Показать сообщение отдельно
Старый 21.03.2007, 16:05   #71
Местный
 
Регистрация: 09.08.2006
Сообщений: 7,423
Сказал(а) спасибо: 175
Поблагодарили 85 раз(а) в 67 сообщениях
Вес репутации: 87
Pan на пути к лучшему
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Правительство отчиталось перед парламентом. Как и ожидалось, премьер-министр ограничился перечислением статистических данных, которые были давно известны всем, в том числе той части депутатов, которые ежедневно читают прессу. Одним словом, никакого анализа, никакого прогноза програмного характера. В принципе большего от нашего немногословного премьер-министра вряд ли стоило ожидать. И на этот раз господин А.Расизаде был верен своему амплуа, демонстрируя олимпийское спокойствие, хотя экономику страны после последнего повышения цен явно лихорадит, что заметно даже из далекой Великобритании.
Например, эксперты влиятельного британского издания The Economist в статье "Азербайджан: праздник, который продлится недолго" утверждают, что Азербайджан уже сталкивается с серьезными проблемами: "Из-за резкого увеличения бюджетных расходов инфляция в стране в месячном исчислении приближается к двузначной цифре. Азербайджанская экономика уже демонстрирует симптомы "голландской болезни", а искусственное сохранение монополий в различных отраслях только усугубит проблему".
При этом, несмотря на то, что "Азербайджан находится еще на первом этапе нефтяного бума, симптомы "голландской болезни" - то есть утраты конкурентоспособности другими секторами из-за укрепления национальной валюты и других факторов - уже проявились здесь с особой силой". Одновременно в статье говорится о том, что в Азербайджане развитие негативных последствий "голландской болезни" усиливается и ускоряется из-за сочетания сразу нескольких факторов.
Среди главных проблем называются всепроникающая коррупция в госаппарате, особенно в налоговых и таможенных органах, злоупотребления в судебной системе, искусственное поддержание ряда монополий и высокий уровень вмешательства высокопоставленных чиновников в экономику. Тем более что деловой климат в Азербайджане, и без того неблагоприятный, постоянно ухудшается.
Наши госчиновники не согласны с британскими экспертами, и здесь нет ничего нового для нас. Проблема заключается в другом. Наше правительство ведет себя как герой некогда популярного шлягера, утверждая, что "все хорошо, прекрасная маркиза". Вряд ли в роли "прекрасной маркизы" в данном конкретном случае выступаем мы - простые смертные, которые во всей своей красе на себе почувствовали все прелести экономической политики правительства...

НЕКОТОРЫЕ ШТРИХИ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Попытаемся на примере нескольких конкретных фактов показать, мягко говоря, всю несостоятельность, а если быть точным, отсутствие экономической политики у нашего правительства. Недавно примерно десять тысяч рабочих госконцерна "Азеркимья" потеряли свои рабочие места по очень простой причине, о которой автор этих строк предупреждал сразу после повышения цен на все энергоносители, транспортные и коммунальные услуги. Оказалось, что "Азеркимья" заключил контракты на поставки своей продукции потребителям, как и положено хозяйственным субъектам во всем мире, еще в конце прошлого года. Но после повышения цен со стороны Тарифного совета в начале нового финансового года "Азеркимья" не способен выполнять взятые на себя обязательства по старым ценам. Вот и приходится закрывать предприятия, тем более что и на счета "Азеркимья" был наложен арест. Одним словом, по всем законам рынка "Азеркимья" должен был объявить себя банктротом. Однако,..
Правительству пришлось принимать меры, притом экстренные и, что еще хуже, антирыночные. Кабмин по сути решил субсидировать убытки "Азеркимья" от повышения цен на энергоносители. Отныне этот Госконцерн будет оплачивать стоимость электроэнергии по прежним ценам.
Сразу возникает несколько вопросов: во-первых, неужели наши экономические гении в правительстве не могли спрогнозировать подобное развитие событий, если существование подобной угрозы заметил даже автор этих строк, не имеющий специального образования, практически сразу после повышения цен на энергоносители, транспортные и коммунальные услуги?
Буквально 18 января, комментируя известную статью министра экономразвития Гейдара Бабаева, "Зеркало" писало: "По нашему Основному Закону частная собственность (кстати, как и любая другая - автор) неприкосновенна... С этой точки зрения дело даже не в самом повышении цен, а в его неожиданности...
Создается впечатление, что они забыли простую истину, что любая экономика, в том числе и рыночная, должна быть прогнозируемой и регулируемой. На то и существует правительство. Если они забыли об этом, то могу напомнить им, что правительство добивается этой цели посредством налогов, пошлин, акцизов, в том числе цен на товары и услуги, которыми оно монопольно распоряжается.
Позиция правительства по всем этим параметрам находит свое отражение в государственном бюджете, которое принимается до начала каждого финансового года, то есть в конце предыдущего. И у нас в конце 2006 года был принят бюджет на 2007 год. Однако читатель не найдет там даже намека на возможное повышение цен на энергоносители, коммунальные и транспортные услуги и на связанные с ним увеличение бюджетных поступлений и расходов. Наоборот, там "предусмотрительно" предусмотрены даже субсидии для естественных монополий, чтобы никто ни о чем не догадался (в объеме аж 300 млн. новых манатов)...
Дело в том, что в любой цивилизованной стране подобные "фокусы" очень дорого обошлись бы правительству. Ведь не только правительство занимается составлением бюджета на будущий год, но и любой хозяйственный субъект. Хуже всего то, что хозяйственные субъекты, в том числе частный сектор, составляют свой бюджет, заключают договора на поставку товаров, берут кредиты, исходя из параметров, заложенных в государственном бюджете. То есть параметры госбюджета являются своеобразным законодательно утвержденным обязательством правительства на предстоящий финансовый год перед населением и хозяйственными субъектами. Однако после тотального повышения цен все эти договора хозяйственных субъектов на поставку товаров, выполнение ими обязательств по полученным кредитам полетели к черту. Например, из-за вынужденного повышения цен от товара могут просто отказаться. Или же вряд ли банки будут пересматривать условия кредита и сроки его погашения в связи с повышением цен на энергоносители. Одним словом, часть хозяйственных субъектов, в том числе обычных граждан, оказалась под угрозой банкротства. То есть произошло косвенное отчуждение частной собственности, притом по вине правительства".
И после этого наше правительство может утверждать, что оно имеет четкую программу экономического развития страны и способность спрогнозировать развитие ситуации хотя бы на несколько месяцев вперед?! И после этого правительство может призывать население доверять ему?!
Во-вторых, а как же рыночный принцип создания равных условий для всех хозяйственных субьектов?! Почему же другие, прежде всего частные, предприятия должны платить за электроэнергию существенно больше, чем Госконцерн "Азеркимья", который также является своего рода монополистом?!
Пойдем дальше. Госчиновники заявляют о предполагаемом повышении цен на зерновые примерно на 50 процентов. И это притом, что правительство якобы собирается частично компенсировать фермерам повышение цен на топливо. Однако при этом нам клятвенно заявляют, что повышения цен на хлеб, которое, если не ошибается автор этих строк, является "производным" от зерновых культур, правительство не допустит. Да, еще те же госчиновники нас заверяют, что правительство не допустит и уменьшения веса хлеба, хотя последнее уже произошло.
Представители правительства даже не скрывают, что собираются регулировать цены чисто административными методами: хлебопекарни, которые попытаются повысить цены, будут закрыты. Но как же так? Куда же делись декларируемые правительством рыночные принципы управления экономикой и регулирования цен? С какой стати правительство решает проблему "хлеба для народа" за счет производителя конечной продукции? И после этого правительство может утверждать, что в Азербайджане рыночная экономика?
Несколько слов о ситуации в банковской сфере. Как сообщает "Тренд", Национальный банк Азербайджана (НБА) предостерегает население страны до завершения исследований деятельности Ahmedov Co.Inc, рекомендуя не сотрудничать с этой компанией, говорится в распространенном в среду сообщении НБА. Исследования начались в связи с запросами граждан страны относительно этой компании. В них указывается, что Ahmedov Co.Inc на условиях уплаты дивидендов в 60% привлекает от юридических и физических лиц средства в крупных размерах. Нацбанк уведомляет, что в соответствии с законом "О банках" операции по привлечению депозитов на территории Азербайджана могут осуществлять лишь лицензированные НБА банки.
"Ввиду того, что Ahmedov Co.Inc не имеет лицензию НБА, в настоящее время проводятся необходимые мероприятия в соответствии со ст.3.5 закона "О банках" для установления законности деятельности этой структуры. В то же время для исследования деятельности компании в этой области обратились в соответствующие госорганы", - говорится в сообщении.
Безусловно, привлечение депозитов под 60% анормально. Но разве нормально, когда банки, имеющие лицензию НБА, привлекают депозиты под 25%, при ставке рефинансирования Нацбанка 8%. И это происходит при избытке дешевых денег. Не надо быть гениальным экономистом, чтобы понять, что средства, привлекаемые под такие проценты, уж точно не будут направлены на реализацию производственных проектов. Ведь, опять же, автор этих строк предупреждал, что в стране начали появляться банки, напоминающие финансовые пирамиды начала 90-х годов. То есть, у нас отсутствует нормально функционирующая банковская система, которая является основой любой здоровой рыночной экономики.

ПОЛНЫМ ХОДОМ ИДЕТ ПРОЦЕСС "САМОПОЕДАНИЯ"

На этом фоне мы наблюдаем резкое изменение позиции правительства по некоторым направлениям внешнеэкономической деятельности. Кстати, эти изменения сами по себе позитивны. Однако, в свете вышеизложенного, можно предположить, что правительство преследует не совсем "благие" цели.
Во-первых, правительство вдруг решило ускорить процесс вступления Азербайджана во Всемирную торговую организацию. Это предполагает максимальную либерализацию экспортно-импортной сферы. Все верно, все хорошо. Это очень важно.
Правительству таким образом удастся решить проблему обеспечения населения относительно дешевыми импортными потребительскими товарами. Однако при нынешней экономической политике правительства это будет последним гвоздем, вбитым в крышку гроба местного производителя.
Во-вторых, вдруг наше правительство пытается "реанимировать" идею создания свободных экономических зон. При всей привлекательности этой идеи создается впечатление, что кое-кто лоббирует эту идею для легализации в "национальном СЭЗ" собственных "грязных денег".
В-третьих, Азербайджан собирается стать государством-донором, то есть, инвестировать огромные средства в экономику других стран, прежде всего, в постсоветском пространстве. Скорее всего, в ближайшее время мы станем свидетелями создания нечто вроде азербайджанского Эксимбанка и средства из Нефтяного фонда плавно перетекут на счета "своих фирм", реализующих масштабные проекты в "родственных по духу" государствах СНГ.
В принципе нет ничего зазорного в том, что люди зарабатывают огромные деньги. В постсоветском пространстве власть является серьезным, а в реалиях Азербайджана можно сказать, что единственным фактором, позволяющим зарабатывать большие деньги. Однако большие деньги должны быть производными от власти. Если большие деньги становятся самоцелью, то власть теряет свою изначальную функцию. И кажется, в Азербайджане мы наблюдаем последнюю фазу данного процесса.
Дело в том, что этот процесс может иметь пагубные последствия для самой власти. Ведь после максимальной концентрации всей власти - и политической, и экономической, и финансовой наступает этап "самопоедания". Ведь оппозиция во всех ее проявлениях исчезает. Начинаетя поиск врагов среди "своих". Больше просто негде. Первыми жертвами этого процесса стали, как не раз писал автор этих строк, бывшие министры - Али Инсанов и Фархад Алиев.
Автор этих строк не знает кто станет очередной жертвой этого процесса "самопоедания". Однако:"Я не люблю Рамиза Мехтиева потому, что нет света и газа, рабочие места не открываются и президенту докладывают ложные сведения..."
Стиль Мехтиева заключается в том, чтобы лицемерно выращивать статуи Гейдара Алиева, вместо того, чтобы засаживать землю виноградом и хлопком. Обращаясь к народу, мы говорим: "Люди, выходите на улицы и покажите свое недовольство Рамизом Мехтиевым. Пусть Ильхам Алиев своими глазами увидит как много недовольных". Это заявление не представителя оппозиции, а зампреда правящей партии Сируса Тебризли. Сразу отмечу, что вопрос не в личности главы президентской администрации. Проблема в настроениях, существующих в правящей элите. Ведь кое-кто из проправительственных политиков уже расценивает происходящие в стране процессы как подготовку к новому госперевороту. Но не пора ли остановиться...

ПОРА РАЗОРВАТЬ ПОРОЧНЫЙ КРУГ

Чтобы достичь этой цели, в первую очередь необходимо создать условия для появления в стране "экономической оппозиции". Этот процесс в стране шел, но был прерван арестом бывшего министра экономразвития Ф.Алиева. Опять же дело не в личности ныне опального бывшего министра. Формирование независимой местной бизнес-элиты является необходимым условием для становления поистине политического плюрализма и демократического общества. Независимо от побудительных мотивов, бывший министр экономразвития "покровительствовал" этому процессу.
Однако власти не хватило, скорее всего, политической воли рубить сук, на котором она сидит. Ведь появление независимой бизнес-элиты рано или поздно привело бы к становлению сильной политической оппозиции. А это означает конец самой ныне существующей системы власти.
Однако, как представляется автору этих строк, можно сделать так, чтобы "и волки были сыты, и овцы целы".
Во-первых, и это самое главное, необходимо пойти на полную легализацию доходов, притом, всех без исключения. А потом создать правительство, состоящих из технократов, а не из министров-олигархов как сейчас. В любом случае, представители правящей элиты, обладающие огромными финансовыми и имущественными ресурсами, будут иметь огромную фору перед остальными.
Во-вторых, одновременно надо пойти на радикальные экономические реформы, способствующие становлению независимой бизнес-элиты. Необходимо снизить уровень подоходного налога до 13% для всех, а НДС до 10 процентов. Было бы целесообразно пересмотреть структуру налога с прибыли. Естественно, необходима полная либерализация и упрощение налоговой, импортно-экспортной сфер, прежде всего сферы импорта новых технологий и производственного оборудования.
В-третьих, необходимо пересмотреть финансово-кредитную политику, прежде всего, добиться снижения как ставки рефинансирования, так и кредитования, увеличения их сроков. Достаточно напомнить, что ставка рефинансирования Центрального банка Армении всего 4,75%. И это при том, что эта страна, в отличии от Азербайджана, не имеет свободных средств. Нацбанк также должен стимулировать, в том числе в нормативно-законодательном порядке, такой процесс, чтобы коммерческие банки выдавали долгосрочные кредиты под производственные проекты не более чем под 10%.
И, наконец, необходимо установить более низкие цены на энергоносители не для населения, а для производителей, по крайней мере, на определенный период времени. Напомним, что цена киловатта электроэнергии в Азербайджане составила 7 центов, независимо от потребителя. В США цена на электричество колеблется в зависимости от потребителя: 10,94 цента для граждан, для коммерческих целей - 9,78 цента, для промышленных целей - 6,27 цента.
Что касается цен на газ, в Азербайджане цена для потребителей составила чуть более 53 долларов за 1000 кубических метров, а в США она сохраняется на уровне 42 долларов за тот же объем.
В конце концов, Азербайджан импортирует электроэнергию из России по цене 3,636 цента за 1 кВт/час. А это значит, что внутренних ресурсов по снижению цен на энергоносители для производителей товаров предостаточно...
__________________
Genclerin etiraz aksiyasi

Pan вне форума   Ответить с цитированием