Показать сообщение отдельно
Старый 10.02.2008, 17:06   #624
Местный
 
Аватар для teymurkhan68
 
Регистрация: 06.02.2008
Сообщений: 196
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 12 раз(а) в 10 сообщениях
Вес репутации: 12
teymurkhan68 на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

<div class='quotetop'>Цитата(thundergirl @ 10.2.2008, 3:45) [snapback]113064[/snapback]</div>
Цитата:
Нужен ли нам русский сектор, вот в чем вопрос! :smile:

Ну что же, посмотрим, чем мотивируют сторонники русского сектора в школах, необходимость его сохранения.
http://www.1news.az/articles.php?item_id=2...9&sec_id=63

1.Русский язык обеспечивает двуязычие, что есть благо. Причем настаивают на том, что у нас двуязычие массовое. Это двуязычие позволяет «не раздваиваться на массу и элиту. Между ними не образуется культурная пропасть и, соответственно, не возникает мировоззреченского напряжения».
Поэтому русский сектор не следует закрывать.

2.Отметается укор в незнании государственного языка: «знают родной язык, знают азербайджанский язык жестов и мимики, знают нормы и обычаи, - они пропитаны азербайджанским бытом и бытием.» К тому же они «по большей части горожане и, как правило, бакинцы».
Поэтому нет необходимости в закрытии русского сектора.

3. «Уже сегодня прозорливцы отмечают: азербайджанский язык подвергается воздействию турецкого языка». Это воздействие преподноситься, не как простое лингвистическое, а как идеологическое и что «русский язык обладает охранительным значением, он удерживает общество от впадения в радикально-исламистский утопизм».

4.Русский язык важнейший из мировых языков и его знание необходимо для развития коммуникаций.
Поэтому нельзя закрывать русский сектор в школах.


Проанализирую по пунктам.
1. В русском секторе у нас сейчас обучается примерно 6-7% школьников, раньше, в советское время, было около 20%, но из них азербайджанцы составляли примерно половину. Но русским языком владеют, более или менее свободно гораздо больше, а не 7-10% азербайджанцев, двуязычие действительно массовое. Таким образом, очевидно, что школьное образование на русском языке не является совершенно необходимым для азербайджано-русского двуязычия. Действительно, если считать, что именно русское школьное образование может дать такое благо, то следует признать, что никакой массовости при этом добиться невозможно, в лучшем случае таковыми будут 6% азербайджанцев. Другими словами, закрытие русского сектора не скажется на знании русского языка массами азербайджанцев. Если есть необходимость в изучении русского действительно массами азербайджанцев, а не 1/16 части, то для этого следует создать иные условия изучения этого языка в азербайджанском секторе школы.

В том, что наша элита в своей массе состоит из выпускников русского сектора, позволю усомниться, хотя, конечно же, их доля во власти в несколько раз превышает эти самые 6-7%. То есть все равно и тут азербайджанский сектор в большинстве.
А про "культурную пропасть" скажу, что она как раз таки обеспечивается наличием русского сектора, о чем очень хорошо написала Эльмира Ахундова. И по этой причине русский сектор следует закрыть.

Здесь же уместно будет заметить, что нынешнее двуязычие было в значительной степени обеспечено многолетним нахождением Азербайджана в составе русского государства, когда знание русского было необходимым в самых различных ситуациях, начиная от службы в армии, получения высшего образования, кончая карьерой. Сейчас ситуация совершенно иная и такую подпитку русский язык не получает и больше не получит.

2.То, что значительная часть выпускников русского сектора, я бы сказала большинство, плохо владеет азербайджанским языком, вовсе не секрет. Если конечно не считать, что знание мимики и жестов является знанием языка. :smile: А то, что эти люди горожане и бакинцы никоим образом не дает им индульгенции.
Можно уверенно утверждать, что если двуязычных среди азербайджанцев 50-60% , то только 2-3% из них составляют выпускники русского сектора, то есть двуязычие азербайджанцев обеспечивается на 95% за счет выпускников азербайджанского сектора.

3. Этот пункт настолько очевидно идеологизирован, настолько видны уши советского воспитания, замешанного на тюркофобии, что нет смысла его опровергать. Но даже если, предположить что опасность «впадения в исламский утопизм» есть, и что русский язык, который в данном случае связывается с русскими культурологическими ценностями, обладает такими целительными свойствами, то следует признать, что сохранение русского сектора поможет оградить от этих «бедоносных итогов» опять таки только 6-7% азербайджанцев. Остальные, обучаясь в азербайджанском секторе и лишенные антивирусной русской культурной ауры, «впадут» и утонут в этом омуте. Кошмар!

4. Трудно спорить с ролью русского языка в мире, да и нет в этом необходимости. Но повторюсь, если ставится цель массового знания мировых языков, в том числе русского, следует требовать нормального изучения этих языков именно в азербайджанских школах, в котором обучается 94% школьников. Русский сектор тут не причем. К примеру, абсолютное большинство азербайджанцев, знающих английский язык, не обучались в английских школах.
Таким образом, закрытие русского сектора не может существенно повлиять на приобщение азербайджанцев к мировым коммуникационным каналам.
[/b]
Я не могу дать Вам развернутый ответ, по той прозаической причине, что случись такое, отпадет необходимость в публичном тексте.
1. Мои выводы в изложении переиначены, для корректности следовало бы цитировать или исходить из логики изложения. 2. В контраргументах не назван 1) весь круг явлений и 2) использованы некоректное выражение "уши" 3) делаются неправильные умозаключения.

Самый большой грех этих полемических размышлений в невнимании к историческому контексту, к социокультурному фону, к макрополитической реальности. Вся эта интеллектуальная продукция базируется на метафизическо-спекулятивном образе страны и государства. Отдельная страна ("this country") и отдельное государство ("nation-state"). Сознательно или интуитивно игнорируется историческая реальность с присущими только ей характеристиками. Ее, эту реальность изучает наука и предлагает изученное политикам для фундирования внешнеполитической линии. А реальность такова: Азербайджан представляет собой сколок бывшего имперского пространства и, чтобы уцелеть в столкновении с иными локальными цивилизациями, нужно сохранять особые связи с СОЦИОКУЛЬТУРНО родственными постсоветскими обществами. Открою Вам тайну, о которой не любят писать прозападные масс-медиа - "Зеркало", "Эхо" и т.д. Независимое существование Азербайджанского государства было бы невозможным, если бы не сила России (СНГ как легитимация защиты). Политический режим государственников, установившийся в 1993 году был бы практически низринут в ходе реализации электоральных практик 1995 и 1998 годов. Азербайджанское государство в этом смысле, в русле этой перспективы не nation-state вообще, а вполне конкретное национальное государство, пронизанное тысячами связей с постсоветским пространством именно посредством русского языка и, следовательно общеимперского КУЛЬТУРНОГО, ИСТОРИЧЕСКОГО сознания. Такова правда (в смысле истины), которую стесняются проговаривать публичные политики в ситуации диктата прозападного дискурса. Эта реальность, повторяюсь, игнорируется, 1) либо из политических резонов, теми, чьи интересы завязаны на локальную цивилизацию, манифестирующую себя в качестве общечеловеческой, 2) либо из идеологической слепоты как следствия неумения работать с идеями такого рода. Независимое Азербайджанское государство может сохраниться при наличии постсоветского фактора, значение которого усиливается с выходом России из исторической ловушки 90-х годов.

1. Не "нет необходимости", а нужно сохрарнить и развивать. Сохранить русскую и азербайджанскую школы. В русской расширить изучение азербайджанского языка, в азербайджанской - русского без ярлыка иностранный, в силу означенного контекста. Где находятся азербайджанцы за пределами страны? Почему же игнорируется эта русскоязычная часть? - Потому Азербайджанское национальное государство рассматривается метафизически как стандартный феномен. Все умозаключения отправляются от стандартного образа nation-state, что методологически неграмотно и политически опасно. Именно на этом смысловом поле резвятся наши западники, размахивая знаменем универсализма.

2. Неправильно сужать предмет разговора до школьной аудитории, оставлять вне зоны внимания все остальные возрастные категории. Сколько процентов русскоязычных, только обучавшихся в русском секторе азербайджанской школы, окажется в таком случае? Добавьте азербайджанцев в России.

Довольно... А иначе от тела статьи ничего не останется.

P.S. Советую моей оппонентке принять во внимание такой аргумент, обойденный ею. "Двуязычие умножает, а не раздваивает сознание нации". Принять и ответить (себе!) почему Э. Ахундова убеждена в том, что двуязычие ведет к расколу. Какой тут можно зафиксировать теоретический порок?

teymurkhan68 вне форума   Ответить с цитированием