больница для душевно больных была построена в десятом веке в Багдаде и позже, в Дамаске. К душевно больным относились вежливо и с уважением и их недуг считался разновидностью болезни. Это был период когда душевно больные считались в Европе “колдунами и одержимыми бесами”, а некоторых из них сжигали заживо. В отличие от Европы, душевно такие больные в больницах Багдада получали медицинскую помощь и заботу. Лишь в 1793 году Филипп Пинел представил во Франции метод гуманного лечения для душевно больных, что затем позже было принято во всей Европе.

Мусульманские врачи ввели правила по лицензированию врачебной и фармакологической деятельности. Такие же правила были введены позже в Сицилии, когда Роджер второй, король Сицилии (1095-1154), установил правило сдачи экзамена, перед тем как врач приступит к врачебной практике. Таким образом, правило лицензирования врачебной деятельности началось в Италии, а затем перенеслось в Испанию и Францию.

Из европейских медицинских школ Монтпилиера и Салерно, этот богатый медицинский опыт распространился во всей Европе. В «Фармакопее Лондонского Колледжа Врачей» (1618 г.), классическом труде по систематизации лекарственных препаратов, признается факт того вклада, который внесли мусульманские и греческие медики. В этом труде содержатся иллюстрации изображений некоторых великих ученых: Гипокрита, Галена, Авиценны (Ибн Сины), и Месье (Ибн Закариях бин Масавайх). (21)

Мусульманские хирурги разработали ряд передовых хирургических методов, особенно в области глазной хирургии. Они в значительной степени применяли в хирургии прижигание, и описали различные болезни, которые излечиваются с помощью прижигания. Ибн Зухр (12-й век) описал способ проведения трахеотомии, а ал-Захрави (10-й век) изобрел многие хирургические инструменты, такие как инструмент для внутреннего обследования внутреннего уха, инструмент для обследования мочеиспускательного канала и инструмент для удаления инородных тел из горла. Его труды по хирургии включали иллюстрации всех инструментов, которые он использовал. Мусульманские врачи также использовали анестезирующие вещества во время операций.

Мусульманские врачи были первыми кто составил медицинские учебники в формате, который студенты могли использовать в учебном процессе. Эти учебники основывались на оригинальных работах греков и других имеющихся в наличии работах, а также на новых научных данных, собранных мусульманскими врачами. Самые значительные научные труды в области медицины были созданы ар-Рази (Разесом, 932 г.), ал-Захрави (Албукаисом, 1013 г.), и ибн Синой (Авиценной, 1092 г.). Ар-Рази был первым врачом, который описал разницу между корью и оспой. Он также дал описание методов лечения различных болезней с помощью регулирования и ограничения диеты. Спустя несколько столетий мы по прежнему считаем метод соблюдения диеты самой важной частью лечения в случае ряда серьезных заболеваний, таких как диабет, повышенное давление и порок сердца. Учебники ар-Рази были переведены на латинский язык и использовались в медицинских школах Европы вплоть до шестнадцатого столетия. Энциклопедический труд Ибн Сины «Канун Фи ал-Тиб», включал в себя информацию по медицине из древних и мусульманских источников. Он также сделал документальные записи о своих достижениях, таких как, определение инфекционной природы туберкулеза и чахотки, и распространение болезней через воду и почву. В его книгах содержалась достоверная запись о 760-ти видах лекарственных средств, которые применялись в то время. Его труды были переведены и использовались в качестве учебных пособий в медицине, в течение нескольких столетий в Европе.

Ар-Рази наряду с Ибн Синой дал описание различных частей глаза и отметил, что движение глазного яблока происходит благодаря сокращению глазных мускул, и движение зрачка происходит благодаря сокращению и расширению радужной оболочки глаза. Мусульманские хирурги также выполняли операции по удалению катаракты. Самым основным достижением Ибн ал-Хайсама (956-1038 гг.) было правильное объяснение зрительного восприятия. Он первым доказал, что лучи движутся от объектов по направлению к глазу, а не наоборот, что утверждалось в свое время Евклидом и Птолемеем. Он также дал описание того, как образы объектов, отражаемые в глазу, передаются по зрительным нервам к мозгу, где уже формируется полное изображение.(22)

Абу ал-Касим аз-Захрави родился в Кордове в 936 году и он считается одним из самых выдающихся хирургов, чьи исчерпывающие труды по медицине, объединяющие восточные и классические учения, служили основой методов хирургических операций в Европе вплоть до Ренессанса. Он является автором известных трудов и в том числе сочинения под названием «ат-Тасриф» состоящего из тридцати томов, в котором содержится информация об опыте ранних хирургов и его собственных операциях. Последняя часть книги содержащая рисунки более 200 инструментов представляла собой первую иллюстрированную работу по хирургии. Его труды пользовались большим авторитетом в области хирургии на протяжении 500 лет в Европе.(23)

Мусульманские врачи дали описание анатомии легкого и бронхов и описали взаимодействие между кровеносными сосудами человека и воздухом в легких. Ибн ан-Нафис (1213-1288 гг.) первым описал две системы кровообращения: аортальную и легочную. Это он сделал за три века до открытия Харвея. Он также подробно описал функцию коронарных артерий способствующих работе сердечных мышц.



Химия

Мусульмане превратили химию в отдельную сферу науки и слово “химия” происходит от арабского слова “ал-кимиях”. Следует отметить, что мусульманских ученых, открывших новые перспективы в химии, часто называют алхимиками и иногда слово алхимия ассоциируется с псевдонаукой, которая занимается превращением обычного металла в золото. “Ал” в арабском языке является артиклем, а кимиях означает химия; таким образом, слово ал-кимиях означает химия и на самом деле не имеет ничего общего с псевдонауками.(24) Самые выдающиеся мусульманские ученые опровергли ложную идею о возможности превращения обычных металлов в золото с помощью химического процесса. Джабир ибн Хаййан (Джебер) - мусульманский ученый из Ирака, живший в восьмом веке, известен как основатель химии. Он был первым ученым, который ввел метод экспериментального исследования (таджрибах) в химию, усовершенствовав методы кристаллизации, дистилляции, сублимации и испарения, и разработал несколько приборов для осуществления этих анализов. Он также обнаружил несколько видов минералов и кислот, которые он впервые получил экспериментальным образом. Джабир дал описание трех типов веществ: спиртовых, которые испаряются под воздействием тепла, таких как камфора и нашатырь; металлов, таких как золото, серебро и железо; и составных веществ, которые могут быть превращены в порошок. Он является автором более двух тысяч статей, в которых он описал свою экспериментальную работу. Джабир ибн Хаййан советовал своим студентам никогда не принимать ничего как устоявшийся факт до тех пор, пока они сами не проведут исследование. “Самой важной задачей алхимика является практическая деятельность и проведение экспериментов. Без практического применения и экспериментирования невозможно достичь чего-либо.”(25)

Дэвид Цчназ отметил, что работы по алхимии (химии) Джабира были переведены на латинский язык и распространились в Европе. В течение нескольких столетий они служили в качестве авторитетного источника для европейских ученых, в том числе, для Арнольда из Виллановы (1240-1313 гг.), Роджера Бэкона (1214-1294 гг.) и Альберта Магнуса (1193-1280 гг.). При этом, многие основные термины химии и фармакологии, например, щелочный сироп, лекарственный сироп и алхимия (кимиях) вошли в европейские языки – что является свидетельством огромного вклада этих арабских ученых в развитие науки.(26)

Ар-Рази, один из самых выдающихся мусульманских врачей девятого столетия, был также выдающимся химиком, который будучи врачом, продолжал исследования в области химии. Он усовершенствовал процесс дистилляции и сублимации. Он также предложил ртутный состав для лечения различных болезней. Ибн Сина, другой выдающийся ученый, также перенял методы химического экспериментирования Ибн Джабира и использовал их в качестве основы для определения эффективности новых лекарственных средств.

Густав Ле Бон, французский ориенталист, считает современную европейскую химию продуктом мусульманских ученых:

Следует помнить о том, что ни химия ни какая другая наука не появились внезапно. Арабы создавали лаборатории еще тысячу лет тому назад, в которых они проводили свои научные эксперименты и сообщали о своих открытиях, без которых Лавуазье (известный как отец химии) не смог бы достичь чего-либо в этой области. Можно сказать без страха впасть в противоречие, что благодаря исследованиям и экспериментам мусульманских ученых, современная химия смогла сформироваться и что она достигла выдающихся результатов в виде выдающихся научных открытий. (27)


Фармакология

Мусульманские медики также внесли значительный вклад в фармакологию. Они не только обнаружили многие препараты на растительной основе, но также усовершенствовали методы извлечения химических веществ, в том числе метод дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции и кристаллизации, благодаря своему опыту в области химии. Аз-Захрави (936-1035 гг.), выдающийся хирург, который обладал большим опытом применения простых и составных лекарственных препаратов, был известен как как фармацевт и хирург. Мусульманский испанский ученый тринадцатого века, ал-Байтар, посетил Африку, Индию и Европу и собрал образцы растений, проводил обширные полевые исследования. Он классифицировал растения в алфавитном порядке, в соответствии с их характеристиками и терапевтическими свойствами. Он также записал арабские, латинские и берберские названия растений и включил информацию о приготовлении препаратов и их применении. Он обнаружил и сделал запись о двухстах новых растениях, которые ранее не были известны. Его знаменитая книга «Китаб ал-Джами Фи ал-Адвиях ал-Муфрадах» (Сборник простых препаратов и питательных средств) была переведена на латинский язык и использовалась при составлении первой Лондонской Фармакопеи, выпущенной Колледжом Медиков в период правления Короля Джеймса первого. (28) Согласно Ловею, мусульмане были экспертами в систематизации знаний, и их фармакологические тексты были тщательно систематизированы таким образом, что были пригодны для аптекарей и врачей. (29)


Математика


Мусульмане сделали много открытий в области математики, которые затем вошли в современную науку, способствуя технической революции в современной истории Европы. Одним из самых значительных открытий явилась концепция нуля. аль-Хорезми, персидский (либо тюркский) ученый живший в девятом столетии, был назначен в качестве ученого для работы в «Доме Мудрости» в Багдаде со стороны халифа. Он разработал систему алгоритмов - метод вычисления - название которого происходит от имени самого изобретателя. Его работа в области алгебры явилась выдающимся делом, поскольку в ней он изложил аналитический метод решения линейных и квадратных уравнений, что дало ему статус Отца Алгебры. Слово “алгебра” происходит из названия его известной книги «ал-Джабр” ва ал-Мукабалах» (Книга о восстановлении и противопоставлении). В книгу вошли наиболее важные моменты из работы аль-Хорезми и он считается первым человеком, который написал подобный труд. Аль-Хорезми также изучил концепцию нуля у индусов и посредством его работ это достижение стало известным в Европе. Индусы не до конца изучили концепцию нуля, а доработка аль-Хорезми дала определение числового символа нуля. Даже английское слово “zero” происходит от арабского названия этого символа “сифр”. Леонардо Да Винчи изучил арабскую систему цифр и представил ее Европе. (30)

Абу ал-Вафа ал-Бузджани (940-997 гг.) разработал тригонометрию. Он был первым кто показал применимость теоремы синусов к сферическим треугольникам. (31) Ал-Туси, другой мусульманский ученый тринадцатого столетия, разработал сферическую тригонометрию, в том числе шесть фундаментальных формул для решения сферических, прямоугольных треугольников.


Астрономия


Мусульманский астроном десятого столетия, ал-Баттани сделал ряд уникальных достижений в астрономии. Он определил, что солнечный год равен 365-и дням, 4 часам и 46-ти минутам. Он предложил новую и оригинальную теорию для определения видимости молодого месяца. Европейские астрономы использовали данные его наблюдений за солнечным затмением в 1749 году для определения ускорения движений луны.

Мусульмане изобрели компас и ал-Фаргани (860 г.) и определил окружность земли равной 24 милям. Мусульмане первыми применили маятник, создали обсерватории, составили каталог карт видимых звезд и исправили расписание солнечных и лунных дней. Они также сделали записи о солнечных пятнах, солнечных затмениях и кометах. Мусульманские ученые сделали различие между астрономией и астрологией и относились к астрологии как к псевдонауке. Мусульманский астроном тринадцатого века, ал-Туси, завоевал себе славу, составив астрономические таблицы называемые “ал-зидж илхани”, которые были наиболее используемыми среди астрономов. Он выявил ряд серьезных недостатков в астрономии Птолемея и предсказал неудовлетворенность системой, которая достигла своего наивысшего развития в реформах Коперника. В десятом веке мусульмане построили обсерваторию в Багдаде, а знаменитая самаркандская обсерватория была построена в тринадцатом веке когда ал-Туси работал над вычислением движений планет. Ибн Шайтар из Дамаска (14 век) продолжил эту работу, используя комбинацию точных круговых движений. Известный европейский астроном, Коперник, был знаком с работой Ибн Шайтара и использовал его теории для того, чтобы выдвинуть теорию о гелиоцентрической системе движений планет, в противоположность геоцентрической системе Птолемея.(33)


География


Ал-Масуди, мусульманский географ и историк десятого века посетил Багдад, Индию, Китай и ряд других стран мира. Он описывал свои переживания, а также людей, климат, географию и историю различных стран, которые он посещал. Он документировал исторические события в хронологическом порядке и является автором 34 книг описывающих все эти аспекты. Ал-Байруни, другой выдающийся мусульманский ученый одиннадцатого века из Узбекистана, был известен своими путешествиями по миру, которые он также документировал, описывая исторические события и общества тех народов, с которыми он сталкивался. Он перевел много книг с индийского языка, санскрита на арабский язык, тем самым дав возможность мусульманским ученым познакомиться работами индийских ученых. Ал-Идриси, мусульманский географ двенадцатого века из Южной Испании, обучался в Кордове и много путешествовал по Испании, Северной Африке, Анатолии и Европе. Он поселился в Сицилии и написал одну из самых известных книг из области описательной географии: «Китаб Нузухат ал-Муштаг фи Ихтраг ал-Афаг» (Развлечение тоскующего о странствии по областям). Ал-Идриси описал народы, их традиции, а также расстояния между крупными городами, продукцию и климаты в различных частях мира. Он изготовил серебряную плоскую сферу, на которую нанес карту мира. Он также подробно написал о лекарственных растениях. (34)



Политология


На Западе мало знают о том, что мусульманские ученые внесли свой вклад в развитие политологии и определили роль политики в Исламе. Ими было выдвинута концепция о том, что нет разделения между государством и Церковью. Ал-Маварди был политологом жившим в одиннадцатом веке. Он был выдающимся правоведом, социологом и экспертом в области политологии. Он рассмотрел принципы этой науки ссылаясь на функции халифа, главного министра, других министров и упомянул о взаимосвязи различных факторов между обществом и правительством. Он заложил ясные принципы для избрания халифов и с критикой относился к установленной практике, утверждая, что Шариат (исламское право) сам по себе является недостаточным критерием для правосудия. Его самым выдающимся вкладом явилось введение принципа политической справедливости в Шариат.(35)



Социология



Ибн Халдун, мусульманский социолог четырнадцатого века, написал «Мукаддимах» (Введение), первый труд по мировой истории, который позволил ему занять особое место среди историков, социологов и философов. Он писал об различных аспектах психологии, экономики, экологии, социологии, которые способствовали развитию человеческой цивилизации. Он выдвинул теорию циклических изменений в человеческой цивилизации вызванных динамически изменяющимися социальными, экономическими, политическими и географическими факторами. Его труды о развитии истории в целом, дали толчок появлению новой дисциплины и общественной науки. Как историограф и философ исторической науки, он до сегодняшнего дня не имеет себе равных в мире..



Философия

Мусульманские философы восхищались работами греческих философов Платона и Аристотеля, написали комментарии к их работам и внесли свой вклад в развитие этой науки. Ал-Кинди (9-й век), был одним из ранних мусульманских философов, который был назван как “философом арабов”. Он дал разъяснил, что между религией и философией не существует конфликта и что философия способна помочь человеку глубже понять религию (Ислам). Ал-Фараби, мусульманский философ из Туркестана, живший в десятом веке, построил свои аргументы на основе абстрактного знания и основал неоплатоническую школу в исламской философии. Он написал книгу об идеальном городе подобном тому, что описано в «Республике» Платона, хотя при этом он размышлял в рамках исламской системы мысли. Он также облегчил изучение логики разделив ее на две категории: Тахаййул (Идея) и Субут (доказательство). Мусульманский философ и теолог одиннадцатого века, аль-Газали, был деканом университета «Низамиййях» в Багдаде; Он разъяснил неспособность разума постичь Абсолют, Бесконечность и затем дал подробное объяснение тому, что бесконечное время относится к бесконечному пространству. Ему удалось создать баланс между религией и сознанием, определив их сферы в соответствии с бесконечностью в первом случае и конечностью во втором. Мусульманский испанский философ двенадцатого века, Ибн Рушд считался самым выдающимся рационалистов своего столетия. Он был большим сторонником гармонии философии и религии, утверждая: ”Человек не является абсолютным хозяином своей судьбы, как и не является простым исполнителем предписания.” Он также проповедовал идею о том, что между философией и Исламом не существует конфликта, и отстаивал рационализм, приводя в качестве довода стихи Корана. Философия Ибн Рушда оказала влияние на христианского философа тринадцатого века Фому Аквинского, который являлся основоположником католической философии. Он объединил философию Аристотеля, теорию Августина и философию аль-Газали и Ибн Рушда. В своей знаменитой работе «Summa Theologica» (Сумма Теологии), он придерживался взглядов аль-Газали, изложенных в его произведении «Ихья Улум ал-Дин» (Возрождение наук о религии) и развил взаимопонимание между философией и верой. Его понимание гармонии между религией и естественными науками исходило из высокой культуры мусульманской Испании и философских работ Ибн Рушда. Другой мусульманский философ Испании тринадцатого века, Ибн ал-Араби, объединил многие отдельные моносистемные мистические доктрины в одно учение, и дал ее ясную теоретическую формулировку. Его работа, «Фусус ал-Хикам» (Геммы мудрости) считалась шедевром мистической мысли в суфизме. Другой видный мусульманский философ тринадцатого столетия, Руми, хорошо известен на Западе. Его известная работа «Маснави», предлагает решения для многих сложных проблем в метафизике, религии, этике и мистицизме. Он разъясняет различные скрытые аспекты суфизма и их взаимосвязь с мирской жизнью.(37)



Технологии



Мусульманские достижения в технологиях были также выдающимися. Одним из самых выдающихся вкладов явилось появление бумаги, знание о которой было заимствовано из Китая. Мусульмане открыли фабрики по производству бумаги в Самарканде и, позже, в Багдаде и Сирии. (38) В период восьмого и девятого столетий, эти фабрики были построены по всему мусульманскому миру от Испании до Ирана. В противоположность этому, первая фабрика по производству бумаги в Европе была открыта лишь к концу тринадцатого столетия. Замена пергамента и папируса на бумагу оказало глубокое влияние на распространение и демократизацию образования, поскольку стало возможным писать книги, а сохранять и распространять знания стало еще легче. В некоторых школах Ближнего Востока в девятом веке они были бесплатными. В Сирии были открыты стекловарочные фабрики, на которых производилась стеклянная посуда и керамические изделия высокого качества. Эта технология по производству стекла была перенесена в Венецию в двенадцатом веке. Венеция до сих пор производит уникальные стеклянные изделия высокого качества.

Мусульмане развили текстильную, шелковую, хлопчатобумажную, кожаную промышленности. В течение девятого и десятого веков, сотни кораблей из мусульманских стран стояли в портах Кантона и Китая. Мусульманские торговцы установили систему аккредетивов по типу чеков. Мусульмане могли обрабатывать все виды металлов, например, золото, серебро, бронзу, железо и сталь. Мусульмане занимались сельским хозяйством применяя передовые научные методы и знали о полезности удобрений.(39) В двенадцатом веке, сельское хозяйство, орошение и производство сельскохозяйственного оборудования были намного более передовыми, нежели в немусульманской Европе. Эта передовая технология позже была перенесена из Испании в Италию и Северную Европу.(40) Филип Хитти пишет,

В начальный период средневековья ни один народ не сделал важного вклада в человеческую цивилизацию так, как это сделали арабы. С 9-го по 12-й века, в области медицины, философии, истории, астрономии и географии, на арабском языке было написано больше работ нежели на любом другом языке. (41)


Заключение


В этой главе были представлены достижения мусульманских ученых в развитии цивилизации. К сожалению, эти достижения постепенно уменьшались и затем полностью прекратились по причине быстрой потери политической власти и заметной нехватки вдохновения и стремления к просвещению и техническому прогрессу.

Когда южная Испания была завоевана Фердинандом в 1490 году, сотни тысяч арабских книг с научными лекциями и докладами были сожжены. Испанское правительство предприняло чрезвычайные меры о запрете на хранение книг на арабском языке, авторами которых были мусульманские ученые, кроме книг переведенных на латинский язык. В тринадцатом столетии, армии монголов сожгли ценные книги мусульманских ученых в Багдаде, а в двенадцатом и тринадцатом веках, в результате крестовых походов были уничтожены многие мусульманские научные труды в Сирии.

Многие немусульмане перевели оригиналы работ мусульманских ученых и латинизировали имена мусульманских ученых. В последующие годы, европейцы не признали того факта, что именно мусульманские ученые выполнили первоначальную работу, на основе которой был достигнут научный прогресс. Антимусульманское предубеждение также сыграло важную роль в потере признания роли мусульманских ученых и их научного вклада.

Хотя научное развитие и расширение сферы знаний в среде мусульманских ученых в целом прекратилось по причине упомянутых выше ряда факторов, научный прогресс, которому они дали толчок, продолжался. Основные работы мусульманских ученых были переведены с арабского языка на латинский, а христиане Европы изучали медицину, химию, физику, математику и философию из книг мусульманских ученых. Многие европейские студенты обучались в известных мусульманских университетах Кордовы, Толедо, Багдада и Дамаска и затем возвращались в Европу, чтобы основать новые университеты и преподавать в них. Во многих европейских школах, арабский и латинский языки были языками обучения. В Европе было открыто много медицинских школ, в которых учебная программа была та же самая, что и в мусульманской Испании и Багдаде. Учебники мусульманских ученых были переведены на латинский язык и оставались основным источником изучения наук, вплоть до 16-го столетия.

Основной причиной упадка научного развития в мусульманского мира была постепенная потеря мусульманами интереса к научным предметам. Получили развитие две параллельные системы образования, а именно Шариат – наука об исламском праве, и ал-Улум ал-Аклиййах – естественные науки и технология. Большая часть научных теорий, таких как теория эволюции, были признаны антирелигиозными и многие мусульмане отвернулись от современных наук. Упадок в прогрессе продолжился по причине апатии к научным исследованиям. В школах (мадарис) воздерживались от преподавания более сложных и передовых курсов по математике, науке и философии, акцентируя внимание на теологических, духовных и ритуальных аспектах Ислама и Исламского права (Шариата). В новом мусульманском поколении повсюду наблюдалась деморализация в приобретении новых знаний и проведении научных исследований. Комментируя религиозный фанатизм, ограниченность и нехватку терпимости, Манзур Алам говорит:

Переход науки и технологии из исламского мира в Европу сопровождался резким упадком политической власти Ислама и рост исламского фанатизма нанес смертельный удар по развитию науки. Этот период знаменуется уничтожением Стамбульской Астрономической Обсерватории в 1580 году фанатиками, которая была основана Такиуддином в 1545 году. Рост числа духовных лиц и фанатизма сдерживало развитие науки в странах находящихся под управлением мусульманских правителей, таких как Империя Великих Моголов, Османская Империя, Аравия и мелкие королевства Магриба. Языковой барьер вновь сильно вырос, поскольку большая часть научных исследований после 16-го столетия проводилась на испанском, немецком, итальянском, французском, и английском языках. Таким образом, язык науки и технологии вновь стал недоступен мусульманам во всех уголках света и поэтому мусульманские страны стремительно двигались к упадку.(42)

Удивительно было бы представить себе мир сегодня, если бы мусульманские исследователи продолжили свои научные изыскания.

Сегодня, мусульмане сильно отстают в науке. Менее одного процента ученых мира составляют мусульмане, тогда как 25% мирового населения это мусульмане. У мусульман развилось ложное восприятие о том, что все знание находится в Коране. Наиболее консервативные мусульмане не одобряют занятие науками, воспринимая это как нечто “западное.” Многие консервативные имамы не одобряют рациональные вопросы и новаторство. Однако, для того чтобы стать ученым, необходимо уметь мыслить критически обладать пытливым умом. Работа ученого зависит от его умения рассуждать, развивать гипотезу, ставить эксперименты и записывать свои наблюдения. Таким образом, наука и технология (Илм ал-хикмах) переместились с Востока на Запад. Наука не принадлежит определенной этнической или религиозной группе. Она представляет собой непрерывную эволюцию, которая будет продолжаться и пополняться достижениями различных рас и групп в различные времена.

После четырехсот лет застоя, мусульманская община сейчас пробуждается и пытается самоопределиться, вернуть утерянные позиции. Мы вспоминаем и изучаем достижения мусульманских ученых в науке и цивилизации. Мы гордимся научными плодами мусульман. Сегодня мы осознаем нашу ответственность в том, чтобы исправить ошибочное мнение о том, что современная цивилизация и научные достижения являются продуктом какой-либо одной культуры или цивилизации.

Хочется надеяться, что у нового поколения мусульманской молодежи повысится самосознание в своей принадлежности к мусульманской общине, которая оказала серьезное влияние на мировую цивилизацию. Прогресс в науке, свидетелями которого мы сегодня являемся, подобен зданию, в постройку которого все нации - как мусульмане так и немусульмане, внесли свой вклад. Этот прогресс есть результат сотрудничества, обмена информацией и передачи накопленной ценной информации последующим поколениям от греков к мусульманам и затем к Западу, и в конечном итоге обратно, новым поколениям с Востока и Запада. Хотя эта короткая статья о достижениях мусульманских ученых не полностью отражает все то, что они сделали, она тем не менее, послужит знакомству с их научными устремлениями и успехами. Однако, простое восхваление прошлого недостаточно, ибо мы должны постоянно поощрять мусульманскую молодежь к активным исследованиям, чтобы они следовали по пути великих мусульманских ученых и работали на благо людей.


КОНЕЦ
__________________
Turkculuk. Muasirlik. Islamcilik.
Если Бога нет - то все позволено. (Ф.М. Достоевский)


Последний раз редактировалось Turku Kettola; 09.01.2009 в 11:52.
Turku Kettola вне форума   Ответить с цитированием