Показать сообщение отдельно
Старый 24.10.2007, 22:38   #2
Местный
 
Аватар для Erkin
 
Регистрация: 23.10.2007
Адрес: Баку
Сообщений: 865
Сказал(а) спасибо: 54
Поблагодарили 433 раз(а) в 213 сообщениях
Вес репутации: 20
Erkin на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Уважаемая Дисмисс ханым!

Спасибо, конечно, за добрые слова. Но всё же я весьма далек от того образа, в котором Вы меня обрисовали.

Я действительно был приглашен на круглый стол молодежной организации партии ПДР. Давненько, однако, то было. То ли конец зимы, то ли начало весны этого года. Помню что холодно еще было.

Выступление было в формате вступительной лекции. БОльшая часть того мероприятия прошла в формате вопросов-ответов. Разговор велся на азербайджанском и записывался на диктафон. Позже кто-то из учавствовавших там журналистов написал статью о моем выступлении. Повторюсь, опубликованная в газете статья не была моей, там просто были ссылки на мои мысли. К сожалению, наши журналисты за редким исключением не умеют связывать цитируемые мысли с общим контекстом обсуждений или событий. Кроме того, в русском переводе некоторые мысли, хоть вроде и переводятся легко, но порой значительная часть смысла часто теряется.

В оригинале, то есть на азербайджанском языке, моя мысль выглядит так:

"Azadlıq qayğını deyil, sayğını tələb edir".

Эту мысль я говорил много раз во время своих лекций по разному поводу. Суть заключатся в том, что свобода зиждется не на культивировании заботливости (qayğı), а на культивировани уважения (sayğı). Речь шла не об отрицании, а о смщении акцента. Заботливость зиждется на неравенстве. Проявляющий заботу по определению находится в привиллегированном положении. Разумеется, есть очень важные исключения, где заботливость становится важной моральной и правовой категорией. Например, забота о детях, больных, инвалидах и т.п.

Но ведь в той форме, в которой слово "qayğı" у нас часто употребляют выходит очень далеко за пределы разумно допустимых рамок. Даже если отбросить наиболее тошнотворные фразы типа - "Prezidentimizin daimi diqqəti və qayğısı hesabına gənclərimiz xeyli uğur əldə edə bilmişlər" - всё равно остается еще очень широкий круг отношений, которые будучи осмыслены в категории заботливости, на самом деле, только усугубляют развитие общества, особенно молодежи.

Gənclərə qayğı yox, sayğı lazımdır.

Всё же, поскольку целевой аудиторией была молодежь, я намеренно акцентировал на необходимости переосмысления роли, которую заботливость может играть. Эта роль в нашем обществе часто негативная, а в целом (в общем контексте) - неизбежно негативна. Просто наши люди, особенно молодежь, не задумывается над оборотным смыслом словесных конструкций. А этот оборотный смысл зачастую и оказывается наиболее действенным. Проблема в том, что заботливость выглядит очень привлекательной и даже морально обязательной социальной функцией. Но в итоге она всё же оказывается всего лишь эксплуатируемой со стороны так или иначе привиллегированных слоев.

Заботливость очень удобно вписывается в морализаторствующую риторику богатых в их общении с бедными, взрослых в их общении с младшими, информированных - в отношении к неинформированным, мужчин - в отношении к женщинам, учителей - в отношении к учеников правительства - в отношении народа и т.п.

У заботливости есть целый набор прислуживающих понятий, как например благодарность и признательность. Я не собираюсь быть признательным за то что, правительство считает "проявлением заботы обо мне". Я не собираюсь выражать благодарность за то, что правительство создает какие-то там условия. Нельзя быть признательным за то, что входит в круг обязанностей тех, кто тебе что-то делает. Это несвободный образ мышления. Признательность и благодарность следует проявлять когда кто-то необязанный тебе чем-либо делает для тебя что-то, что делает тебе приятно или приносит пользу.

Другое дело - уважение (sayğı). В отличие от заботливости (qayğı), которая зиждется на неравенстве, уважение происходит из равноправных отношений. Равноправие - матрица свободы. Еще древние римляне говорили: par in parem imperiam ne habet (равный над равным власти не имеет). Наши люди не уважают друг друга!!! Поскольку все отношения преломляют через властные составляющие. Это в равной мере касается отношений родителей и детей, учителей и учеников, и т.п. вплоть до более сложных отношений. Опять же, я не говорю об уступании места старшим в транспорте, например. Я говорю о форматах типа - "ozьndən bцyьk olanla sцz gьləşdirmə (qaytarma)!" или "uşaqsan, otur uşaq yerində!" В таких отношений нет проявления уважения, зато есть место заботливости, ибо за молчание и покорность младшему будут помогать в вопросах, которые он, вообще-то сам должен решать (методом проб и ошибок). Заботливость приводит к боязне ошибаться, а в конечном итоге и вовсе к иждивенчеству. Боязнь ошибок - верный путь к несвободе!

Поэтому-то свобода так тесно связана с ответственностью. А заботливость, наоборот, воспитывает безответственность.

Касательно же большей значимости индивидуальных свобод по сравнению со свободами коллективными, так это индуктивно доказано всей совокупной практикой человечества. Свобода делает из человека индивидума. Тот, кто не осознает себя индивидумом, а только лишь частью чего-то большего (например, семьи, общины, государства и т.д.), тот не сможет быть свободным и в коллективе. Да, собственно, и коллектива-то не может быть без индивидуальных свобод. Опыт нашего общества, к сожалению, наглядный тому пример.
__________________
Bu işin orası-burası yoxdur!

Erkin вне форума   Ответить с цитированием