PDA

Просмотр полной версии : Фетхуллах Гюлен


Turku Kettola
30.05.2008, 10:45
О сотворении Евы...



Человек не является существом, приобретшим свой нынешний облик в результате эволюции. Он был создан как совершенно особое существо. В нем нельзя видеть результат изменения других видов или естественного отбора, он сотворен Аллахом как отдельный вид. Создание досточтимого Адама произошло чудесным образом. Объяснить же чудо с помощью причинно-следственных связей невозможно. Ведь не случайно, что естествоиспытатели не смогли убедительно показать, как возникла жизнь. Созданные ими теории опираются на весьма шаткие доводы, а потому бездоказательны и безосновательны. Подвергнутые острой критике, они отныне могут считаться опровергнутыми. На эту тему сказано и написано очень много, так что есть что почитать...

Если рассматривать какой-либо вопрос с точки зрения соответствия причины и следствия, нужно придерживаться принципа их неразрывной связи. Например, чтобы из семени выросло дерево, с соизволения Великого и Всемогущего Аллаха, должны быть почва, среда, атмосфера, само семя и условия, необходимые для его жизни и успешного развития. При наличии всех этих причин возникает то, что мы называем “полной причиной". Она вызывает следствие. Иначе говоря, когда с соизволения Аллаха наличествуют все эти причины, зародыш превращается в колос, а яйцо - в цыпленка.

Сотворение человека является чудом. Следуя принципу причинно-следственной связи, этот вопрос можно изложить так. Допустим, вы скрестили какую-либо птицу с курицей или лошадь с ослом. В первом случае никто не родится. Во втором - появится мул, который не способен давать потомство. В этих случаях причина дефектна. И, согласно принципу причинно-следственной связи, не может вызвать следствие. Возьмем другой случай. Когда в яйцеклетку женщины проникает сперматозоид, зарождается человек. В этом случае причина полноценна, и все происходит так, как должно быть. С позволения Аллаха образуется эмбрион, который проходит все стадии развития, а затем появляется на свет в виде младенца. Следствие возникает, потому что наличествуют все причины, необходимые для этого. Правда, Великий и Всемогущий Аллах может внести какие-либо изменения и сотворить совершенно другое существо с иными способностями, с иной сутью...

Таково объяснение вопроса в соответствии с принципом причинно-следственной связи. Если рассматривать вопрос с этой точки зрения, то необходимо признать, что все происходит не так, как говорят сторонники теории эволюции и естественного отбора, а как объясняют Великий и Всемогущий Аллах и Его посланник. Аллах говорит: “Я разъясню вам то, что вы не можете объяснить: это чудо". Чудо - то, что Адам был сотворен без отца и матери, а Иса - без отца. Аллах может сотворить любое существо без отца или матери, и точно так же Он может создать его и без обоих родителей. Именно так создан Адам. Объяснить это какими-то причинами невозможно. В Священном Коране сказано: “Скажи: “Идите по земле и посмотрите, как Он начал творение; потом Аллах воздвигнет последнее создание. Поистине, Аллах мощен над каждой вещью!"" (Священный Коран, 29:19). Как они смогут объяснить возникновение чего-то из ничего?

Таким же чудом является и сотворение Евы из ребра Адама, поэтому и его не объяснить никакими причинами. Отрицать же это явление, не считать естественным наивно, ибо подобное произошло и с Адамом, и с Исой (а.с.).

Сотворение Адама и Евы было забыто людьми, и Аллах, чтобы напомнить о первом творении, создал Христа. Тем, кто спрашивает о его появлении, Аллах отвечает: “Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: “Будь!" - и он стал" (Священный Коран, 3:52).

Действительно, человечество забыло свои истоки. Сотворив Ису, Великий и Всемогущий Аллах напомнил о них.

А теперь перейду к вопросу о сотворении Евы из ребра Адама. Убежден, что его используют как предлог для спора. Так, спрашивают: “Почему она была создана именно из ребра? Почему это было ребро Адама"? Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на следующее обстоятельство. Существует множество неопровержимых свидетельств того, что человек сотворен Аллахом, так что отрицать этот факт невозможно. В то же время он ясно и очевидно доказывает существование Всевышнего (хвала Ему). О том же свидетельствует вселенная, с тысячами ее законов, принципов, с ее поразительной гармонией. Тайны внутреннего мира человека, его сущность, душа, множество неизведанных его особенностей доказывают, что Аллах существует. Тысячи подобных фактов убедительно свидетельствуют о том же. Любой человек, будь то философ, мыслитель или богослов, опирается на них и пытается достичь с их помощью берега праведности. Если же свести тысячи доказательств в одно, это будет величественнейшее, мощнейшее, ни с чем не сравнимое свидетельство того, что Творец существует.

Некоторые же атеисты, закрывая глаза на все эти доказательства, для обоснования своего неверия ссылаются на факт творения Евы из ребра Адама. Вот как характеризует их великий наставник: “Друг! Человеческому естеству свойственна некоторая слепота. Пока в нем есть эта слепота, она мешает увидеть солнце истины. Воистину, опыт показывает, что это слепое естество, заметив малейший изъян, малейший недостаток в крепости, являющей собой тысячи неопровержимых доказательств того, что она создана зодчим, отрицает саму крепость и переворачивает все с ног на голову. Невежество человеческого естества, его глупость проявляется именно в такого рода бессовестном отрицании". Это отрицание предвзято и необдуманно.

Воистину, в то время, как и человек, и вселенная являют тысячи доказательств того, что Аллах существует, тысячи раз возвещают эту истину, не является ли безумием смотреть на вещи так тенденциозно?..

Вопрос о сотворении из ребра рассматривается в трудах Бухари, Муслима, в “Муснаде" Ахмада бин Ханбаля. Они приводят кудси хадис, повествующий о сотворении Евы из ребра Адама. Об этом же свидетельствует и сура “Ан-ниса": “О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин..." (Священный Коран, 4:1). Здесь я попросил бы вас обратить внимание на одну характерную особенность арабского языка. Местоимение женского рода - “ха", а мужского рода - “ху". Это ясно видно в нижеследующем аяте (имеется в виду арабский вариант фразы): “Он сотворил вас из единой души, потом сделал из нее ей пару..." (Священный Коран, 39:8). Рассмотрим эту фразу подробнее. Из нее следует, что Всевышний создал Еву не из самого Адама, а из сущности Адама. Это очень тонкая деталь. Человеческое естество Адама и сущность Адама не одно и то же. Например, описывая кого-либо, говорят, что он такого-то роста, выглядит так-то, весит столько-то, обладает такими-то манерами. Но у него есть и сущность, внутренний мир, мысли. Он или близок к Аллаху, или далек от него. И описывать следует именно вторую сторону человека, то есть его сущность. Фактически, все остальное - всего лишь каркас. Именно в этом смысле сущность человека - это одно, а его внешность - это другое. Так что, когда Священный Коран, говоря о сотворении Евы, использует слово “минха", он имеет в виду именно сущность, а не человеческое естество Адама.

Кроме того, указанный хадис не передавался из уст в уста, а был рассказан одним человеком, поэтому его необходимо толковать с помощью аята. Это очень важное обстоятельство, которое надо учитывать при толковании аятов и хадисов. Аят передается из уст в уста, он - Слово Божье. Значит, хадис надо сопоставить с аятом и прояснить с его помощью трудные для понимания места.

Прежде всего, очень важно знать, по какому поводу Посланник изложил этот благословенный хадис. На это обязательно надо обратить внимание. Высокочтимый Мухаммад (с.а.с.) в хадисе говорит: “Давайте женщинам благие советы". Иными словами, постоянно объясняйте им, что такое добро и красота, наставляйте их, чтобы они служили Аллаху, ибо женщина создана из ребра. Если захотите исправить ее быстро, то можете сломать. А если оставите без внимания, она останется “кривой" подобно ребру. Итак, хадис этот изложен был, чтобы показать, как надо воспитывать женщину и строить семью. Воистину, если попытаетесь быстро исправить женщину, то все испортите, а не будете исправлять вовсе, она останется такой, какая есть.

Здесь Посланник Аллаха указывает на важное обстоятельство, а именно: женщина более слаба, менее стойка, чем мужчина и более подвержена влияниям. Но если же исправлять ее необдуманно, то можно все испортить.

Естественно, в самой форме изложения таится особая мудрость, но это тема уже другого разговора...

Высказываясь по этому поводу, досточтимый Посланник употребляет выражение “мин дыл'ихи", что значит “из ребра". Здесь “мин" означает “из". Но иногда это слово употребляется в смысле “часть чего-то, некоторая часть целого". У него есть и другое значение - “объяснение, заявление", то есть указание, что вещь такого-то рода, типа. Следовательно, поскольку досточтимый Посланник не выразился четко, его слова могут быть истолкованы по-разному.

У нашего Пророка есть множество подобных высказываний. Так, увидев бегущего верблюда, Он сказал: “У каждого живого существа есть свой шайтан. Вот шайтан животных". И продолжил: “Верблюд создан из шайтана", то есть из того же, из чего создан шайтан... Собственно говоря, слова нашего Пророка не столько о том, что у каждого человека есть шайтан, и что они могут принимать облик животных. Скорее всего, эти слова обращают наше внимание на дьявольское поведение некоторых живых существ. Ведь очень часто о бездушном, бесчувственном человеке мы говорим, что он каменный. Конечно, никто при этом не утверждает, что он сделан из камня, просто имеется в виду, что этот человек бессердечен, жесток, в нем нет ни капли чувствительности. Точно так же, говоря, что кто-либо - дьявол, мы подразумеваем, что человек этот совращает людей, обольщает, сбивает с истинного пути.

А теперь вернемся к рассматривавшемуся выше аяту и к словам нашего Пророка о том, что женщина создана “из ребра" мужчины. Можно сказать, что в каком-то смысле женщина есть часть мужчины, то есть она того же рода, обладает той же сущностью; оба сделаны из одного и того же материала. Не принадлежи они к одному виду, оплодотворение было бы невозможно, и род их не продолжился бы. Ведь далее в аяте сказано: “...А от них распространил много мужчин и женщин..." (Священный Коран, 4:1). Будь они представителями разных видов, они не смогли бы размножаться. Значит, они должны принадлежать к одному и тому же виду...

Употребленное в хадисе слово “дыл'ун" скорее означает подверженность негативным влияниям, искушениям, чем развращенность.

Высокочтимый Посланник намеренно употребил это слово. Сегодня достоинство женщины растоптано. Чтобы распродать как можно больше товаров, женщину используют для рекламы самых примитивных изделий, и это весьма примечательно, ибо доказывает заключенную в хадисе истину. Почему изображения женщин красуются на шинах, туалетных и банных принадлежностях, на колбасах и сосисках? Какая связь между этими обычными предметами и женщиной? Значит, женщина служит для невежественных и заблудших людей орудием, ее используют для достижения неправедных целей.

Досточтимый Посланник, предвидя, что подверженность женщины негативным влияниям обязательно проявится, говорил, что она создана из кривой кости мужчины. Отметим здесь и еще одно обстоятельство. Тора, повествуя о Творении, прямо указывает, что Ева была создана из части Адама. В принципе, нет ничего невозможного в том, чтобы Ева была создана из какой-либо части Адама. Сначала Аллах сотворил чудом Адама и, пока тот был еще смесью воды и глины, отделил от него какую-то часть, создал Еву. Ничего странного в этом нет. Фактически, первое сотворение - само по себе чудо. А Ева и Адам - результат этого чуда. Наука ничего не знает о сотворении мира, она беспомощна в этом вопросе, поскольку не дает ни одного вразумительного объяснения. Следовательно, первое сотворение - чудо, и мы полностью признаем слова Всевышнего. И делаем это не вслепую, не поспешно, а видя, чувствуя во всем - от атома до вселенной - Знание Творца, Его Волю, Могущество, бесконечную Власть. А помогают нам в этом, в свою очередь, разные науки.

Истину знает Он, и искать ее следует в Его откровениях.

Turku Kettola
18.12.2008, 16:12
О привыкании...



Привыканием (Ульфат) мы называем состояние человека, при котором он перестает замечать все то оригинальное и удивительное, что его окружает и становиться абсолютно безразличным к нему. Когда мы впервые слышим о чем – то, то это вызывает у нас интерес и внимание. Но через некоторое время от всего того, что первоначально так нас привлекало, остаются лишь холодные очертания и блеклые воспоминания … И все наши прежние душевные волнения, смягчение сердца и даже слезы на глазах превращаясь в формальность, теряют свою первоначальную живость. Душа иссыхает, и то всего, что было, остается лишь одна оболочка. Сердце изо дня в день становится все черствее и черствее, и человек делается безразличным ко всему.

Напряженное состояние нашего духа, внутреннее воодушевление, любовь к делу, волнение, потенциал энтузиазма и постоянная активность наших духовных механизмов – источники той силы, которая способна вести нас по пути веры и служения Всевышнему.Однако со временем и эта активность покрывается прахом привыкания.

…И привыканию нам нередко нечего бывает противопоставить.Особенно для тех,кто не углубился в вере и не достиг уровня духовной жизни…
Как-то раз Ханзала вместе с достопочтенным Абу Бакром пришел к благословенному нашему господину,Пророку и сказал: “О посланник Аллаха,Ханзала стал лицемером.Когда я удаляюсь от тебя,я не чувствую себя так,как чувствую себя будучи рядом с тобой”.
- “Ничего не поделаешь,иногда бывает так,а иногда иначе”, - сказал благословенный Пророк и добавил : “ Если бы вы всегда сохраняли то состояние,в котором находитесь,когда бываете рядом со мной,то ангелы при встрече с вами здоровались бы с вами за руку и обнимали бы вас.” Всякому совершенству есть конец и ничто в мире не постоянно.
Служение вере-это серьезное препятствие для возникновения такого состояния,как привыкание.Служение вере не только постоянно отвлекает человека от разрушающего воздействия этого явления.В результате того,чито человек служит великому и святому делу,Господь неожиданным образом иногда поддерживает его и благодаря этому человеку,как правило,удается сохранить свой внутренний динамизм.Так ему удается преодолеть кратковременное потрясение и духовную смерть и снова возродиться.
Но человек,который как-то не служит вере,кем бы он ни был,рано или поздно очерствеет,глаза его забудут,что такое слезы,и под влиянием привыкания он потеряет внутреннюю духовную жизнеспособностьи,став жертвой сатанинских наущений и козней,окажется в капкане собственных грехов.

Фетхуллах Гюлен.

AbuRugiya
19.12.2008, 11:23
МашаАллах, хорошо пишет. Нравятся его старые хутбы. Очень эмоциональны. Жаль турки выслали его.

Turku Kettola
30.09.2009, 11:47
Некоторые спрашивают :
“ Почему мы не видим Аллаха? “
Что им можно ответитъ?


Увидетъ- значит целиком охватитъ взглядом . Поясню зту мыслъ на примере. В организме каждого человека естъ микробы .Например, во рту у нас копошатся миллионы бактерий . Доступными им способами они портят наши зубы, разрушая их. А ведъ люди не слышат никакого шума и возможно, даже и не подозревают о существовании микробов. А те, в свою очередъ, не способны восприниматъ объекты такого масштаба, как человек. Чтобы увидетъ человека, охватитъ его взглядом,они должны бытъ полностю самостоятелъными и в то же время обладатъ мощным зрением,подобным телескопу. Иными словами, невозможностъ объятъ объект взглядом целиком не позволяет его видеть. Микроорганизмы ”видят “ толко то, что находится непосредственно перед ними.
Приведу другой пример, на этот раз из макромира. Представим себе, что мы смотрим в оченъ мощный телескоп, позволяющий увидетъ то ,что находится на расстоянии четырех миллиардов световых лет. Даже тогда то, что мы узнаем о Вселенной и других мирах, будет подобно капле в море по сравнению с тем, чего мы не знаем. Полученные с помощью телескопа сведения помогут нам построитъ лишъ некоторые туманные предположения о видимой нами части пространства. Создав на их основе новые гипотезы, мы попытаемся получитъ еще какие-либо сведения. При этом мы не увидим и не узнаем, как управляется Вселенная, ее общую картину, содержание, сутъ. Ибо, подобно микроорганизмам, мы не обладаем возможностъю полностъю объятъ взглядом объект подобного маштаба.Как видим, мы, добившиеся многих достижений- в наших руках микроскопы, рентгеновское оборудование- так же не способны объятъ макромир, как микроорганизмы не способны объятъ нас.

Поэтому в Коране сказано:

“ Нет никаго видения (в мире), Что (Господа) постичъ (способно), Его же взор объемлет все…”
(Священный Коран, 6.103).

Да, Он недоступен нашему взору. Ведъ чтобы увидетъ,необходимо целиком охватитъ взглядом. Ему доступены все взоры, все взгляды,но сам Он недоступен этим взорам. Это необходимо усвоитъ,чтобы разобратъся в рассматриваемом вопросе.
Обратимся к другому аспккту этой проблемы. Аллах объят Светом, но мы не способны поситчъ и его. Когда после Мираджа наш Пророк вернулся на землю,один из сподвижников спросил его: “Видел ли ты Господа?”
Один раз он ответил (об этом свидетелъствует Aбу Зарр): “Он- Свет. Как я магу увидеть Его?” В другой раз Пророк сказал: “Я видел Свет”. А ведъ Свет-это творение Аллаха. Аллaх-Мунаввир-ун-нур( “Тот,кто дает сияние Свету,источник света во Вселенной”). Всевышний создал образ Света, дал ему форму. Свет-это не Аллах, а Его творение,то естъ между вами и Творцом находится Свет, вы охвачены им. Но и здесъ естъ одна тонкая деталъ. Мы опятъ говорим “охватывает” , однако речъ идет толъко об образах Света, не более. А образы Света не идентичны и не отличны….
Да, чем далъше вникаешъ в богословские проблемы, тем больше осложняется рассматриваемый вопрос, тем труднее его разрешитъ.
Подводя итоги, скажем; Великий и Всемогущий Аллах невидим. Его завеса-это Свет.Если вы что-либо и увидите, то толъко Свет.
Так, пытаясъ поборотъ дух “аммара” (побуждающие к дурным поступкам низменные инстинкты), человек видит красный свет, возвысившисъ до духа “лаввамийа” (порицающий дух, заставляет сожалетъ о дурных поступках), он видит голубой свет; достигнув же духа “мутмаинна” (успокаивающий дух, побуждает к добрым поступкам), он увидит зеленый свет. Затем человек возвышается до уровня, когда уже невозможно определитъ цвет увиденного Света. Всё это наблюдают люди, преданные Аллаху; удостоитъся этой чести можно толъко благодаря нравстенному совершенствованию.
Я привел этот пример , чтобы разъяснитъ свою мыслъ. Теперъ вам должено бытъ понятно: то, что способны увидетъ вы, будет лишъ тенъю тени Божественного Света.Иными словами, вы не можете даже считатъ,что способны увидетъ этот Свет.
А теперъ рассмотрим третий аспект проблемы.Правоверный Ибрагим Хаккы пишет:
“Не найти в мире ни подобия Господу моему, ни противоположности, у Него нет образа,Он свят”.
Итак, у нашего Господа нет противоположности.Это весъма важное обстоятелъство.Видетъ можно лишъ то, что имеет свою противополжностъ. То естъ вы видите свет потому, что существует тъма. Или другой пример.
Допустим, вы сравниваете длину каких-то предметов, например: один длиной два метра, другой-три аршина.И в этом случае сравнение возможно потому,что естъ что с чем сравнитъ.
У Аллаха нет ни подобия, ни противоположности,благодаря которым Его можно было бы увидеть также, как благодаря тьме виден свет.
Рассмотрим заданный вопрос и с точки зрения физических возможностей человека. Интересно, какую частъ окружающего его мира видит человек? Каково количество предметов, доступных вашему зрению? Представим себе, что в раскинувшейся перед нами Вселенной миллиарды миллиардов доступных зрению предметов буквалъно вопиют: “Будъте добры, посмотрите, познайте,восхваляйте Создателя!”. А ведъ мы способны увидетъ не более пяти из каждого миллиона предметов, а о существовании остальных даже не подозреваем.Мы видим лишъ предметы определенного размера и хорошо освещенные. Обратите внимание: человек, спрашивающий: “почему я не вижу Аллаха?” - видит лишъ несколъко предметов из каждого миллиона, и тем не менее, он хочет втиснутъ в этот тесный круг Аллаха!... Сколъ убого такое мышление!....
Да ,Аллаха узрит лишъ тот, кто постоянно размышляет,пытаясъ вникнутъ в смысл книги Вселенной. Обязателъно увидят Его Великий Пророк Моисей и Глава Пророков Мухаммед,а также другие в зависимости от масштабов их личности. Естъ здесъ одна особенностъ,вдохновляющая нас на размышления. Тот, кто хочет бытъ “беком”, “султаном” в Судный дунъ, в земной жизни должен стремитъся очиститъ разум и сердце. Точнее, чтобы бытъ достойным лицезретъ Аллаха, человека должен житъ в этом мире по совести, превыше всего ценитъ чистоту своего сердца, разума. Тогда он предстанет перед Аллахом не с горстъю воды, а с целым океаном…В одном хадисе сказано:
“Не вмещусъ, - Всевышний молвил, - в лоно неба и земли, И сокровища таятся в копях сердца твоего”.
Сколъ же милостив Тот, перед чъим величием Вселенная менъше песчинки, если в сердце каждого истинно верующего - “сокровищница”, дарующая возможностъ статъ угодным Ему.

Истина известна толъко Ему.

М. Фетхуллах Гюлен. “Сомнения, порожденные веком.“

Mugab
02.10.2009, 00:46
Ну а вот мистер Фятуллах Гюлен во всей красе в письме, которое написал папе в 1998-ом году.

Pek muhterem Papa cenapları,
Üç büyük dinin doğum yeri olarak bilinen toprakların dünyayı daha iyi yaşanabilir bir mekan kılma yolundaki kutsal misyonumuzu tam manasıyla bilen halkından size en içten selamları getirdik. Yoğun gündeminizde bize zaman ayırarak sizinle müşerref olmayı bahşettiğiniz için zatialilerinize en derin kalbi teşekkürlerimizi sunarız.

Papa 6. Paul Cenapları tarafından başlatılan ve devam etmekte olan Dinlerarasi Diyalog için Papalık Konseyi (PCID) misyonunun bir parçası olmak üzere burada bulunuyoruz. Bu misyonun tahakkuk edişini görmeyi arzu ediyoruz. En aciz bir şekilde hatta biraz cüretle, bu pek kıymetli hizmetinizi icra etme yolunda en mütevazi yardımlarımızı sunmak için size geldik.

İslam yanlış anlaşılan bir din olmuştur ve bunda en çok suçlanacak olan Müslümanlardır. Uygun bir yerdeki vakitli bir gayret bu yanlış anlamanın büyük oranda azalmasına katkı sağlayabilir. Müslüman dünyası, İslam'in asırlarla ölçülen yanlış algılanmasını silip atacak bir diyalog imkanını bağrına basacaktır.

Beşeriyet, çelişen görüşler ortaya koydukları gerekçesiyle, zaman zaman bilim adına dini, din adına da bilimi inkar etmiştir. Bilginin tamamı Allah'a aittir ve din Allah'tandır. O halde bu ikisi nasıl çelişebilir? İnsanlar arasında anlayışı ve hoşgörüyü artırmaya yönelik dinlerarası diyaloğa yönelik ortak gayretlerimiz çok iş görebilir.

Kendi memleketimizde şimdiye kadar çeşitli Hristiyan mezheplerinin liderleriyle diyalog içinde olduk. Bu naciz gayretlerin boşa çıkmadığını acizane ifade etmek isteriz. Amacımız bu üç büyük dinin inananları arasında hoşgörü ve anlayış yoluyla bir kardeşlik tesis etmektir. Bizler bir araya gelmek suretiyle sözde medeniyetler çatışmasının gerçekleşmesini görmek isteyen yolunu şaşırmış ve şüpheci kimselere karşı dalgakıranlar gibi, isterseniz bariyerler gibi deyin, karşı durabiliriz.

Geçen yıl bazı ünlü uluslararası bilim adamlarının katıldığı medeniyetlerarası barış ve diyalog konulu bir sempozyum düzenledik. Bu gayretin başarısından aldığımız teşvikle bu tür etkinlikleri tekrarlamak istiyoruz. Halihazırda üç büyük dinin bağlıları arasındaki bağları güçlendirmeye yönelik olarak dinlerarası diyalog konusunda Vatikan'ın da temsil edileceğini ümit ettiğimiz bir konferans düzenleme sürecinde bulunuyoruz.

Yeni fikirlerimiz varmış iddiasında bulunmuyoruz. Yine musamahanıza sığınarak, bu misyonun hedeflerine yakından hizmet etmek için üstlenmek istediğimiz birkaç teklifte bulunmayı arzu ediyoruz. Hristiyanlığın üçüncü bin yılına girişi münasebetiyle yapılacak kutlamalar vesilesiyle Ortadoğu'daki Antakya, Tarsus, Efes ve Kudüs gibi bazı kutsal yerlere müşterek ziyaretleri içeren birçok etkinlik önermek istiyoruz. Bunu Sayın Cumhurbaşkanımız Demirel'in, cenaplarının ülkemizi ziyaretine ve mezkur kutsal mekanları göstermeye davetini tekrarlamak için bir fırsat addediyoruz. Anadolu halkı size misafirperverliğini göstermeyi ve şevkle selamlamayı hararetle beklemektedir. Filistinli liderlerle diyalog kurmak suretiyle Kudüs'ü birlikte ziyaret etmemize davetiye çıkarabiliriz. Bu ziyaret bu mübarek şehri Hristiyanlar, Yahudiler ve Müslumanların, hiçbir kısıtlama, hatta vize dahi olmaksızın serbestçe ziyaret edebileceği uluslararası bir bölge olarak ilan etme gayretlerine yönelik dev bir adım teşkil edebilir.
Üç büyük dinden liderlerin işbirliği ile ilki Washington DC'de olmak üzere muhtelif dünya başkentlerinde bir konferanslar serisinin gerçekleştirilmesini teklif ediyoruz. İkinci serinin zamanı için Hz. İsa'nin doğumunun 2000. yıldönümü ideal olabilir.

Bir öğrenci değişim programı da çok faydalı olacaktır. İnançli genç insanların birlikte eğitim görmesi birbirlerine yakınlıklarını artıracaktır. Ögrenci değişim programı çerçevesinde üç büyük dinin babası olduğu ikrar edilen Hazreti İbrahim'in doğum yeri olarak bilinen Urfa şehrindeki Harran'da bir ilahiyat okulu kurulabilir. Bu, ya Harran Üniversitesi'ndeki programların genişletilmesi suretiyle ya da üç dinin ihtiyaçlarını da temin edecek sumullu bir müfredata sahip bağımsız bir üniversite şeklinde gerçekleştirilebilir.

Önerilen programlar aşırı büyük işler gibi algılanabilir; ama bunlar erişilmez değildir. Dünyada iki tip insan vardır. Bazıları kendilerini topluma adapte etmeye çalışır. Diğer bazıları ise topluma uymaktansa toplumu kendi değerlerine adapte etmek ister. Toplum bütün ilerlemeleri bu ikinci tip insanlara borçludur. Onları yarattığı için Rabb'e şükürler olsun.
M. Fethullah Gülen / Rabb'in aciz kulu / 9 Subat 1998
"http://tr.wikisource.org/wiki/Fethullah_G%C3%BClen%27in_Papa_II._John_Paul%27a_m ektubu (http://tr.wikisource.org/wiki/Fethullah_G%C3%BClen%27in_Papa_II._John_Paul%27a_m ektubu)" adresinden alındı.

Placebo
02.10.2009, 09:18
Ну а вот мистер Фятуллах Гюлен во всей красе в письме, которое написал папе в 1998-ом году.
О чем пишет вкратце?