PDA

Просмотр полной версии : Предложение Турции: Платформа безопасности на Кавказе


Prosecutor
21.08.2008, 13:47
<div class='quotetop'>Цитата</div>1st News :: В МИРЕ
Налбандян поддержал инициативу Турции
08-21 12:00

Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, комментируя заявления Эрдогана о создании Платформы безопасности на Кавказе, ответил, что «Армения является сторонницей диалогов, особенно по вопросам, касающимся сотрудничества и безопасности в регионе».

Напомним, что вчера Эрдоган перед вылетом в Баку сообщил, что глава МИД Турции намерен встретиться с армянским коллегой и обсудить инициативу, предложенную Турцией.

Налбандян отметил, что заявление турецкого премьер-министра о намерениях начать переговоры с Арменией приветствуется армянским правительством, сообщает Today's Zaman.

Нармин Баширзаде[/b]

<div class='quotetop'>Цитата</div>1st News :: ПОЛИТИКА
Президент Азербайджана позитивно отнесся к инициативе Турции
08-21 09:33

По итогам состоявшейся встречи с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что поддерживает прекращение столкновений в Грузии и восстановление нормальных отношений Тбилиси с Москвой при условии соблюдения всех норм международного права и территориальной целостности Грузии.

Глава государства подчеркнул, что он желает, чтобы друзья Азербайджана – Россия и Грузия – также состояли в дружеских отношениях.

Ильхам Алиев заявил при о своей убежденности в том, что турецко-азербайджанские отношения и инициативы приведут в будущем к укреплению мира и сотрудничества в регионе.

Коснувшись экономического ущерба, нанесенного военными действиями в Грузии, Ильхам Алиев отметил, что Азербайджану также при этом был нанесен определенный ущерб.

В свою очередь Эрдоган подчеркнул, что Турцию, Азербайджан и Грузию связывает тесное сотрудничество. Он выразил уверенность в том, что в рамках платформы, предложенной Турцией, сотрудничество получит дальнейшее развитие. Он подчеркнул, что Азербайджан и Турция выступают с единых позиций по поддержанию мира и стабильности на Южном Кавказе.

Эрдоган также отметил, что Нагорно-Карабахский конфликт должен быть решен с соблюдением территориальной целостности Азербайджана, и выразил надежду, что платформа по безопасности и сотрудничеству на Кавказе внесет свой вклад в обеспечение мира и безопасности в регионе. При этом премьер министр подчеркнул, что платформа должна иметь географическую основу, преследовать цель установления мира и безопасности в регионе, опираться на принципы ОБСЕ и охватывать совместное решение любой проблемы.

Основанная на таких принципах платформа, по мнению Эрдогана, укрепит стабильность и сотрудничество в регионе. Он сообщил, что его обрадовал позитивный подход Алиева к инициативе.

Нармин Баширзаде[/b]

Итак, что кроется за последними предложениями Турции в свете молчаливой позиции Турции по Грузии, заявления А. Гюля и отказа пропуска американских ВМС в акваторию Черного моря? Российско-турецкий Кавказ без Америки?

spectator
05.09.2008, 17:08
05 Сентября 2008 [16:24]

7 сентября министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров совершит визит в Москву.
Об этом Day.Az сообщили в пресс-службе МИД Азербайджана.

Здесь отметили, что визит осуществится по приглашению главы МИД России Сергея Лаврова.
Согласно информации, в Москве Э.Мамедъяров обсудит региональные вопросы, а также инициативу Турции «Платформа безопасности и сотрудничества на Кавказе». (http://www.day.az/news/politics/129633.html)

Fireland
08.09.2008, 12:45
Абдулла Гюль едет в Азербайджан (http://1news.az/politics/20080908123343941.html)
2008-09-08 12:36
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Президент Турции Абдулла Гюль в ближайшее время планирует посетить Азербайджан. Об этом сообщает «Hurriyet», со ссылкой на самого Гюля.

По словам главы Турции, он планирует также стать посредником между президентами Азербайджана и Армении.

«Мы это обсудили с президентом Саркисяном, и он дал свое согласие на эту встречу, думаю, свое согласие даст и мой дорогой друг президент Ильхам Алиев. Я с ним в ближайшее время в Баку обсужу все детали и итоги моего визита в Ереван», отметил А.Гюль.

Политические аналитики Турции не исключают также четырехсторонней встречи президентов Турции, России, Армении и Азербайджана по урегулированию Карабахской проблемы.[/b]

Я так и предпологала, что после Армении Гюль решится посетить Азербайджан. Открывается новое течение в переговорном процессе.

Prosecutor
08.09.2008, 12:58
<div class='quotetop'>Цитата</div>1st News :: ПОЛИТИКА

На встрече Мамедъярова с Лавровым обсуждена возможность замены Минской группы ОБСЕ

09-08 09:44

Вчера в Москве прошла встреча глав МИД России и Азербайджана, в ходе которой основным предметом обсуждений стали отношения двух стран и международная обстановка в свете последних событий на Кавказе.

«Руководители внешнеполитических ведомств обсудили состояние и перспективы российско-азербайджанских отношений в политической, экономической и гуманитарной сферах. Министры обменялись также мнениями о региональной и международной обстановке, сложившейся после пресечения грузинского нападения на Южную Осетию в нарушение соглашений об урегулировании», - говорится в сообщении МИД РФ. «Беседа прошла в откровенной дружеской атмосфере, присущей российско-азербайджанским отношениям», - отмечается в сообщении.

Как сообщила пресс-служба Министерства иностранных дел РФ, руководители МИД поговорили также о состоянии и перспективах российско-азербайджанских отношений в политической, экономической и гуманитарной сферах в контексте договоренностей, достигнутых в ходе официального визита президента России Дмитрия Медведева в Баку 3-4 июля 2008 года. В центре внимания переговоров были и предложения Турции по созданию «Кавказской платформы стабильности и сотрудничества».

Вместе с тем, российские СМИ со ссылкой на свои источники в Кремле сообщают, что одной из тем встречи, возможно, стала организация переговоров глав Армении и Азербайджана - но уже не под эгидой Минской группы ОБСЕ, до сих пор курировавшей Нагорно-Карабахское урегулирование, а при посредничестве президента Медведева.

Ризван Гусейнов[/b]

Русские пытаются перехватить инициативу.

Fireland
08.09.2008, 16:15
Армяно-турецкая граница может быть открыта для гуманитарной помощи (http://www.day.az/news/armenia/129836.html)

Пока у власти в Турции исламисты-торгаши не жди ничего полезного. Главное чтоб деньги текли, деньги. А ведь у нас рычагов давления хватит на всю гибкую политику Турции. Ладно....подождем сколько еще Гюль будет цвести и пахнуть.

Dismiss
08.09.2008, 17:40
<div class='quotetop'>Цитата(Prosecutor @ 21.8.2008, 13:47) 149911</div>
Итак, что кроется за последними предложениями Турции в свете молчаливой позиции Турции по Грузии, заявления А. Гюля и отказа пропуска американских ВМС в акваторию Черного моря? Российско-турецкий Кавказ без Америки?
[/b]
С самого начала предупреждаю, что это шутка. НО!!!!

У меня смутное подозрение, что Эрдоган свистнул cловосочетание "Кавказский альянс" у моей дочери:))) Она опубликовала статью в Turkish Weekly задолго до того, как Эрдоган озвучил эту идею - с того времени ее перепечатали практически все ведущие СМИ Турции и даже в Армении она была опубликована : :wink:

http://en.zhamanak.com/article/579/

А вот оригинал статьи:

Caucasian Alliance for Energy Security

http://www.turkishweekly.net/comments.php?id=2876

Как говорит Жванецкий, "шутки шутками, но могут быть и дети". Причем в прямом смысле. :wink:

Prosecutor
08.09.2008, 18:31
<div class='quotetop'>Цитата(Fireland @ 8.9.2008, 6:15) 153609</div>
Армяно-турецкая граница может быть открыта для гуманитарной помощи (http://www.day.az/news/armenia/129836.html)

Пока у власти в Турции исламисты-торгаши не жди ничего полезного. Главное чтоб деньги текли, деньги. А ведь у нас рычагов давления хватит на всю гибкую политику Турции. Ладно....подождем сколько еще Гюль будет цвести и пахнуть.
[/b]

Дело в том, что наше правительство отмалчивается. И деталей происходящего не обнародует. Роль Турции может быть как позитивной, так и негативной.

Предпологаю два вожможных сценария:

1. Турция и Россия договариваются между собой о совместной "протекции" Южного Кавказа - примирение Армении с Азербайджаном, открытие всех границ и т.д. Турки открывают границы и не позволяют Армении полностью погибнуть. А это подрывает нашу позицию.

2. То же самое, только турки ставят принципиальные условия - отказ от агрессии в Карабахе, "геноцида" и т.д. И русские соглашаются, чтобы 1) в регионе не было американцев 2) БТД не контролировался американцами. Тут не так плохо, как в первом случае.

И, возможно, третье. Турки все это сближение обменивают на 1) ликвидацию ПКК 2) вступление в Евросоюз. Что очень может быть. Не сошли же они окончательно с ума, чтобы ставить под удар имеющиеся позиции на Западе. Тем более, у американцев рычагов давления на турков достаточно.

Fireland
09.09.2008, 12:28
<div class='quotetop'>Цитата(Prosecutor @ 8.9.2008, 16:31) 153630</div>
И, возможно, третье. Турки все это сближение обменивают на 1) ликвидацию ПКК 2) вступление в Евросоюз. Что очень может быть. Не сошли же они окончательно с ума, чтобы ставить под удар имеющиеся позиции на Западе. Тем более, у американцев рычагов давления на турков достаточно.
[/b]
Я пока не хочу делать поспешных выводов. Пока надо ждать. Но если турки сделают ошибку, они долго будут об этом жалеть. Очень долго.

Damla
10.09.2008, 13:41
Зардушт Ализаде: «Нам легче будет договориться с армянским обществом, которое дружит с Турцией, а не с тем армянским обществом, которое однозначно зависит от России»


- Ажиотаж по поводу недавнего визита президента Турции Абдуллы Гюля в Ереван не стихает. Большинство наблюдателей в Азербайджане склонны видеть в этом событии больше негатива, нежели позитива. А как происходящее оцениваете Вы?

- Прежде всего, надо отметить, что правительство Эрдогана сделало для Турции больше, чем все националистические левые правительства этой страны, вместе взятые, за последние 30 лет. Эрдоган провел большие реформы в области уголовного права, в области взаимоотношений между этносами Турции. Он впервые посадил армию на свое место, потому что в Турции была абсолютно неевропейская, аномальная ситуация, когда Генштаб мог собраться и смести избранное народом правительство. Эрдоган сумел изменить это, и армия, конечно же, недовольна: военные были хозяевами страны, а теперь стали защищать границы, обеспечивать безопасность, а не назначать и смещать как раньше, будучи всесильными.

Эрдоган продвинул отношения с Европой намного вперед. Он сдвинул с мертвой точки кипрскую проблему, добился того, чтобы на место Денкташа пришел более деятельный Талят, с которым турки сказали «да» плану Кофи Аннана, чем завоевали уважение Европы, и добился начала переговоров об объединении Кипра, в результате чего Европа снизила санкции против турков-киприотов.

И еще: Эрдоган не пошел в Ирак, показав Европе, что он не является вассалом Америки, и в то же время, когда интересы Турции потребовали ударить по ПКК, он ударил.

Итак, у Эрдогана все идет прекрасно. Единственная загвоздка – армянский вопрос. Армения повсюду говорит о «геноциде», выдвигает к Турции территориальные притязания.

Поскольку Турция в начале 90-ых годов прошлого века была очень заинтересована в Азербайджане, она стратегически стала поддерживать нашу страну. Но Азербайджан оказался недостаточно хорошим партнером. Турки стали обучать наших военных, поставлять сюда амуницию и вооружения, но, в конце концов, увидели, что Азербайджан не интересуется Карабахом на должном уровне.

Турция в прекрасных отношениях с Сирией, Ираком, Ираном, Грузией, Россией – со всеми, кроме Армении. Безопасность любого государства измеряется его отношениями с соседями. Что должно делать правительство в таких условиях? Наладить диалог и улучшить отношения. Турция в этом отношении сделала уже много чего: она, не имея дипломатических отношений с Арменией, позволила армянским гражданам приезжать в Турцию за заработком. То есть какую-то часть армянского общества они сделали экономически зависимыми от себя, как, например, Россия сделала зависимыми большую часть азербайджанского населения.

Анкара стала поощрять развитие армяно-турецких бизнес-отношений, и сегодня армянские бизнесмены совершенно вольготно работают в Турции. Турецкое руководство стало поощрять контакты на уровне гражданского общества, это тоже хорошо.

И, наконец, в армянском обществе стали раздаваться голоса о том, что турки являются не врагами, а соседями, через которых пролегает путь в Европу. Конечно, сейчас эти голоса слабы на фоне тех, кто кричит: «Россия – наше будущее!», «Благодаря России мы отняли Карабах!» и т.д. Но борьба началась, началось расслоение армянского общества, и Турция этим пользуется.

Поэтому я думаю, что визит Гюля в Ереван – это очень мудрый шаг, очень смелый шаг на пути к началу интенсивного диалога. Это мне напоминает «пинг-понговую дипломатию» между Америкой и Китаем в 70-ые годы, и «борцовскую дипломатию», когда иранские борцы поехали в Америку, а американские приехали в Иран.

Я думаю, что Гюль предпринял позитивный шаг, который послужит улучшению отношений между Арменией и Турцией и увеличит уровень безопасности и взаимопонимания в регионе. Здесь возникает вопрос: разве для решения карабахской проблемы мирным путем, как говорит наше правительство, нам не нужно установление в регионе безопасности и сотрудничества? Или для этого нужно, чтобы все друг с другом враждовали? Второе абсолютно нелогично. Я думаю, что Эрдоган – мудрейший политик Турции после Ататюрка, он великолепно управляет и реформирует Турцию, ведет ее вперед.

- Следовательно, визит Гюля в Армению будет только нам на пользу?

- Конечно. Представьте себе ситуацию: улучшатся взаимоотношения Армении и Турции, армянская экономика привяжется к турецкой, армянское общество начнет ориентироваться на турецкое, и в этом случае голоса тех, кто кричит: «Вражда между турками и армянами вечна» уже не будут получать поддержку. И в этой ситуации нам легче будет договориться, найти компромиссное решение с армянским обществом, которое дружит с Турцией, а не с тем армянским обществом, которое однозначно зависит от России.

- Кстати, получится ли достичь всего этого, учитывая нынешнюю зависимость армянского руководства от России?

- Это понятно, что Россия имеет много ремней, которыми привязала к себе Армению.

Первый такой ремень – это военная база, которая направлена отнюдь не против Азербайджана, а создана для того, чтобы держать под контролем армянское общество, а также армию, как самый эффективный инструмент армянского общества.

Второй ремень – это армянская национальная мифология о враждебности к туркам, которую российская наука, пропаганда и спецслужбы все время культивируют и поддерживают, зная, что тем самым они отрывают Армению от тюркского мира и привязывают к России.

Третий – это карабахская армия, которая сидит вокруг Еревана и контролирует армянскую оппозицию.

Четвертый – армянские политики, в основном, вышедшие из шинели карабахского движения и тоже выступают за союз с Россией, включая того же Левона Тер-Петросяна.

Пятый ремень – это Бако Саакян, офицер ГРУ, который сидит в Карабахе и контролирует и Сержика, и Робика, и посредством которого Россия управляет Арменией.

И чтобы переломить все эти ремни, Турция уже начала менять свою политику, используя потенциал мира, экономики, сотрудничества, и Азербайджану тоже следует изменить свои подходы, поскольку нынешняя политика нашей страны в этом направлении совершенно неэффективна.

- И, тем не менее, Вы все еще убеждены в бесперспективности инициативы создания на Кавказе Платформы сотрудничества и безопасности, с которой выступает премьер Эрдоган?

- Да, эта инициатива абсолютно бессмысленна. Посмотрите: Грузия однозначно ориентируется на Европу, Америку и НАТО, Армения сейчас однозначно привязана к России, Азербайджан же балансирует между ними, заявляя: «Не мешайте нам грабить свой народ». Вот и все. Какой союз может быть между раком, лебедем и щукой?

- Удастся ли Турции в такой непростой ситуации достичь реализации своих интересов?

- Турция - слишком сильная и независимая страна для того, чтобы подвергаться чьему-то влиянию. Да, турки используют Грузию как транзитную дорогу, они проложили за наш счет нефтепровод на $4 млрд., хотя был намного более выгодный и безопасный иранский маршрут за $300 млн.

Азербайджан для Турции – это трамплин для выхода на более перспективный и мощный регион – Центральную Азию. Благодаря перспективам Турции в тюркском мире, растет цена этой страны в глазах Америки. Я сам слышал в Анкаре слова председателя Социал-демократической народной партии Эрдала Иненю о том, что после развала СССР у Турции открылись блестящие перспективы в отношении тюркских республик бывшего Союза, но не следует забывать, что этот потенциал Анкара может реализовать только в союзе с США.

Иными словами, турки и американцы в вопросе проникновения Запада и Турции в тюркские республики выступают в тандеме. В этом процессе турки, заявляя о культурной и прочей общности с другими странами тюркского мира, реализуют свои экономические и геополитические интересы, и это нормально.
day.az/ (http://day.az/)

Placebo
10.09.2008, 15:37
ВОТ ТЕБЕ И УДАЧНАЯ ПОЕЗДКА )))

Армения начнет прямые поставки электроэнергии в Турцию с 2009 года.

Об этом заявил журналистам министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян.

По его словам, в рамках визита в минувшую субботу в Ереван турецкой делегации во главе с президентом Абдуллой Гюлем приехали также представители частной энергетической компании ЮНИТ, которая занимается импортом и распределением электроэнергии высокого напряжения в Турции.

«В рамках визита был подписан договор об экспорте электроэнергии из Армении в Турцию через Карс. Договор предусматривает, что в течение 4-5 месяцев турецкая сторона восстановит все необходимые инфраструктуры на территории Турции и приступит к поставкам электроэнергии», - сказал А.Мовсисян.

По его словам, объемы определены по предварительной договоренности, начиная от 1,5 млрд. кВт-час в год. В последующие годы планируется довести данный показатель, параллельно с повышением пропускных способностей до 3,5 миллиарда кВт-час в год.

«Цена одного киловатта зависит роста стоимости тепловой электроэнергии и цены на газ. Однако цена будет экономически эффективной. Если бы поставки осуществлялись по сегодняшним расчетам, то цена бы составила 5,7 цента за киловатт», - отметил министр.

«Договор достаточно удачный, и это новый рынок для Армении. У нас есть соответствующие энергетические мощности, и договор позволит максимально использовать энергетический потенциал», - сказал министр.

А.Мовсисян также отметил, что, согласно программе по сохранению и развитию энергомощностей, в ближайшие годы планируется запустить модернизированную Ереванскую ТЭЦ, Мегринскую ГЭС, ведутся переговоры по строительству нового блока атомной электростанции.

«Таким образом, мощности позволят удовлетворять как внутренний спрос, так и обеспечить Армении роль координатора электроэнергии в регионе», - сказал А.Мовсисян.

По его словам, договоренности были достигнуты на высшем уровне, и вряд ли появятся препятствия политического характера.

Договоры были подписаны турецкой компанией ЮНИТ с Министерством энергетики и природных ресурсов Армении и компанией «Высоковольтные электросети».

/Новости-Армения/

Placebo
12.09.2008, 09:02
ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер заявил, что не существует какого-либо соглашения о поставках турецкой стороне электроэнергии из Армении.

Как передает турецкое информагентство Cihan, Х.Гюлер сказал, что данная информация не соответствует действительности.

По его словам, некоторые частные компании провели встречи в Армении относительно поставок электроэнергии. «Однако они не договорились по этому поводу».

Напомним, что министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян сообщил журналистам о том, что Ереван и Анкара договорились о поставке электроэнергии в Турцию в 2009 году. По его словам, договор об экспорте электроэнергии подписан с частной турецкой энергетической компанией ЮНИТ, которая занимается импортом и распределением электроэнергии высокого напряжения в Турции.

Dismiss
12.09.2008, 10:26
<div class='quotetop'>Цитата(Placebo @ 12.9.2008, 9:02) 153931</div>
ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер заявил, что не существует какого-либо соглашения о поставках турецкой стороне электроэнергии из Армении.

Как передает турецкое информагентство Cihan, Х.Гюлер сказал, что данная информация не соответствует действительности.

По его словам, некоторые частные компании провели встречи в Армении относительно поставок электроэнергии. «Однако они не договорились по этому поводу».

Напомним, что министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян сообщил журналистам о том, что Ереван и Анкара договорились о поставке электроэнергии в Турцию в 2009 году. По его словам, договор об экспорте электроэнергии подписан с частной турецкой энергетической компанией ЮНИТ, которая занимается импортом и распределением электроэнергии высокого напряжения в Турции.
[/b]
Вообще-то слова Гюлер опровержением не назовешь. Сообщение Мовсисяна вовсе не противоречит словам Гюлер о встречах в Армении относительно поставок электроэнергии. Разница только в том, что Гюлер утверждает, что договоренности не достигнуты, а Мовсисян о том, что они уже существуют. Я склонна верить последнему, хотя бы потому, что сам факт проведения встреч на эту тему уже делает неважным результат. Не достигнуты сегодня - будут достигнуты завтра. Встречи-то проводились - этот факт признают обе стороны.
Так что никакое это не опровержение. Разве что оно свидетельствует о том, что на правительственном уровне договоренностей нет.

spectator
20.09.2008, 12:19
Russia’s Medvedev: Russia and Turkey ensure peace in Black Sea, Caucasus

Bilateral cooperation between Russia and Turkey contributes to the maintenance of security in the Black Sea as well as in the Caucasus, Russian President Dmitry Medvedev has stated.
..........
"In recent years we have done a great deal to increase our cooperation with Turkey. The strengthening of our economic ties and the significant expansion of our political, educational and cultural contacts have enabled us to achieve an advanced, multifaceted partnership. The cooperation between our countries is a significant factor in ensuring peace, security and stability in the Black Sea and the Caucasus," Medvedev said.
.....................

Today's Zaman (http://www.todayszaman.com/tz-web/detaylar.do?load=detay&link=153754)

Dismiss
23.09.2008, 01:07
Сближение Турции с Арменией толкает Баку в объятия Москвы: эксперт

«Сама по себе идея создания платформы безопасности на Кавказе не нова и похожа на предложенный Евросоюзом “Пакт стабильности” или на “Кавказский дом” Шеварнадзе, и, в первую очередь, является шагом Турции, направленным на укрепление своих позиций в регионе», — заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM американский аналитик, эксперт исследовательского центра Jane's Ричард Киракосян.

По мнению эксперта, то, что Иран не был включен в инициативу Турции, еще не означает, что этого не произойдет в будущем. «Если на первом этапе Иран будет включен в инициативу, это может вызвать протест со стороны США, или даже России», — отметил он, подчеркнув, что в более глобальном смысле проект имеет целью сблизить не только Турцию с Арменией, но Турцию с Россией.

Киракосян также прокомментировал предстоящую встречу глав МИД Армении, Турции и Азербайджана в Нью-Йорке. «Мирные инициативы Анкары больше преследуют цель показать Азербайджану, что они — вместе, чем несут реальное содержание», — отметил эксперт, подчеркнув при этом, что турецко-азербайджанские взаимоотношения за последнее время сравнительно ухудшились. «Попытки Баку сблизиться с Москвой приводят к уменьшению роли Анкары. Турция демонстрирует подход “старшего брата”, а Азербайджан этого больше не хочет — ему нужны равноправные отношения. В ответ Турция “развязала” связи с Арменией, и рассматривает взаимоотношения с Ереваном не только в контексте армяно-азербайджанских взаимоотношений», — отметил Киракосян. «Азербайджанская реакция очень негативная, и, думаю, Баку будет сопротивляться разблокированию армяно-турецкой границы и другим мерам сближения между Арменией и Турцией, но с другой стороны продолжит попытки сблизиться с Москвой», — сказал эксперт.

http://news.mail.ru/politics/2034159/

Dismiss
24.09.2008, 17:13
Интервью министра иностранных дел Турции Али Бабаджана "The International Herald Tribune":

<div class='quotetop'>Цитата</div>Россия и Грузия находятся в состоянии войны друг с другом. Отношения между Арменией и Азербайджаном в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе и вокруг него немногим отличаются от грузино-российских. Существуют также проблемы между Турцией и Арменией. Отсутствие взаимного доверия в регионе создает благодатную среду для возникновения нестабильности, уязвимости и, как мы могли убедиться на примере Грузии, войн. Такое недоверие мешает налаживанию политического диалога, экономического сотрудничества и добрососедских отношений, которые крайне нужны кавказским государствам для обеспечения собственного благополучия. Более того, напряженность в обстановке стала неотъемлемой чертой ситуации на Кавказе за последние 17 лет, поскольку ни одна из попыток урегулирования длительных конфликтов не дала положительных результатов. В эту ситуацию необходимо срочно вносить коррективы. Странам Кавказа нужно разработать действенную методику поиска решений собственных проблем внутри региона. Турция предлагает объединить страны региона в рамках 'Кавказской платформы стабильности и сотрудничества'.[/b]

http://atc.az/index.php?newsid=336

spectator
27.02.2009, 16:00
Перехват инициативы (http://1news.az/51/20090227120423342.html)



» 2009-02-27 12:10

Несколько событий, произошедших за последние два-три месяца на международной арене в области геополитики и межгосударственных отношений, очень скоро могут вызвать существенные изменения в сложившейся политической конфигурации на Южном Кавказе и на пространстве СНГ.

Главными событиями этого периода являются мировой финансовый кризис, небывало резкое снижение цен на энергоносители, избрание нового президента США и начало исполнения им своих обязанностей, эскалация боевых действий в секторе Газа и возникшие турецко-израильские разногласия на этой почве, российско-украинская газовая война, актуализация реализации альтернативных энергопроектов, турецко-армянские переговоры в целях нормализации межгосударственных отношений, оружейный скандал с участием России и Армении, создание КСОР в рамках ОДКБ, существенное сближение Турции и России, закрытие американской военной базы в Киргизии. Не следует упускать из виду и прошлогодние августовские события на Южном Кавказе, которые очень сильно переплетены с вышеперечисленными событиями.
Естественно, что все эти моменты не могут не повлиять на политико-экономические процессы, происходящие на пространстве СНГ. В свете такой перспективы заинтересованные страны и структуры будут вести открытую и скрытую борьбу для укрепления собственных влияний на постсоветском пространстве, особенно на Южном Кавказе, с дальним прицелом ослабления влияния конкурентов. В этом плане особый интерес могут представлять российско-турецкие отношения, которые с некоторых пор развиваются по возрастающей траектории. Недавний визит президента Турции А.Гюля в Москву с дальнейшим приглашением премьер-министра России В.Путина с официальным визитом в Анкару является знаковым. Хотя многие эксперты постарались рассматривать данный визит исходя из экономических интересов двух стран, которые за последние годы достигли доселе невиданного уровня, политическая составляющая этого визита налицо. Хотя закулисные моменты не афишировались.

Какие реалии подталкивают обе стороны, взаимоотношения которых испокон веков никак не назовешь образцовыми?

Россия после прошлогодних августовских событий всячески старается обзавестись хотя бы на время серьезными союзниками в противостоянии с Западом, у которых тоже имеются определенные разногласия с ним. Если этот игрок к тому же из западного лагеря, то для Москвы еще лучше. Как бы до сих пор Кремль не утешал себя иллюзорной поддержкой собственной политики со стороны «союзников» из числа членов ОДКБ, сегодня Москва прекрасно понимает, что на них особые надежды возлагать несерьезно. Поддержка же со стороны таких стран, как Иран, Венесуэла и Никарагуа вообще больше смахивает на медвежью услугу. Но другое дело - заручиться поддержкой Турции, которая является членом НАТО, серьезным претендентом на вступление в ЕС, имеет серьезное влияние на тюркоязычные страны бывшего СССР, в последнее время наращивает собственный вес в исламском мире, сильно зависит от российского газа, имеет товарооборот с Россией в объеме 34 млрд. долл., способна облегчить тяжелое положение «стратегического союзника» России на Южном Кавказе путем разблокирования границ. Крепкие партнерские отношения Москвы с Анкарой могут сильно ограничить, а то и полностью блокировать, усиление геополитического влияния других игроков на Южном Кавказе, что полностью отвечает интересам России. Не исключено, что Москва также рассматривает Турцию как потенциальную силу, способную блокировать такие альтернативные энергопроекты, как «Набукко» и Транскаспийские. Анкара уже несколько раз заявляла, что Турция намерена участвовать в проекте «Набукко» не как транзитная страна, а как оптовый покупатель газа у стран-производителей по договорным ценам с дальнейшей перепродажей другим странам. Такой сценарий ничем не отличается от нынешних российско-европейских газовых взаимоотношений, которые делают европейские страны сильно зависимыми от России в вопросе энергообеспечения, и блокируют прямой выход странам-производителям на мировые рынки энергоресурсов.
Такая позиция Анкары абсолютно не устраивает Запад, что, в конечном итоге, может охладить его интерес к данному проекту. Тогда Россия получает уникальный шанс полностью оформить собственный монополизм над транзитом энергоресурсов в европейские страны из СНГ. Для этого незаменимую услугу Москве может оказать нормализация армяно-турецких отношений, разблокирование армяно-турецких и азербайджано-армянских границ, восстановление старых коммуникаций, а также создание новых коммуникационных систем. Такая ситуация может создать благоприятную почву для реализации «российского «Набукко» через территорию Армении и под патронатом Москвы. Но для этого в первую очередь Москве необходимо будет урегулировать Нагорно-Карабахскую проблему, которая по ее же вине так долго находится в подвешенном состоянии. Более того, Москва доигралась до того, что сейчас решение этой проблемы перешло под политическую волю нескольких крупных игроков, которые вряд ли будут спокойно реагировать на монопольное право России в этом вопросе.
Тут планам России хорошую подпорку может оказать также «Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе», предложенная Анкарой и столь охотно поддержанная Москвой. В рамках этого проекта предусматривается участие только трех стран Южного Кавказа, Турции и России безо всякого намека на других участников. Скорее всего, уже сам этот факт является окольным сигналом Западу о том, что активное вмешательство посторонних сил в кавказские дела не желательны для Анкары и Москвы: «Сами разберемся в собственном доме». Но сама платформа слишком безнадежна в плане реализации. Четыре из пяти стран, участие которых предусматривает проект, в той или иной форме и степени находятся в состоянии войны друг с другом. Армения также обвиняет Турцию в явной проазербайджанской ориентации (при этом забывая явную проармянскую позицию России). Тесные грузино-турецкие отношения тоже вызывают сильное недовольство у Еревана. Именно исходя из этого, Ереван всячески проталкивает идею присоединения Ирана к данному проекту, что удвоит его союзников (причем каких!) в этих рамках. По армянской логике предлагается в рамках одной платформы создать две противоборствующие группы. Образно говоря, прототипы Тройственного союза (Россия, Иран и Армения) и Антанты (Азербайджан, Турция и Грузия). При удачном сотрудничестве России с Турцией во всех этих плоскостях у Москвы появляется еще как минимум два козыря в игре против Запада:


1) Успешное сотрудничество с Турцией (одна из сверхвлиятельных стран исламского мира) в экономической и геополитической сферах, позволяет России укреплять свой авторитет во всем исламском мире. Сегодня и Москва, и Запад прекрасно понимают, что при принятии планетарных и региональных решений никак невозможно пренебречь мнением все более усиливающегося исламского мира. Наверное, Москва не прочь использовать авторитет Анкары и в диалоге с тюркоязычными странами СНГ. В одном из своих недавних заявлений президент США Б.Обама заявил, что его страна будет тесно сотрудничать с 1,5-миллиардным исламским миром. Москва тут же сделала соответствующие выводы. Посещение А.Гюлем столицы Татарстана Казани (татары являются второй титульной нацией в России) в ходе своего вояжа в Россию вряд ли было случайностью.

2) Такой расклад пробивает брешь в броне Запада и НАТО. Удачная реализация российско-турецких проектов миру демонстрирует, что Москва всегда откликается на конструктивный диалог, что игнорируют тот же Запад и НАТО. Ведь смогли же при проявлении должной политической воли со стороны отдельно взятого представителя Запада и НАТО (Турция) прийти к взаимовыгодному сотрудничеству.

Анкара преследует собственные интересы в построении такой политической конструкции. Сближение Анкары с Москвой, скорее всего, является продуктом недальновидной политики отдельных влиятельных членов ЕС (особенно Франции, Германии и Греции), которые с удивительным упрямством блокируют принятие Турции в эту организацию. Не удивительно, что Анкара старается даже реализацию проекта «Набукко» увязать с этим вопросом. Еще одним настораживающим фактором для Турции является обещание Б.Обамы о признании «армянского геноцида» со стороны США в ходе предвыборной гонки. Теперь Анкара явно подала сигнал Вашингтону о том, что против такого яда у нее в загашнике имеется собственное противоядие: конкретное сближение с Россией, что вызывает даже у Армении опасения. Не случайно, что Б.Обама, быстро взвесив все за, и против, созвонился и с А.Гюлем, и с Р.Эрдоганом. Предполагаю, что из этих телефонных переговоров Анкаре удалось выжать максимум дивидендов и в вопросе «геноцида» и в курдском вопросе (гипотетический иракский Курдистан), используя еще и афганскую карту. Вряд ли недавнее обвинение Вашингтонской организации CREW (Вашингтонская организация за мораль и ответственность граждан) в адрес ANCA (Армянский национальный комитет Америки) в нарушении закона о лоббизме и закона о регистрации иностранных агентов является случайностью. То, что эти нарушения были, однозначно доказывается вышеуказанными законами. Но, видимо, жесткая позиция Анкары заставила вашингтонскую администрацию в своей деятельности не руководствоваться политической ангажированностью, выдавая налево и направо обещания о признании выдуманных «геноцидов», и еще учитывать требования real-politik. Только при соблюдении этих неоспоримых истин можно добиться желаемых результатов на политическом поле.

Предполагаю, что Запад тоже, со своей стороны, уразумев эти моменты, строит собственную игру. Потеря такого союзника как Турция может сильно ослабить его позиции на Южном Кавказе, в Центральной Азии, на всем постсоветском пространстве, в Малой Азии, на Большом Ближнем Востоке и во всем исламском мире, что неприемлемо для него. Особенную опасность составляет гипотетический срыв реализации проекта «Набукко», а также возможное тесное сближение Анкары с Тегераном. Тогда уж точно Западу нечего будет делать на Южном Кавказе и Центральной Азии. Тем более что прошлогодние августовские события в Южно-Кавказском регионе высветили Запад не в лучшем свете. К тому же некоторые ведущие европейские страны позволяют себе серьезные заигрывания с Москвой. Теперь с их стороны даже слышны заявления о возможном участии России в проекте «Набукко» (?!).
Странные заигрывания начинаются и с Ираном. ЕС активизировал геополитическую игру и с Минском, намекая на посильную финансовую помощь со своей стороны Белоруссии. Но взамен Минск ни в коем случае не должен признать независимость Абхазии и Южной Осетии, чего от него упорно добивается Москва, уже взамен на российские кредиты. Как бы в противовес Платформе, предложенной Анкарой, ЕС задействовал собственный проект «Восточное партнерство», в рамках которого предусматривается тесное сотрудничество ЕС с Украиной, Молдавией, Грузией, Азербайджаном, Арменией и Белоруссией. Как видно, Турция и Россия не упоминаются.
Но опять же совсем недавно стали слышны робкие голоса о возможном участии России в реализации данного проекта. К тому же Запад заявляет о своей готовности продолжить диалог и сотрудничество с Россией по форматам ЕС-Россия и НАТО-Россия. Запад также оказывает сильное давление на Анкару в вопросах нормализации отношений и открытия границ с Арменией без предварительных условий. Но, в отличие от России, уже в собственных интересах. Запад старается, таким образом, через Турцию вывести из-под контроля Армению и целиком «проглотить» Южный Кавказ. После этого вывод из-под геополитического влияния России Центральной Азии является делом техники. Так что схемы механизмов, разработанных по укреплению собственных геополитических влияний и ослаблению влияния конкурента на постсоветском пространстве и со стороны Запада, и со стороны России практически имеют 100%-ное совпадение. Но интересы носят противоположный характер. Поэтому каждый из них старается реализовать этот план под собственным патронатом. Вот только имеется очень существенный камень преткновения - межэтнические конфликты на Южном Кавказе и в Молдове. А также явная агрессивная и деструктивная внешняя политика Армении. Без решения этих проблем рассчитывать на успех - иллюзия.
Предполагаю, что в целях превращения этой иллюзии в реальность обе стороны задействовали план под кодовым названием «Перехват инициативы». А у кого этот план завершится удачно, покажет время.

Сахиль Искандеров, политолог

Turku Kettola
27.02.2009, 17:13
Очередная "многомудрствующая" статья очередного политолога.
О том, о сем, тень на плетень, а в конце - А у кого этот план завершится удачно, покажет время.

Много слов, порою нашпигованных противоположными выводами, и никакого собственного прогноза. Как там было в знаменитом афоризме :

" Философия начинается с сомнения, а кончается незнанием " ?

Патрон
20.03.2009, 15:40
Турки играют в опасную игру с русскими. Кремлю доверять нельзя. Кинут и не чихнут.

Turku Kettola
20.03.2009, 22:42
Речь идет о интересах, а думать о том, что турки доверяют Кремлю - наивно.