Показать сообщение отдельно
Старый 09.01.2009, 11:43   #4
Модератор
 
Аватар для Turku Kettola
 
Регистрация: 29.12.2006
Сообщений: 5,146
Сказал(а) спасибо: 74
Поблагодарили 693 раз(а) в 522 сообщениях
Вес репутации: 65
Turku Kettola на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию Ответ: Вклад мусульман в науку.

Вклад в математику


Как было отмечено ранее, коранические предписания относительно пятикратных ежедневных молитв, начала и завершения поста в месяце Рамадан, распределение наследства, и вычисление закята (налога с имущества богатых в пользу бедняков) побудило мусульман стать знатоками в области математики. Поскольку развитый язык может стать средством передачи информации в сфере гуманитарных и общественных наук, математика считается языком естественных наук и физики. С восьмого века нашей эры, арабский язык стал языком науки, и математика написанная арабскими цифрами и символами была представлена в науке в течение почти семи столетий.

Мусульмане ввели арабские цифры (первоначально заимствованные из Индии), концепцию нуля, десятичную систему, и продвинутую математику в Европу. До восьмого столетия, человеку приходилось писать букву “М” тысячу раз, чтобы указать миллион. Представьте легкость написания того же самого всего лишь семи цифрами. К девятому столетию, ал-Хорезми уже дал миру усовершенствованные алгоритмы или формулы. Заметьте, что слово алгоритм - это европезированная форма имени самого ал-Хорезми (в Европе его называли Алгоризмус), который дал миру первую математическую формулу и представил тригонометрию (синус, косинус, тангенс, и котангенс). Арифметические и геометрические концепции и вычисления числа пи, гиперболы, числовой последовательности и прогрессий также являются мусульманским вкладом в продвинутую математику, которая позже была введена в Европе.

Именно мусульманский ученый, ал-Мутаваккил ал-Фергани, изобрел приборы Нилометра. Более сложные приборы подобные компассу вначале предназначались для определения направления Каабы (кубической формы мечеть Пророка Авраама в Мекке), в направлении которой все мусульмане обращают свои лица во время молитвы. Говоря о свойственной Исламу взаимосвязи между исламскими вероубеждениями и ценностями, Джейн Норман говорит:

Оценка общей взаимосвязи между искусством и религией в Исламе увеличивается по мере знакомства с ней... Геометрические мотивы прослеживались у исламских художников и дизайнеров во всех частях мира, во все времена, и при украшении любой поверхности... По мере того, как Ислам распространялся от нации к нации, от региона к региону, исламские художники сочетали свою склонность к геометрии с ранее существовавшими традициями, создавая новое и отличительное исламское искусство. Это искусство отражало логику и порядок, присущие исламскому видению мироздания. (13)



Вклад в химию


Триумф мусульман в западном Китае в восьмом веке позволил им извлечь пользу из современных китайских технологий, таких как производство бумаги, что затем было представлено во всем мусульманском мире, в том числе Испании. Оттуда это было перенесено в остальную часть Европы. Это поистине явилось революционным открытием, которое привело к более широкому распространению знаний и демократизации обучения. С расширением опыта обмена идей в форме легко переносимых книг, и благодаря моногенетической концепции равенства всех людей, по всему миру происходил процесс бурного роста знаний в очень ранний период.

Мусульмане добились потрясающего прогресса в области химии, которое этимологически происходит от арабского слово "ал-кимиях". Они открыли все фундаментальные процессы химических исследований и развития, в том числе сублимации, кристаллизации, испарения, дистилляции, очистки, амальгамирования и ацилирования (серы, азота, хлора и уксуса). Затем они применили эти процессы для производства сахара, различных видов красок, алкоголя и мышьяка, в основном для медицинских целей. К 950 году нашей эры, они открыли способ подогрева ртути (Hg) для образования оксида ртути (HgO), заметив, что это химическое изменение совершенно не влияет на вес основного вещества. Мусульмане, благодаря акценту исламской религии на чистоте и эстетике, были весьма увлечены химической очисткой золота для использования в ювелирных изделиях и приготовлении пищи, а также в архитектурных украшениях.


Вклад в физику и астрономию



К девятому веку, мусульманские ученые открыли законы сопротивления материалов, законы механики и прочности. Ал-Кинди в своем исследовании законов физики, научным методом описал феномен отражения и преломления света, теории звука и ваккума. В десятом и одиннадцатом веках мусульманские ученые открыли научные принципы маятника задолго до Галилео Галилея (1564-1642гг.). Папа Римский не прощал Галилея вплоть до 1992 года за его учение о "ереси" о том, что земля вращается вокруг солнца. В десятом веке, Ибн ал-Хайсам описал и применил свой научный метод. Стоит упомянуть о том, что термин “наука” никогда не использовался в Европе до 1340 года нашей эры, и лишь в 1840 году термин “наука” стал использоваться в английском языке впервые. Открытия Ибн ал-Хайсама в области геометрической оптики в 965 году нашей эры, которые позднее были применены в европейских изобретениях таких как камера и усовершенствованные очки, ошибочно приписываются Снэлу (18 и 19 века) известные как закон Снэла.

Мусульманские ученые также открыли принципы однородности и неоднородности разреженного воздуха. Были исследованы принципы и виды изменений изображений и применены в производстве линз и зеркал. Они не только обнаружили, что свет имеет скорость, но также сравнили скорости света и звука и выявили, что скорость света превышает скорость звука. Они исследовали и сформулировали законы механики и гидростатики, которые применяли при определении натяжения различных типов поверхностей, а также удельную массу и плотность различных форм материи.

Концепция силы тяжести была известна Абу ал-Фатху Абд ал-Рахману ал-Хазини в двенадцатом веке, то есть за несколько столетий до Исаака Ньютона, который позднее более детально рассмотрел этот вопрос. Именно ал-Хазини объяснил природный феномен радуги в оптических терминах. Ему же принадлежит заслуга в изобретении многих астрономических инструментов описанных в его работе "Мизан ал-Хикмах". (14)

Умар ал-Хаййам живший в двенадцатом веке, и который известен западному миру как поэт персидских рубаиййат (четверостиший), также внес значительный вклад в математику. Он сделал более точный расчет календарных дней, указав на наличие оплошности одного дня раз в 5,000 лет вместо 3,300 лет известное ранее. Другой мусульманин, Улуг Бек из Самарканда позже пересмотрев его расчеты внес в них уточнения. Ал-Хорезми, который был упомянут выше за его вклад в математику, был также одним из основателей исламской астрономии. За несколько столетий до Галилея, ему и его сторонникам было известно о том, что земля имеет сферическую форму и ему же принадлежит заслуга в том, что он вычислил расстояния между различными космическими телами.

Ученый и астроном девятого века, Абу Машар, точно установил широту и долготу, обнаружил взаимосвязь между фазами Луны и океаническими приливами и отливами, научно объяснил явления лунного и солнечного затмения и сделал более точные вычисления различий земной окружности с различных точек земного шара. Именно он точно измерил и разъяснил протяженность земного градуса равного 56,67 арабским милям.

Ал-Саати Хорасани, который получил это имя после изобретения часов (саат: также время), в двенадцатом веке построил башню с часами в Дамаске, Сирии. Мусульманский географ, ал-Идриси, подарил сицилийскому королю Роджеру второму серебряный глобус. Абдурахим определил и дал название приблизительно тысячам звезд и дал объяснение эллиптических путей у космических тел нашей солнечной системы. Ему же принадлежит заслуга в том, что он проделал серьезные исследования в таких областях как сельское хозяйство, архитектура, литература и лингвистика.

В области прикладной физики, ал-Джаззари в тринадцатом веке прославил себя благодаря своей книге о гидравлических приспособлениях, которая называется "Китаб ал-Марифах ва ал-Хиял ал-Хандасах". Его современник, Наджм ал-Раммах, приобрел славу благодаря своему объемному труду о пиротехнических методах и приборах, как для оборонных так и для церемониальных целей.

В 845 году нашей эры, то есть за несколько сотен лет до Дарвина, ал-Наззам представил теорию эволюции. В тот же временной промежуток, ал-Джахиз написал объемный труд о животных, их борьбе за выживание и адаптацию к окружающей среде. Еще в девятом веке, ал-Хасиб написал труд о пользе драгоценных камней. Позже, в тринадцатом веке, специалист из той же области, ал-Тифаши, поднял его работу на следущий уровень, дополнив к этому свои исследования 24-х драгоценных камней, а также указав на их лечебные и аффективные свойства. Многие другие ученые такие как ал-Джавалиги, Абд ал-Мумин и ал-Дамири внесли значительный вклад в область знаний написав труды в области зоологии и анатомии, особенно о лошадях и их разведении.

Ад-Димашки оставил свой след в области ботанических исследований по патологии растений, классифицировав растения как живые существа с отличными полами. Ал-Байруни, в основном известный как историк, нашел происхождение долины Инда и следы цивилизации возникшей в этой области.

Он также провел наблюдения и обнаружил, что количество лепестков в цветках разнится между 3 и 6, либо равно 8. Их число никогда не равно 7 и 9. Эти и другие мусульманские ученые оставили богатое научное наследие в Африке, Азии и Европе.



Упадок мусульманских наук


Часто задается вопрос о том почему мусульмане в определенный период истории прекратили свое развитие в области науки и технологии. Существует много факторов объясняющих это, среди которых как внешние так и внутренние, приведшие к застою и упадку. Исторически, при господствующих властях, самоуверенность, невежество других обществ, состояние их развития и беспорядочные приоритеты были основными причинами внутренней слабости. Успех и его поддержание требуют равномерного подхода к различным требованиям человеческой жизни, его тела, сознания и души. В случае нарушения этого баланса начинается моральное разложение.

В период своего расцвета, Ислам практиковался как всеохватный образ жизни. Чрезмерный акцент на духовном аспекте способствовал сокращению его первоначальных рамок. В результате, роль многих важных представлений ассоциируемых с Исламом также утратила свое первоначальное значение. Концепция Ибадах (поклонения), которая первоначально означала любое практическое действие угодное Богу, превратилась в обычные ритуальные молитвы. Навафил (любое дополнительное, поощряемое действие), стало носить форму лишь большого числа дополнительно совершаемых ритуальных молитв; а концепция поиска знания была сведена лишь к поиску теологических знаний. Роль сознания и креативности была преуменьшена даже в сферах, где они изначально были разрешены, например в экономической, политической, социальной.

Мусульмане возможно пренебрегли пояснительным диалогом имевшим место между пророком и его сподвижником, Муазом ибн Джабалем, когда последнего направили управлять Йеменом. По этому случаю, Муаз, в ответ на вопрос пророка о том как он будет править, сказал, что в тех случаях когда он не найдет конкретного ответа в Коране и Сунне (высказываниях пророка), то будет прибегать к итждихаду. То есть, решать вопросы на основании собственного суждения исходя из реальной ситуации. Ответ, как известно, удовлетворил пророка и он остался довольным.

Более того, между мутазилитами, на которых оказал сильное влияние эллинистический метод рационального анализа, и ашаритами, у которых был теологический подход даже к новым проблемам возникавших перед Уммой (всеобщая мусульманская община), имела место внутренняя полемика и позднее более серьезная борьба с целью разрешения сложившихся идеологических проблем. Последние были традиционалистами, которые полагались на интерпретации по аналогии до такой степени, что полагали, что ранние ученые Ислама дали окончательную интерпретацию Корана и Сунны для всех времен и ситуаций. Этот близорукий образ мышления присущий традиционалистам сложился не без причин. Они увидели чрезмерность эллинистического лицемерия в игнорировании пределов человеческого сознания в форме ошибочного принятия чрезмерного релятивизма, что в свою очередь мешает передовому мышлению почти во всех направлениях жизни. В то время как некоторые правители воспользовались неверным применением креативизма и новаторства от имени итждихада, другие встали на сторону традиционалистов в подавлении даже подлинного применения каких бы то ни было рациональных методов развития.

Печальным результатом этого конфликта между риваях (традицией) и дираях (рационализмом) явился застой и закрытие дверей рационального и аналитического духа мусульманских богословов и ученых. Религиозные познания превратились в заучивание высказываний и копирование старых рукописей ученых былых времен. Лишь с 18 века некоторые мыслители, такие как Ибн Абдулваххаб, Шах Валиуллах, Саид Ахмед Хан, Джамаледдин Афгани, Мухаммад Абдо, Мохаммад Икбал, Маудуди, стали выступать за возрождение иджтихада. Все они говорили о необходимости баланса между слепой приверженностью традициям с одной стороны, и с другой, смелой и вместе с тем осторожной интерпретацией тех же традиций в рамках фундаментальных источников Ислама, и в свете обстоятельств и требований определенного периода и места. Они призывали Умму различать между итждихадом-мутлаг (абсолютным усердием) посредством консенсуса ученых и итждихадом-идафи (относительным усердием) путем обновления старых принципов Шариата, чтобы разобраться в новой ситуации, с которой столкнулась Умма.

Что касается внешних факторов, мусульманское общество столкнулось с историческими событиями, такими как Крестовые походы одиннадцатого века, осада Багдада монголами в 1258 году, изгнание из Испании в 1492 году, конец халифата в 1922 году, коммунизм и колониализм и, сравнительно недавно, неоколониализм являющийся следствием нефтяной политики сопровождаемой агрессией со стороны средств массовой информации, представляюших жертв как угнетателей, а угнетателей как жертв.

Другие значительные вклады мусульман приведены кратко в приложении 1 этой главы. Принимая во внимание главу Башира Ахмеда в этой книге, посвященной вкладу мусульман в медицину, а также главы других авторов на тему гуманитарных и общественных наук, я ограничился лишь работами в области современных естественных наук. (15)
__________________
Turkculuk. Muasirlik. Islamcilik.
Если Бога нет - то все позволено. (Ф.М. Достоевский)

Turku Kettola вне форума   Ответить с цитированием