Показать сообщение отдельно
Старый 06.12.2008, 04:20   #24
Администратор
 
Аватар для Dismiss
 
Регистрация: 23.07.2006
Адрес: Baku
Сообщений: 46,370
Сказал(а) спасибо: 10,175
Поблагодарили 10,661 раз(а) в 6,729 сообщениях
Вес репутации: 1
Dismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспорима
Мои фотоальбомы

По умолчанию

<div class='quotetop'>Цитата(коробейник @ 6.12.2008, 2:24) [snapback]161531[/snapback]</div>
Цитата:
Вчера был в Доме Книги на Невском. Там есть все, что издается в России, ассортимент раз в 500 больше чем в знаменитом в Баку Али и Нино. Искал специально Мамедова. Не нашел. Видел список претендентов на Букера. В нем 6 человек, Мамедова нет. Не подумайте, что я злорадствую, мне было бы очень приятно, что бакинец добился признания.
[/b]
Я могу допустить, что в магазине не было книг Афанасия Мамедова. Но что касается списка претендентов на Букера - тут ваши сомнения напрасны. Уточните, за какой год вы видели список претендентов. Мамедов был финалистом в 2003 году.
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Цитата:
На днях букеровское жюри огласило шорт-лист. В шестерку претендентов на премию за лучший русский роман 2002 года вошли: Наталья Галкина ("Вилла Рено"), Рубен Давид Гонсалес Гальего ("Белое на черном"), Леонид Зорин ("Юпитер"), Афанасий Мамедов ("Фрау Шрам"), Елена Чижова ("Лавра") и Леонид Юзефович ("Казароза").

...фаворитом нынешнего Букера мне все же кажется роман Афанасия Мамедова "Фрау Шрам". Это вполне искусно сделанный текст, сложно сконструированный, ладно пригнанный. Недостатков в нем, на мой вкус, два: чрезмерная актуальность и столь же избыточная литературность. Еврейская тема, распад Союза, межнациональные конфликты, убийство отца Александра Меня, Карабах, православие, августовский путч 1991 года, невостребованность серьезной литературы - нет той злободневной для интеллигента 90-х темы, которая не была бы так или иначе затронута или хотя бы упомянута в романе Мамедова.

То же и с конструкцией. "Фрау Шрам" - очень умышленный роман. Он состоит из сплошных перекличек: смысловых, сюжетных, фонетических. Каждая деталь здесь рифмуется с другой: рифмуются города, судьбы, имена. Особенно эта умышленность ощутима в конце, когда все загодя развешанные ружья начинают палить поодиночке и залпами: упавший мальчик - символ, буква на упаковочной коробке - и та символ. Собственно, герой и не скрывает этого. Как вагиновский Свистонов, он оглядывает окружающих его людей, прозревая в них своих будущих персонажей, примеряя их к своему ненаписанному тексту: "Я подумал, а что, если этот рассказ будет вставным в романе..." Даже точка зрения повествователя раздвоена: в качестве автора романа он смотрит на запечатлеваемую реальность как на прошлое, и одновременно - изнутри описываемых событий прозревает свой еще ненаписанный роман.

Само по себе эта литературность не хороша и не плоха, но за напластованиями символики нередко теряется реальный план повествования. Непонятно, например, кому так уж досадил герой в Баку, что местный теневой воротила, по совместительству - любовник матери Ильи, велит ему немедленно покинуть город и вернуться в Москву. Впрочем, Восток - дело тонкое.

Герои не имеют самостоятельной ценности и растворяются в метафорической структуре романа. Мы не поймем, почему Ирана становится в воображении героя, а потом и в его романе фрау Шрам, если не осмыслим роковую женщину как символ Баку. Мы будем удивляться, почему так невнятно прописан характер Нины, московской любви Ильи, пока не посмотрим на нее как на воплощение Москвы - легкомысленной, неверной, тусовочной. Кстати, не стоит все же говорить об уме и безупречном вкусе героини и одновременно заставлять ее писать или даже только подписывать эссе, подобные тому, куски из которого цитируются в романе.

"Фрау Шрам" - достаточно средний роман. Однако из всех финалистов нынешнего Букера Мамедов - единственный, кто занят решением каких-то собственно литературных задач. Мне не очень нравится то, как он это делает. Но остальные просто занимаются чем-то другим, имеющим мало отношения к литературе как таковой. Юзефович создает развлекательное чтиво для интеллектуалов, не желающих опускаться до Донцовой с Марининой; Зорин сочиняет социальные памфлеты; Чижова рассказывает городу и миру о своем удручающем духовном опыте; Галкина взбалтывает малосъедобный гоголь-моголя из всех случайно попавших под руку ингредиентов...
http://old.russ.ru/krug/20031006_me.html[/b]
__________________
Тема Нагорного Карабаха далеко не исчерпана. Рано или поздно, если только какой-нибудь метеорит не уничтожит половину населения земного шара, азербайджанцы все равно попытаются решить этот вопрос. ©




Dismiss вне форума   Ответить с цитированием