PDA

Просмотр полной версии : Александр Солженицын


charlston
04.08.2008, 03:40
Скончался Александр Солженицын

Великий современник


Мир праху его!

charlston
04.08.2008, 03:48
Скончался писатель Александр Солженицын.
А.Солженицын родился в Кисловодске 11 декабря 1918г. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970г.).

Во время Великой Отечественной войны А.Солженицын провоевал три года в Красной Армии и достиг звания капитана. 9 февраля 1945г. его арестовала фронтовая контрразведка за критические замечания о Сталине. Приговоренный к восьми годам лагерей, он пробыл в них до 1953г.

Во время хрущевской эры он был реабилитирован и в 1956г. смог вернуться в Центральную Россию. А.Солженицын поселился в Рязани и стал преподавать в школе математику и физику, одновременно работая над своими книгами. Рассказ "Один день Ивана Денисовича" (1962г.) был первым из опубликованных в СССР солженицынских вещей. После 1966г. на долгие годы его перестали публиковать. После выхода в свет за рубежом романа "В круге первом" (1968г.) и повести "Раковый корпус"(1968-69гг.) и получения им Нобелевской премии (1970г.) конфронтация возросла. Дальнейшие публичные выступления А.Солженицына и публикация первого варианта "Августа 14-го" (1971г.) и первого тома "Архипелага ГУЛАГ" (1973г.) вынудили советское руководство изгнать писателя в Германию в феврале 1974г.

Поселившись сначала в Швейцарии, в 1976г. Солженицын с семьей переехал в США. Будучи на Западе, он завершил "Бодался теленок с дубом: очерки литературной жизни" (1975г.) и восстановил три пьесы (1981г.), сочиненные им устно в лагерях. В 1989г. журнал "Новый мир" напечатал главы из "Архипелага ГУЛАГ", а в августе 1990г. А.Солженицыну было возвращено советское гражданство.

Madyar
04.08.2008, 08:15
Царство ему Небесное!!

Это был великий Человек. Он очень много вынес, чтобы свидетельствовать Истину. На земле одним честным человеком стало меньше.

Dismiss
04.08.2008, 13:58
Великие тоже могут ошибаться - как ошибался Солженицын, приняв антиазербайджанскую позицию в карабахском конфликте...
Так что я бы воздержалась от того, чтобы считать его "свидетелем Истины".

thundergirl
04.08.2008, 14:46
Allah rəhmət eləsin.

Если оценивать его как писателя, то писателем он был, на мой взглд, хорошим, но назвать великим трудно, великий Чехов, великий Лев Толстой... Великих писателей мало, потому они и великие.
Как гражданин - да, он великий патриот Росиии.
По политическому мировозрению - великодержавный шовинист.

Dismiss
04.08.2008, 15:56
<div class='quotetop'>Цитата(thundergirl @ 4.8.2008, 14:46) 145397</div>
По политическому мировозрению - великодержавный шовинист.
[/b]
"Как нам обустроить Россию" - лучшее тому доказательство.

Borat
04.08.2008, 16:07
Можно услышать, что великого сделал это человек, кроме перечисления названия книг? Что великого в этих книгах?

Хикмет Гаджи-заде
05.08.2008, 01:25
<div class='quotetop'>Цитата(Borat @ 4.8.2008, 16:07) 145402</div>
Можно услышать, что великого сделал это человек
[/b]

Можно

вот почитайте

+++++++++++++


«Долгий путь демократии»
Антология Демократии
и Антидемократии
(430 г. до н.э. - 1998)
Баку 2001, составитель: Хикмет А. Гаджи-заде


СДЕЛАТЬ ШАГ В ОДИНОЧКУ, АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН


“Голос Разума — писал З.Фрейд — не громкий, но он не умолкает пока не будет услышан”. Так, к слабому, но настойчивому голосу писателя и историка Александра Солженицына, раскрывше¬му людям глаза на кровавую советскую действительность прислушивался весь мир.

Солженицын родился в 1918 году в зажиточной казацкой семье в Кисловодске. Он заканчивает математический факультет Ростовского Университета и преподает математику и астрономию в школе, он также заочно заканчивает литературные курсы Московского Университета.

С началом войны Солженицын уходит на фронт, где достигает чина капитана артиллерии. В 1945 г. его арестовывают за критику Сталина, которую он позволил в своем письме с фронта, и он без суда проводит 8 лет в тюрьме и сибирском трудовом лагере. В те времена власти пресле¬до¬вали не только инакомыслящих, но и членов их семей. Из страха за свою жизнь Солженицына покидает его жена.

Удары судьбу и ужасы лагерной жизни не сломили Солженицына, в лагере он начинает писать свои первые рассказы, и чтобы они не попали в руки тюремщиков заучивает их наизусть. В 1953 г. после смерти Сталина Солженицына освобождают из лагеря и приговари¬вают к бессрочной ссылке. Он освобождается из ссылки в 1956 году, его отпускают из ссылки, ибо у него нашли рак. Солженицын выходит на волю умирать (эти события описаны в его повести “Раковый корпус”), но случается чудо — болезнь отступает, и ему позволено поселиться в Рязане, где он преподает в школе математику и начинает писать свои первые рассказы.

В 1960 году , вдохновленный антисталинской компанией Никиты Хрущева, Солженицын пишет повесть “Один день Ивана Денисовича” о жизни в сибирском трудовом лагере, принесшую ему мировую славу. Повесть публикуют в 1962г году лишь после прямого вмешательства Хрущева и она сразу же породила мировую политическую сенсацию.

Хрущев, в своей борьбе с культом личности Сталина, на короткое время поддерживает Солженицына в его стремление раскрыть правду о преступлениях коммунистического режима, ставших причиной гибели около 20 млн. граждан страны. Однако уже в 1963 году Хрущев запрещает публикацию “вредных” рассказы Солженицына о современной советской действительности.

В 1964 г. после смещения Хрущева Солженицын вновь объявляется “врагом советского народа”, КГБ начинает вести слежку за ним и его близкими. Однако Солженицын не сдается, его расска¬зы и повести о кровавом сталинском терроре распространяются “самиздатом” (в перепе¬ча¬танных на пишущей машинке рукописях) по всей стране и что самое страшное для Кремля — публикуются за рубежом.

Взбешенные Солженицынской правдой власти разворачивают по всей стране кампанию травли писателя. В 1969 году его исключают из союза писателей, оставляя его, таким образом, без средства к существованию, интеллигенцию страны заставляют подписывать осуждающие его письма, даже в школах ведется антисолженицынская пропаганда. КГБ обыскивает квартиру Солженицына и изымает его рукописи, ему угрожают смертью по телефону, за писателем устанавливается постоянная слежка. Но поздно! Солженицын уже известен во всем мире как выдающийся писатель и мужественный человек, не побоявшийся в одиночку бросить вызов системе, управляющей половиной мира. В 1970 г. Солженицын награждается нобелевской премией по литературе, однако он отказывается ехать получать премию, зная что обратно в страну его уже пустят.

В 1973 году Солженицыну, обманув всесильное КГБ, удается переправить на Запад свое главное произведение — “Архипелаг Гулаг” — многотомную эпопею о преступлениях режима с 1924 по 1953 год. Этот документальный роман был написан писателем по материалам, добытым им в архивах КПСС и КГБ в хрущевские времена.

“Архипелаг Гулаг” был настолько страшен для советского руководства, что они предприняли беспрецедентные усилия на правительственном уровне, чтобы предотвратить публикацию романа на Западе. Но тщетно, в декабре 1973 г. первая часть романа публикуется в Париже и приводит в содрогание мировую общест¬вен¬ность, до тех пор не верящую в рассказы о сталинских лагерях смерти.

Роман нанес непоправимый удар по европейскому коммунистическому движению, — левые европейские интеллектуалы в массовом порядке стали объявлять о своем выходе из коммунис¬тических партий. Это было началом конца еврокоммунизма. В отчаянии руководство СССР начинает всерьез обсуждать вопрос о физическом устранении Солженицына, которое не прои¬зошло, лишь потому, что весь демократический мир выступил в его защиту. Писателя лишают советского гражданства и высылают из СССР (1974). Солженицын поселяется в Вермонте, США и продол¬жает свою работу над романами и историческими хрониками советской действитель¬ности.

18 февраля 1974 года газета “Вашингтон Пост” публикует его обращение к своим согражданам — “Жить не во лжи”, который вскоре распространяется “самиздатом” по всей стране. Этот про¬ника¬ющий во все уголки человеческой совести призыв стал манифестом вначале немногочис¬лен¬ного диссидентского, а в скоре и массового движения за утверждение достоинства человека в СССР.

Солженицын обращается здесь не к сильным личностям, не к политическим единомышлен¬никам и не ко всему (как это принято) народу. Он говорит с каждым средним гражданином, говорит искренне, проникновенно, как бы один на один делится историей своей жизни. И этот призыв достигает цели.

Независимость, демократия, прогресс все это придет потом, когда уйдет ложь, глубоко укоре¬нившаяся в каждом из нас. Ни государство, ни общество, ни власти и оппозиция, но каждый из нас лично ответственен, за поглощающие все вокруг низость и рабство. И надо вступить в борьбу, сделать шаг, трудный шаг в одиночку.

Рецепт Солженицына прост — никогда, во имя ни каких святых целей не лгать, не прятать правды. Демократия не может существовать в бессовестном обществе. Сделай шаг. Избавься от лжи. И, никто больше не в силах унижать тебя.


+++


АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН
Жить не по лжи! ( 1974)


Когда-то мы не смели и шёпотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они не накуролесят, куда только не тянут нас! И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; и укрепление дальних диких режимов; и разжигание гражданских войн; и безрассудно вырастили Мао Цзедуна (на наши средства) — и нас же на него погонят, и придётся идти, куда денешься? и судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишённые — все “они”, а мы — бессильны.

Уже до донышка доходит, уже всеобщая духовная гибель насунулась на всех нас, и физическая вот-вот запылает и сожжёт и нас, и наших детей, — а мы по-прежнему всё улыбаемся трусливо и лепечем косноязычно:

— А чем же мы помешаем? У нас нет сил. Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков — только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара. Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, третьей мировой войны не боимся (может, в щёлочку спрячемся), — мы только боимся шагов гражданского мужества! Нам только бы не оторваться от стада, не сделать шага в одиночку — и вдруг оказаться без белых батонов, без газовой колонки, без московской прописки.

Уж как долбили нам на политкружках, так в нас и вросло, удобно жить, на весь век хорошо: среда, социальные условия, из них не выскочишь, бытие определяет сознание, мы-то при чём? мы ничего не можем.

А мы можем — всё! — но сами себе лжём, чтобы себя успокоить. Никакие не “они” во всём виноваты — мы сами, только мы!

Возразят: но ведь действительно ничего не придумаешь! Нам закляпили рты, нас не слушают, не спрашивают. Как же заставить их послушать нас?

Переубедить их — невозможно.

Естественно было бы их переизбрать! — но перевыборов не бывает в нашей стране.

На Западе люди знают забастовки, демонстрации протеста, — но мы слишком забиты, нам это страшно: как это вдруг — отказаться от работы, как это вдруг — выйти на улицу?

Все же другие роковые пути, за последний век отпробованные в горькой русской истории, — тем более не для нас, и вправду — не надо! Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда всё посеянное взошло, — видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, самонадеянные, кто думали террором, кровавым восстанием и гражданской войной сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просвещения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в гнусности результатов. Наши руки — да будут чистыми!

Так круг — замкнулся? И выхода — действительно нет? И остаётся нам только бездейственно ждать: вдруг случится что-нибудь само?

Но никогда оно от нас не отлипнет само, если все мы все дни будем его признавать, прославлять и упрочнять, если не оттолкнёмся хотя б от самой его чувствительной точки.

От — лжи.

Когда насилие врывается в мирную людскую жизнь — его лицо пылает от самоуверенности, оно так и на флаге несёт, и кричит: “Я — Насилие! Разойдись, расступись — раздавлю!” Но насилие быстро стареет, немного лет — оно уже не уверено в себе, и, чтобы держаться, чтобы выглядеть прилично, — непременно вызывает себе в союзники Ложь. Ибо: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладёт насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи — и в этом вся верноподданность.

И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!

И это — прорез во мнимом кольце нашего бездействия! — самый лёгкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди отшатываются ото лжи — она просто перестаёт существовать. Как зараза, она может существовать только на людях.

Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить правду, высказывать вслух, что думаем, — не надо, это страшно. Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем!

Вот это и есть наш путь, самый лёгкий и доступный при нашей проросшей органической трусости, гораздо легче (страшно выговорить) гражданского неповиновения по Ганди.

Наш путь: ни в чём не поддерживать лжи сознательно!. Осознав, где граница лжи (для каждого она ещё по-разному видна), — отступиться от этой гангренной границы! Не подклеивать мёртвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья — и мы поражены будем, как быстро и беспомощно ложь опадёт, и чему надлежит быть голым — то явится миру голым.

Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников. И с этого дня он:

— впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;

— такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя, ни по театральной роли;

— живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной мысли, ни одного искажения истины, которое различает;

— не приведёт ни устно, ни письменно ни одной “руководящей” цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;

— не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, если это против его желания и воли; не возьмёт в руки, не подымет транспаранта, лозунга, которого не разделяет полностью;

— не поднимет голосующей руки за предложение, которому не сочувствует искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое считает недостойным или сомнительным;

— не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, искажённое обсуждение вопроса;

— тотчас покинет заседание, собрание, лекцию, спектакль, киносеанс, как только услышит от оратора ложь, идеологический вздор или беззастенчивую пропаганду;

— не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал, где информация искажается, первосущные факты скрываются.

Мы перечислили, разумеется, не все возможные и необходимые уклонения ото лжи. Но тот, кто станет очищаться, — взором очищенным легко различит и другие случаи.

Да, на первых порах выйдет не равно. Кому-то на время лишиться работы. Молодым, желающим жить по правде, это очень осложнит их молодую жизнь при начале: ведь и отвечаемые уроки набиты ложью, надо выбирать. Но и ни для кого, кто хочет быть честным, здесь не осталось лазейки: никакой день никому из нас даже в самых безопасных технических науках не обминуть хоть одного из названных шагов — в сторону правды или в сторону лжи; в сторону духовной независимости или духовного лакейства. И тот, у кого недостанет смелости даже на защиту своей души, — пусть не гордится своими передовыми взглядами, не кичится, что он академик или народный артист, заслуженный деятель или генерал, — так пусть и скажет себе: я — быдло и трус, мне лишь бы сытно и тепло.

Даже этот путь — самый умеренный изо всех путей сопротивления — для засидевшихся нас будет нелёгок. Но насколько же легче самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища, глаза не лопнут от жара, и чёрный-то хлеб с чистой водою всегда найдётся для твоей семьи.

Преданный нами, обманутый нами великий народ Европы — чехословацкий — неужели не показал нам, как даже против танков выстаивает незащищенная грудь, если в ней достойное сердце?

Это будет нелёгкий путь? — но самый лёгкий из возможных. Нелёгкий выбор для тела, — но единственный для души. Нелёгкий путь, — однако есть уже у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живёт по правде.

Итак: не первыми вступить на этот путь, а — присоединиться! Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим! Будут нас тысячи — и не управятся ни с кем ничего поделать. Станут нас десятки тысяч — и мы не узнаем нашей страны!

Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не даёт дышать — это мы сами себе не даём! Пригнёмся ещё, подождём, а наши братья биологи помогут приблизить чтение наших мыслей и переделку наших генов.

Если и в этом мы струсим, то мы — ничтожны, безнадёжны, и это к нам пушкинское презрение:

К чему стадам дары свободы?
………………………………..

Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.


12 февраля 1974

charlston
05.08.2008, 02:08
...- a Soljenicin jivet zimoy na dache u Rostropovicha - ....

Mne bilo let 10 - i iz razgovora s Lyuboy Taganovoy - moyey odnoklassnici - dochki professorov matematiki MGU - ya ne ponyala nichego...

..tolko lish to, chto eshe est Zazerkalye...

...i chto-to proishodit...

i eto - Chto-to Proishodit - shlo parallelno so mnoy vsyu jizn

-----------------------------

konec 70-ih

Afganistan

...zeleniy svet priyemnika - ebonitovaya ruchka vedet vertikal po srednim-dalnim...

...i chey-to nizkiy jenskiy golos chitayet "Odin Den Ivana Denisovicha"

.................................................. ......
.................................................. .....
.................................................. ......

kto je sporit -

i Chehov, i - Lev Tolstoy, i - Dostoyevskiy....


no u Soljenicina svoye mesto v moyey jizni

Navernoye - tak uj proizoshlo - u mnogih moih sverstnikov tochkoy otscheta budet 90-iy god, Baku


...vse zavyazano v uzel - iz etogo je uzla i rashoditsya

v razniye storoni


mnojestvo mnogova v nas s teh por

i vsegda mi budem pomnit realniy Yanvar - i tu massu prestupnoy ljeinformacii, kotoraya jirno-jirno stremilas zapolnit vse prostranstvo - i v SSSR, i voobshe vsyudu - vplot do Marsa

s teh je samih por ya bolshe nikogda ne budu v "Zvezdochke" veselih i - vsyudu vse vmeste! - oktyabryat

Estestvenno, ya toje chitala "kak nam obustroit Rossiyu" - i ya ispitala nepriyatiye Soljenicina

On bil takim nespravedlivim sumasbrodnim vorchunom, no....


...iskrennim


Eto nikogda ne kamen za spinoy


------------------------------------------------

poetomu segodnya ya budu smotret na more -

i proshatsya s Grajdaninom Zemli - Aleksandrom Soljenicinim

charlston, пишите кириллицей, пожалуйста. Это уже третья просьба с моей стороны - последующие постинги латиницей придется удалять.

Хикмет Гаджи-заде
05.08.2008, 14:54
Обновлено: понедельник, 04 августа 2008 г., 15:11 GMT 19:11 MCK

Radio BBC

Умер Александр Солженицын
Артем Кречетников


Хрущевской "оттепели" я не застал, и впервые услышал имя Солженицына в 1973 году, когда поднялась свистопляска вокруг публикации на Западе "Архипелага ГУЛАГ", и советские газеты принялись клеймить "литературного власовца" (прием старый, но широко используемый и сегодня: если кто против СССР, значит - за Гитлера, как же иначе!).

Отлично помню то удивленно-радостное состояние души: человек, находясь в Москве, открыто заявил, что ему советская власть не нравится, и до сих пор жив! Оказывается, и так можно! Казалось, что-то меняется, и уже никогда не будет, как прежде.

Именно во время солженицынской эпопеи, я уговорил родителей купить "Спидолу" и взял за привычку регулярно слушать Би-би-си, "Немецкую волну" и "Голос Америки".

Через несколько лет, студентом, раздобыл через верных друзей "Один день Ивана Денисовича". Крякнул, но без колебаний выложил двести рублей - четыре повышенные стипендии, которые получал как отличник учебы. Давно приобрел многотомное собрание сочинений, но та книжечка, кем-то когда-то изготовленная из аккуратно вырезанных и переплетенных страниц журнала "Новый мир", стоит у меня на полке до сих пор. Когда хочется перечитать "Один день...", беру именно ее. И наслаждаюсь динамичным повествованием, неповторимым сочным языком и яркими характерами.

При этом мне всегда казалось, что Солженицына ошибочно определяют как "великого писателя". Он, конечно, и литератор не рядовой, но, прежде всего - великий историк. Главный труд, обессмертивший его имя - "Архипелаг ГУЛАГ" - не художественное произведение, а титаническое документальное исследование, да еще и выполненное с риском для жизни.

До Солженицына официальная позиция состояла в том, чтобы замалчивать выступления диссидентов. Он первым заставил всемогущее советское государство вступить в дискуссию, и тем самым признать факт существования несогласных.

Солженицын первым громко заявил, что советская система порочна в своей основе, и нуждается не в улучшении, а в ликвидации. До него диссиденты не требовали демонтировать режим, а выступали под лозунгом: "Соблюдайте вашу конституцию!" Даже Андрей Сахаров верил в "конвергенцию".

Солженицын первым сказал, что преступления советской власти не сводятся к "перегибам" 1937 года, что "невинно пострадавшие верные ленинцы" пожали то, что посеяли, и жалеть надо других: русскую интеллигенцию, офицеров, священников, и, особенно, миллионы крестьян.

Не помню, кто из писателей-"оттепельщиков" вспоминал, как высокий партийный сановник сказал ему: "Мы вычеркнем вас из истории. Вы уйдете, вырастет новое поколение, и все забудут о том, что вы называете "преступлениями Сталина".

Так бы оно и случилось. Действительно, выросло поколение, не знавшее о страшных страницах своей истории ничего, или почти ничего. Мое поколение. Но Солженицын напомнил, да так, что уже никто и никогда не позабудет.

Опубликованы документы и воспоминания о дискуссиях, которые велись в политбюро в конце 1960-х годов. Дело клонилось к полной официальной реабилитации Сталина. Но "Архипелаг ГУЛАГ" наделал столько шума и в СССР, и в мире, что руководство КПСС решило, от греха, оставить вопрос в прежнем неопределенном состоянии.

Когда заходит речь о Солженицыне, я всегда вспоминаю кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны". Штирлиц идет по улице и со спокойным торжеством говорит себе: "Я не дам Гиммлеру!"

Солженицын показал, как много может один человек. Свои отношения с государством он описал знаменитой фразой: "Бодался теленок с дубом". Оказывается, не такое бесполезное это занятие.

А великий призыв "жить не по лжи"! Ведь как верно: не совершай особенных подвигов, хотя бы подлостей не делай - и мир изменится.

А страстное обращение к тем в Америке, кого Солженицын считал "новыми мюнхенцами"! Я слышал его тридцать лет назад в эфире одного из "голосов", и не могу поручиться за точность цитирования, но сказал он примерно следующее: "Вы не успеете опомниться, как и вам окажут "братскую помощь", как чехам и словакам, если не будете готовы сражаться за свободу!"

В сравнении со всем этим кажутся микроскопическими упреки, которые адресовали Солженицыну при жизни: в монументальной серьезности, претензиях на роль пророка, неоднозначном отношении к свободе и индивидуализму, увлечении архаичными идеями монархии и общины. А что, собственно, такого? Каждый человек, а солженицынского масштаба и подавно, имеет право на свое нетривиальное мнение. С Солженицыным можно было в чем-то не соглашаться, но послушать его всегда стоило.

Утром в понедельник ведущая новостей Первого канала начала выпуск словами: "Ушла эпоха!" Редкий случай, когда я согласен с Первым каналом на сто процентов.

++++++++++++++++

spectator
05.08.2008, 19:19
Похороны (http://gospodi.livejournal.com/371475.html)

Дождь как из ведра. Обещают ураган.

Милиционеры в плащах регулируют движение:

- На эту стоянку только по дипломатическим номерам, внутрь по спецпропускам!

Оставалось ощущение, что Александр Солженицын после смерти попал в ту же самую ситуацию, которую один раз уже пережил в ГУЛАГе. Тюрьма. Лагерь.

В небольшом зале Академии наук, где происходило прощание с писателем, стояли только люди в штатском из соответствующих ведомств. Рота почетного караула. Редких людей, которые хотели проститься с Солженицыным, моментально прогоняли "сквозь строй" и выталкивали опять на улицу, под дождь и ураган. Они были здесь ненужными и лишними. Система поглотила своего певца. Она была самодостаточной и заново - сильной и опасной.

Каким-то скользким распределителем мелькал в зале господин Сеславинский. Его скользящий взгляд равнодушно блуждал по незнакомым лицам.

Наталья Дмитриевна с сыновьями стояли молча рядом с гробом, казалось, что их ничего уже не касается. Три черных столба.

- Спасибо, что пришли, - голос Натальи Дмитриевны эмоционально не окрашен. Ей предстоят еще завтрашние похороны, да и сегодня она здесь должна быть до самой ночи.

Пройти в такой ливень к залу Академии наук на Ленинском проспекте, где проходило прощание, было чрезвычайно сложно. Все вокруг было оцеплено милицией. Людей пускали по километровому петляющему коридору из ограждений вокруг всего здания Академии. На каждом углу стояло по солдату. Поскольку народа было очень мало, точнее - не было вовсе, те, кто пришел, в том числе и я с моей бельгийской подругой, шли по лужам в полном одиночестве, похожие на людей, которых гонят в какой-то загон.

- Быстрее, быстрее! Вы на прощание? Вам на право!

И снова - под дождь, лужи...

- Я рада, что хотя бы их помочит немного, - сказала одна из женщин рядом со мной, кивнув на милиционеров.

Я в ответ промолчал. Мне было все равно.

Ziyadli
05.08.2008, 19:45
Умер еще один стукач

spectator
05.08.2008, 22:31
Отщепенцу - презрение народа

- Как митрополит русской православной церкви, постоянно выступающей в защиту мира, считаю Указ Президиума Верховного Совета СССР единственно правильной мерой в отношении А.Солженицына, - заявил корреспонденту ТАСС митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим, - Солженицын печально известен своими действиями в поддержку кругов, враждебных нашей Родине, нашему народу. Все его действия по существу направлены против смягчения международной напряженности и установления прочного мира на земле.

http://starosti.ru/key_article.php?keyword...%E8%F6%FB%ED%E0 (http://starosti.ru/key_article.php?keyword=%E8%E7%E3%ED%E0%ED%E8%E5%2 0%D1%EE%EB%E6%E5%ED%E8%F6%FB%ED%E0)

Madyar
05.08.2008, 22:57
<div class='quotetop'>Цитата(Ziyadli @ 5.8.2008, 19:45) 145513</div>
Умер еще один стукач
[/b]
Объясни. Я, клянусь, не въехал...

Ziyadli
06.08.2008, 00:38
<div class='quotetop'>Цитата(Рихтгофен @ 5.8.2008, 22:57) 145521</div>
Объясни. Я, клянусь, не въехал...
[/b]
Стучал чувак на зоне

spectator
06.08.2008, 02:12
<div class='quotetop'>Цитата(Ziyadli @ 6.8.2008, 0:38) 145525</div>
Стучал чувак на зоне
[/b]
Не знаю, насколько это достоверно, но одно время было несколько публикаций на эту тему. Например, http://www.compromat.ru/main/kulturka/solzhenitsyn.htm

Хикмет Гаджи-заде
06.08.2008, 04:07
<div class='quotetop'>Цитата(spectator @ 6.8.2008, 2:12) 145528</div>
Не знаю, насколько это достоверно, но одно время было несколько публикаций на эту тему. Например, http://www.compromat.ru/main/kulturka/solzhenitsyn.htm
[/b]

Все это похоже на полную туфту

в качестве доказательства принадлежности текста доноса Солженициеу приводяться высосанные из пальца доказательства

Еще одна вполне очевидная особенность — злоупотребление запятыми. Александр Исаевич охотно ставит их там, где можно бы и не ставить, а порой даже и в таких случаях, где ставить совсем не следует, не полагается. Такое же пристрастие видим и в доносе. Там в первой фразе взяты в запятые слова «по вашему заданию», в четвертой — «в основном».

Иные совпадения точны до буквальности. Так, у Ветрова читаем: «Это предположение подтверждается и словами Мегеля »а полячишка-то, вроде умнее всех хочет быть!..". Во-первых, запятая здесь, конечно, опять-таки ни к чему, но интересно то, в какой простецкой манере вставлена прямая речь Мегеля: она даже начата не с большой буквы. Точно такую же упрощенность видим и у Солженицына в «Архипелаге». Ну, хотя бы: «Кто-то крикнул сзади: »а нам нужна — свобода!..".


Но даже если и верно то что Солженицин на допросе оговорил своих друзей и жену, то мы не можем осуждать человека который сдалал это под пытками и угрозой расстрела.

К стати почему жену его не арестовали? Почему не арестовали оговоренного им Симоняна?

И далее там в тексте - "когда Симонян открыто выступил (вероятно уже после появившихся книг Солженицина) с усуждением его взглядов"

Каких взглядов, товаришь Симонян? Отраженных в "Арипелаге ГУЛАГЕ"?

Именно...

(Кроме того их этой фразы - "с осуждением его взглядов" - явно следует, что этот материал готовили идеологические враги Солженицины - российские КГБ-шники)

Вся тайна и величие человеческое в том, что даже если Солженицин и проявил эту слабость тогда,

то после этого он проявил невиданную стоикость и мужество.

А угроза его жизни, когда он уже начал писать, была не менее реальна...

Но он выдержал, не прекратил своей деятельности, не пошел "во второй раз" на сотрудничество и довел таки свое великое дело до конца

(и что-то не вериться, что тривиальный стукачь мог так стойко затем сопротивляться системе)

* * *

Но, еще раз, пусть даже в начале он дал слабину, поразительно его дальнейшее сопротивление.

Я считаю, что герои от природы, сильные духом и телом люди, способные в силу своих природных качеств устоять перед пытками и прочее, все же менее интересны нам, чем такой челевек как Солженицин, которому приходится бороться и с системой и с собой.

Он в конце-концов побеждает и свой страх, и рушит всю систему.

Такие люди не слабаки, а дважды герои!

Это был великий человек, без всякого сомнения.

Аллах рехмет елесин


П.С.

Вот ЮМ, например

Долго тут оппозицию ругал и игтидарствовал,

а потом, не вынес правды в душе своей - взял да и написал бессмертное форумское произведение "Алабаш"

пригвоздив зло к позорному столбу истоии и литературы

Такой герой как ЮМ гораздо героичнее, простого мусаватиста, который все гнет и гнет свою линию и не сгибается - он такой от природы...

ЮМ - герой

Его надо вернуть

Madyar
06.08.2008, 08:41
<div class='quotetop'>Цитата(spectator @ 6.8.2008, 2:12) 145528</div>
Не знаю, насколько это достоверно, но одно время было несколько публикаций на эту тему. Например, http://www.compromat.ru/main/kulturka/solzhenitsyn.htm
[/b]
С интересом прочёл. Я вообще люблю читать этот сайт, там очень много интересного пишут.
Насчёт стукачества Солженицына. Кто читал "Архипелаг" знают, что Солженицын в одной из глав подробно описывает процесс своей вербовки, свои чувства при этом и последующие события. Упоминается там и его псевдоним "Ветров". Это раз..
Письменный донос Солженицына на группу бендеровцев очень похож на фальшивку. Дело в том, что ублюдочная советская власть обожала иметь компромат на своих врагов, пусть даже фальшивый, состряпаный компромат.. Изготовить такую фальшивку для чекистов - раз плюнуть. Это два..
Компромат, якобы данный Солженицыным на своих "подельников" сразу после ареста на фронте - тоже притянут за уши. Всем известно как умели "шить дела" прифронтовые "следователи". Они постоянно придумывали всякие "заговоры", чтобы создать видимость необходимости своей работы, для того чтобы не дай Бог не оказаться на фронте... Это три...

И вообще. Если даже всё, написанное в статье на Компромат.ру, является правдой, то Солженицын с лихвой искупил свою вину, свидетельствуя Истину.. Любой грех можно искупить. Всё зависит от величины Искупления.. ИМХО...

kinza
06.08.2008, 09:05
Относился к Солженицыну совершенно спокойно, но в этой фразе: <div class='quotetop'>Цитата</div>никогда, во имя ни каких святых целей не лгать, не прятать правды. Демократия не может существовать в бессовестном обществе. Сделай шаг. Избавься от лжи. И, никто больше не в силах унижать тебя.[/b]чувствуется Человек с большой буквы!

SkyRover
06.08.2008, 11:36
<div class='quotetop'>Цитата(kinza @ 6.8.2008, 9:05) 145542</div>
Относился к Солженицыну совершенно спокойно, но в этой фразе: чувствуется Человек с большой буквы!
[/b]

К сожалению, это всего лишь слова ...
Риторика, однако...

Хикмет Гаджи-заде
06.08.2008, 13:30
<div class='quotetop'>Цитата(SkyRover @ 6.8.2008, 11:36) 145552</div>
К сожалению, это всего лишь слова ...
Риторика, однако...
[/b]

Почему, же только слова?

он ведь совершал и конкретные поступки

боролся с целой империей почти в одиночку

и победил

Oğuz
06.08.2008, 14:12
<div class='quotetop'>Цитата(Хикмет Гаджи-заде @ 6.8.2008, 13:30) 145560</div>
Почему, же только слова?

он ведь совершал и конкретные поступки

боролся с целой империей почти в одиночку

и победил
[/b]

ТоЦны?

Как же так, бек, он почти в одиночку боролся с целой империей и победил, а вы многолюдно одним несчастным правлением не можете справиться... Ни пойму, толи он овладел сверхъестественной силой, толи вы никудышные?!. :unknw:

Dismiss
06.08.2008, 15:05
Прощание с Солженицыным: почтение, но никакого массового горя

("The International Herald Tribune (http://www.inosmi.ru/stories/08/08/05/3533/243039.html)", США)

Сейчас нет потребности в великих людях. Знаменитые, известные, популярные - сколько угодно, но не великие в полном смысле этого слова

Клиффорд Дж. Леви (Clifford J. Levy), 06 августа 2008

Коробка из-под стирального порошка в московском музее символизирует собой то почтение, которое россияне некогда испытывали к умершему в это воскресенье титану литературы Александру Солженицыну. Внутри коробки спрятана нелегальная копия шедевра Солженицына 'Архипелаг ГУЛаг', посвященного советским трудовым лагерям. Он активно распространялся в советское время, несмотря на грозившее за это наказание.

В понедельник память Солженицына почтили национальные лидеры, однако массовых проявлений чувств, с которыми обычно связана смерть народных любимцев, заметно не было. Эта относительно спокойная реакция на его смерть заставляет задаться вопросом о том, находят ли жизнь и творчество Солженицына все еще отклик в России, возникшей на месте Советского Союза, но сильно отличающейся от него.

Россияне, выросшие в советские времена, страстно говорили о достижениях Солженицына, умершего в возрасте 89 лет, вернувшегося из изгнания после распада Советского Союза, и в последние годы не привлекавшего большого общественного внимания. Его сравнивали с такими писателями как Толстой и утверждали, что он заставил нацию противостоять ужасам, творившимся во имя коммунизма.

'Солженицын был человеком, чей голос в 'Архипелаге ГУЛаг', смог выразить боль десятков миллионов людей - говорит 56-летний Юрий Самодуров, директор московского музея Сахарова, посвященного другому диссиденту советских времен - физику Андрею Сахарову. - Это, как мне кажется, вечная книга'.

В одной из витрин музея стоит красная коробка из-под стирального порошка 'Лотос', внутри которой лежит потрепанное издание 'Архипелага ГУЛаг'. К таким уловкам иногда прибегали, чтобы прятать от властей запрещенную литературу. Незадолго до смерти Солженицына, Самодуров начал собирать материалы для новой выставки в честь его 90-летия, посвященной его жизни.

По словам Самодурова, он опасается, что сейчас большинство молодежи даже не знает имен Солженицына и Сахарова - возможно, двух самых известных советских диссидентов.

Самодуров признает, что он принадлежал к тем из либералов, которым не нравились некоторые политические взгляды позднего Солженицына, в том числе его ярый национализм. После того как возникло ревизионистское движение, с большей симпатией относящееся к достижениям Советского Союза, борьба Солженицына с советской властью также стала вызывать у многих недовольство.

Однако после его смерти в центре внимания политиков и деятелей культуры вновь оказалось его творчество. Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин отдали ему дань уважения. Последний президент СССР Михаил Горбачев заявил в интервью информационному агентству 'Интерфакс', что книги Солженицына 'повлияли на умы миллионов людей, заставив их переосмыслить свое прошлое и будущее'.

В среду Солженицын после православной панихиды должен быть похоронен в московском Донском монастыре, сообщают официальные лица.

Контролируемые государством СМИ уделят погребальной службе большое внимание, но судя по опросам, молодежь она не слишком заинтересует. По словам встреченной нами в одном из московских парков семнадцатилетней студентки колледжа Татьяны Гуничевой, она слышала о Солженицыне, но, не может назвать ни одной его книги.

Она утверждает, что его произведений не было в школьной программе. 'Можете себе представить, там их совсем нет, - сказала она. - Это грустно, но, к сожалению, правда'.

Двадцатишестилетний составитель рекламных текстов Антон Зимин, заявил, что хорошо знаком с творчеством Солженицына, но сомневается, что это обычно для его поколения. По его словам, люди его возраста утеряли интерес к борьбе, которую вели отцы и деды.

'Проблема в том, что сейчас восторжествовало потребление, его дух поглотил всех, - считает Зимин. - Люди предпочитаю потреблять все что угодно, самые простые вещи, чем быстрее, тем лучше. Книги заставляют думать, чтение требует определенного усилия. Они предпочитают развлекаться'.

Пятидесятидвухлетний Андрей Василевский - главный редактор журнала 'Новый мир', в 1962 опубликовавшего первое из главных произведений Солженицына - 'Один день Ивана Денисовича' привык к подобным настроениям.

Василевский сказал в понедельник, что молодежь относится к фигурам подобным Солженицыну как к музейным экспонатам, и что российское общество в целом утратило интерес к крупным культурным и общественным фигурам.

'Сейчас нет потребности в великих людях, - полагает он. - Не могу объяснить, почему, но для меня это очевидно. Знаменитые, известные, популярные - сколько угодно, но не великие в полном смысле этого слова'.

Turku Kettola
06.08.2008, 15:32
<div class='quotetop'>Цитата</div>Проблема в том, что сейчас восторжествовало потребление, его дух поглотил всех, - считает Зимин. - Люди предпочитаю потреблять все что угодно, самые простые вещи, чем быстрее, тем лучше. Книги заставляют думать, чтение требует определенного усилия. Они предпочитают развлекаться'.[/b]


Общество "бездушного" потребления (причем - всего) - это и есть стержень современного либерального западного мироустройства. И он достаточно глубоко проник в сознание и в поведенческую модель российского общества. Ибо иммунитет подорван, опошлен и утерян.
И тут уж не до высоких идей или великих людей.

Хикмет Гаджи-заде
06.08.2008, 15:57
<div class='quotetop'>Цитата(SILENT @ 6.8.2008, 14:12) 145566</div>
ТоЦны?

Как же так, бек, он почти в одиночку боролся с целой империей и победил, а вы многолюдно одним несчастным правлением не можете справиться... Ни пойму, толи он овладел сверхъестественной силой, толи вы никудышные?!. :unknw:
[/b]

Правильно

он обладал сверхестественной силой

А мы никудышние

однако в это МЫ входите и Вы

:3dflagsdotcom_azerb_2faws:

Oğuz
06.08.2008, 16:09
<div class='quotetop'>Цитата(Хикмет Гаджи-заде @ 6.8.2008, 15:57) 145586</div>
Правильно

он обладал сверхестественной силой

А мы никудышние

однако в это МЫ входите и Вы

:3dflagsdotcom_azerb_2faws:
[/b]


ТоЦны, все МЫ никудишные, а бе, ния о сверхестественни еждахадан бизде йохду? :cray:

Хикмет Гаджи-заде
06.08.2008, 22:44
<div class='quotetop'>Цитата(SILENT @ 6.8.2008, 16:09) 145590</div>
ТоЦны, все МЫ никудишные, а бе, ния о сверхестественни еждахадан бизде йохду? :cray:
[/b]

Bunu dunyada hech kes bilmir

Hech kes bilmir ki, niye bezi milltler g@yde balonlarla uchur, biz ise avtomobil minmiyoruz

Bu tarixin muammasidir

Bunu ancaq bir babar izaxi var - ceografik determenizm (bu teoriyani ingilis tarixchisi A.Toynby ireli surub)

Yani her shey etraf muhitden asilidir

gun ki vurur musurmanin gul tepesine o da bu sebebden tembelleshir ve saire

Heqiqi deyarem aaaaaa

Bashqa izahat yoxdur

AbdulAziz
07.08.2008, 01:46
Her şeyimiz duzelmişdir, birce saqqal darağı qalmişdır.
Только оставалось из шовинистов делать героев.

Madyar
07.08.2008, 07:57
<div class='quotetop'>Цитата(AbdulAziz @ 7.8.2008, 1:46) 145646</div>
Her şeyimiz duzelmişdir, birce saqqal darağı qalmişdır.
Только оставалось из шовинистов делать героев.
[/b]
А почему бы и нет? Ведь из всяких националистов делают...

Oğuz
07.08.2008, 10:50
<div class='quotetop'>Цитата(Хикмет Гаджи-заде @ 6.8.2008, 22:44) 145613</div>
Bunu dunyada hech kes bilmir

Hech kes bilmir ki, niye bezi milltler g@yde balonlarla uchur, biz ise avtomobil minmiyoruz

Bu tarixin muammasidir

Bunu ancaq bir babar izaxi var - ceografik determenizm (bu teoriyani ingilis tarixchisi A.Toynby ireli surub)

Yani her shey etraf muhitden asilidir

gun ki vurur musurmanin gul tepesine o da bu sebebden tembelleshir ve saire

Heqiqi deyarem aaaaaa

Bashqa izahat yoxdur
[/b]

Bəy, yazıq olmuşuq... Rus imperializmi çox millətlərin başını yedi, onlarla kiçik xalq ya assimilyasiya, ya də ümumiyyətlə məhv olub getdi... Leninizm (xiyar imperializmi) genetik mühəndislikdən də təhlükəli oldu tarix üçün. Təkamül üzərində zorla əməliyyat, özü də qəssab baltası ilə aparılan beyin əməliyyatı hələ uzun müddət özünü göstərəcək. Çünki məzmunda dəyişiklik görmürəm... Bu yandan da amerikan xiyarı... Sosial bərabərlik də, demokratiya da, a bəy, təkamüllə qazanılır, şüarla yox...

Düz 100 il bundan qabaq savadsız, geridə qalmış deyilən Azərbaycanda ayrı-ayrılıqda adları tarixin şərəfli səhifələrinə yazılmış böyük şəxsiyyətlər olub. Özü də çox sayda! Hanı onlar, niyə bu gün onlar yoxdur? (Nümunələr tapmaq olar, amma labüd yox, istisna halında)


Birinci dünya müharibəsinə qədər Azərbaycana olan münasibətlə daha sonrakı münasibəti müqayisə edəndə dəhşətə gəlməmək olmur. Kimsə Türkiyə qarışıq Anadolu-Kavkaz-(daha sonra Orta Asiya boyu) türk müsəlman varlığını məqsədyönlü şəkildə məhv etmək istəyib. Milyonlarla insanımız öldürülüb. Deyilən ərazı sözün əsil manasında türk-müsəlman qanı ilə suvarılıb... Azərbaycan başdan ayağa şumlanıb... Təkcə İran ərazisində 1 000 000 türk-müsəlman qətlə yetirilib... Ümumilikdə isə mənim təxmini hesablamalarıma görə, Azərbaycan əhalisi də daxil ən azı 3 milyon insanın canı alınıb - türk-müsəlma olduqları üçün... (müraribə itkiləri xaric)

Leninizm eyni siyasəti daha elmi-praktik əsaslarla (repressiya dövrü) həyata keçirib. Bİr neçə yüz min də onda qırılıb. Özü də kimlər... Bir milləti fiziki məhv etmək mümkün deyil, amma onun başını, yəni milli-ictimai şüurunu qurutmaqla onun axırına çıxmaq olar. Neçə ki, bizim demək olar ki axırımıza çıxıblar...

İkinci dünya müharibəsi - deyirlər müraribəyə 700 000 azərbaycanlı göndərilib. Belə çıxır ki, məmləkətdə başı papaqlı 3-5 kişi qalıbmış...

Qarabağ müharibəsi. Teatr. Nəticəsi qabaqcadan bəlli qanlı, rekvizit və butaforu real teatr - məncə, bu müharibədə ölənlərin sayı etiraf olunandan 2-3 dəfə çoxdur... + 100 minlərlə qaçqın, didərgin...

Deportasiyalar, sürgünlər, represiyalar... Kimlər ölkə ərazisində yerləşdirilib və yerləşdirilir, kimlər təqib olunub və olunur.. Bir Allah bilir bunun miqyasını... nə isə...

Yerdə nə qaldı? Hə, Əli bəyin da...+rı...

Doğru buyurursunuz, ətraf mühit önəmli faktordur. Amma bu ətraf mühitin formalaşdırılması, məzmun və ya formasının dəyişdirilməsinin maşın-mexanizmi bizim əlimizdə deyil, olmayacaq da... Çünki nə onu bizə öz xoşuna verən, nə də bizim onu alacaq qədər gücümüz var...

Belə bir şəraitdə, dediyiniz mühitdə vəziyyəti dəyişdirə biləcək individuumların yetişməsinə də ümid azdır...

Sizə öz bağımdan danışım. Faydalı nə əkirəmsə (meyvə ağacları, gül-çiçək) çətin ərsə gəlir. Gül əkirəm, bir müddət sonra baxıram ki, alaq otlarının, nə bilim hər cür yabanı yaramaz bitkinin içində batıb gedir. Qırıb təmizləyirsən, bir həftə sonra gəlib görürsən ki, bə əvvəlkindən də yuxarı qalxıblar bu yaramazlar... Özü də kütləvi şəkildə... Meyvə ağacı əkirsən, ya boy atmır, ya da payızın günündə çiçək açıb ölür...

Ətraf mühit – torpaq zaydır, baxımsızdır, hər cür zir-zibilin inkişafı üçün münbitdir... Torpaq sahibi şəraiti düzəltməyin yolunu bilir. Amma buna bəs edəcək gücü, vəsaiti yoxdur...

Gözləyək, görək nə olur. Bəlkə bir gün bizim də yatmış bəxtimiz oyana... Hərçənd belə şəraitdə çətin...

Хикмет Гаджи-заде
07.08.2008, 15:06
<div class='quotetop'>Цитата(SILENT @ 7.8.2008, 10:50) 145670</div>
Bəy, yazıq olmuşuq... Rus imperializmi çox millətlərin başını yedi, onlarla kiçik xalq ya assimilyasiya, ya də ümumiyyətlə məhv olub getdi... Leninizm (xiyar imperializmi) genetik mühəndislikdən də təhlükəli oldu tarix üçün. Təkamül üzərində zorla əməliyyat, özü də qəssab baltası ilə aparılan beyin əməliyyatı hələ uzun müddət özünü göstərəcək. Çünki məzmunda dəyişiklik görmürəm... Bu yandan da amerikan xiyarı... Sosial bərabərlik də, demokratiya da, a bəy, təkamüllə qazanılır, şüarla yox...
[/b]

Bey g@rurem yuregin doludur

amma axi bu A.Toynby'nin dediyini inkar elemir

Ne ise

Allah bize k@mek olsun

++++++++++++++++++++++++++++

Из статьи Х.Гаджи-заде "О реальном Соотношении Сил"

Причины отставания Востока от Запада, да и вообще причины развития или отставания тех или иных сообществ остаются науке неизвестными; может дело в географическом детерменизме (обленились от хорошей погоды) или природных ресурсах? Согласно исследованиям опубликованным UNDP еще в 1800 году этот разрыв в производстве составлял 1:3; но в 1900 году – уже 1:10; в 1930 г. - 1:30, в начале 90-х годов - 1:74, а в начале ХХI века - 1:83, – разрыв растет и защитникам нашей национальной самобытности следует внимательно над этими цифрами подумать).

Turku Kettola
08.08.2008, 12:38
Г.Джемаль о Солженицыне



- Каково Ваше отношение к творчеству Александра Солженицына?

Я познакомился с Солженицыным в режиме реального времени очень давно. Могу сказать, что это было любопытно. Он бросал вызов советской системе, нес огромный морально-политический смысл протеста. Это поддерживало несогласных с номенклатурой.

Позже, после 91-го года, для значительного числа людей его литературное творчество потеряло актуальность. Многие стали признавать, что его первые вещи, потрясшие их во времена юности, такие, к примеру, как «В круге первом», при позднейшем прочтении разочаровали банальностью интриги, ходульностью характеров и т. д.

Я сам и в лучшие времена отношения к творчеству Солженицына не был в восторге от его языка, который кажется мне искусственно сконструированным, лишенным естественности и спонтанности. К примеру, такие фразы как «на такое унижение я уже не могу пригнуться» изобличают, на мой взгляд, задачу писать намеренно, ради создания «личного брэнда», специального «солженицынского языка». В отличие, скажем, от Достоевского, который не создавал специально свой язык, а просто писал второпях, подгоняемый острой нуждой в гонораре. Такое отношение к языку, как у Солженицына, на мой взгляд, излишне. Это понижает самостоятельную ценность продукции.

Также я не могу не отметить тривиальности его анализа большевистской революции 1917 года, роли Ленина, все это не выходит за рамки формата Солоневича и Ильина, русско-государственнических традиций. Объявить Ленина немецким шпионом - тут большого ума не надо. Это значит не увидеть того, что имел место один из наиболее дальновидных ходов в политике, перешагивающий через национально-государственнические инстинкты.

А. Солженицын выбирал проторенные дороги в плане позиционирования себя как мыслителя своего времени номер один. Также очевидно его явное желание быть Достоевским номер два или Толстым номер два. Он видел себя в роли аналогичного им современного властителя дум: «Жить не по лжи», «Как нам обустроить Россию» и т. д.

Надо сказать, что в конце XX-го века в либеральных кругах встречалось много «штампов»: Ковалев - Сахаров, Солженицын - Лев Толстой. Это было воспроизведение определенных архетипов, поскольку суть либерализма, как левого так и правого, - подражательность, имитаторство.

- А. Солженицын за несколько лет до смерти обратился к теме русско-еврейских отношений, но не затронул практически в своих книгах не менее важную проблему - русско-мусульманских отношений. Как Вы думаете, какова причина этого?

Солженицын действительно обстоятельно проработал еврейскую тему. Некоторые исследователи упрекают его, что он осветил ее не совсем беспристрастно, о чем-то умолчал. Но надо отдать должное ему в том, что фактологически писатель основательно по этой теме прошелся. Но он не сделал выводов, никуда в результате нас не подвел.

Констатация того факта, что евреи сыграли определенную роль в истории России, активно участвовали в революции, не решает еврейского вопроса, а лишь развивает белогвардейскую тему - неприятие социальной революции вообще. Тогда все заканчивается на том банальном, что евреи, мол, погубили Россию. Если же мы считаем, что это революция все же русская, надо понять, в какой мере евреи были попутчиками, т. е. разделить саму революцию и участие ней евреев.

Что касается темы Ислама, то Солженицын боялся ее касаться. В ранних текстах он упоминает о народе, который весь в целом не стал на колени - о чеченцах. Но во время Первой Чеченской войны он «забрал обратно» эти свои слова и активно перешел на позицию тупого великодержавного держимордства.

Сделав это, он порвал с великой традицией Толстого и Достоевского. Да, Федор Михайлович тоже был великодержавником, но неизвестно, как бы Достоевский реагировал на то, что случилось в России в XX веке и происходит сейчас.

Солженицын - писатель хрущевской формации, он вошел в обойму шестидесятников через все особенности той эпохи. То, что писатель принял ельцинизм как чаянную, желанную Россию, как обещание возвращения к февралю 17-го, а оттуда - к восстановлению монархии, позволило ему без мыла влезть в формат куратора идей.

- Но почему после его возвращения в середине 90-х российская либеральная общественность практически не замечала Солженицына, которым зачитывалась в советское время?

Я бы не сказал, что Солженицына совсем не замечали. Может быть, не слушали в той мере, в какой бы он желал. Ему хотелось быть по содержанию Достоевским, а по общественному резонансу - Толстым, чтобы к нему приходили, как к тому в Ясную Поляну, и с придыханием спрашивали: «Как нам обустроить Россию?».

Он продолжал оставаться оракулом, несколько ушедшим в тень; ссылочной инстанцией «не для каждодневного использования»; как бы не употребляемым всуе и вообще полусакральным. Та же его книга «Двести лет вместе» о русско-еврейских отношениях имела большой резонанс, в том числе и отрицательный, но это тоже резонанс. В общем, сказать, что он был игнорируем, нельзя.

У него была некая аура политического гуру для истеблишмента. А наступившая эпоха, ельцинизм и путинизм, и были как бы теми самыми временами, о которых он мечтал во время «бодания с дубом». Он стал, по сути, номенклатурным, политическим старцем, государственным «шейхом». Живой публике, молодежи, людям, которые чувствуют фальшь, он был неинтересен.

Беседовала Эльмира Хакимжанова

islam.ru

Ziyadli
08.08.2008, 13:36
Молдец Джемаль! Именно так они и есть. Заурядный великоросс, который стал известен только потому, что переехал в США и написал заурядную книженцию. А в зоне стукач. Вот тебе и картина жизни.

AbdulAziz
08.08.2008, 19:11
<div class='quotetop'>Цитата(Ziyadli @ 8.8.2008, 13:36) 145813</div>
Молдец Джемаль! Именно так они и есть. Заурядный великоросс, который стал известен только потому, что переехал в США и написал заурядную книженцию. А в зоне стукач. Вот тебе и картина жизни.
[/b]


Зиядлы, как художник с сильной рукой, крупными мазками, немного жестковато, нарисовал полный портрет! :smile:

Ziyadli
09.08.2008, 04:21
<div class='quotetop'>Цитата(AbdulAziz @ 8.8.2008, 19:11) 145918</div>
Зиядлы, как жудожник с сильной рукой, крупными мазками, немного жестковато, нарисовал полный портрет! :smile:
[/b]
Много встречал в жизни всякой мрази, вот и опытный стал