Показать сообщение отдельно
Старый 28.09.2007, 21:35   #32
Местный
 
Аватар для Raven
 
Регистрация: 17.08.2006
Сообщений: 7,819
Сказал(а) спасибо: 273
Поблагодарили 447 раз(а) в 307 сообщениях
Вес репутации: 97
Raven скоро придёт к известности
Мои фотоальбомы

По умолчанию

<div class='quotetop'>Цитата</div>
Цитата:
ШИРВАНСКАЯ ГРУППА
«ШИРВАН»
(Схема 35, табл.1)
'_ Ковры, входящие в ширванскую группу Куба-Ширванского типа и называемые «Ширван», широко производились и производятся во всем Ширване и особенно в ковроткацких пунктах Шемаха, Мараза, Кабала, Кабыстан (см. «Кабыстан», схема 36), а также Дербент.
Известные в торговой сети, а также в зарубежной литературе пол • названием «Ширван», эти ковры в народе называются «Ширван», «Ши-рон»,.«Гадим Ширван», «Асли Ширван», «Ширван Шахар» и др.
В средние века территорию Ширвана с восточной стороны ограничива¬ло Каспийское море, а с юго-запада — река Кура, которая отделяла ее от Мугани и Карабаха; на северо-западе границей Ширвана были река Ганыг (Алазан) и горная цепь, отделявшая Кюринский и Табасаранский районы Дагестана от Казыгумуга и Гайтага. Далее эта территория тяну1 лась от русла реки Дарваг до того места, где она впадала в Каспий.
По сведениям автора «Гюлистани-Ирем» А. Бакиханова, в начале XIX века территория Ширвана включала в себя Сальян, Шеки, Баку, Кубу', Дербент, Табасаран, Куру, Самур, а также часть Илису. Эти' самые красивые и самые обширные районы страны — Дербент, Кабала, Баку и Шемаха (или Кемахи, Кесмахи) входили в число' древних городов, находившихся на территории Ширвана. Большая горная цепь протянулась по этой территории к юго-ростоку. Прекрасный воздух ее эйлагов и зеленые пастбища, прозрачные ледянйе родники, реки и плодородные земли, снежные горы и холмы, усыпанные цветами луга, сады и огороды края благоприятствовали развитию культуры, искусства и ремесел.
Этот живописный край — Ширван, в средние века был родиной великих ученых и поэтов — Хагани Ширвани, Фелеки Ширвани, Азладдина Шир-вани, Кемаледдина Ширвани, Мает Али Ширвани и других.
Знаменитый поэт XII века, сын выдающегося ремесленника1* своего времени резчика по дереву и столяра Али Афзаладдина Хагани Ширвани (1120—1199), родился в селе Малхам, расположенном близ города Шема¬ха, который считался одним из самых знаменитых ковроткацких пунктов края. Хагани в одном из своих произведений, написанном на арабском языке, так восхваляет родной Ширван:

Ширван поистине божественный край.
Утренний ветерок Ширвана целебен для моих недугов.
Будь благословенна моя родина, все в ней прекрасно.
И Багдад живет изобилием ее даров.
Люди Ширвана от мала до велика все благородны.
Он живописен этот край красотр и нежности.
Ширван сейчас ждет меня с тоской,
Ибо это приветливый край, родина храбрых львов.

До середины XIX века ковры, производимые на северо-востоке Азербайджана, а также в южных районах Дагестана, были известны под названием «Ширван». Всемирно известные на современном этапе ковры «Куба» в свое время входили в подгруппу Ширванского типа. Такие города и районы, как например, Дербент, Шемаха, Кабала, Сальян, Кабыстан (ныне Кобустан), Баку и Куба (Гудял) были основными ковроткацкими центрами Ширвана.
До недавнего прошлого шелковые ковры и ковровые изделия, про-" изводившиеся в Ширване в огромном количестве, отправлялись на ежегодные российские и турецкие ярмарки, что было тесно связано с развитием шелководства в стране. В. В! Бартольд в своем «Историко-географическом образе Ирана» пишет: «...город Солтаниййе (раходится в Южном Азербайджане, в пяти километрах от города Зенджан) снабжался ширванскими шелками».
Как об этом свидетельствуют достоверные источники, в конце XVI века, так же, как и в раннее средневековье из Ширвана ежегодно экспортирова¬лось около ста тысяч пудов шелка-сырца. Его вывозили в Россию, Иран, Турцию, Индию, Италию и другие страны.
В средние века в Ширване, в частности в Кабале и Шемахе, искусство изготовления джулахе — художественной шелковой ткани рельефной и сетчатой выделки и Шербаф-ткани, изготовленной из любой пряжи,
нитки или волокна, прошло длительный путь развития.
Хагани Ширвани в своем произведении «Тохфатул-Ирагейн» восхваляет своего прадеда — искусного ткача джулахе, жившего в X—XI веках:

ВВ.;-

«Мой прадед ткал джулахе. В своем деле он был таким же искусным мастером, как я в своих «абджадах»,
В XV—XVI веках в Шемахе по заказам феодальной знати изготовляли прекрасные ткани высокого качества, в том числе дарайы1, зар-хара2, камхи, или кемха3. В большом количестве производились также богато украшенные мечи, стальные позолоченные кинжалы, усыпанные драгоцен¬ными камнями — рубинами, яхонтами, сапфирами, бирюзой, красивые седла и другие изделия, которые вывозились за пределы страны. Известно, что их посылали и московской знати.
Знаменитый арабский историк Абу Джафар Мухаммед Табари (839—
923 гг.) указывал в своих произведениях, что на северо-востоке Азербайджана, то есть в Ширванской области, в 22 году хиджри (642 год)
производились очень хорошие ковры.
Образцы ковров сотканных в XII—XIII веках в Ширване, хранятся сейчас в музее «Тюрк ве Ислам есерлери музеси» («Тюркско-ислам-ское искусство») в Стамбуле.
Выда'ющиеся художники эпохи Возрождения вводили в свои картины на различные сюжеты изображения классических ширванских ковров с геометрическими узорами как элемент украшения. Этот факт свидетель¬ствует помимо существования экономических и культурных связей между Азербайджаном и Европой вХУ веке, также о широкой популяр¬ности ширванских ковров того периода в Европе.
Таким образом, раскинувшаяся на северо-востоке Азербайджана Шир-ванская область, славившаяся природными богатствами, явилась родиной больших талантов, многих искусных мастеров-ремесленников. Ковро¬делие прошло здесь длительны и путь развития, начиная с периода раннего средневековья и оказало немаловажное влияние на народные промыслы соседних стран.
Вышеприведенные факты дают нам основание предположить, что изы¬сканные халы, украшающие дворцы Сасанидских шахов и арабских хали¬фов, изготовлялись на ширванской земле — в Дербенте, Кабале, Кабыста-не, (точнее: Кабристане) и в Шемахе. Такое же предположение можно сделать и в отношении металлической посуды, относящейся к Сасанидско-му периоду, которая хранится в Ленинградском музее «Эрмитаж».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ,
Как указывалось в схеме типов азербайджанских ковров, ширванская -.группа охватывает около двадцати ковроткацких пунктов. Но анализируемый здесь ковер «Ширван», где бы он не производился — в ковроткацких пунктах Ширвана или за его пределами, носит название «Ширван».

/. Дарайы —полосатая шелковая ткань
А Зар-хара - ткань из шелковых и золотых нитей.
3. Кемха - род шелковой ткани с набивным рисунком



'

Рис. 1


ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
К первому варианту этого типа относятся ковры, которые ста¬рейшие ковроведы называют «Ши рван -араб» (табл. 1). Гели, располо¬женные один за другим в их серединном поле, можно как по форме, так и по строению отнести к гелям, характерным для ширванского искусства ковроделия. Фон этих ковров в большинстве случаев бывает темно-синим, а гели — светло-красными. Местное население прозвало ковры такого колорита «Фиренги бабы» (на французский вкус), и это, безусловно, объясняется большим интересом европейцев к данному ковру.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Второй.вариант ковров, называемых «Ширзан» составляют ковры, се¬рединное поле которых делится на раппорты малого расстояния в верти¬кальном направлении (рис. 1). Узоры этих ковров заимствованы от растительных орнаментов, исполненных кривыми линиями. Но эти заимство¬вания не сразу, а постепенно, в течение длительного времени, в результате творческого мастерства искусных ковроделов Ширвана, совершенство¬вались и, наконец, вошли в ковровое искусство в виде самостоятельной композиции. Наблюдаемые нами в серединном поле изображения животных различных форм можно считать одними из оригинальных мотивов в коврах данного типа.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ

Декор серединного поля ковров третьего варианта состоит из элементов «гыврым» — завиток или «ортук» — покрывало (том 1, табл. 59, рис. 1—2), относящихся к более древним временам. Ковроткачи Туркменистана называют эти элементы «Ганраглы Гёльча». Расположенные один за другим на центральной оси серединного поля, эти элементы считаются классическими, характерными для узоров не только ширванских ковров, но и Азербайджанских ковров в целом (Том II рис. 30, том III рис. 2.).
На левой и правой сторонах вышеназванных элементов находятся элементы, называемые ковроткачами «агадж», что значит дерево (I том, табл. 58, рис. 1.). Эти элементы последовательно повторяются с нижней части серединного поля к верху ковра.
И, наконец, отметим, что ковроделие Дагестана, находящегося на севере Ширвана, с художественной точки зрения развивалось под большим влиянием ширванской школы. Но так как дагестанские ковры по плотности и добротности уступают ширванским коврам, их узоры, в основном заим¬ствованные с ширванских ковров, предстают в искаженном виде.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Большинство ковров, носящих название «Ширван», встречается сред¬них и больших размеров, иногда удлиненной формы.
Плотность узлов: на каждом квадратном дециметре от 40x40 до 70x70 узлов, (на каждом квадратном метре— от 160.000 до 500.000 узлов).
Высота ворса 2—6 мм.
[attachmentid=2067]

Лятиф Кяримов
Азербайджанский ковер Том 3

[/b]


Ium - в ширванскую группу большое количесово ковров входит. Я отсканировала только Ширван, осталось же Кобыстан, Шемаха, Исрафил, Арджиман, Мараза, Набур, Чуханлы, Джаирли, Джамджамли, Биджо, Гашад, Пиргасанлы, Кюрдемир, Шильян, Сор-Сор, Гаджикабул, Ширалибек, Кабала, Сальян, Палас, Килим. По одному буду сканировать и прикреплять сюда, но очень объемный материал.
__________________
Если мужчина готов на всё ради женщины, значит, он её любит. Если женщина готова на всё ради мужчины, значит, она его родила.(c)

Raven вне форума   Ответить с цитированием