Показать сообщение отдельно
Старый 08.01.2009, 17:28   #1
Модератор
 
Аватар для Turku Kettola
 
Регистрация: 29.12.2006
Сообщений: 5,146
Сказал(а) спасибо: 74
Поблагодарили 693 раз(а) в 522 сообщениях
Вес репутации: 65
Turku Kettola на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию Вклад мусульман в науку.

Дамы и господа.

Вот решил здесь разместить одну главу, посвещенную вкладу мусульман в науку.


Для начала неско слов "отсебятины". Приведу цитату от уважаемого spectatora :


Цитата:
Я против того, чтобы люди занимающиеся наукой вмешивались в редигиозные диспуты, однако и деятели религии, на мой взгляд, не должны пытаться прикладывать свои воззрения в тех областях, где у них нет достаточной профессиональной подготовки.

Трудно не согласиться с этим мнением.
Однако здесь нужно учитывать следующее. А именно, что противопоставление науки (elm) и религии (din) противоестественно и чуждо исламу. Мыслитель, ученый, он же мусульманин, иногда даже богослов - такой синтез был обычной практикой в ареалах исламской цивилизации этак с 8 века по 16 век включительно. Это позволяло "наличевствовать" цельному восприятию и гармоничному подходу к вечным и фундаментальным вопросам мироздания и бытия. Но произошедший на определенном историческом отрезке "крен" в сторону "навязчивой религиозности" и отход от баланса между изучением физического мира ,его тайн и закономерностей с одной стороны, и постижением Божественного Откровения в сфере сугубо религиозно-нравственной с другой стороны - привел в конечном счете ( 18 век) к упадку, стагнации и "размягчению мозгов" исламской цивилизации.



Истоки современных наук Среднего Востока

Дилнаваз А. Сиддикуи


Как гласит поговорка, все старо как мир. С незапамятных времен, люди наследовали свои знания от предыдущих поколений, совершенствовались на их основе адаптируя эти знания к своим нуждам и передавали их будущим поколениям. Кроме этой вертикальной передачи, передача знаний также происходит по горизонтали от одного места или культуры к другому месту или другой культуре посредством постоянного обмена идей. Человеческая цивилизация развивалась в течение около семи тысяч лет зарождаясь у берегов Шат ал-Араб, Нила и Инда. Знания собирались с помощью упорных наблюдений, по мере накопления опыта, а также благодаря интуитивной прозорливости. До греко-римской цивилизации, ученые Халдеи, Вавилона, Финикии, Египта, Индии и Китая внесли огромный вклад в сферу понимания человеком устройства вселенной, и это продолжалось вплоть до седьмого столетия до нашей эры. Вклад греков продолжался вплоть до второго века до нашей эры, после чего они погибли, оказавшись в железных тисках Рима. Последний не смог продожить политику созидания, инновации и научных исследований. В течение этого периода, вклад греков оказался в забвении до тех пор, пока не был вновь обнаружен и усовершенствован для дальнейшего прогресса благодаря мусульманам.

С шестнадцатого столетия, Запад значительно расширил свое наследие путем координации, совершенствования и распространения своих знаний. Запад, в своем вкладе в современную науку и технологию, до нашего времени не имеет себе равных, и вероятно это будет продолжаться еще некоторое время. Особенно революционным и ошеломляющим явилась оцифровка данных, изображений и звука, а также миниатюризация средств таких как беспроводная компьютерная технология поддерживаемая размещенной в космосе глобальной системой.

В отличие от других культур, традиция общественных наук развитая в Европе, приуменьшает значимость сходства между различными культурами и цивилизациями, и преувеличивает различия, исходя из собственных политико-экономических интересов. Одной из основных причин подобной практики, была попытка скрыть вклад колонизированных наций в человеческую цивилизацию. Такая тенденция способствовала увековечиванию идеи о “ноше, которая возложена на плечи белого человека в его стремлении сделать мир цивилизованным” и, таким образом, безнаказанной эксплуатации естественных и технических ресурсов этих наций.


Основная Причина

Кто-то может спросить о том, почему мы обсуждаем расцвет нации, которая отстала от всех остальных на пути к научному и техническому прогрессу. Какая польза от того, если мы будем твердить о наших прошлых успехах в духе (мой отец некогда был царем!), не пытаясь понять причины нашего жалкого положения сегодня? Ответом будет то, что есть несколько причин для обращения к прошлому.

Современный мир переживает сегодня три основные тенденции: (1) революция в области информационных технологий; (2) глобализация; (3) приватизация. Прежде всего, именно оцифровка информации сблизила различные народы для взаимодействия друг с другом в масштабах мирового делового поля и предоставила людям доступ к обширным источникам информации и знаний в беспрецедентной форме. Таким образом, эти тенденции сделали нации более взаимозависимыми. Повысившаяся взаимозависимость, наряду с положительным, имеет и отрицательный эффект в том, что она может вызвать борьбу за ограниченные мировые ресурсы и продукты, что в свою очередь приведет к конфликтам ранее неизвестным по своим масштабам. Чтобы противостоять этим конфликтам, мы должны избавиться от культурных стереотипов, стимулируемых колониалистами в виде политики “разделяй, завоевывай и властвуй.” Для достижения глобального справедливого мира мы нуждаемся в трезвом взаимопонимании путем диалога цивилизаций, а не в конфликте цивилизаций. Наряду с этой нравственной задачей, от научного сообщества требуется внести поправки в исторические записи об истоках западного высшего образования и научного развития.

Мы же на Западе должны достичь достойного уровня в условиях повышенной конкуренции на мировом торговом поле. Мечта неоколониалистов о господстве дарвинизма должна носить цивилизованную форму посредством справедливой конкуренции и здорового сотрудничества. Для сохранения своего постоянного влияния и развития, средства массовой информации должны привить публике склонность к выражению правды и мудрости, вместо имеющих в настоящее время место мотивов секса, насилия и сенсуализма основанных на принципе “если течет кровь, то это захватывает.” Напыщенное самолюбие и самодовольство должны смениться правильным пониманием наших собственных сил и слабостей. Действительная оценка мусульманских достижений в прошлом и нынешнего кризиса, может помочь мусульманам в их самовоспитании и самообразовании, а также в деле выполнения тех же задач для будущих поколений, что в свою очередь позволит им наметить реальный план будущего прогресса с наибольшей точностью и уверенностью.

Более того, мусульмане должны обратить свое внимание на то, что не смогли поведать миру о своем нынешнем положении и истории, которая была искажена по причине невежества, надменности, из жадности к материальным благам и нетерпимости, а часто по причине умышленного смешательства недоброжелателей. Мусульманам предстоит заполнить этот пробел в знании путем достижения понимания между различными культурами, а не путем конфронтации.


Общий вклад в науку

Одним из атрибутов науки это то, что она по своей природе движется вверх и кумулятивна. Все научно и технологически развитые нации проходили три этапа: передача, координация и вклад. (1) Они соответствуют трем терминам упомянутым ранее: наследие, совершенствование путем инноваций и созидания, и передача знаний. Интервалы между этими этапами развития отличались согласно величине существующей базы знаний, а также уровню технической связи и темпу жизни в целом. Таким образом, можно сказать, что чем точнее и подробнее база знаний унаследованная поколением, тем более значительным будет вклад. Истинная ценность мусульманского вклада в науку должна быть оценена принимая во внимание изменение позиции и отношения, которое пережило человечество в результате появления Корана в начале шестого столетия нашей эры.

Джеймс Брук в своей книге “День когда мир изменился”, (2) утверждает, что перед пришествием Корана, отношение человека к природе было обусловлено либо страхом либо благоговением и обожествлением. Люди поклонялись творениям - змеям и другим опасным тварям, которые вызывали у них чувство страха, для того, чтобы отвратить от себя вред, исходящий от них. Также почитались и полезные элементы природы такие как вода и огонь, а также такие животные как корова и т.д. Это почитание происходило из благодарности людей и восхищения их пользой.

Коран, с другой стороны, приказал человеку не поклоняться природе или любым другим Божьим творениям, а склонять голову перед Богом-Творцом. Коран призвал человека к рассуждению и поиску Божьих знамений в Его творениях и извлечению уроков с тем, чтобы дать оценку происходящему. Именно такова новаторская роль мусульман, на основе которой их вклад следует сравнивать с вкладом других культур. Именно эти революционные перемены в человеческом отношении к природе и акцент на сознании позволили мусульманам изучить природу с научной точки зрения, и изменить навсегда мир, как это и было претворено в жизнь. И опять, именно обязанность мусульман в исполнении исламских предписаний вскоре привела их к созданию математической формулы для расчета переходов и фаз луны, и расположения солнца и других звезд. Коранические предписания относительно закята (налог с имущества в пользу бедняков) и доли наследников в имуществе по завещанию родителей и других родственников привели к развитию вычислений, тригонометрии и различных приборов для точных вычислений.

Научный метод Ибн ал-Хайсама, ошибочно приписываемый Френсису Бэкону, привел к феноменальным достижениям в различных методах описания естественных наук, что в конечном итоге привело Европу к их схоластической традиции и затем Ренесансу.

Во всех своих суждениях, которые начинались благодаря коранической истине, мусульманские ученые начали искать истинные причины различных явлений и применять логическо-эмпирический метод исследований. В результате ими было продемонстрировано, что нет никакого несоответствия между причиной и Окровением. Таким образом, в отличие от Западной традиции, с точки зрения мусульманских ученых, между религией и наукой не существовало конфликта. Элви и Дуглас (3) определили пять основных причин способствуюших продуктивному развитию исламской науки: (1) чрезвычайно большое уважение, которое Ислам оказывает занятию наукой; (2) общая поддержка со стороны правителей и других влиятельных людей; (3) готовность мусульман обмениваться идеями с представителями других культур; (4) арабский язык, который вскоре станет средством обмена идеями во всем мусульманском мире; и (5) требование соблюдения аккуратности и точности в исполнении исламских обязанностей. Это же упоминал и подтверждал Колиш. (4)

Исторически, знание предметов логики и геометрии исходило из Финикии, затем переместилось в Ирак, затем в Египет, и из Египта в Грецию. Затем мусульманские ученые унаследовали это знание у греков. Они получили знания астрономии и арифметики от влившихся в мусульманскую цивилизацию индо-иранцев и развили эти предметы до беспрецедентно высокого уровня. (5) Таким образом, вхождение мусульман в сферу организованного знания помогло людям путешествовать от “науки” к “науке.” (6)

Что касается астрономии в исламском мире, то Овен Гингерич (7) говорит, что в то время как астрономия была парализована в средневековой Европе, она процветала в Исламе. Астрономы периода Ренесанса учились на текстах исламских ученых, которые сохранили и преобразовали науку древних греков.

Как было отмечено ранее, логическо-эмпирический метод Ибн ал-Хайсама позволил более поздним ученым сделать феноменальные прорывы в различных научных дисциплинах, как основных так и прикладных. Мусульманские ученые осознавали, что должное место эмпиризму принадлежит только в сфере материальных явлений, а не метафизических. Тем не менее, как только последние были открыты, они подтвердили действительность логического и рационального обоснования путем анализа исторических событий. Таким образом, ученые разделии знание на две обширные категории: открытые и приобретенные.


Демократизация знаний

Истинное значение исламских наук можно понять лишь в свете коранической концепции Таухида (Единства Бога), которая охватывает все видимое разнообразие и взаимосвязанность. Взаимосвязанность всего существующего во вселенной указывает на единство космоса. Из этого логически следует, что создатель или программист этой огромной системы должен быть Один, иначе бы мы наблюдали хаос, а не космос. Третье единство заключается в единстве всех форм жизни. Бог ясно сказал в Коране:”Мы создали все живое из воды” (21:30, 24:45, 25:54). Это откровение было ниспослано в то время когда это “единство жизни” не было частью человеческого знания, указывая тем самым на божественное происхождение Священного Корана. С точки зрения человеческих отношений, крайне важно дать оценку важности четвертого единства, а именно, единства человеческой расы, созданной из одной единой пары душ, а из них и всего человечества. (2:213, 4:1, 39:6, 31:28). Эта концепция “моногенеза” позволила мусульманам демократизировать все знание. Суданский ученый, Доктор А. Вахид Юсиф, (8) который в настоящее время является советником ЮНЕСКО, документально доказал, что миссия по всеобщему образованию, осуществляемая в двадцатом веке и приписываемая организации Объединенных Наций, претворялась в жизнь еще в практике раннего Аббасидского правления в 9-ом веке. В тот период, впервые в истории, доступ ко всем видам знания был открыт всем людям независимо от пола, расы, этнического происхождения, касты, класса, национальности или любого другого фактора, над которым люди не имеют контроля. Особенно если сравнить эту исламскую демократизацию науки и других форм знания со строгими ограничениями налагаемыми привилегированными на угнетенные общества всех остальных культур, в том числе греков, римлян, персов, а также индусов вплоть до недавнего времени.

В течение семи столетий их ведущей роли в науке и технологиях (с восьмого по пятнадцатый век), мусульмане вводили эти дисциплины в учреждения высшего образования, которые они открывали во всех регионах находящихся под их правлением. Университеты открытые ими на Ближнем Востоке, Северной Африке и Испании предусматривали модель открытого доступа для испанских мусульманских университетов в Толедо, Кордове, и Севилье привлекая студентов из других частей Европы. Они (студенты) являлись свидетелями процесса демократизации учения и принятия решения на основе совещательного собрания (Шура) на мусульманской земле. После возвращения на свои земли, они стали требовать эти права от своей церкви и государства. И когда им было отказано в этих правах, они стали выступать против властей, Церкви и феодалов. Таковы истоки Протестантского движения в Европе.

Пятое единство в Исламе заключается в единстве знания (истины). Находясь в неведении о кораническом происхождении этой концепции, биолог Гарвардского университета, Эдвард Вилсон, (9) представил идею о “совпадении” в своей книге с таким же названием, и подчеркнул о необходимости междисциплинарного изучения для преодоления близорукой и разобщенной погони за знанием называемой “редукционизмом.” С исламской точки зрения, это единство знания и истины не является чем то новым.

Введение мусульманами системы высшего образования, подробного документирования, разделение на главы, арабских цифр, а также других передовых методов применения научных знаний в сельском хозяйстве, медицине, архитектуре и навигации привело к постепенному развитию Европы, и в конечном итоге завершившись Ренесансом и реформистскими движениями в пятнадцатом и шестнадцатом веках. Более поздняя колонизация Европой Америки привела к тому, что золото и другие виды богатств были перевезены в Европу. В период мусульманского правления, центры высшего образования, исследования и развития, институты, библиотеки, клиники (при медицинских высших учебных заведениях), научные лаборатории и обсерватории стали общедоступными в мусульманских городах таких как Медина, Дамаск, Багдад, Нишапур, Каир, Кайраван, Кордова, Толедо и Севилья. (10) Этот рост учебных заведений и в целом их развитие имитировалось в Италии, Франции, Германии, Англии и других частях Европы.

Невозможно было бы представить продвинутые математические вычисления без арабских цифр, принимая во внимание ограниченность возможности применения римских. Можно сформировать общее представление о научной деятельности мусульманских ученых ознакомившись с работой Надима, ал-Фехриста (10 век), (11) в котором приводятся имена почти четырех тысяч выдающихся ученых. В биографическом словаре Ибн Халликана Вафият ал-Аян ва Анба’ Абна ал-Заман в семи томах также приводятся имена многих ученых и дается информация об их вкладе в различные области науки.(12) Во многих других справочных источниках документально приводится информация о положении исламской культуры, об истории различных отраслей знания и второстепенных отраслях. Хотя многие работы мусульманских ученых того периода были переведены с арабского на современные европейские языки, согласно оценке, около семидесяти тысяч работ по сегодняшний день не переведены.


продолжение следует...
__________________
Turkculuk. Muasirlik. Islamcilik.
Если Бога нет - то все позволено. (Ф.М. Достоевский)


Последний раз редактировалось Turku Kettola; 08.01.2009 в 19:19.
Turku Kettola вне форума   Ответить с цитированием