Местный
Регистрация: 07.03.2007
Сообщений: 10,235
Сказал(а) спасибо: 1,088
Поблагодарили 2,199 раз(а) в 1,382 сообщениях
Вес репутации: 121
Мои фотоальбомы
|
А вот еще одна статья про азербайджанскую идентичнойть и моральные ценности
++++++++++++++++++++++++++
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
И ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ:
схожесть и границы противоречий.
Хикмет Гаджи-заде
Комитет по Евроинтеграции.
Вице-президент FAR CENTRE.
По мере расширения мирового пространства демократии и приближения его к нашим границам, мы, ощущая неизбежность встречи с «новой цивилизацией», все чаще задаемся вопросом о том, каковы основные моральные ценности, регулирующие общественную жизнь в Западных демократиях? Как живут эти люди? Чем эти ценности и образ жизни схожи и в чем отличаются от наших? И главное, что интересует нас – не придется ли нам поступиться чем-то своим, родным, чтобы стать «европейской демократией». Не разрушится ли, например, от такого столкновения цивилизаций азербайджанская семья?
В наших публичных дискуссиях часто используются понятия патриархальные ценности, национальные ценности, исламские или христианские ценности, общечеловеческие ценности, а сегодня мы все чаще слышим о европейских ценностях, которые вроде мы разделяем, но до конца принять опасаемся.
ОТ ПАТРИАРХАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Моральные ценности – это правила поведения человека в обществе, позволяющие обществу избегать внутренних конфликтов и развиваться. Эти правила начали вырабатываться с самого зарождения мировой цивилизации; они зарождались еще в локальных патриархальных сообществах и процесс их формирования должен в итоге завершиться установлением ценностей, наиболее полно утверждающих права каждого отдельного члена всего мирового сообщества. (Если это произойдет, то мир, вероятно, объединится в единую цивилизацию).
Сегодня мы часто слышим об «Общечеловеческих ценностях» - это набор моральных принципов, признаваемых всеми культурами во все времена. (Кстати этот термин был введен в обиход М.Горбачевым в противовес «пролетарским» или «классовым» ценностям).
Главным и древнейшим «общечеловеческим» моральным принципом является «Золотое правило мира» - «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». (Я пишу - «почти», ибо в истории есть примеры культур, которые отвергают «Золотое правило» и признают, такие принципы как – “bacarana baş qurban” (аз. – кто смел, тот и съел) или «цель оправдывает средство».
О моральных ценностях писали еще античные авторы, считавшие моральными ценностями (у Аристотеля – «этическими добродетелями») такие человеческие качества как мужество, благоразумие, честность, доброжелательность, справедливость…
Одним из первых (6 тысяч лет назад) в истории сводов моральных ценностей можно считать «Десять заповедей» иудейского пророка Моисея – не убий, не укради, почитай родителей своих, не прелюбодействуй и пр., которые являются общими также и для христианской и мусульманской культуры.
Христианские ценности зафиксированные в «Нагорной проповеди» Иисуса дополняли «Десять заповедей» Моисея такими ценностями, как непротивление злу насилием, безграничное милосердие, искренность, любовь к врагам и гонителям своим.
Исламские ценности, провозглашенные пророком Мухаммедом в Коране, впервые в истории человечества ввели в юридическую норму такие фундаментальные права человека как юридическое равенство между людьми (мусульманами), свобода выбора и вероисповедания, права на личную безопасность и неприкосновенность жилища, социальная защита малоимущих, значительно расширенные права женщин в семье и обществе.
Вспомним, что античные боги особенными моральными качествами не обладали – как и простые смертные, они были жадны, властолюбивы и похотливы. Чтобы задобрить античного бога, можно было дать ему взятку, чего с богом иудеев, христиан и мусульман уже сделать было нельзя. Расположение Аллаха можно было заслужить лишь добрыми делами в отношении других людей, чтобы было значительным шагом вперед в развитии моральных ценностей.
Однако ценности всех трех монотеистических религий не устанавливали полного равенства между людьми: рабство было разрешено, женщина находилась в подчиненном положении, а представители других религий считались людьми второго сорта.
ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ И АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
Азербайджанские национальные ценности сформировались в средние века и, как видно, мало изменились с тех пор. Стержень свода моральных правил, которые часто называют тюрко-исламскими ценностями азербайджанцев сформировался под определяющим влиянием средневекового тюркского военно-феодального кодекса чести, сведения о котором можно почерпнуть из великих тюркских эпосов "Деде Горгут" (11 в.) или "Кёроглу" (16 в.):
все или ничего;
доблесть - выше пользы;
поражение - хуже смерти;
просить помощи - постыдное дело;
порывы души в любую сторону находят всяческое понимание,
бережливость - это скупость,
осторожность – трусость,
гость – от бога,
сказавши слово – держись,
семья – это святое,
честь женщины – неприкосновенна.
(Отметим, что в момент своего зарождения азербайджанские ценности мало чем отличались от ценностей, скажем, древних германцев или кельтов. Мы видим, как в эпосе Деде Горгуд героиня с мечом в руках на равных сражается против красавца странника, но почти тот же тип романтических отношений мы находим в древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах»).
Большое влияние на наши национальные ценности оказал Ислам, который требовал от человека контроля над своими эмоциями, постоянной рефлексии и самоконцентрации. И, что самое важное, права человека, зафиксированные в Коране, а затем и в исламском законодательстве, несли огромный прогрессивный вклад в формирование моральных азербайджанцев.
Глубоко укоренились у нас, к сожалению, авторитарные ценности, доминирующие в нашем сознании и по сей день: хорошо иллюстрирует эти ценности известная пословица «Haqq olmayan yerdə otur, ağsaqqal olmayan yerdə oturma». (Где нет правды, там прожить можно, но без указа авторитетного человека прожить нельзя). С тех давних пор зарождения этой пословицы мы, так и сидим с аксакалом и без хагга.
(Долго я искал в азербайджанском фольклоре какую-нибудь демократическую пословицу, но нашел лишь эту – «Os.....la buyuran yorulmaz!» (воздух портить да приказы раздавать дело не пыльное). Мои поиски продолжаются).
Итак, мы приходим к неутешительному выводу, что наши современные моральные ценности правильнее было бы назвать не «национальными», но «архаичными» или «патриархальными» и они не адекватны задачам современности. Я не хочу быть категоричным и излишне критичным и потому предлагаю каждому из нас самому заключить - какое основное моральное правило превалирует сегодня в Азербайджане: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» или “bacarana baş qurban” (победитель всегда прав; кто смел, тот и съел).
Так или иначе, но очевидно, что ценности, которыми мы руководствуемся сегодня, пока не позволили нам ни защитить наши земли, ни построить справедливое и эффективное общество.
ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ
Долгое время ценности монотеистических религий почти дублировали друг друга – между христианскими и мусульманскими ценностями в средневековье большой разницы не наблюдалось. Однако с позднего средневековья положение начало меняться. Европа начала развивать невиданными в истории темпами, явив миру достижения и ценности таких общественных процессов и массовых движений как
- «Возрождение» - утвердившее античный взгляд на ценность и красоту человеческой природы, гуманизм и уникальность человеческой индивидуальности;
- «Реформация» - отделение моральной стороны религии от суеверия и религиозного мракобесия;
- «Лаицизм» (светскость) - отделение церкви от государства.
- «Просвещение» - рационализм, безграничная вера в способности разума и пользу образования, установление в процессе познания мира приоритета практики, а не авторитета;
- «Индивидуализм» (как оппозиция общинности) – знать свою личную выгоду и права; стремиться к своей выгоде и требовать выполнения своих прав.
- «Права человека» - наличие у каждого человека врожденного (а не только приобретенного) достоинства и прав; и неотчуждаемость этих прав и достоинства.
- «Либерализм» - верховенство фундаментальных прав человека над интересами общества и государства.
- «Этика капитализма» - трудолюбие, систематический, кропотливый и беззаветный труд; прагматизм, экономность, мирная конкуренция; «ценность времени» – жизнь по строгому и тесному графику.
- «Демократические революции» - свобода, равенство, братство, право на сопротивление насилию, право на собственность, быть не управляемым, но самоуправляться и самоопределяться; быть не подданным, но гражданином.
- «Социал-демократия» - осознание необходимости поддержания общества в целом и помощь его слабым членам.
- «Пацифизм» - Осуждение насилия и войн.
- «Право на самовыражение и утверждение себя в качестве неповторимого члена сообщества.
- «Терпимость к иному и права людей, непохожих на нас».
- «Движение в защиту угнетенных меньшинств»: Движение против рабства; за равноправие женщин; права детей; движение против всякой дискриминации.
- «Культура мира» – культура разрешения конфликтов.
- «Права колонизованных народов на самоопределение».
- «Экология» – право человека на жизнь в безопасной и здоровой окружающей среде.
- «Международная защита прав человека» – идея о том, что права человека не являются внутренним делом государства.
- «Права будущих поколений»…
Этот перечень ценностей, зародившихся и укоренившихся в Европе можно продолжать еще долго. Как отмечал профессор Рахман Бадалов в своем эссе о Зардаби («Проблема «другого» в общественной жизни стран запада», Зардабинские чтения 2007):
«В ХХ веке развитие [в Европе] «двойственного взгляда на мир» привело к… «реабилитация поведения животных» (К. Лоренц), «реабилитация дикаря» (К. Леви-Стросс), «реабилитация подсознания» (З. Фрейд) (и, конечно, секса – Х.Г.), … «реабилитация женщины», «реабилитация колониальных народов»…
Просматривая этот перечень «измов» у нас может возникнуть ощущение, что мы все это давно знаем и вполне освоили эти ценности. Но так ли это?
На мой взгляд, даже в каждом небольшом мыслительном акте мы отличаемся от европейцев. Вот наше отношение к свободе слова «Xəncər vuruğu yara sağalar, amma söz vurduğu yara sağalmaz» (рана нанесенная кинжалом заживет, но рана нанесенное словом - никогда). Как тут не вспомнить требования сурового наказания за «карикатуры на пророка» или за «оскорбление президента». А вот английская пословица на эту же тему: Sticks and stones can hit my bones but words can never” (меня словом не проймешь, вот если палкой по башке ударят, это другое дело; то есть – «пусть говорят»).
Мы говорим «всё, или ничего», но западный человек согласен и с промежуточным положением, он говорит: «пол батона лучше, чем ничего», при этом он постоянно стремится к постепенному улучшению своей доли и расширению своей свободы.
Мы верим обещаниям, готовы долго ждать их выполнения (особенно от властей), но западный человек говорит: “Here and now!” (сейчас и здесь, вам немедленно следует исполнить обещанное).
Архаичные, патриархальные люди стремятся к покою и стабильности, они готовы «отдать свою свободу за стабильность», а для современной западной личности характерно постоянное стремление зайти за горизонт, расширить рамки, уготовленные ему судьбой, познать тайну, ощутить новизну. (И вот они рассыпались по всему свету, кто с рюкзаками, кто с саквояжами, а кто и на танке – мы видим их уже тут у нас, они совсем рядом!)
Нам, полуфеодальным людям нравятся родовитые личности (внук академика, сын генерального прокурора или ханская правнучка), наследственные богачи (Old money), у которых есть всё и которым не надо пачкать руки об бизнес. Но современного западного человека такие личности раздражают, он ценит тех, кто сам, без протекции чего-то достиг в жизни: герой тут – человек, который мирным производством пирожков «сам себя поднял» (self-made man) и стал общественно значимой фигурой. (Правда - это больше американская ценность).
И наконец, главное, что волнует азербайджанского человека при столкновении с современной Европой талантливо отмечено в произведении Мирза Фатали «Мюсьё Жордан и дервиш Мастали-шах…». На вопрос, чем же мы отличаемся от Европы, один из героев пьесы – Хатем-хан Ага с поразительной конкретностью заключает: «Разница вот в чем: тут, у нас, у каждый мужчина, может иметь четыре женщины, а там, в Европе, каждая женщина может иметь четыре мужчины». Взаимоотношение полов, вернее, гегемония мужчин в этом взаимоотношении – вот что более всего беспокоит среднего азербайджанского мужчину: не порушится ли эта гегемония?
Я предлагаю читателю продолжить этот ряд. Уверен, что многие из нас задумывались над конкретными различиями между нашими национальными и европейскими ценностями.
Однако, я особенно хочу подчеркнуть мой вышеприведенный вывод о том, что наши ценности «национальными» не являются, их правильней было бы назвать патриархальными, архаичными, – точно с такими же ценностями руководствовалось азербайджанское и европейские общества в средневековье.
ЦЕННОСТИ ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
С периода распада коммунистического блока в 1980-х членами Союза Европы (СЕ) стали уже с десяток государств, на очереди в эту организацию уже бывшие Советские республики, будем надеяться увидеть среди них и Азербайджан. Процесс расширение СЕ не мог не вызвать широкую дискуссию о европейских ценностях – о тех необходимых условиях и качествах, при наличии которых страна соискатель могла бы стать членом СЕ. Как указывает Майкл Эмерсон в своем докладе: «Что такое европейские ценности?»*, - проект Европейской Конституции в самом начале текста указывает на такие ценности:
«Союз основан на таких ценностях как уважение человеческого достоинства, свободе, демократии, равенстве, верховенстве закона и уважении прав человека, включая права людей принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств - членов Союза, в обществах которых господствуют принципы плюрализма, недескриминации, терпимости, справедливости, солидарности и равенства между мужчинами и женщинами.
Однако, докладчик, сочтя сущность приведенных в этом абзаце принципов слишком абстрактными, решил раскрыть их. М. Эмерсон выстроил перечень таких ценностей в виде заповедей пророка Моисея и назвал их
«Десять заповедей Союза Европы»
1. Вы [страна - член СЕ] должны быть истинно демократическими, должны уважать права человека и верховенство закона.
2. Вы должны гарантировать следующие четыре «свободы передвижения» – товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
3. Вы должны обеспечивать социальную сплоченность между людьми, регионами и государствами.
4. Вы должны обеспечивать условия для устойчивого экономического развития в интересах будущих поколений.
5. Вы должны отвергнуть национализм в пользу многообразной идентичности граждан.
6. Вы должны обеспечить федеративную, многоуровневую систему управления страной.
7. Вы должны обеспечить разделение государства и церкви в пользу мульти-культурального плюрализма в обществе.
8. Вы должны способствовать развитию многостороннего порядка в международных отношениях.
9. Вы должны воздерживаться от угроз применения силы в отношении других без справедливой причины.
10. Вы должны быть открытыми и стремящимися к интеграции по отношению к своим соседям, которые придерживаются вышеприведенного.
Надеюсь, что когда-нибудь у Азербайджана хватит сил выполнить эти заповеди, тем более, что ничего особенно чуждого или непонятного для многих из нас в них нет.
--------------------------------------------------------------------
* Michael Emerson, Centre for European Policy Studies (CEPS), Brussels. CEPS Annual Conference on “What Values for Europe?”, 23-24
End of the Text
|