Показать сообщение отдельно
Старый 29.04.2008, 12:34   #273
Местный
 
Регистрация: 07.12.2006
Сообщений: 21,337
Сказал(а) спасибо: 1,394
Поблагодарили 3,878 раз(а) в 2,555 сообщениях
Вес репутации: 228
Ашина на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Хорошо. Но я всё-таки позволю себе невежливо вернуться к одному из затронутому здесь вопросов (по существу) - к парфянам.

Я уже говорил в другой теме "Скифо-тюркские праллели", что с трудом читаю "Римскую историю" Аммиана Марцеллина. В основном пытаюсь разобраться, кто такие скифы-сарматы-аланы по его мнению. Пусть не прямо, но как-то на полях. Кто на кого похож и т.д. Эту часть своих недоумений я надеюсь изложить в скифской или аланской теме.

Поскольку здесь были упомянуты парфяне, в памяти всплыл эпизод из Аммиана Марцеллина, на который я тогда обратил внимание, но потом, посмотрев на примечание, решил, что не по теме. Вот этот эпизод, его очень любят цитировать "иранисты" из-за явно красивого облика алан, которые (ну конечно же - иранцы!):

<div class='quotetop'>Цитата</div>
Цитата:
17. Аланы, разделенные по двум частям света, раздроблены на множество племен, перечислять которые я не считаю нужным. Хотя они кочуют, как номады, на громадном пространстве на далеком друг от друга расстоянии, но с течением времени они объединились под одним именем и все зовутся аланами вследствие единообразия обычаев, дикого образа жизни и одинаковости вооружения. 18. Нет у них шалашей, никто из них не пашет; питаются они мясом и молоком, живут в кибитках, покрытых согнутыми в виде свода кусками древесной коры, и перевозят их по бесконечным степям. Дойдя до богатой травой местности, они ставят свои кибитки в круг и кормятся, как звери, а когда пастбище выедено, грузят свой город на кибитки и двигаются дальше. В кибитках сходятся мужчины с женщинами, там же родятся и воспитываются дети, это – их постоянные жилища, и куда бы они не зашли, там у них родной дом. 19. Гоня перед собой упряжных животных, они пасут их вместе со своими стадами, а более всего заботы уделяют коням. Земля там всегда зеленеет травой, а кое-где попадаются сады плодовых деревьев. Где бы они ни проходили, они не терпят недостатка ни в пище для себя, ни в корме для скота, что является следствием влажности почвы и обилия протекающих рек. 20. Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, держатся около кибиток и заняты домашними работами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором для мужчины ходить пешком, и все они становятся вследствие {493} многообразных упражнений великолепными воинами. Поэтому-то и персы, будучи скифского происхождения, весьма опытны в военном деле1062 21. Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если и не свиреп, то все-таки грозен; они очень подвижны вследствие легкости вооружения, во всем похожи на гуннов, но несколько мягче их нравами и образом жизни; в разбоях и охотах они доходят до Меотийского моря и Киммерийского Боспора с одной стороны и до Армении и Мидии с другой. 22. Как для людей мирных и тихих приятно спокойствие, так они находят наслаждение в войнах и опасностях. Счастливым у них считается тот, кто умирает в бою, а те, что доживают до старости и умирают естественной смертью, преследуются у них жестокими насмешками, как выродки и трусы. Ничем они так не гордятся, как убийством человека, и в виде славного трофея вешают на своих боевых коней содранную с черепа кожу убитых. 23. Нет у них ни храмов, ни святилищ, нельзя увидеть покрытого соломой шалаша, но они втыкают в землю по варварскому обычаю обнаженный меч и благоговейно поклоняются ему, как Марсу, покровителю стран, в которых они кочуют. 24. Их способ предугадывать будущее странен: связав в пучок прямые ивовые прутья, они разбирают их в определенное время с какими-то таинственными заклинаниями и получают весьма определенные указания о том, что предвещается. 25. О рабстве они не имели понятия: все они благородного происхождения, а начальниками они и теперь выбирают тех, кто в течение долгого времени отличался в битвах. Но возвращаюсь к повествованию о дальнейших событиях.[/b]
http://www.fictionbook.ru/author/marcellin...ya.html#note242
Книга ХХХ1, Гл.2, пункт 17.

Когда я прочитал выделенные слова:
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Цитата:
Поэтому-то и персы, будучи скифского происхождения, весьма опытны в военном деле[/b]
то аж вздрогнул! Ну, думаю - вот оно! Теперь понеслась - доказывать, кто от кого произошёл или почему Марцеллин так сказал.

Потом немного успокоился и пошел по ссылке №1062. И что же вы думаете?
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Цитата:
1062. Этнические термины «персы» и «парфяне» автор не различает; в данном месте он должен был бы назвать именно парфян.[/b]
Я, пардоньте меня великодушно, ни хрена не понимаю! Марцеллин описывает события середины 4 века. Многое он описывает как современник и очевидец. Парфян, извините, уже нет более столетия. Может быть редактор этого не знает? Нет, знает прекрасно, что видно по другому его комментарию в сноске:
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Цитата:
691. Прим. ред.: Аршак (Арсак), основатель парфянской династии Аршакидов, владевшей Персией с 228 г. до н. э., по 226 г. н. э., и в итоге свергнутой и замененной исконной персидской династией Сасанидов, происходил из кочевого племени парнов, вторгшихся в древнюю Парфию.[/b]
Здесь всё нормально. Арсак - нормальный тюркский гагаш, всё путём!

Тогда почему он же поправляет Марцеллина, когда тот производит персов от скифов. Надо сказать, что сам редактор придерживается теории иранского происхождения скифов и алан. Современниые описываемым событиям "персы" - это Сасаниды. Тогда почему Кулаковский поправляет римлянина и предлагает под персами Марцеллина понимать парфян? Загадка....

Сасанидов он называет "исконно персидской династией". Стало быть, парфяне - не исконно песидская династия. Однако Марцеллин упорно путает персов с парфянами, а парфян с сасанидами, хотя он - в отличие от Кулаковского современник и очевидец событий.

Одним словом, так: свидетельство Марцеллина, что "персы" (парфяне или Сасаниды) происходят от скифов утонуло в невнятных комментариях. Но я так и остался озадаченным. Либо Марцеллин врёт, либо он всё говорит правильно: прафяне произошли от скифов (по моей версии - прото-тюрков). А почему тогда не говорится о Сасанидах?

Моё предположение: смена династии в 226 г. н.э. не повлияла на состав войска, оно для римлян как было скифской конницей, так и теперь скифская. Что там в верхнемесопотамской столице варилось, на каких бычьих шкурах спешно переписывали Авесту - римялянам было совершенно до фонаря. Перед ними была проклятая и непобедимая конница, а она как была парфянской, так и осталась.


Ашина вне форума   Ответить с цитированием