Показать сообщение отдельно
Старый 23.08.2007, 15:57   #5
Местный
 
Регистрация: 01.09.2006
Сообщений: 5,202
Сказал(а) спасибо: 137
Поблагодарили 345 раз(а) в 239 сообщениях
Вес репутации: 66
IuM на пути к лучшему
Мои фотоальбомы
Отправить сообщение для IuM с помощью AIM Отправить сообщение для IuM с помощью Yahoo

По умолчанию

И далее:

"...Вот что рассказал Маленький Скорпион:
- Кошачье государство древнее и имело свою систему образования еще
тогда, когда многие страны Марса были населены дикарями. Но современные
учебные заведения, которые ты сегодня видел, мы заимствовали из-за
границы. Это отнюдь не значит, что подражание вредно; напротив, оно
необходимо и является одной из движущих сил прогресса. Кроме того, оно
показывает, кто вырвался вперед, а кто отстал. Недаром нашу систему
образования никто не заимствовал, а мы были вынуждены заняться подражанием
еще двести с лишним лет тому назад. Если бы мы подражали правильно, то
давно стали бы вровень с другими государствами, но мы даже подражать не
умеем, и получилась у нас одна глупость. Собственное не развили, чужому не
научились... Да, я пессимист и считаю свою нацию слабой. Переделывать ее
смешно, так же как и надеяться на наше образование. Ты спрашиваешь, почему
маленькие дети у нас учатся в институтах?! Ты слишком наивен, вернее -
недогадлив. Эти дети вовсе не учились, они пришли сегодня впервые. Если уж
разыгрывать комедию, так до конца - этим только мы и славимся. История
нашего образования за последние двести лет - это история анекдотов; сейчас
мы добрались до заключительной страницы, и ни один умник уже не способен
выдумать анекдот, который был бы смешнее предыдущих. Когда новое
образование еще только вводилось, в наших школах существовали разные
классы, учеников оценивали по качеству знаний, но постепенно экзамены были
упразднены (как символ отсталости), и ученик кончал школу, даже если не
ходил в нее. К сожалению, выпускники начальных школ и университетов
пользовались неравными привилегиями, и это вызвало недовольство учащихся
начальной школы: "Ведь мы ходим на уроки не меньше, чем студенты!" Тогда
была проведена кардинальная реформа, согласно которой день поступления в
школу считался одновременно днем окончания университета. А потом...
Прости, "потом" не было. Какое тут может быть "потом"?
Реформа оказалась прекрасной - для Кошачьего государства. По
статистическим подсчетам, наша страна сразу заняла первое место на Марсе
по числу людей с высшим образованием. Мы очень обрадовались, хотя и не
возгордились: люди-кошки любят только факты. Это же факт, что у нас больше
всего людей с высшим образованием, поэтому все удовлетворенно улыбались.
Император был доволен реформой потому, что она свидетельствовала о его
любви к народу, к просвещению. Учителя были довольны тем, что все они
стали преподавателями университетов, что все учебные заведения
превратились в высшие, а все ученики стали первыми. Отцы семейств с
удовлетворением взирали на своих семилетних сопляков, которые кончали
университеты, так как умные дети - гордость отцов и матерей. Об учениках я
уже не говорю: они были просто счастливы, что родились в Кошачьем
государстве. Достаточно им было не умереть к семилетнему возрасту, как
высшее образование обеспечено. Еще больший эффект принесла эта реформа с
экономической точки зрения. Раньше императору приходилось ежегодно
выделять средства на образование, а образованные люди часто начинали
вредить ему. За свои же деньги такие неприятности! Теперь стало иначе:
император не тратил ни монеты, число людей с высшим образованием все
увеличивалось, и ни один из них даже не думал затронуть Его Величество.
Правда, многие учителя померли с голоду, но крови проливалось куда меньше,
чем прежде, когда преподаватели ради заработка подсиживали друг друга,
ежедневно губили своих коллег и подбивали студентов на волнения. Сейчас
император просто не давал им жалованья, из-за которого можно было бы
соперничать. На протесты Его Величество не обращал внимания или посылал в
качестве арбитров солдат. Прежде учителей защищали студенты, но теперь
учащиеся непрерывно менялись и помогать никому не желали. Преподавателям
оставалось только ждать голодной смерти, а это смерть благородная: против
нее император не возражал. Разрешилась и проблема платы за обучение.
Теперь отцам семейств достаточно было послать ребенка в школу и дать ему
немного еды, если она была. Если же еды не было, то не все ли равно, где
голодать: дома или в школе? По крайней мере отпрыск получит высшее
образование. На книги и письменные принадлежности тратиться не
приходилось, потому что в школу ходили не учиться, а получать диплом. Ну
скажи, разве не прекрасная реформа?
Ты спрашиваешь, почему люди еще соглашаются быть директорами или
преподавателями? Это связано с двухвековой исторической эволюцией. Сначала
предметы в школах были разные и специалисты из этих школ выходили разные.
Одни изучали промышленность, другие - торговлю, третьи - сельское
хозяйство... Но что они могли делать после окончания? Для тех, кто изучал
машины, мы не приготовили современной промышленности; изучавшие торговлю
были вынуждены становиться лоточниками, а стоило им начать дело покрупнее,
как их грабили военные; специалистам но сельскому хозяйству приходилось
выращивать только дурманные деревья. Словом, школы никак не были связаны с
жизнью, и у выпускников оставалось два основных пути: в чиновники или в
преподаватели. Для того чтобы стать чиновником, нужно было иметь деньги и
связи, лучше всего при дворе, тогда ты одним скачком мог оказаться на
небе. Но у многих ли бывают сразу и деньги, и связи? Большинству
приходилось идти в учителя, потому что люди, получившие новое образование,
неохотно становились ремесленниками или лоточниками.
Постепенно общество разделилось на два класса: окончивших и не
окончивших школу. Первые старались стать чиновниками или преподавателями,
а вторые довольствовались ролью простолюдинов. Сейчас я не буду говорить,
как это повлияло на политику, но наша система образования превратилась в
заколдованный круг. Скажем, я закончил школу и начал учить твоих детей,
твои дети закончили школу и начали учить моих внуков. Учили все время одно
и то же, учителя вырождались, все больше юнцов кончало школы, и
выпускники, кроме немногих, становившихся чиновниками, также начинали
преподавать. А откуда наберешь столько школ? Опять анекдот! Это
циклическое образование основывалось лишь на нескольких канонизированных
учебниках и совершенно не требовало нравственного воспитания. О
благородстве и добродетели было забыто. Не удивительно, что борьба за
преподавательские места иногда выливалась в настоящую войну,
сопровождавшуюся кровопролитиями и убийствами, - войну, которую объясняли
тягой к просвещению. Тем временем император, политики и военные начали
присваивать учительское жалованье, и учителя, вынужденные клянчить себе на
пропитание, совершенно прекратили готовиться к занятиям. Учащиеся
раскусили своих наставников, перестали ходить на уроки и подняли движение,
о котором я только что говорил, - за то, чтобы кончать школу не учась.
Император, политики и военные поддержали эту кампанию и совсем перестали
отпускать средства на просвещение - им давно уже казалось, что учителя
вовсе не нужны. Но школы они не могли закрыть, боясь насмешек иностранцев,
поэтому объявили о праве кончать университет в один день. Так циклическая
система обучения превратилась в отсутствие какого-либо обучения. Школы
по-прежнему были открыты, а расходов - ни гроша.
В разгар этого движения наставников молодежи охватила особая страсть к
"науке": днем и ночью они ссорились из-за школьного имущества, например,
из-за столов и стульев. Когда ассигнования на школы были прекращены,
директора и преподаватели стали тайком распродавать это имущество,
стремясь перейти в те школы, где столов и стульев осталось больше. Снова
начались кровопролитные драки. Но император был гуманен и не мог запретить
преподавателям, которых он сам разорил, торговать столами и стульями.
Школы превратились в рынки, а затем в пустыри, окруженные стенами.
Теперь ты сам можешь понять, откуда берутся директора и учителя. Ведь
они все равно бездельничают, почему бы при этом не числиться на службе?
Кроме того, преподавательское звание почетно: студент превращается в
учителя, учитель в директора школы, продвигаясь по несуществующей
служебной лестнице. Жалованья преподавателям не платят, но иногда они
могут стать чиновниками, а это уже дело нешуточное. Если в школе ничему не
учат, то как научиться читать? По старинке: надо откопать настоящего
учителя и пригласить его на дом. Конечно, это доступно только богатым -
большинство детей вынуждено ходить в школы.
Раньше в школах чему-то учили. Но ведь наука непрестанно движется
вперед, ищет истину, а когда эта наука попадала к нам, она седела и
плесневела. Мы как будто отрезали кусок чужого мяса, налепляли его на себя
и ничуть не заботились о том, чтобы оно приросло. Вызубрив кучу сведений,
мы не умели самостоятельно мыслить. Это было профанацией науки, но тогда,
по крайней мере, верили, что налепленный кусок чужого мяса поможет
Кошачьему государству сравняться с другими странами. А сейчас все думают,
что школы предназначены лишь для борьбы за директорские места, для
избиения преподавателей и потасовок, так что от профанации наук мы перешли
к ниспровержению наук.
В домашних школах новые знания тоже нельзя получить; здесь штудируются
только древние каменные книги, которые за последнее время подорожали в
десять раз. Мой дед страшно доволен этим, считает, что все эти заморские
новшества потерпели крах и достоинство нации спасено. Отец также доволен,
но по другой причине: он послал меня за границу специально для того, чтобы
я выучился разным новациям и помог ему обманывать владельцев каменных
книг. Как хитрый человек, он понимает, что расцвет государства могут
обеспечить лишь люди, приобщенные к иностранной учености. Однако
большинство наших граждан солидарны с дедом, воображая, будто новые науки
- это дьявольские фокусы, которыми морочат людям головы, натравливают
молодежь на родителей, на учителей и так далее. От подобного
ниспровержения наук очень близко до гибели государства.
Ты спрашиваешь, чем вызван крах нашей системы образования? Я не знаю
точно... Думаю, что утратой человечности. Даже в самом начале знакомства с
новыми науками они понадобились только для наживы, для создания всяких
ценных безделушек, а не для познания истин, которые можно передать
потомкам. Такой взгляд на образование лишил воспитателей главного -
обязанности воспитывать, развивать в учениках способность к
самостоятельному мышлению. Да, в новых школах не оказалось людей:
директора и преподаватели ссорились из-за денег, ученики готовились к тому
же; словом, в школах занимались чем угодно, кроме воспитания. Человечности
не было ни у императора, ни у политиков, ни у народа - естественно, что
страна обеднела, а в стране, где даже едят не досыта, люди еще больше
теряют человеческий облик. Но это не оправдывает воспитателей. Они должны
были понимать, что страну можно спасти только знаниями и человечностью,
должны были пожертвовать мелочной выгодой, раз уж согласились стать
директорами школ или учителями. Возможно, я предъявляю к ним чрезмерные
требования. Все люди боятся голодной смерти - от проститутки до
преподавателя; я, пожалуй, не имею права упрекать их. Но ведь есть
женщины, которые готовы умереть, но не торговать собой. Так почему же мои
соотечественники, занимающиеся воспитанием, не могли сохранить в себе хоть
каплю человеческого достоинства?
Конечно, правительство всегда обижает честных людей, и обижает тем
больше, чем они честнее. Но даже самое дурное правительство не может вовсе
не считаться с народом. Если бы наши воспитатели были настоящими людьми и
пытались вырастить таких же настоящих людей, общество рано или поздно
оценило бы их усилия, особенно если бы эти усилия принесли плоды. Тогда
задумалось бы и правительство, которое сейчас презирает образование и не
дает на него средств. У нас часто говорят, что страна погружена во мрак. А
кто должен просвещать ее, как не культурные люди?! Если они не будут
помнить о своей ответственности, не будут чувствовать себя звездами в
темной ночи, нам не на кого будет надеяться! Мой взгляд односторонен,
идеалистичен, но должен же быть у нас какой-то идеал? Я знаю, что ни
правительство, ни общество не любят помогать культурным людям, но ведь
темному народу вообще никто не будет помогать.
Ты видел, как режут преподавателей? Удивляться нечему - это результат
воспитания. Когда жестоки учителя, жестоки и ученики; они деградируют,
впадают в первобытное состояние. Прогресс человечества идет очень
медленно, а регресс - мгновенно: стоит утратить гуманность - и ты снова
дикарь. К тому же наши "новые" школы существуют больше двухсот лет, и все
это время ежедневно шли драки между директорами, преподавателями,
учащимися. Битье способствует одичанию, поэтому убийство директоров или
преподавателей сейчас самое заурядное явление. И не сокрушайся о них:
благодаря нашей циклической системе учащиеся, в свою очередь, станут
директорами либо преподавателями, и их тоже прирежут. В этом мрачном
обществе люди звереют, едва родившись на свет. Они рыщут повсюду за
лакомым куском, за ничтожной выгодой и всегда готовы пустить в ход и зубы
и когти. Ради одного-единственного дурманного листа они способны усеять
землю трупами. Для молодежи волнения естественны, но у нас они приобретают
особый характер. Ухватившись за какой-нибудь громкий лозунг, учащиеся
рушат дома, ломают вещи, а затем разворовывают кирпичи и обломки. Отцы
семейств очень довольны этим, потому что после каждого студенческого
волнения в доме оказывается несколько лишних палок или кирпичей. Уцелевшие
директора школ и преподаватели получают новый повод для воровства - в
общем, все они негодяи, которые соперничают друг с другом. Таково наше
воспитание. Оно превращает человека в зверя - значит, его нельзя назвать
бездейственным!"

IuM вне форума   Ответить с цитированием