Показать сообщение отдельно
Старый 07.09.2007, 00:34   #330
Местный
 
Регистрация: 31.05.2007
Адрес: Габон
Сообщений: 2,171
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 7 раз(а) в 6 сообщениях
Вес репутации: 33
Эмиль Хусаинов на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

http://www.xazri.org/news/1398.html

Так уж сложилось, что политическая и общественная жизнь в Азербайджане протекает по своим, довольно отличным от общепринятых, принципам. И чтобы понять ее, надо уметь оперировать иными категориями. Мы обратились к политологу Расиму Агаеву и попросили его ответить на наши вопросы.

Какова роль кланового фактора во внутренней политике Азербайджана?

Вопрос надо ставить так - какова роль кланов в современной политической борьбе.
Кланы - это не изобретение современных политтехнологов Азербайджана, а веками апробировавшееся средство для завоевания, укрепления и удержания власти. Советская власть при всем своем декларируемом равенстве, тем не менее, грешила подбором кадров по земляческому принципу: Микоян, Берия, Хрущев, Брежнев. Этот принцип кадрового подбора своего окружения, да и комплектования периферийных должностей своими земляками, был позаимствован Шеварднадзе, Кунаевым, Рашидовым и другими лидерами союзных республик. В СССР была программа комплектования интеллигенции, руководящих работников в союзных республиках национальными кадрами. Происходило это в основном за счет выходцев из провинции, и этим пользовались некоторые высокопоставленные товарищи, протаскивая своих земляков.
Так, в 60-х и 70-х годах в Азербайджанской ССР изначально были сильны позиции карабахского клана, но потом они были выдавлены с административных позиций выходцами из другого региона. После того, как Гейдар Алиев перебрался в 1982 году в Москву, в Азербайджанской ССР пытались бороться с кланами, но безуспешно. Багиров боялся даже с ними связываться, а Везирову и Муталибову в свете происходивших событий было уже не до них. По возвращении Алиев обновил свой клан новыми людьми.

Заменяет ли фактор территориальной принадлежности партии ее идеологию, когда набившее оскомину "харалысан" заменяет политическую платформу партии?
Какую роль играют кланы в формировании оппозиционных сил?


Политические организации основываются на земляческом принципе. В политической культуре Азербайджана доминирует либо советская модель администрации, вертикалью тянущаяся к Москве, как это было 15 лет назад, либо земляческая, по которой мы и живем. По второй модели все довольно просто: доверие к своему земляку, особенно вне пределов своей малой родины. Как в рассказе О'Генри "Квадратура круга", где два кровных врага, приехав из провинции в Нью-Йорк, чтобы свести друг с другом счеты, под влиянием ряда факторов сближаются. Так, самым сильным является клан выходцев из Нахчывана и Армении. И не случайно, что многие оппозиционные партии держат в своих рядах выходцев из этих регионов. Таким путем они усиливают свои электоральные возможности, как, к примеру, "Мусават". Весьма негативно сказалась на Партии национальной независимости Азербайджана (ПННА), представляющей электорат выходцев из Армении и возглавляемой Этибаром Мамедовым, утечка членов из ее рядов. Сегодня эта партия не в состоянии влиять на ход событий, как это было в начале 90-х, так как большинство ее членов перебрались в ЙАП. Партии в Азербайджане могут быть номинально приверженцами каких-либо идеологий: либеральных, демократических, но суть их от этого не меняется. Как, например, партия Саддама Хусейна "Баас" была социалистического толка, но ее верхушка была укомплектована выходцами из Тикрита, родины Хусейна.
Насколько актуальна проблема региональной элиты на местах?
Так уж сложилось, что сегодня все политическое самовыражение происходит через столицу. 15-20 лет назад существовали так называемые региональные элиты. Но в силу ряда причин, в том числе экономических, они утратили свои позиции. Одно время ситуация даже напоминала Францию в период абсолютизма, когда дворяне, подобно д'Артаньяну, со всех концов страны стремились в столицу делать карьеру. Сейчас можно наблюдать слабые признаки зарождения региональных элит в Гяндже, Шеки и других городах.

Известно, что большинство бакинцев - выходцы из провинции, разница только в поколениях. Сколько времени потребуется для устранения клановой самоидентификации у новоприбывших в столицу и замещения ее на более широкую общественную позицию?

Для этого необходима смена трех-четырех поколений.


Эмиль Хусаинов вне форума   Ответить с цитированием