Показать сообщение отдельно
Старый 26.06.2007, 01:13   #206
Местный
 
Аватар для Prosecutor
 
Регистрация: 16.08.2006
Сообщений: 4,418
Сказал(а) спасибо: 368
Поблагодарили 461 раз(а) в 307 сообщениях
Вес репутации: 65
Prosecutor скоро придёт к известности
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Владимир Сокор: «Армян не убеждают экономические и военные успехи Азербайджана, ибо их национализм сильней здравого смысла»

Интервью с известным американским политологом и публицистом Владимиром Сокором.

- Господин Сокор, США в свое время активно поддержали идею создания ГУАМ, и сегодня финансируют многие из проектов организации. Чем, на Ваш взгляд, обусловлен интерес Штатов к этой организации?

- Мне, честно говоря, и самому еще не в полной мере ясно, в чем состоит интерес США к ГУАМ. В 90-ых годах прошлого века идея создания ГУАМ была такова: СНГ существовала как механизм интеграции вокруг России, и это был достаточно опасный механизм. И четыре страны-участника этой организации решили объединенными усилиями представлять свои интересы в рамках СНГ. Сегодня такой ситуации уже не существует. СНГ является практически мертвой структурой, она больше не представляет никакой опасности в смысле интеграции вокруг России и для расширения НАТО и Евросоюза. И каждая отдельно взятая страна-учредитель ГУАМ пытается интегрироваться в европейские и даже евроатлантические структуры.

Поэтому той значимости ГУАМ, которая была в 90-ых годах, уже не существует. По-моему сейчас ГУАМ является организацией, которая ищет свою роль, миссию. Пока она эту миссию еще не нашла.

- А как же конкретные проекты, обсуждаемые в рамках ГУАМ, в том числе касающиеся сферы транспорта и энергетики?

- Транзит энергетических ресурсов, конечно, это важная роль, но этот вопрос в первую очередь зависит вовсе не от стран ГУАМ, а от Евросоюза, США и восточно-каспийских стран - Казахстана и Туркменистана. Поэтому мы должны внимательно следить за эволюцией ГУАМ в ближайший год и зафиксировать, какую именно роль эта организация для себя определит.

- В своих публикациях в ведущих американских и европейских изданиях Вы довольно часто пишите о конфликтах на постсоветском пространстве. Каковы перспективы урегулирования нагорно-карабахского урегулирования?

- В нынешней ситуации я не вижу никакой близкой перспективы, потому что армянская сторона, по-моему, не хочет урегулирования, или является пленником России. Москва, безусловно, не хочет никакого урегулирования. Армения сделала сама себя в этом смысле заложником России, и Россию это положение устраивает.

- Может ли как-то способствовать урегулированию конфликта усиленное экономическое развитие Азербайджана, усиление его армии, курс страны на евроатлантическую интеграцию?

- Я сомневаюсь, что это убеждает армян. Потому что на той стороне, на мой взгляд, преобладают национальные чувства. А они всегда сильнее, чем экономический здравый смысл. А этот здравый смысл должен заставить Армению и население Карабаха искать тесные отношения с Азербайджаном. Но, как я уже отметил, очень часто национальные чувства преобладают.

- В последнее время в мире много говорится о косовском прецеденте. Как Вы считаете, в случае получение Косово независимости, может ли это как-то отразиться на процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта?

- Абсолютно нет. Это идея о косовском прецеденте не имеет реальной силы. У каждого конфликта есть свои особенности. Конечно, у конфликтов на пространстве ГУАМ есть очень сильные схожие черты. Эти четыре конфликта на постсоветском пространстве похожи.

Но косовский конфликт никак нельзя сравнивать с этими четырьмя конфликтами. Что происходит с Косово? Там была развернута этническая чистка, все беженцы вернулись в свои дома. Там НАТО, Евросоюз, США держат ситуацию под полным контролем, там есть мандат ООН для высшего представителя международного сообщества по Косово, который фактически является в регионе губернатором. Практически там есть протекторат Запада. А какое положение в Карабахе, Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии? Совершенно другое. Там нет ни НАТО, ни ЕС, ни США, ни мандата ООН, никакого представителя международного сообщества. Только Россия контролирует ситуацию на сепаратистских территориях. Она контролирует там военную и политическую ситуацию, и в карабахском конфликте Армения выступает как союзник России.

Иными словами, это совершенно иная ситуация, и тут не может быть никакого прецедента. И если кто-то хочет создать косовский прецедент и применить его на постсоветском пространстве, пожалуйста. Тогда следует пригласить туда войска НАТО, пригласить Евросоюз для ответственности в экономическом плане, западные международные правоохранительные организации, ликвидировать последствия этнических чисток и обеспеченить возвращение беженцев в свои дома.

Но это, сами понимаете, маловероятно.

Ч.Али
__________________
...у нас очень многое во внешней политике в последние годы с подачи В.В. Путина строилось по принципу русской народной пословицы, боятся – значит, уважают. ... Нет, дело в том, что эта пословица – это не есть русская народная мудрость, это есть русский народный идиотизм, потому что боятся – это не значит уважают, боятся – значит, боятся. Боятся – значит, ненавидят, боятся – значит, избегают.
А. Троицкий

Prosecutor вне форума   Ответить с цитированием