Показать сообщение отдельно
Старый 29.03.2007, 11:55   #13
Местный
 
Аватар для Placebo
 
Регистрация: 15.12.2006
Сообщений: 5,018
Сказал(а) спасибо: 308
Поблагодарили 158 раз(а) в 125 сообщениях
Вес репутации: 64
Placebo на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Политика России, пользуясь газовой монополией, превратить страны СНГ в зависимые от себя государства, кажется, обернется ей боком.


Монополия на поставку, заметьте, не своего, а туркменского газа, а также межэтнические конфликты на территории стран СНГ давали прекрасные возможности Москве сохранять влияние на постсоветcкое пространство. Но процесс потери Россией стран, которые совсем недавно входили в сферу ее влияния, происходит и даже ускоряется благодаря самой же РФ. Еще 5-6 лет назад никто не мог бы предположить, что отношения России со своими бывшими младшими братьями испортятся до степени, когда даже форпосты этой страны станут задумываться об изменении приоритетов внешней политики.

Для сохранения влияния Россия, имитирующая приверженность к демократическим принципам, даже не скрывала своей поддержки авторитарным режимам в постсоветских странах – будь это Беларусь, или Армения.

Но в любой момент, если какая-та страна решит отвернуться от России, то в Кремле неожиданно обнаружат авторитарный тип руководителя этой самой страны. Примером тому стал Лукашенко, который, уяснив для себя всю опасность, исходящую от России, решил сблизиться с Европой. В начале года, президент Беларуси дал два интервью западным журналистам, признал ошибку внешней политики, ориентированной однозначно на Россию.

Кроме того, он пообещал выставить Москве счет за пользование военными объектами и транзит в Калининградскую область. Все это стало поводом для раздражения Кремля, и прокремлевских журналистов, которые сразу вспомнили о диктатуре, о несправедливых выборах, и о нечестном партнерстве.

Казалось бы, чего странного в том, что Беларусь, для которой Россия, руководствуясь экономическими аргументами, увеличила цены на газ, на нефть, адекватно отвечает и требует деньги за услуги, которые до сих пор оказывались России бесплатно? Но такова суть «партнерских условий» официальной Москвы, согласно которой России можно всё, а другим нельзя ничего.

Цена на поставляемый газ стала причиной недовольства и в другой самой пророссийской стране СНГ – Армении. И здесь посчитали, что нужно соскочить с российской газовой иглы. В Армении в начале года прозвучали официальные заявления о необходимости диверсификации.

Так, глава МИД этой страны Вардан Осканян, выступая перед парламентариями этой страны, заявил, что Ереван вынашивает планы подключения к Транскаспийскому газопроводу, строительство которого призвано ослабить транзитную зависимость газодобывающих стран Центральной Азии от российских газопроводов.

В Москве моментально отреагировали на это, подчеркнув, что это станет болезненным ударом по экономическим интересам России и сразу напомнили маршрут, по которому планируется провести Транскаспийский газопровод: Тенгиз (Казахстан) – Туркменбаши (Туркмения) – Баку (Азербайджан) – Тбилиси (Грузия) – Эрзурум (Турция).

В Кремле подчеркнули, что этот маршрут, начало строительства которого запланировано на 2008 год, не предусматривает ответвления на Армению, что связано с отношениями Еревана с Азербайджаном и Турцией. То есть, путь Армении к отступлению перекрыт, и ей никуда не деться от России.

Конечно же, Москве хотелось бы видеть в такой ситуации и другие страны, однако в отличие от Еревана, другие государства более или менее ценят суверенитет и не желают полностью отдаваться бывшему старшему брату, наоборот, вынашивают планы по окончательному удалению от него.

Другой важной темой в отношениях России с бывшими советскими республиками является поддержка Москвой сепаратизма. Ни для кого уже не секрет, что без российской поддержки самопровозглашенные республики на территории Молдовы и Грузии не прожили бы ни дня, а Армения давно убрала бы свои войска из оккупированных территорий Азербайджана, тем самым, положив конец так называемой «Нагорно-карабахской республике». Весьма сомнительная миротворческая деятельность России в зонах замороженных конфликтов также является ничем иным, как открытой защитой сепаратистов.

Попечительство Россией сепаратистов достигло до такой степени, что уже все заверения политического руководства России о том, что она желает решить конфликты, вызывают стойкое раздражение. И дело дошло до того, что страны, чьи территории оккупированы режимами, подчиняющимися Москве, уже открыто жалуются в международные организации.

Так, Грузия и Молдова выступили на Постоянном совете ОБСЕ в Вене с предложением к России прекратить финансовую помощь сепаратистским режимам. Это предложение было поддержано США.

В России должны понять, что сегодня уже не 90-ые прошлого века, и никто не станет мириться с официальными приемами лидеров непризнанных государств в Москве, проведением ими переговоров в качестве президентов, ведь всё это противоречит посредническому статусу России, которая должна придерживаться нейтральной позиции в этих конфликтах.

Пора понять, что ни о какой миротворческой миссии России в этих конфликтах не может идти речи, так как эта страна является самой главной заинтересованной стороной в противостояниях сепаратистов с международно-признанными государствами.

Только теперь, когда мы стали свидетелями, а порой и участниками процессов произошедших в связи с развалом СССР, нам, азербайджанцам, более или менее стало понятно, почему за все время нахождения в составе Союза народы Прибалтики так и не полюбили Москву и не смирились с коммунистическим режимом. Почему в Польше или Чехии предпочитают открыто проявлять неуважение к представителям России.

Самые последние события, иллюстрирующие отношение к Москве, происходили в Эстонии, где разгорелись споры вокруг памятника, символизирующего для эстонцев красную оккупацию. И вправду, какая разница для эстонца, кто оккупировал ее землю – немецкий фашист или русский коммунист? Но никакие заявления об освобождении Эстонии коммунистами от фашистов не могут перевесить аргументы выступающих за снос памятника солдату Красной армии.

Или же планы США разместить в Чехии и Польши противоракетную систему. Эти страны, которые в ходе своей истории несколько раз оказывались под влиянием России, получили прекрасную возможность для получения гарантий того, что больше не окажутся под игом Кремля. А почему бы не воспользоваться этим, ведь помимо гарантии безопасности, эти восточноевропейские страны получат от США и другие дивиденды.

Вообще сравнивая различия в подходах между Россией и США, можно прийти к существенному выводу относительно причин выбора государствами, приоритетов во внешней политике. Так, если США взамен на какие-то предложения отдельным странам предлагают финансы или другие привилегии, то Россия для реализации задуманного угрожает, шантажирует, а потом, обещает не реализовать угрозы, взамен требуют выполнения условий.

Нам же, азербайджанцам, которые не спорят о сносе или сохранении памятника российским солдатам или о том, разрешить ли американцам установить систему ПРО, пора уяснить, что, как минимум, последние 300 лет нашей истории являются ответом вопросу, быть ли нам с Россией или нет.

Если среди нас те, кто желает повторения Туркменчайского или Гюлюстанского договоров, или же жертв 20 января 1990 года и геноцида в Ходжалы?

Дей Аз
__________________

Jedem das Seine

Placebo вне форума   Ответить с цитированием