Показать сообщение отдельно
Старый 18.06.2007, 17:53   #136
Местный
 
Регистрация: 07.12.2006
Сообщений: 21,345
Сказал(а) спасибо: 1,394
Поблагодарили 3,878 раз(а) в 2,555 сообщениях
Вес репутации: 226
Ашина на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Итак, о том, как в Гонконге, Сингапуре и Дубаи есть справедливые суды без представительной демократии.

Здесь Гонконг и Сингапур - отдельно, а Дубаи - отдельно.

Как мы узнали от Эрнандо де Сото, то, что принято называть "промышленной революцией" в Англии, и что началось во второй половине 18 века, происходило во внелегальном секторе экономики. То есть, в таких местах при таких условиях, где по каким-то причинам не действовали законы страны в полной мере. Это были либо частные земли (где сильный хозяин мог сам диктовать условия работы), либо непосредственно от короны были получены специальные разрешения на ведение дела без действовавших на остальной территории страны ограничений. В современных терминах эти места можно было назвать "свободными экономическими зонами".

И только с 1862 года, когда был введен закон о заявительном порядке учреждения акционерных компаний (принцип "одного окна" по-современному), началось бурное рапространение порядков работы, сложившихся в английских "СЭЗ", на всю остальную территорию страны.

Гонконг и Сингапур стали китайскими иммигрантскими колониями уже после того, как в метрополии (Англии) произошла тихая законодательная революция. Места до прихода англичан были почти пустынными, и никого, кроме кучки пиратов на островах не было. То есть, не было традиционного, накопленного десятилетиями замысловатого и противоречивого законодательства. Английская администрация действовала с чистого листа так, как это совсем недавно было введено в самой Великобритании. Разумеется, есть ещё много других, уже известных причин для экономического взлёта этих двух китайских полисов, но я сейчас говорю о том, почему при всём остальном там сложился благоприятный для бизнеса климат. Чтобы не быть голословным, указываю на другой пример: Макао - то же самое, но под португальским правлением. Разница в том, что в Гонконге пышным цветом расцвел внелегальный бизнес, тогда как в Макао - нелегальный. То есть, и в том, и в другом случае - свобода, но в одном (английском) то, что сдерживалось административными барьерами, но было в принципе законным, а в другом - чисто нелегальный в метрополии бизнес.

Дубаи, отдельный случай, но в чём-то похожий на Гонконг и Сингапур. Нельзя сказать, что Дубаи - это чудо из чудес в том смысле, что ничего подобного там рядом нет. Есть - и полно. Каждый арабский нефтяной эмират, включая и те, которые за пределами собствнно ОАЭ стали суверенными государствами, в чем-то уникальны и примечательны. Однако только в Дубаи (и Бахрейне) сложилась экономика, которая уже совершенно не зависит от нефти. Произошло это в результате многоступенчатого протектората, т.е. обеспеченной защиты от внешнего вмешательства разного рода арабских "революционеров" - со стороны США, как гаранта безопасности всего региона, со Стороны Саудовской Аравии - патронирующей весь комплекс мини-государств Залива, а также того, что Дубаи - это часть федерации монархий Имарату-ль Арабийяту-ль Муттахида, т.е. ОАЭ. Внутри эмиратов существует что-то вроде разделения труда, где в Шардже - культура, образование; в Аджмане - спальные районы для работников из Дубаи, в Фуджейре - в Умм-аль-Куэйне ещё что-то.

А генератором создания собственно экономического оазиса Дубаи стал сам эмир Дубаи. Всё создано по плану одного человека, который набрал соратников из своих и советников со всего мира.

Вы спросите: а где же здесь независимый суд? А нигде! Независмый суд для экономического роста и не нужен. Нужен элементарно минимально профессональный и минимально честный суд. Главное - понятный и предсказуемый. Он есть и в Гонконге, и в Дубаи.

================================================== =============

Теперь - что же делать?

Если отвлечься от того, что и насколько возможно, то для безболезненного и эффективного преодоления проблем быстрого 30-летнего экономического роста в Азербайджане нужны всего три условия:

1. Свободные экономические зоны. Не потому что там будет какая-то совсем уж экзотичесая свобода, а просто - места, вынесенные за пределы действия архаичного ("меркантилистского" по де Сото) законодательства. Попытки его реформировать дадут эффект только лет через 50, когда поезд уже безнадежно уйдет, если не свалится под откос ваааапче! К концу "экономического чуда" в нескольких СЭЗ будет проживать 3-4 миллиона человек, то есть от трети до половины экономически активного населения к 2030-2040гг.

2. 100 минимально грамотных и квалифицированных судей. Они будут методично - от прецедента к прецеденту перемалывать труху постсоветского законодательства, имея перед глазами пример того, как это происходит в СЭЗ. Просто, начиная с сегодняшнего дня (мы же условились, что рассматриваем чистый эксперимент) на освободившиеся в результате ухода на пенсию или в результате коррупционного скандала места будут назначаться элементарно честные судьи.

3. Постепенная реформа законодательства на остальной (основной) территории страны... Здесь у меня есть очень смешная рекомендация, которая обязательно покажется нелепой и, прямо скажем, глупой. Но поскольку я так уже много глупостей наговорил, то я и её выскажу. Но завтра.

Вот эти три условия и смогут (ИМХО) обеспечить экономический рывок без жёсткого приземления на копчик в самый неподходящий момент. А произойдет или не произойдет переход к классической представительной демократии именно в этот 30-летний период - совершенно не имеет к делу никакого отношения.


Ашина вне форума   Ответить с цитированием