Показать сообщение отдельно
Старый 09.11.2007, 02:50   #228
Местный
 
Аватар для Хикмет Гаджи-заде
 
Регистрация: 07.03.2007
Сообщений: 10,235
Сказал(а) спасибо: 1,088
Поблагодарили 2,198 раз(а) в 1,381 сообщениях
Вес репутации: 114
Хикмет Гаджи-заде на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

<div class='quotetop'>Цитата(Ziyadli @ 8.11.2007, 16:37) [snapback]92088[/snapback]</div>
Цитата:
С какого бодуна это флаг Мусавата? Это флаг Азербайджана, независимост которого кстати обьявил господин Фатали хан Хойски, который к Мусавату имеет такое же отношение как я к балету. Мусават это одна из партий в той республике. Мусават от арабского корня "св", откуда и слова как "севиййэ" (уровень), мусави (одного уровня), мусават (равенство). В принципе социал-демократы с национальным уклоном. Была еще и партия "Уммат" (Общество)- коммунисты. Были еще многие другие партии. Наши отцы основатели республики даже не были членами Мусавата. Ни Хойски, ни Усуббеков, ни Зиядханов, ни Топчубашев итд.. итп.. Просто Мусават была самой большой фракцией в парламенте и руководил им Мухаммад Амин Расулзаде, которого почему-то в 1980-ые обьявили основателем республики, кем он не был.

А синий цвет на самом деле свет тюрков и в этом ничего плохого в адрес лезгинов нет, ровно как зеленый свет Ислама ничего против христиан или евреев этой республики не имеет. Просто цвета большинства этой республики: тюрки, мусульмане, прогрессивные-демократы (красный цвет)
[/b]
Бей, дело в том, что до того как была объявлена независимое государство надо было выдвинуть и бороться за эту идею, а вот это и сделал именно Мусават.

Прежде чем было создано правительство АДР движение за независимость возглавлял НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ (Милли Шура).

А вот его то председателем, идеологом и вдохновителем и был М.Э.Разулзаде.

И именно МИлли Шура объявила о независимости страны, приняв декларацию о независимости. В этот момент Расулзаде в Тифлисе руководил делегацией на переговорах между Азербайджаном Турцией, Грузией Армений.

Так что основателем он был.

А Хойский и Усуббеков - наши великие государственные деятели были членами мусаватской фракции в парламенте, то есть они полностью разделяли мусаватские иделы и политику.

Членом Мусават были и Узеир Гаджибеков и почти все азербайджанские интеллигенты и аристократы того времени, а причина была в том, что они считали Мусават инициатором борьбы за независимость, сохранение идентичности и то, что тогда называлось национальной партией (милли), в то время как партии перечисленные вами были отростками российских партий, многие из них после прихода большевиков активно сотрудничали с аккупантами (А Ислам Иттихад - исламской партией)

Другой великой заслугой Расулзаде было то, что после эмиграции этот человек не сложил оружие и как лидер Национального Совета (Милли Шура) продолжал свою борьбу в эммиграции до самой своей смерти в 1955 году именно он являлся для сторонников независимости маяком сопротивления и примером для подражания. именно он 35 лет возглавлял наше правительство в изгнании.

Поэтому деньгах именно его портрет ибо был он и основателем и сражался до конца, даже когда сталинский СССР был в зените могущества этот человек верил, что независимость вернется и говорил о нашем знамене: "Бир кере йюкселен байраг. бир даха энмез".

Но, не по нашей вине мы так мало знаем о том славном периоде жизни нашего народа. Информация ою АДР у нас гораздо меньше чем о Хаммурапи, тамплиерах и королеве Марго... Оно и понятно - книг про Марго больше чем про АДП.

Я хотел бы чтобы интересующиемся историей форумчане начали бы изучать этот период времени

вот например одна их первых книг на эту тему - очень хороший материал, почитайте привожу здесь кусок...

АЙДЫН БАЛАЕВ

АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
1917-1918 ГГ.

http://karabakh-doc.azerall.info/ru/...le/ap039-1.php

...Одна из характерных особенностей партийной структуры национального движения заключалась в том, что национальная буржуазия, в силу своей недостаточной политической зрелости, не имела собственной партии. Ведущей же силой освободительной борьбы являлась партия "Мусават", в значительной степени, определявшая политический курс национального движения. "Мусават" отличался большой пестротой своего социального состава, что являлась отражением общенационального характера партии. В ней наряду с представителями интеллигенции и средних слоев населения, имелась значительная прослойка рабочих и крестьян, а также средней и мелкой буржуазии. Выступая на П съезде "Мусавата", лидер партии М.Э.Расулзаде подчеркивая его общенациональный характер, отмечал, что "наша партия народническая, но не классовая" (2).

Признавая разделение общества на различные социальные классы и группы, партия, одновременно, выступала за их партнерство и сотрудничество, что, впоследствии, нашло свое отражение в теории национальной солидарности "Мусавата". Согласно этой теории, "гармония интересов общества и индивидуума" и "всеобщее благо" должны были стать основой для подобного сотрудничества. Лидеры партии утверждали, что лишь "правительство, защищающее интересы не одного привилегированного класса, а всего населения; может считаться истинно национальным" (3). Данная идея была направлена на достижение

консолидации различных социальных групп в борьбе за национальное освобождение.

Партия выступала против национализации предприятий, считая, что "полная отмена собственности в современном общественном строе неизбежно приведет к утрате личной инициативы людей. А утратой этого фактора мир лишиться богатства и многообразия, социальная жизнь отстанет в своем развитии, люди вновь обретут первобытные качества, нарушится мировове движение. Но вместе с тем, как отмечало руководство партии, ... собственность следует защищать только в той мере, в какой она приносит пользу всему обществу" (4).

Идея федерализма была одним из основных принципов политической программы партии. Выступая за самостоятельное существование каждой нации, партия одновременно требовала тесного сближения этих самостоятельных единиц на основе принципов всемирной федерации (5).

Приверженность партии идее федерализма потверждается и тем фактом, что уже после провозглашения независимости Азербайджана руководством "Мусавата" был выдвинут лозунг конфедерации кавказских государств. В специальном постановлении II съезда партии по данному вопросу отмечалось: "Признать объединение кавказских республик в свободный союз кавказской конфедерации желательным и призвать всю кавказскую демократию, а также правительства соседних республик способствовать осуществлению этой идеи" (6).

Идеология партии "Мусават" пердставляла собой органический синтез национально-освободительных идей Востока с демократическими концепциями Запада (7). Опираясь на общечеловеческие ценности и учитывая исторические и культурные традиции азербайджанского народа, лидеры "Мусавата" разработали собственную концепцию национального развития, которая в конечном итоге, по их замыслу, должна была способствовать вхождению Азербайджана в семью цивилизованных и развитых государств мира.

Одним из основных элементов идеолгии "Мусавата" была идея тюркской общности. Эта идея зародилась еще в XIX веке, в условиях, когда почти все тюркские народы находились в колониальной зависимости от европейских держав. Идея тюркской общности опиралась главным образом на близость происхождения языка, культуры и исторических судеб тюркских народов. Возникновение такой идеи было проявлением национального пробуждения тюркских народов. В первоначальном своем варианте, который М.Э.Расулзаде называл "романтическим пантуранизмом" , эта идеология предполагала создание

единого государтсва тюркских народов. Однако, очень скоро жизнь показала всю несостоятельность этого замысла.

Несмотря на это, "романтический пантуранизм", направленный одним своим острием против колониализма, а другим против религиозно-исламской идеологии, господствовавшей тогда в тюркском мире, сыграл свою прогрессивную роль, революционизировав народные массы тюркских наций и вызвав их на арену активной борьбы за национальное определение и утверждение своей независимости (8).

В начале XX века, ко времени становления Азербайджанского национального движения, "романтический пантуранизм" был уже пройденным этапом. Это течение, к слову сказать, так никогда и не принявшее форму конкретной политической программы, не привлекало особенно лидеров "Мусавата". По признанию М.Э.Расулзаде, "...это было вполне понятно, ибо при все развивающейся демократической структуре нового азербайджанского общества, возникающего на развалинах феодального средневековья, движение с явно противоположными тенденциями, конечно, не могло иметь успеха" (9).

Процесс формирования азербайджанской нации определял место идеи тюркской общности в национальной иделогии, и в этих условиях этническое родство не могло иметь решающего значения в политической жизни азербайджанского народа. Руководители "Мусавата" предлагали строить отношения между тюркскими народами не на основе их племенного родства, а на базе интересов каждой нации. По их мнению, лишь наличие общих интересов в борьбе за национальное освобождение и стремление консолидировать силы тюркских народов в этой борьбе, а не идея единого тюркского государства, вели к установлению активных контактов с отдельными тюркскими народами. Таким образом, речь шла не о пантюркизме, а о совместной борьбе за реальные и конкретные национальные идеи.

Как подчеркивал М.Э.Расулзаде, "деятели партии "Мусават" стояли в оппозиции к романтическому пантуранизму". "Пантуранизм, говорил он, это утопия, подобная коммунизму Ленина и раю Магомета" (10). Признавая общность национально-культурных интересов всех тюркских народов, партия все же считала невозможным объединение последних в единое государтсво. Она добивалась прежде всего освобождения конкретных тюркских народов и создания их независимых государств.

Идеологи "Мусавата" признавали тюркизм не как политическое, а как "научно-философско-эстетическое течение", являющееся методом борьбы за культурное объединение тюркских народов. "Мы народники в политике, тюркисты в культуре!", заявлял М.Э.Расулзаде (11). Другим важнейшим компонентом идеологии партии была идея солидарности мусульманских народов и стран. Исламскую солидарность лидеры "Мусавата" понимали как взаимодействие и взаимопомощь в совместной борьбе за общие цели - национальное освобождение мусульманских народов от колониального ига европейских держав. Все это не имело ничего общего с пресловутым панисламизмом, в котором традиционно обвиняли лидеров "Мусавата" в советской историографии.

"Мусават" был последовательным приверженцем секуля-ристских идей. Партия выступала за вытеснение (или в крайнем случае, за ограничение деятельности) клерикалов из сфер, не имеющих непосредственного отношения к отправлению религиозного культа. С другой стороны, она готова была использовать и использовала религию как интегральное средство в своей политической борьбе за национальную независимость. Дело в том, что религиозные предрассудки, насаждаемые среди народа веками, не могли исчезнуть в одночасье. Давала о себе знать и инерционность общественного сознания. Поэтому лидеры партии в своих публичных выступлениях активно использовали исламскую фразеологию, которая служила лишь оболочкой, дававшей возможность вести борьбу за независимость Азербайджана, имея на своей стороне и наиболее отсталую часть населения, больше всех подверженную религиозной идеологии. При этом руководители "Мусавата" были прекрасно осведомлены о том, что процесс сращивания верхушки мусульманского духовенства с аппаратом царского самодержавия принял самые широкие масштабы и высшие религиозные деятели превратились в прямых его пособников, всячески стремясь подавить даже весьма умеренные проявления идей национального освобождения.

Высшее духовенство, не удовлетворяясь тем, что в его руках сосредоточены органы духовного управления, открыто вмешивалось в политику на стороне самых реакционных сил. Свидетельством тому являются факты выступлений отдельных представителей духовенства против "Мусавата" и даже объявления партии врагом ислама. Выступая по этому поводу на I съезде "Мусавата" в октябре 1917 г., М. Э.Расулзаде заявил: "Человек, входя в мечеть, должен забыть политику, партию, идею и молиться только Богу. И вообще, духовенство не должно заниматься политикой и в политической борьбе мечеть должна быть нейтральна" (12).

Подтверждением данной позиции партии стало отделение церкви от государства в Азербайджанской Республике, инициатором которого был "Мусават". Религия была объявлена личным делом граждан страны. Азербайджан практически стал первым светским государством мусульманского Востока.

Характеризуя отношение партии к панисламизму М.Э.Расулзаде в своей работе "О пантуранизме" писал: "Исторический опыт показал, что с одной стороны, рождая теократическо-кле-рикально-реакционное течение, а с другой , препятствуя появлению национальной идеологии в мусульманском мире, панисламизм препятствует пробуждению национального самосо-сознания этих народов, задерживает их прогресс и, тем самым, мешает им стать независимыми нациями. Поэтому, - продолжал М.Э.Расулзаде, - во всех мусульманских странах надо усиливать процесс пробуждения национального самосознания, ибо первоисточником всякого прогресса, а также основой национальной независимости является только наличие осознанного национального "Я" (13).

Таким образом, опираясь на тюркскую и исламскую солидарность, партия "Мусават" последовательно выступала за национальную независимость Азербайджана. Причем она была первой азербайджанской политической организацией, выдвинувшей эту идею, за что подверглась беспощадной критике как справа, так и слева. Правые силы обвиняли партию в том, что "лозунгами азербайджанизма" она якобы подрывает основы ислама и разъединяет мусульман. А левые партии упрекали "Мусават" в том, что, требуя независимости Азербайджана, и "тем самым, способствуя образованию ханско-бекского правительства", лидеры партии разваливают единый революционный фронт трудящихся.

Руководство "Мусавата" прекрасно осозновало, что сильное и действительно независимое государство в Азербайджане можно создать только опираясь на демократические ценности. Не случайно, основными лозунгами партии были - "свобода, независимость, демократия".

Обязательным элементом демократии, в представлении лидеров "Мусавата", был принцип национального равноправия. Стержневым принципом национальной политики партии являлся мысль о том, что Азербайджан - общая родина всех живущих на его территории граждан, независимо от их национальной принадлежности. В парламентской декларации "Мусавата" подчеркивалось: "...свобода печати, слова, совести, собраний, союзов и все другие гражданские и национальные права должны быть обеспечены законом. Азербайджан должен быть страной свободной... В Азербайджане не должно быть сынов и пасынков: армяне, русские, евреи, грузины, немцы, поляки и другие народы, оставаясь гражданами Азербайджанской Республики, должны пользоваться правами культурно-национальной автономии" (14).

По мнению лидера партии М.Э.Расулзаде, "то, что азербайджанские тюрки составляют большинство населения страны, не дает им никаких преимуществ перед остальными этническими группами, наоборот, этот факт накладывает на них дополнительную ответственность по поддержанию межэтнического согласия" (15).

Несостоятельны также обвинения в антирусских настроениях в адрес лидеров "Мусавата", которые неоднократно подчеркивали, что "свободу тюркам России преподнесла российская революция" (16). Суть политики партии в отношении России, по нашему мнению, лучше всего выражают следующие слова М.Э.Расулзаде: "Мы не питаем решительно никакой неприязни к русскому народу, как таковому, напротив, мы преисполнены по отношению к нему самых лучших пожеланий. Но вместе с тем, мы действительно враги русского империализма, который насилием и захватом забрав нас в свою колесницу, препятствует нам устраивать свою жизнь и развивать культуру в тех формах, в которых хотим мы сами" (17).

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что "Мусават" по своим политическим целям и идеологическим воззрениям являлся национально-демократической партией реформистского направления и занимал левоцентристскую позицию в национальном движении.

Близкой по своим программным целям к "Мусавату" позициях стояла партия "Эхрар". Обе партии являлись последовательными сторонниками идеи азербайджанской независимости. Однако, в отличие от "Мусавата", "Эхрар" являлся не общенациональной, а региональной партией, действуя, в основном, в Шеки-Загатальской зоне. Этот регион наряду с азербайджанцами был на 30 % заселен представителями национальных меньшинств - лезгинами, аварцами и цахурами. Этот фактор оставлял определенный отпечаток в действиях и программе партии. Так, "Эхрар" уделял особое внимание проблеме обеспечения прав национальных меньшинств страны. По мнению руководства "Эхрара", все народы Азербайджана должны были пользоваться одинаковыми правами, неприкосновенностью личности и жилища (18). Партия выступала за установление тесных отношений с другими кавказскими народами и поддерживала идею их совместных действий на мирной конференции в защиту прав и самостоятельности народов Кавказа...





Хикмет Гаджи-заде вне форума   Ответить с цитированием