Показать сообщение отдельно
Старый 23.04.2008, 01:20   #21
Местный
 
Аватар для Prosecutor
 
Регистрация: 16.08.2006
Сообщений: 4,418
Сказал(а) спасибо: 368
Поблагодарили 461 раз(а) в 307 сообщениях
Вес репутации: 65
Prosecutor скоро придёт к известности
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Журнал "Власть" № 15(768) от 21.04.2008

Куда делось Приднестровье

В апреле впервые за семь лет встретились главы Молдавии и Приднестровья. Добившаяся этой встречи Россия демонстративно отделила приднестровский вопрос от абхазского и юго-осетинского. Зачем она это сделала — объясняет корреспондент "Власти" Владимир Соловьев.

Самоутверждение

В нынешнем году Россия активно разыгрывает "конфликтную" карту в своей внешней политике. Все началось с Косово: когда стало ясно, что признание независимости края ей не предотвратить, Москва прямо заявила, что это станет прецедентом для решения территориальных споров во всем мире и главным образом на постсоветском пространстве. Запад не дрогнул, и в феврале Косово провозгласило независимость, которую поспешили признать США, а затем и целый ряд европейских стран.

Эта неудача не сломила российские власти. После того как руководители Грузии и Украины официально попросились в НАТО, направив генсеку альянса Яапу де Хооп Схефферу письма с просьбой предоставить своим странам план действий по членству (ПДЧ) в блоке, в России с удвоенной силой заговорили о необходимости признания Абхазии и Южной Осетии. Нынешние грузинские власти не в первый раз сталкиваются с подобной тактикой России. С тех пор как в результате "революции роз" 2003 года к власти в Грузии пришел Михаил Саакашвили, объявивший своей главной целью вернуть утраченные территории, Москва начала демонстративно поддерживать Сухуми и Цхинвали. Она не оставляла их один на один с Тбилиси и в годы правления Эдуарда Шеварднадзе, но тогда противостояние Грузии и России все же не было таким бескомпромиссным, как при мечтающем о НАТО революционере Саакашвили.

Наиболее резкие выпады против Грузии последовали незадолго до бухарестского саммита НАТО. За несколько недель до него в Госдуме РФ прошли слушания, по итогам которых президенту и правительству было рекомендовано "рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии". Это обосновывалось тем, что население двух регионов и слышать не хочет о евроатлантической интеграции и ориентируется на Россию.

Когда в Бухаресте Грузии отказали в предоставлении ПДЧ, Москва уверовала в действенность избранной тактики и решила развить успех на грузинском направлении. На прошлой неделе обещания пересмотреть политику в отношении Абхазии и Южной Осетии были воплощены в жизнь. Президент Владимир Путин дал российскому правительству поручения, касающиеся "регулирования отношений России с Абхазией и Южной Осетией".

План Путина для Сухуми и Цхинвали состоит из двух разделов. Его первая часть предусматривает интеграцию бизнеса и властей непризнанных республик в российское правовое поле. Для этого исполнительной власти РФ поручено установить перечень документов, выдаваемых руководящими органами Абхазии и Южной Осетии своему населению, которые будут официально признаваться Россией. Признанию подлежит и правосубъектность юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с абхазским и южноосетинским законодательством, которое Москва согласна рассматривать "в качестве личного закона таких юридических лиц". Правительству РФ поручено сотрудничать с властями непризнанных республик в экономической, социальной, научно-технической и других областях и побуждать к этому российские регионы.

Во второй части плана проявляется забота о гражданах, проживающих в неподконтрольных Грузии регионах. Опекать их будут опять же федеральные органы исполнительной власти, которые должны оказывать Абхазии и Южной Осетии правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам. Оказанием консульских услуг населению займутся территориальные органы МИД РФ в Краснодарском крае и в Республике Северная Осетия — Алания.

Самолюбование

Если в Грузии Россия всегда поощряла сепаратизм, пусть даже не доводя до дела официального признания бывших автономных республик в составе Грузинской ССР, то в случае с Приднестровьем взгляды Москвы на самостоятельность мятежного региона менялись вместе с российско-молдавскими отношениями. Молдавии довелось испытать на себе и гнев России, и ее милость. В 2003 году Москва попыталась окончательно урегулировать приднестровский конфликт и воссоединить эту республику. Ответственная миссия была поручена тогдашнему замглавы кремлевской администрации Дмитрию Козаку. После интенсивных консультаций с Кишиневом и Тирасполем он за считанные месяцы сумел настолько сблизить позиции конфликтующих сторон, что молдавский президент Владимир Воронин и приднестровский лидер Игорь Смирнов парафировали разработанный под его присмотром меморандум "О политическом урегулировании конфликта в Приднестровье". (Надо заметить, что Грузии таких подарков Москва не делала никогда.) Однако, в самый ответственный момент, когда Путин уже готовился вылететь в Кишинев, чтобы лично благословить примирение Молдавии с Приднестровьем, Воронин передумал подписывать российский план урегулирования.

После этого отношения Кишинева и Москвы испортились настолько, что во время парламентских выборов 2005 года Кремль даже попытался организовать в Молдавии революцию, чтобы свергнуть режим коммуниста Воронина. Однако тот выстоял и взял курс не евроинтеграцию. Чтобы образумить молдавского лидера, Россия ввела против его страны экономические санкции, закрыв свой рынок для сельхозпродукции и вина из аграрной Молдавии. Но главное, Кремль стал демонстративно дружить с Тирасполем, который еще недавно толкал в объятия Кишинева. Приднестровских лидеров радушно принимали в Москве, а в 2006 году при российской финансовой поддержке в Приднестровье прошел референдум, на котором 97% жителей высказались за независимость с последующим присоединением к России. После этого в Кишиневе поняли, что ничего хорошего ссора с Москвой не сулит, и начали искать пути примирения. В 2007 году Владимир Воронин стал рекордсменом по числу личных встреч с президентом Путиным. После пяти встреч с глазу на глаз (см. "Власть" от 24 марта), Воронин все-таки растопил лед в российско-молдавских отношениях. Главным образом потому, что отогнал от себя даже мысли о НАТО и дал понять, что ради окончательного урегулирования приднестровского конфликта его страна может выйти из ГУАМ, курируемого США альянса Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии.

Москва оценила покладистость Владимира Воронина. На тех же думских слушаниях, на которых депутаты рекомендовали правительству и президенту РФ подумать о признании Абхазии и Южной Осетии, было отмечено, что Приднестровье — это особый случай. По мнению думцев, в этом конфликте пока не исчерпаны все возможности примирения сторон на основе территориальной целостности Молдавии. Точки над i расставил президент Путин, который ни словом не упомянул Приднестровье в своих поручениях правительству.

Таким образом, нервируя Тбилиси сближением с Сухуми и Цхинвали, Москва выступила в амплуа миротворца в молдавско-приднестровском урегулировании и начала готовить объединение Молдавии. Первым крупным успехом на этом направлении стала организованная Россией на позапрошлой неделе встреча Воронина и Смирнова, которые не общались друг с другом семь последних лет.

Впрочем, вплотную занявшись проблемой Приднестровья, Россия думает не столько о благе Молдавии, сколько о возможности получить собственные бонусы. Если Москва на этот раз доведет задуманное до конца, она не только покажет Михаилу Саакашвили, как следует себя вести, чтобы получить шанс вернуть потерянные территории, но и получит важный аргумент в неутихающих спорах с Западом по поводу Косово. На примере Приднестровья Россия сможет продемонстрировать всему миру свою миротворческую состоятельность, заодно доказав, что конфликты можно решать, не посягая на территориальную целостность государств.

Самообман

Таким образом, уже в ближайшее время Приднестровье может стать первым конфликтом, с которым Москва добровольно расстанется. С Абхазией и Южной Осетией все сложнее. "Народы этих республик не хотят жить в составе Грузии. Но и признавать их мы также не можем,— сказал корреспонденту "Власти" высокопоставленный источник в МИД РФ.— У нас в России более миллиона грузин живет. Один неверный шаг, и что мы получим? Войну с Грузией с террором внутри страны?" Впрочем, похоже, четкой стратегии в отношении непризнанных республик на Кавказе у Москвы пока нет: в администрации Путина и МИДе лишь повторяют, что вообще-то все зависит от самой Грузии. "Согласился бы Саакашвили подписать документ о том, что Тбилиси будет решать конфликты исключительно мирным путем, и заработал бы себе этим большой плюс. А так есть подозрения, что у него в голове война с непризнанными,— делился с "Властью" мыслями собеседник на Старой площади.— А вообще, хорошо бы, чтобы там новые люди к власти пришли. Может, тогда все и образуется".

Пока же Россия законсервировала статус-кво Абхазии и Южной Осетии. Не признавая их независимость, чтобы не злить международное сообщество, Москва собирается подпитывать конфликтные регионы экономически. При этом она ревностно оберегает "свои" конфликты от посягательств посторонних: Грузия и Молдавия давно, но безуспешно пытаются добиться вывода российских миротворцев со своей территории. "Надо, чтобы миротворчество было миротворчеством. Россия же не дает никому в Абхазии и Южной Осетии даже двинуться в навстречу Грузии. Вместо этого Путин фактически инициировал аннексию наших территорий,— возмущался в беседе с "Властью" глава международного комитета парламента Грузии Константин Габашвили.— Чтобы был прогресс, нужно заменить российских миротворцев международными полицейскими силами".

Пока попытки России удерживать Грузию в зоне своего влияния при помощи конфликтов вызывают противоположный эффект. Заигрывая с непризнанными республиками назло Тбилиси, Москва лишь подгоняет грузинские власти навстречу НАТО, и январский референдум показал, что это одобряют 78% грузин. "Выталкивание происходит не по нашей вине. Я точно знаю, что наши люди гораздо более комфортно себя чувствуют в российских городах и среди россиян, чем в других странах. Но нам пришлось искать другие пути. Это произошло в последние годы и вопреки моей воле. Когда нас поставили перед выбором, причем выбора особенно-то и не было, мы не колебались",— заявил "Власти" грузинский президент Михаил Саакашвили.

Но Москва не желает расставаться с ролью главного постсоветского миротворца, которую она играет уже почти 20 лет. Вступая 2 апреля на "правительственном часе" в Госдуме глава МИД РФ Сергей Лавров откровенно заявил: "Провокаторов не устраивает работа созданных при нашем участии переговорных и миротворческих механизмов урегулирования абхазского, югоосетинского, приднестровского конфликтов. Нас хотят из этих механизмов выжать под любым предлогом, заменить наших миротворцев на западных. Мы должны делать все, чтобы этого не допустить".
__________________
...у нас очень многое во внешней политике в последние годы с подачи В.В. Путина строилось по принципу русской народной пословицы, боятся – значит, уважают. ... Нет, дело в том, что эта пословица – это не есть русская народная мудрость, это есть русский народный идиотизм, потому что боятся – это не значит уважают, боятся – значит, боятся. Боятся – значит, ненавидят, боятся – значит, избегают.
А. Троицкий

Prosecutor вне форума