Показать сообщение отдельно
Старый 01.11.2007, 22:55   #1
Местный
 
Аватар для Хикмет Гаджи-заде
 
Регистрация: 07.03.2007
Сообщений: 10,235
Сказал(а) спасибо: 1,088
Поблагодарили 2,198 раз(а) в 1,381 сообщениях
Вес репутации: 114
Хикмет Гаджи-заде на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

ИСА ГАМБАР: РАСКОЛА В "МУСАВАТ" НЕ ДОПУЩУ

БАКУ/01.11.07/TURAN: Ни какой опасности раскола в партии "Мусават" быть не может. Об этом в интервью агентству Turan заявил лидер партии Иса Гамбар, комментируя разногласия в партии, обострившиеся после вступления ее в Либерально-демократический Союз Европы.
По его словам, решение о вступлении в Союз было принято Верховным меджлисом партии в декабре 2006 года. Сегодня сторонников членства в этом Союзе значительно больше противников, поэтому о расколе и речи быть не может. В то же время, партия "Мусават" открыта для любой дискуссии и тут проблем нет. "Однако мы считаем, что всю энергию и активность стоило бы направить на успешное участие в предстоящих президентских выборах 2008 года", - сказал Гамбар.
Выражая свое отношение к негативной статье в сегодняшнем номере газеты "Азербайджан" о партии "Мусават", Гамбар сказал, что эта газета выступает с позиции партии "Ени Азербайджан" и занимается клеветой в отношении "Мусават". Власти ревнуют успех "Мусават", который приняли в Союз либеральных демократических партий, сказал он.
На вопрос, будут ли наказаны члены партии, выступающие против вступления в Союз, Гамбар ответил, что партия не намерена что-либо предпринимать. Каждый член партии свободен в выражении своего мнения. В то же время, отдельные члены не должны терять чувство меры и ответственности. "Считаю, что каждый должен нести ответственность за свои выступления, заявления и статьи", - сказал Иса Гамбар.
Отметим, что одним из наиболее ярых противников вступления в Либерально-демократический Союз является зампред партии и главный редактор "Ени Мусават" Рауф Арифогу. Он считает, что вступление в Союз противоречит Уставу и Программе "Мусават". Идеи национализма и либерализма несовместимы, считает он.
Националисты акцентируют внимание, что Союз защищает права сексуальных и национальных меньшинств, требования курдов об автономию в Турции, а это противоречит интересам Турции.
В свою очередь, либералы, ярким представителем которых является Хикмет Гаджизаде, указывают, что либерализм не принимает национализм и призывает давать оценку людям за их качества. Либералы считают приоритетной свободу личности. В 1992 году правительство Народного фронта издало указ об обеспечении прав национальных меньшинств. Либералы также указывают, что, когда из Уголовного кодекса Азербайджана изымали ответственность за гомосексуализм, националисты не протестовали.-05B06-

+++++++++++++++++++++++++

Насиб Насибли покинул ряды Меджлиса партии «Мусават»

Иса Гамбар: «Уход Насиба Насибли из Меджлиса партии «Мусават» удивил меня»
+++++++++++++++++++++++++

Рауф Арифоглу: «Если изменится программа «Мусават», я уйду из партии, вернее, заберу «Мусават» с собой»

[ 31 Oкт. 2007 16:14 ]

«Разве сейчас время делиться на либералов и националистов?!»

«Который год мы ожидаем, что «Мусават» придет к власти - вместо этого «Мусават» стала либеральной партией»

Интервью АПА с главным редактором газеты «Ени Азербайджан» Рауфом Арифоглу

- Вступление «Мусават» в Европейскую Партию либерально-демократических реформ вызвало очередное недовольство в партии. Одним из выразителей этого недовольства являетесь вы. Как, по-вашему, почему вступление в эту структуру является ошибкой?

- Мы пришли к такому выводу, что руководство партии грубо нарушило ее Программу и Устав. Первая ошибка заключается в этом! Мы требуем исправить ее и подчиняться существующим Программе и Уставу. Отложим все в сторону, ведь вступление «Мусават» в другую партию является серьезным нарушением Устава! Если я не ошибаюсь, в прошлом году Меджлис проголосовал за вступление в Европейский либерально-демократический союз (Хартия), а не в какую-то партию! Должен сообщить, что произошедшее нарушило и решение съезда, проведенного в 1997 году. Потому что этот съезд был программным съездом, там была принята единая Программа, предусматривающая деятельность всех выборных органов «Мусават». В этой программе отразились основные принципы «Мусават». Действующая ныне программа «Мусават» по сути является национально-демократической программой, если говорить откровенно, программой националистического характера.
Если судить с точки зрения раздела программы на «основные принципы», то вступление «Мусават» в партию полностью противоречит этому. Это членство нарушает минимум 7 основных принципов Программы. Какие? Это независимость, национализм, азербайджанство, государственность, взаимопонимание, тюркизм, исламство (смотрите Программу «Мусават», раздел «Основные принципы»).
Программа «Мусават» обращается к массам, нации, выносит на первый план его интересы, представляет собой идеологию, которая не ставит интересы личности, человека превыше интересов нации, масс. Идеология и базисные принципы Европейской партии либерально-демократических реформ, в которую вступила партия «Мусават», полностью отличны. Они противоречат друг другу, как Добро и Зло! ЕПЛДР служит исключительно личности – отдельному человеку, выносит на первый план его интересы, красной линией проходит через тезис «покровитель меньшинства, враг большинства»; поэтому она и защищает этнические и сексуальные меньшинства во всем мире. Вторая ошибка руководства партии состоит в этом. Недопустимо вступление в партию, основывающуюся на таких принципах!
Как в Азербайджане, так и в Турции существуют серьезные проблемы в связи с этническими меньшинствами. Позиция ЕПЛДР по отношению к этническому меньшинству в Турции – курдам – ясна. Это отношение, можно сказать, не отличается от требований ПКК и других сепаратистских организаций вокруг «курдского вопроса». Именно по этой причине ни одна партия Турции не является членом этой структуры. Азербайджан тоже имеет проблемы в связи с этническим меньшинством – армянами. Каково было отношение этой организации к вопросу в связи с армянами, нагорно-карабахскому конфликту, и какого отношения можно ожидать от нее в будущем? Я хочу внести ясность: наши все еще не осведомлены об этом. Однако несомненно, что при любом щекотливом вопросе, к примеру, если начнутся операции по освобождению Нагорного Карабаха от оккупации, ЕПЛДР начнет выступать с позиции своих принципов, защищая права армянского меньшинства. Как мы поступим тогда?
Прежде чем предпринимать такой шаг, «Мусават» должна была провести съезд, изменить существующие Программу и Устав. Если это не сделано, значит, Меджлис, Диван Партии «Мусават» и глава Иса Гамбар нарушили Программу, Устав и решения съездов. Третьим заблуждением является проявление неуважения к первому руководителю партии, являющейся национально-историческим достоянием, Мамеду Эмину Расулзаде и его наследию. До того, как предпринимать подобные действия, было бы целесообразнее изучить критические статьи великого вождя о либерализме и космополитизме, идеологические указания, мнения исследователей, историков…

- В Программе «Мусават» также отражено положение в связи с либеральными ценностями. В таком случае, насколько правильно то, что вы однозначно называете либерализм чуждым «Мусават» принципом?

- В Программе «Мусават» имеют место и исламские ценности. Однако это не означает, что «Мусават» - религиозная партия. Общеизвестно, что наша партия является светской организацией, и, несмотря на присутствие исламских ценностей, ссылки на мусульманское начало, она не ставит цели создания халифата. Мусаватизм является уникальной идеологией, национальной идеей, которая успешно синтезирует исламские, тюркские и европейские ценности. Здесь действительно отражены либеральные ценности. Однако в статусе ценности, а не как идеология и базисный принцип!

- Есть ли предположение о последующем основательном преобразовании программы партии?

- Я очень обеспокоен по этому поводу. Мое беспокойство связано с тем, что через 3-5 лет это может произойти. К сожалению, нынешнее поколение мусаватистов не намного образованнее предыдущего. Поэтому нельзя предположить, что по отношению к ним можно допустить ошибку. Нынешнее руководство партии очень отличается от руководства классического «Мусават». Чуть ли не каждый из прежних имел статус национального идеолога. Они создали испытанные годами идеи, которыми мы руководствуемся и поныне, наследие, показали дорогу всей нации. Нынешние, включая меня самого, не способны создать новую идеологию. Заявляемое ими в прошлом году, даже на прошлой неделе не может выдержать испытание временем по своей актуальности и под грузом идей. У них нет возможности прочитать, проанализировать произведения представителей различных направлений. Некоторые руководители «Мусават» далеки от истории и наследия партии. Я исследовал это наследие в 1989-1990 гг., писал десятки статей об этом, поэтому имею понятие об этих вопросах. Наверное, если бы я не занимался этим тогда, то у меня тоже не было бы сейчас желания обращаться к наследию. С другой стороны, этой работой в профессиональном плане занимается один человек – это Насиб Насибли. Насиб бек является для меня образцом. Я называю его хранителем наследия Мамеда Эмина. Если он настроен в такой степени, то, я уверен, что он говорит правду, искренен, поэтому очень беспокоюсь.

- Насколько соответствует членство «Мусават» в этой партии интересам Турции?

- Европейская партия либерально-демократических реформ приняла 24 сентября 2005 года довольно нелицеприятную резолюцию в связи с курдским меньшинством в Турции. В нынешней политической ситуации мы, как «Мусават», вместо того чтобы помогать Турции, фактически наносим ей удар в спину. Хотя бы только из-за одного этого не следовало бы вступать в эту организацию. Будем считать это четвертым заблуждением. По имеющимся у меня сведениям, два года назад правящая партия Турции ПСР подала заявление о вступлении в эту организацию, но серьезно проанализировав ситуацию, они отозвали свое заявление. Так же поступили и другие турецкие партии. В то же время в Турции эта организация известна как структура, защищающая права «голубых» и лесбиянок. В прошлом году и в начале этого года Европейская партия либерально-демократических реформ хотела организовать парад «голубых» и лесбиянок в Москве. Это официальный факт. Представители руководства организации встречались и с мэром Москвы Лужковым. Лужков и русский народ не дали им такой возможности; представители сексуального меньшинства, желающие провести парад, были побиты прямо на улице – это прошло по всем телеканалам мира. Однако ЕПЛДР распространила заявление, обвиняющее правительство Москвы. Содержание этого заявления было размещено и на сайте партии. Желающие могут ознакомиться с принятым в сентябре 2001 года в Любляне решением ЕПЛДР, членом которой стала «Мусават». Это решение принято в качестве принципа деятельности организации. Там указывается, что ЕПЛДР поддерживает бракосочетание мужчины с мужчиной и женщины с женщиной в любой стране мира, она обращается ко всем представителям власти, потому что это является правом каждого человека. Вот так!

- Противная сторона цитирует Мирза Балу Мамедзаде, говоря, что мусаватизм является «идеологий, опирающейся на либеральные ценности».

- Это вырвано из контекста. В произведениях Мирзы Балы Мамедзаде имеется и выражение «пустоголовый либерализм». Это выражение и критика Мамедом Эмином Расулзаде либерализма была опубликована мной в 1991 году в газете «Ени Мусават». Видимо, я сделаю это снова. А сейчас я сказал, что «либеральные ценности» вовсе не означают идеологию либерализма. С таким же успехом можно было сказать и что «мусаватизм является национальной идеологией, опирающийся на исламские ценности» и это было категорически неверно…

- В связи с принятием «Мусават» в эту организацию в 2006 году и ранее проводились обсуждения. Почему вы и Насибом Насибли в тот период не выразили протест по этому поводу?

- Мы всегда выражали протест таким тенденциям, стремились предотвратить это. В 2006 году, когда Меджлис Мусавата принимал это решение, я не был членом структуры и отдалился от руководства партией. Но в последние дни я провел исследование, приглашаю интересующихся зайти на сайт газеты и прочитать мою статью про Меджлис за 24 декабря 2006 года. Еще раз повторяю, Меджлис Мусавата в тот период проголосовал не за вхождение в ЕПЛДР О, а за вхождение в Хартию. В выступлениях в Меджлисе не использовалась фраза объединение партий и члены структуры не знали, что голосуют за вхождение в ряды другой партии. Даже те, кто не очень сведущ в политике, знают что партия и хартия - две разные вещи. С другой стороны, на этом заседании Меджлиса Вургун Эйюб и его сторонники начали нападки на газету «Ени Мусават», оскорбили меня и коллектив издания. Этот факт отвлек внимание от прочего, и нападки продолжались месяцами. Несмотря на это я говорил с председателем дважды на эту тему и получал положительные ответы. Эти разговоры мы не выносили на страницы газет. Иса Гамбар сказал мне, что вопрос принятия партии в эту структуру под вопросом, этот процесс продлиться долгое время, скорее всего, нас туда не примут. Затем мы поговорили с ним на тему января прошлого года. Я отметил, что наш общий турецкий друг, легенда националистов Турции Эрдем Гарагоч позвонил мне и выразил недовольство. Он прочитал в Интернете интервью Хикмета Гаджизаде о том, что Мусават войдет в ЕПЛДР. Он находился в больнице и сказал, что эта новость причинила ему боль. Я успокоил его, сказав, Х.Гаджизаде предан демократии. Я и Иса Гамбар не позволим сменить идеологию партии. Этот разговор, а также беспокойство турецких друзей я довел до И.Гамбара. Он ответил мне, что пусть друзья не волнуются. Но сегодня мои друзья очень обеспокоены. С другой стороны, включение любой темы в повестку зависит от актуальности, теперь эта тема стала актуальной. Если мы стали говорить до принятия в организацию, то заранее обвинили бы нас в разжигании ажиотажа вокруг вопроса. У меня на эту темы был еще третий и четвертый разговор. После четырехчасовых обсуждений я принял ряд решений.

- Что даст партии «Мусават» членство в этой структуре?

- Безусловно, членство в этой структуре имеет и положительные стороны. После ПННА, ПЕА и СДПА «Мусават» вступила в какую-то европейскую структуру. Что получили от этого ПННА, ПЕА и СДПА, то же получит и «Мусават», и плюс внутренние противостояния и осуждение. Учитывая процессы в Азербайджане и Турции, предпринятый шаг в преддверии президентских выборов является большой политической ошибкой. Главы организации должны собрать все силы лагеря, поэтому они и избраны лидерами. Однако они идут на раскол партии и создание конфликта. Не понимаю, зачем им это! Разве сейчас время для того, чтобы делиться на либералов и националистов?

- Имеются ли у вас и Насиба Насибли сторонники в этом вопросе в рядах партии?

- Согласно действующей программе «Мусават», вся партия является нашими сторонниками. Реальная ситуация же такова, что большинство руководства партии поддерживает вступление в ЕПЛДР. У нас имеются сторонники в Диване, руководстве районных ячеек и среди рядового состава. Но многие не хотят выразить мнения, потому что перед ними стоит Иса Гамбар. На эту тему многие хотят выступить в газете. Я дал только статью Шахвеледа Чобаноглу. Много обеспокоенных не только в «Мусават», но и в стране. Люди не считают что «Мусават» - это партия Исы Гамбара или Рауфа Арифоглу. «Мусават» - это национальная партия, решения организации влияют на судьбы всех. Люди разочарованы, но в нынешних условиях шантажа не могут выразить свой протест. Они видят, что даже нас открыто шантажируют.

- Кто вас шантажирует?

- Лица относящиеся к руководству партии. Они открыто нас шантажируют. Например, их слова о том, «почему вы молчали год назад, а сейчас говорите», является классическим шантажом. И.Гамбар остается для меня лидером, мы связываем с ним большие надежды. В восстановлении партии «Мусават» 15 лет назад с Исоай Гамбаром вели переговоры я с Насиб Насибли. Он оправдал наши надежды за эти годы. Ради него я пошел на большие жертвы. Мы не говорили ему, приведи нас в ЕПЛДР, мы говорили, приведи «Мусават» к власти. Сколько лет мы ждем того, что «Мусават» окажется правящей партией. Но вместо этого «Мусават» стала либеральной партией…Я должен выразить отношение к условиям шантажа. Мои турецкие друзья должны показать в Азербайджане, что я не имею отношения к этому и даже начал неравную борьбу. Турецкие друзья предъявляют мне претензии, так как именно я их привлек их к «Мусават». Они не были членами партии, но оказывали «Мусават» поддержку. Они принимали И.Гамбара так, как не удостаивался никто из турецких лидеров. Я им говорил, что он националист и приемник Эльчибея. Шестой ошибкой руководства «Мусават» является отказ от турецких друзей из-за вхождения в Объединение партий либерально-демократических реформ Европы. Уверен, что «Мусават» поймет эту ошибку и вернется назад. Я готовлю письмо в Диван и Центрально-ревизионную комиссию по поводу нарушения Программы и Устава партии. Они могут начать проверку на основе моего обращения.

-Некоторые полагают, что недовольство ваше и Насиба Насибли связано с предстоящим уходом из партии «Мусават»…

-Это тоже шантаж. Отдельные лица в руководстве «Мусават», а также Хикмет бек хотят нас дискредитировать и свалить на нас посторонние вопросы. Люди сами принимают решения уходить или же вступать в партию. Для принятия подобных решений требуются определенные основания. Я как 19 лет нахожусь в «Мусават». У меня и Насиб бека большой стаж работы в партии. Газета была создана 10 ноября, 18 лет назад под именем партии. Благодаря мне, данная газета до сих пор существует, и уход из «Мусават» такого человека означает трагедию. Это было бы трагедией, как моей, так и партии. Уход из партии Насиба и Рауфа расшатает веру общества в партию. Не дай Бог, чтобы подобное случилось! Но если такое произойдет, то значит, что руководство обернулось против национализма, ислама, наследия Мусават, Мамеда Эмина Расулзаде. У меня пока нет оснований так говорить. Да, я полагаю, что эта ошибка. Я не могу сказать, что они сделали это по поручению власти. Я говорю, что Иса Гамбар является прагматичным человеком, из-за прагматизма он предпринял подобный шаг. Он не подумал, что это может нанести вред партии, турецкому народу.

-А если эта ошибка не будет исправлена, то возможен ли ваш уход и Насиба Насибли из «Мусават»?

-Ни у меня, ни у Насиба Насибли нет намерения покидать партию. Мы продолжаем нашу деятельность в рамках устава и программы партии. Программа Мусавата разрешает нам выдвигать подобное требование. Это - национально-демократическая программа. Если она изменится, то я, безусловно, уйду из партии, вернее, уйду и заберу «Мусават» с собой.

-Вновь на повестке дня стоит вопрос об отказе Исы Гамбара от учредительства газеты «Ени Мусават».

-Иса бек неоднократно говорил мне, что его отказ от учредительства «Ени Мусават» будет соответствовать демократии. В то же время, факт учредительства Исы бека создает ему проблемы. Я в своей газете не могу подвергать критике партийных функционеров. Видите, я даже не могу в собственной газете публиковать желаемые материалы, не могу вести кампанию, потому что эти люди ходят к Исе беку и заявляют, что, как это возможно, что в газете, учредителем которого является Гамбар, их подвергают критике? В связи с этим я выступал в прессе, говорил с самим Исой Гамбаром. Достаточно одного его слова, чтобы решить этот вопрос. Я всегда учитывал это в вопросе учредительства, и в последний раз тоже учел. Полагаю, что если я был бы учредителем, то никто не смог бы мне указывать, что писать, а что нет. По меньшей мере, я в своей газете отстаивал ту позицию, которую я считаю правдивой. Уже неделя как в нашей газете отводится место высказываниям Иса Гамбара в связи с вступлением в ЕПЛДР.

- Каково ваше отношение к решению партии «Мусават» о поддержке кандидатуры Исы Гамбара на президентских выборах 2008 года?

-Я хотел, чтобы Иса Гамбар высказал свою позицию, так как мне не нравились позиции, идущие в электорате и на политической арене. Я очень доволен тем, что Иса бек предпринял подобный шаг. Я раньше всех поставил перед ним требование, чтобы он высказал свою позицию в связи с тем, будет ли бороться за власть или нет. Я ему сказал, что обеспокоен тем, что он, как и другие, не пойдет на выборы. Однако он пообещал мне, что будет баллотироваться в президенты, как и обещал. У Исы Гамбара есть серьезный шанс на выборах. На президентских выборах 2003 года я вел борьбу за реализацию этого шанса, и я готов продолжить ее также и на предстоящих выборах. Достаточно, чтобы партия была к этому готова. Я отвечаю за себя и за свою газету. К сожалению, демократический лагерь не готов к этому. Необходимо подготовить партию к выборам, привести в действие избирательные структуры и направить все внимание на борьбу с властью. Есть газеты, куда вложены сотни тысяч долларов, но их тираж не более тысячи. Число читателей моей газеты намного превышает количество людей, которое демократический лагерь не может собрать на площадях. Руководители «Мусават» хотят развалить газету «Ени Мусават». Они не смогут найти такие кадры, какие работают у нас, но, похоже, руководство партии готово отстранить их. Если бы меня с Исой Гамбаром ничего не связывало бы, то ситуация была бы иной.

++++++++++++

“Millətçiliyə qayıtsaq, dünya başımıza bomba tökər”

31 oktyabr 2007

Hikmət Hacızadə: «Bəyəm Müsavatın başqanı başqa millətdən ola bilməz, o hökmən türk olmalıdır?»

Müsavat Partiyasında millətçilərlə liberalların mübarizəsi son günlər mətbuatda geniş müzakirə olunan mövzulardan biridir. Müsavat Partiyasının son qərarına kəskin şəkildə etirazını bildirənlərdən biri də “Yeni Müsavat” qəzetinin baş redaktoru Rauf Arifoğludur. Partiyanın Avropa Liberal Demokrat Partiyasına üzvlüyü və ona etiraz edənlərin liberalların ünvanına səsləndirdiyi ittihamlara münasibətini öyrənmək üçün Müsavat Divanının üzvü Hikmət Hacızadəylə söhbət etdik.
“Bu qərar səs çoxluğu ilə qəbul edilib”


- Hikmət bəy, Rauf Arifoğlunun sözlərinə görə, Müsavatın Avropa Liberal Demokrat Partiyasına üzv qəbul olunması partiya əksəriyyətinin mövqeyini əks etdirmir. Sadəcə olaraq, partiyadakı millətçilər seçkiöncəsi təşkilatda vəziyyəti dramatikləşdirməmək üçün baş verənlərə elə də ciddi etiraz etmirlər...


- Mən bu fikirlə qəti razı deyiləm. Partiyada bu məsələylə bağlı səsvermə keçirilib və qərar da səs çoxluğu ilə qəbul olunub. Bəli, Müsavatın Avropa Liberal Demokrat Partiyasına üzvlüyülə bağlı müəyyən etirazlar olub və bu cür etirazlar hər səsvermədə baş verir. Amma çoxluq bu qərarın qəbuluna səs verdi.

- Rauf Arifoğlu həmçinin deyib ki, bu qərar partiyanın 7 təməl prinsipini - istiqlalçılığı, millətçiliyi, azərbaycançılığı, dövlətçiliyi, tənasüfçülüyü, türkçülüyü və islamçılığı pozur. Bu həqiqətənmi belədir?

- Axı bu addım konkret nəyi pozur? Məsələn, 1992-93-cü ildə Əbülfəz Elçibəy “milli və etnik azlıqlar haqqında” qərar vermişdi. O qərarda yazılmışdı ki, bütün milli, etnik azlıqlar öz dillərində oxumaq, dillərini saxlamaq, mədəniyyətlərini inkişaf etdirmək, qəzet buraxmaq, məhkəmədə öz dillərində danışmaq hüququna malikdir. Müsavatın müasir proqramında Rauf Arifoğlunun sadaladığı prinsiplər yoxdur, göstərilməyib. Məsələn, Rauf Arifoğlunun dediyi kimi proqramda yazılan türkçülük nə deməkdir? Prezident türk olmalıdır? Yoxsa, türklər ölkədə “bir nömrəli” millət olur? Millətçilik nə deməkdir? Hansı millətçilikdən söhbət gedir? Azərbaycan millətindən söhbət gedir, yoxsa türklərdən söhbət gedir? Əgər söhbət Azərbaycan millətindən gedirsə, bu vətənpərvərlikdir. Azərbaycan türklərindən söhbət gedirsə, bir məqam dəqiqləşdirilməlidir. Müsavat Azərbaycan türklərinin partiyası deyil. Müsavat bütöv Azərbaycan xalqının partiyasıdır. Bizim partiyada ləzgi, talış, kürd, rus da var. Bu adamları biz nə edək? Onlar belə çıxır ki, ikinci sort adamlar da olmalıdır? Müsavatın başqanı başqa millətdən ola bilər, yoxsa o mütləq türk olmalıdır?
“Partiyanın adını dəyişmək üçün əsas verən dəyişikliklər etməmişik”

- Hikmət bəy, partiyanın Avropa Liberal Demokrat Partiyasına üzvlüyünü klassik müsavatçılığa zidd sayan Rauf Arifoğlu hesab edir ki, bu addımı atanlar partiyadan uzaqlaşmalı və özlərinə başqa adlı təşkilat yaratmalıdırdar. Bu fikri KAXCP sədri Mirmahmud Mirəlioğlu da bölüşür...

- Əgər biz həqiqətən də hansısa böyük dəyərlərdən imtina etmişiksə, bu istiqamətdə partiyada müvafiq qərar qəbul olunacaqsa, o zaman təzə təşkilat adı meydana gələ bilər. Yox əgər çoxluq hesab edəcək ki, biz heç nədən imtina etməmişik, bu ad qalmalıdır, belə də olacaq. Elə hazırda da biz bunun şahidiyik.

- Sizin millətçilərə “dözsələr qalarlar, dözməsələr gedərlər” mesajınıza münasibət birmənalı olmayıb. Onlar bildirirlər ki, Müsavat Partiyasının son qərarının dəyişdirilməsinə çalışacaqlar...

- Bu onların hüququdur. Imzalar toplaya, məsələni yenidən səsverməyə qoya bilərlər. Bizim partiyada əksər təşkilatlarda olduğu kimi, qərarı dəyişdirmək prosedurları mövcuddur.
“Istisna deyil ki, liberalların başında Isa Qəmbər durur”

- Pənah Hüseynin fikrincə, Müsavat Partiyasında bu qərarın keçməsinə səbəb partiyadakı liberalların başında Isa Qəmbərin dayanmasıdır...

- Ola bilər. Istisna deyil.

- Yeri gəlmişkən, mətbuatda Müsavat Partiyasının daxil olduğu təşkilatın adı müxtəlif cür təqdim olunur. Bəziləri təşkilatınızın Avropa Liberal Demokrat Partiyasına, bəziləri isə Avropa Liberal Demokrat Ittifaqına qəbul olunduğunu bildirir.

- Təşkilatın tam adı Avropa Liberal Demokratik Islahatlar Partiyasıdır. Bu partiya, eyni zamanda, ittifaqdır. Yəni bu partiya eyni zamanda Avropa liberal partiyalarının ittifaqıdır. Bu partiya Asiya, Amerika partiyalarının daxil olduğu beynəlxalq qurumun da tərkib hissəsidir.

- Hikmət bəy, bəzi ekspertlər Müsavat Partiyasının seçki ərəfəsində bu addımı atmasını, bir növ millətçilikdən imtina etməsini təsadüfi saymırlar. Bunu daha çox Qərbə mesaj kimi qiymətləndirirlər?

- Bu məsələdən vaz keçmək olmaz. Əlbəttə ki, bu məsələ də var. Amma ikinci-üçüncü dərəcəli məsələdir. Liberal dəyərlər bizim konstitusiyamızda əksini tapıb. Liberallar deyirlər ki, bütün insanlar qanun qarşısında bərabərdir, dövlət xalqın rəyi ilə idarə olunmalıdır, insanın anadangəlmə toxunulmaz hüquqları var. Liberalizm millətlərə öz dilində danışmağa imkan verir. Biz yeni heç nə qəbul etməmişik. Liberallar deyirlər ki, dövlətində yaşayan az saylı xalqların hüquqlarını tanı. Sən onun hüquqlarını tanımasan onlar o zaman separatizmə başlayacaqlar. Millətçilər isə az saylı xalqlara bu hüquqların verilməsinə etiraz edirlər. Əgər Rauf Arifoğlu bu liberal dəyərləri qəbul etmirsə, hesab edirsə ki, Müsavat Partiyası türkçülüyə, millətçiliyə qayıtmalıdır, bu o deməkdir ki, Müsavat Partiyası hakimiyyətə gələndə bu prinsipləri dərhal həyata keçirməlidir. Deməli, bütün başqa etniklərin məktəbləri bağlanmalıdır, Azərbaycanda hakim millət türklər olmalı, ləzgi, talış dilində radio, qəzet olmamalıdır. Bu qərar keçə bilərmi? Dünya o zaman başımıza bomba tökər.

Hikmət http://www.azadliq.az/public/print.php?id=11274


Хикмет Гаджи-заде вне форума   Ответить с цитированием