PDA

Просмотр полной версии : Об общих истоках Иудаизма и Ислама (взгляд раввина)


emil
09.04.2008, 19:42
Раввин Григорий КОТЛЯР

Иудаизм и ислам, религии, во многом близкие друг другу по своим традициям и законам, разделены сегодня немалым числом предубеждений и взаимных претензий. Территориальный конфликт между Израилем и палестинцами принимает зачастую религиозную окраску. Утверждая свои права на Святую землю, расположенную между Синаем и Голанскими высотами, между Средиземным морем и рекой Иордан, обе стороны ссылаются на обещания и запреты своих священных книг. При этом часто игнорируется то, что связывает неразрывной нитью обе религиозные традиции.

Большинство пророков до Мухаммада, упомянутых в исламской традиции, "позаимствованы" из иудаизма. Среди них самое видное место занимает, несомненно, Авраам (в исламской традиции - Ибрагим). Во многом благодаря ему ислам рассматривает себя отнюдь не как новую религию, а как возвращение к старой. Авраам впервые после Адама возвращается к строгому монотеизму, будучи единственным во всей земле, кто знает и любит Бога. При этом в Коране подчеркивается, что он не был ни иудеем, ни христианином, но ханифом (правоверным - не язычником). Сыновья Авраама стали продолжателями его служения. Однако в отличие от еврейской традиции ислам выдвигает на первое место не Исаака, а его сводного брата Ишмаэля (в исламской традиции - Исмаила). История треугольника Авраам - Исаак - Исмаил была одной из самых болезненных и трагичных в жизни Авраама, впрочем, как и история второго треугольника, Авраам - Сара - Агарь. История эта - свидетельство того, что и Авраам, и Сара были всего лишь люди, которым свойственно ошибаться. И в их жизни, впрочем, как и в жизни каждого человека, были свои провалы и поражения. Об ошибках, совершенных Авраамом и Сарой по отношению к Агари и Исмаилу, написаны целые тома. Некоторые из мудрецов (еврейских - примечание моё - emil) открыто обвиняют Сару в издевательстве над Агарью. В самой Торе не найти открытого осуждения изгнания Агари и Исмаила в пустыню, ведь этому поступку было дано разрешение свыше, но по комментариям мидрашей можно ощутить, насколько эта история тяготила еврейских мудрецов. Кстати, не Тора, а именно мидраши, по мнению большинства современных исследователей, стали источником большинства коранических рассказов о сотворении мира и о пророках.

Если в Торе наложница Авраама Агарь, изгнанная Сарой из дома вместе с Исмаилом, блуждает неподалеку от Беэр-Шевы и находит там колодец, то, согласно исламской традиции, они доходят до Мекки. Там Бог создает для них ручей Замзам. И в память об этом событии паломники ежегодно во время хаджа подходят к этому месту. Позже Авраам с Исмаилом восстанавливают в Мекке храм, построенный еще Адамом. Здесь же первый монотеист собирается принести в жертву своего сына по повелению Бога. Согласно Торе, в жертву должен быть принесен Исаак. Коран же не говорит четко и ясно, о каком сыне идет речь. Ранние теологи ислама еще спорили о том, был ли это Исаак или Исмаил, но для современных мусульман этот вопрос решается однозначно - это Исмаил. В отличие от иудаизма, где постоянно подчеркивается, что именно сын Сары Исаак должен стать продолжателем дела своего отца, в современном исламе обещания Бога Аврааму принято относить к сыну Агари. Несмотря на это удивительным образом почитаются и Исаак, и его потомки Яаков (Якуб), Йосеф (Юсуф) и другие, в том числе иудейские цари Давид (Дауд) и Соломон (Сулейман), как "истинные единобожники".
(когда со мной пытаются завести спор о том, кого именно должны были принести в жертву Ицхака или Исмаила, я отвечаю, что смысл не в том кого именно хотели принести в жертву, а готовность араама принести эту жертву! Важно само действо! - примечание моё - emil)

Тора сообщает, что годы спустя после того, как Агарь и ее сын были изгнаны в Паранскую пустыню и Исмаил поселился там, и стал "стрелком из лука", умирает Авраам, и приходят хоронить его "Исаак и Исмаил, сыновья его". Исмаил вновь становится частью семьи Авраама. Тора не рассказывает нам о том, что происходило с Исмаилом в годы между изгнанием в пустыню и возвращением к умирающему отцу. Но Агада заполняет недосказанные Торой пробелы.

Удивительный мидраш "Пиркей де-раби Элиезер", авторство которого традиция приписывает раби Элиезеру, жившему в первом веке новой эры, но который был, по-видимому, написан в седьмом веке, уже после завоевания мусульманами Земли Израиля, рассказывает, что Авраам, без ведома своей жены Сары, дважды ходил проведывать своего сына Исмаила в пустыне. Согласно мидрашу, Авраам благословляет Исмаила, более того, при помощи тонких намеков помогает сыну разобраться, какая из его жен более достойна. И самая пикантная подробность: мидраш дает женам Исмаила имена из исламской традиции - одну из жен зовут Айша (так звали младшую и любимую из жен пророка Мухаммада), а вторую зовут Фатма (так звали дочь Мухаммада).

Но самое главное, мидраш утверждает, что женщина по имени Ктура, на которой Авраам женится на склоне лет, - не кто иная, как Агарь, вернувшаяся к Аврааму после смерти Сары. Более того, не кто иной, как Исаак, после смерти матери по своей собственной инициативе отправляется к мачехе, дабы вернуть ее к отцу и исправить причиненное ей зло.

Тора не изображала праотцев еврейского народа святыми, не имеющими никаких недостатков. Авторы мидрашей обращали внимание на все проступки библейских героев и пытались их исправить или хотя бы объяснить. Из этого можно сделать вывод, актуальный и для наших дней: не надо идеализировать прошлое, нужно пытаться судить о вещах объективно и, насколько это возможно, пытаться их исправить.

У иудаизма и ислама много общего начиная с центральных теологических принципов. Это две бескомпромиссно монотеистические религии, основанные на вере в единого Бога, сотворившего мир, в пророчество, в избранность. Обе видят предназначение человека в этом мире в исполнении Божественных заповедей согласно определенной системе, именуемой в иудаизме "галаха", а в исламе - "шариа". Эта законодательная система в обеих религиях призвана воплотить монотеистическое мировоззрение в обычной жизни каждого человека. Жесткое единобожие Торы сохраняется в Коране и даже утверждается с еще большей энергией. Моисей (Муса) является одной из доминирующих фигур в Коране. Рассказы о нем не ограничиваются какой-то одной главой, но проходят через всю Книгу.

И в иудаизме, и в исламе наряду с письменным Учением (Торой и Кораном) имеется широкое устное Учение, представляющее собой в иудаизме наследие мудрецов (Мишна, Талмуд и мидраши), а в исламе - наследие ближайших сподвижников Мухаммада (Хадис). В обоих случаях устное Учение было записано после долгих сомнений и колебаний, но затем заняло в жизни верующих даже более важное место, чем Учение письменное. Подобно иудаизму после разрушения Второго храма, ислам не знает профессии священников. Праведники ислама и иудаизма - это не священники и монахи, а люди, изучающие ниспосланный Богом Закон. Единая система образования и единый (арабский) язык, объединяющий весь исламский мир в качестве языка культа, права и науки, также очень напоминают еврейскую традицию. Что касается ритуалов, то Моисеев закон, давно вышедший из употребления у христиан, хотя и облегчается Мухаммадом, но сохраняет свою силу в большинстве случаев, идет ли речь о диетарных ограничениях и запрете употреблять свинину, о ритуальных омовениях, о регламентации семейной жизни или о молитвах и постах. Одной из значительных заслуг Мухаммада была реформа брака и улучшение статуса арабских женщин. В целом он принял библейские законы, касающиеся запрещенных браков. Во многих случаях можно также говорить о влиянии древних традиций, общих и для евреев, и для арабов, как, например, в отношении обряда обрезания, практикуемого обеими религиями.

Даже географическими центрами еврейской и исламской учености долгое время были одни и те же места. Так, например, в Х веке это была Месопотамия (территория современного Ирака). А один из крупнейших еврейских философов того времени рав Саадья Гаон (РАСАГ) не боялся в своих написанных по-арабски трудах именовать Тору Кораном. РАСАГ принадлежал к философской школе "каламистов" (от арабского "калам" - слово), мусульманских теологов-рационалистов, которые подчеркивали роль разума в достижении правильных представлений человека о Боге. В дальнейшем еще многие из еврейских мудрецов эпохи Средневековья творили в русле арабской философии. Самый известный из них, РАМБАМ (Маймонид), почитаем и сегодня не только в еврейском, но и в исламском мире.

Еще одна точка соприкосновения иудаизма и ислама - Иерусалим. В первом стихе 17-й суры Корана говорится следующее: "Хвала Тому, кто перенес ночью раба Своего из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленную, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений". Этот стих требует разъяснений. С первых веков ислама сложилось толкование, согласно которому раб - это сам Мухаммад, а "мечеть неприкосновенная" - святилище в Мекке. Что касается "мечети отдаленной", то здесь мнения комментаторов расходятся. В некоторых ранних толкованиях Корана "отдаленная мечеть" понимается в значении "неба", куда поднялся Пророк. Согласно мнению других авторитетов, это не что иное, как Иерусалим, а "отдаленная мечеть" - это святилище на Храмовой горе.

Согласно более позднему преданию, Мухаммад прилетает в Иерусалим на волшебном коне аль-Бураке и оказывается на Храмовой горе. Там его встречают Авраам, Моисей и Иисус (Иса). Они молятся вместе с Мухаммадом, после чего он поднимается на небо с "краеугольного камня", беседует с самим Богом и получает из Его уст указание о пяти ежедневных молитвах, обязательных для мусульман.

В том же предании сказано, что Мухаммад привязал свою лошадь к Западной стене, то есть в том месте, которое сегодня принято называть Стеной Плача. На этом основании некоторые арабские политики пытаются оспаривать правомочность притязаний евреев на это место, хотя именно правоверный мусульманин, турецкий султан Сулейман Великолепный специальным указом еще в XVI веке подтвердил право евреев молиться у этой стены. Иерусалим стал святым городом для иудеев, христиан и мусульман. В трактате Авот перечислены чудеса, происходившие во времена существования еврейского Храма в Иерусалиме. Одно из них состояло в том, что сколько бы паломников не собиралось в городе, для всех всегда хватало места. Чудеса происходят и сегодня, и с Б-жьей помощью в Иерусалиме найдется место для представителей всех трех монотеистических религий.

Что касается представлений ислама и иудаизма о будущем мире, то и здесь у двух религий много общего. В обеих - местом Страшного суда является Иерусалим. Согласно исламским представлениям, в тот день Кааба придет к Краеугольному камню, как невеста к жениху. И в тот же день направление молитвы (кибла) мусульман вновь обратится к Иерусалиму, став таким же, каким оно было в самом начале ислама. И тогда кибла иудеев и мусульман снова совпадет.

Отношения между исламом и иудаизмом сегодня далеко не безоблачны. Однако пример мидрашей и особенно история взаимоотношений двух религий в Средние века показывают, что сотрудничество возможно. С обеих сторон есть люди, готовые к контактам. И в Коране, и в ТАНАХе содержатся как призывы к войне, так и стремление к миру. Какой урок усвоят приверженцы обеих религий, зависит от них...


з.ы. Всё сейчас происходящее никакого отношение к религии не имеет! Это сугубо арабский национализм! Именно арабы помогали англичанам в войне против Османов!
друзья, братья, давйте лучше вместе искать точки соприкосновения, а не углублять раздор!
С уважением, Эмиль.

Placebo
10.04.2008, 11:38
<div class='quotetop'>Цитата(emil @ 9.4.2008, 19:42) 128701</div>з.ы. Всё сейчас происходящее никакого отношение к религии не имеет! Это сугубо арабский национализм! Именно арабы помогали англичанам в войне против Османов![/b]
сорри, а что было в этом прирассудительного, если арабы хотели властвовать на своих же землях? я не хочу вдаваться в подробности этих отношений, но сводить все к национальностям - очень не правильный, на мой взгляд, подход. арабы - арабами, евреи - евреями. тут другая подоплека...

Ader
10.04.2008, 11:47
я вообще непонимаю такого подхода: кро воевал против османов - что нечеловек чтоли?
Османская империя была империей которая поработила разные народы...
значит стремление к независимости от Росиии азербайджанцев - это хорошо, а арабов, греков - от осман - это плохо?

Эмиль, я честно говоря вас не понимаю...уверен ,что вы любите свою родину и вас тут никогда никто не претеснял и естественно даже не за что было - но зачем перебарщивать? и такие параллели проводить.
это естественно что для вас толерантность означает только отношение к евреям - но это же очень субъекьтвно...

Borat
10.04.2008, 14:11
<div class='quotetop'>Цитата(Ader @ 10.4.2008, 11:47) 128794</div>
я вообще непонимаю такого подхода: кро воевал против османов - что нечеловек чтоли?
[/b]
Человек, враждебный нам по духу...так было и так будет...

Ader
10.04.2008, 14:41
Борат, искренность всегда мне по душе.
давайте тогда не называть сволочами всех кто воевал против Осман, а считать их враждебными идее Османской имперской государственности...
правда я не совсем понял с каого периода мы стали османами или наследниками османов и почему должны разделять с ними их врагов - но это не топ данной темы....

за себя могу сказать ,что любые империи рано или позно рушаться, а народы на обломках империй, обретают независимость, и народы имеют право бороться с завоевавателями...
Османы для других народов, государств, которых они завоевали не были ангелами о двух крылах - а были банальными завоевателями...
и арабы, так же как и другие народы, имели право бороться против них...если вы - осман - значит они ваши враги и я уважаю вашу враждебность к ним...

Placebo
10.04.2008, 15:15
<div class='quotetop'>Цитата(Borat @ 10.4.2008, 14:11) 128864</div>Человек, враждебный нам по духу...так было и так будет...[/b]
братишка, тот самый араб воевавший с османами, мусульманином не считался?

Ader
10.04.2008, 15:24
Пласебо, у тюркских националистов приблизительно такое же отношение с исламлом и такое же восприятие его, как у русских православие...

для них этническое, имперское - выше религиозного, они подмяли под себя религию...

я вообще не понимаю, как этнический национализм может уживаться с религиозностью, тем более - если речь идет о таких над-национальных религиях как ислам и христианство....

но что есть то есть...

сама Тюркская Империя, Османская Империя, ее завоевания, мифический прото-Туран - это стало для них религией, это сильная инъекция в их мусульманскую самоидентификацию...

Borat
10.04.2008, 15:56
<div class='quotetop'>Цитата(Placebo @ 10.4.2008, 15:15) 128895</div>
братишка, тот самый араб воевавший с османами, мусульманином не считался?
[/b]
он считался мусульманином, воюющий против халифата на стороне кафиров...

Borat
10.04.2008, 15:58
<div class='quotetop'>Цитата(Ader @ 10.4.2008, 15:24) 128896</div>
Пласебо, у тюркских националистов приблизительно такое же отношение с исламлом и такое же восприятие его, как у русских православие...

для них этническое, имперское - выше религиозного, они подмяли под себя религию...

я вообще не понимаю, как этнический национализм может уживаться с религиозностью, тем более - если речь идет о таких над-национальных религиях как ислам и христианство....

но что есть то есть...

сама Тюркская Империя, Османская Империя, ее завоевания, мифический прото-Туран - это стало для них религией, это сильная инъекция в их мусульманскую самоидентификацию...
[/b]
Спасибо, что открыл нам глаза, о мудрейший...

Ader
10.04.2008, 16:00
<div class='quotetop'>Цитата</div>Спасибо, что открыл нам глаза, о мудрейший...[/b]

а зачем иронизируете?
эт мое мнение, основанное на наблюдениях..

Borat
10.04.2008, 16:22
Что касается статьи, Эмиль, то Ислам является "не позаимствованной" религией, а квинтэссенцией Авраамических религий и последний вероустав, посланный человеку Всевышним…

Пока не решена палестинская проблема, вопрос мира между мусульманами и иудеями в глобальном плане будет висеть в воздухе…а перспектива решения этой проблемы очень призрачна…

Placebo
10.04.2008, 16:32
<div class='quotetop'>Цитата(Borat @ 10.4.2008, 15:56) 128919</div>он считался мусульманином, воюющий против халифата на стороне кафиров...[/b]
какого халифата? чужого халифата.
Он - араб. У него своя Pодина, свой халифат.

Borat
10.04.2008, 16:50
<div class='quotetop'>Цитата(Placebo @ 10.4.2008, 16:32) 128949</div>
какого халифата? чужого халифата.
Он - араб. У него своя Pодина, свой халифат.
[/b]
Значит, все таки этническая принадлежность мусульманина имеет значение... :smile:

и посмотри карту Омеядского и Аббасидского халифатов, там на "чужой, свой" не делили, потому как арабский халифат...а в случае Османского халифата он почему-то стал чужим...

Hunerli
10.04.2008, 17:50
<div class='quotetop'>Цитата(Placebo @ 10.4.2008, 15:32) 128949</div>
какого халифата? чужого халифата.
Он - араб. У него своя Pодина, свой халифат.
[/b]
В 1517 г. Селим I уничтожил государство мамлюков в Египте, и присоединил Египет к своим владениям. Он также принял новый титул халиф правоверных. Османские султаны (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D 0%B5_%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8B) носили титул халифа вплоть до 1924 г.

Placebo
10.04.2008, 18:51
эх ребята, у вас все равно какой-то националистский, или скорее масхабный подход к проблеме. для меня тема закрыта.

emil
10.04.2008, 22:53
Я вижу моя добавка о арабском национализме не совсем верно понята. Я имел ввиду национализм хадж эмина аль хусейни. Именно "благодаря" его немалым усилиям арабы и евреи стали врагами. Против национального самосознания ничего против не имею.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Пока не решена палестинская проблема, вопрос мира между мусульманами и иудеями в глобальном плане будет висеть в воздухе…а перспектива решения этой проблемы очень призрачна…[/b]
К сожаленью, для многих арабов решение палестинской проблемы видится лишь в том, чтобы "сбросить евреев в море". А это неприемлемо.

Borat
11.04.2008, 09:14
<div class='quotetop'>Цитата(emil @ 10.4.2008, 22:53) 129043</div>
Я вижу моя добавка о арабском национализме не совсем верно понята. Я имел ввиду национализм хадж эмина аль хусейни. Именно "благодаря" его немалым усилиям арабы и евреи стали врагами. Против национального самосознания ничего против не имею.
[/b]
кто такой хадж эмина аль хусейни?

<div class='quotetop'>Цитата(emil @ 10.4.2008, 22:53) 129043</div>
К сожаленью, для многих арабов решение палестинской проблемы видится лишь в том, чтобы "сбросить евреев в море". А это неприемлемо.
[/b]
Естественно...но многих в мире такая позиция устраивает...

Placebo
11.04.2008, 11:05
<div class='quotetop'>Цитата(emil @ 10.4.2008, 22:53) 129043</div>К сожаленью, для многих арабов решение палестинской проблемы видится лишь в том, чтобы "сбросить евреев в море". А это неприемлемо.[/b]
А вместе контролировать Иерусалим, никак?

Dismiss
11.04.2008, 12:19
<div class='quotetop'>Цитата(Borat @ 10.4.2008, 16:50) 128960</div>
Значит, все таки этническая принадлежность мусульманина имеет значение... :smile:
[/b]Безусловно! И немалое...

emil
11.04.2008, 14:04
<div class='quotetop'>Цитата</div>А вместе контролировать Иерусалим, никак?[/b]
До 6-ти дневной войны Иерусалим находился под контролем иорданской армии. на предупреждения израильтян о невмешивании иорданской армии в войну иорданцы ответили обстрелом и атакой на израильиян. Естесттвенно иорданский король был сбит с толку арабской пропагандой о быстрой победе арабских армий. но результат известен. Это одно. Другая сторона, что арабы неприемлют никакого присутствия евреев на Храмовой горе. Доподлинно известно точное месторасположение еврейского храма. И оно никоим образом не подразумевает снос мусульманских строений. на одной площадке могут мирно сосуществовать и Аль-Акса и Еврейский Храм.

Placebo
11.04.2008, 15:59
<div class='quotetop'>Цитата(emil @ 11.4.2008, 14:04) 129204</div>До 6-ти дневной войны Иерусалим находился под контролем иорданской армии. на предупреждения израильтян о невмешивании иорданской армии в войну иорданцы ответили обстрелом и атакой на израильиян. Естесттвенно иорданский король был сбит с толку арабской пропагандой о быстрой победе арабских армий. но результат известен. Это одно. Другая сторона, что арабы неприемлют никакого присутствия евреев на Храмовой горе. Доподлинно известно точное месторасположение еврейского храма. И оно никоим образом не подразумевает снос мусульманских строений. на одной площадке могут мирно сосуществовать и Аль-Акса и Еврейский Храм.[/b]
emil, я вам все же советую поговорить об этом вопросе с Айдыном Али-заде. Если я не ошибаюсь, он утверждает, что никакого храма на территории раскопок нет. Точнее того, второго великoго храмa иудеев.

emil
16.04.2008, 23:52
Естественно, в местах раскопок его нет. Я и не утверждал этого. Я говорю о той площадке где стоят Аль-Акса и Мечеть Омара. Никто не опровергает того, что именно под Куполом находится так называемая скаля, которая в иудаизме особо чтима, т.к. именно на ней и находился ковчег завета. И чудо состояло в том, что ковчег стоял совершенно без всяких опор и находился внеподвижном состоянии. Иудеи на Храмовую гору поднимаются исключительно босиком.

emil
17.04.2008, 00:00
ХРА́МОВАЯ ГОРА́ (הַר הַבַּיִת, Хар-ха-ба́ит), приблизительно прямоугольный в плане холм в юго-восточной части Старого города Иерусалима. Храмовая гора традиционно отождествляется с горой Мория, местом, указанным Аврааму Богом для принесения в жертву Исаака (см. Акеда; см. также Исмаил). На Храмовой горе царь Давид выкупил гумно у некоего Аравны (Орны) — иевусея и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Храм (так называемый Первый храм), который был разрушен Навуходоносором в 586 г. до н. э. и отстроен заново (так называемый Второй храм) через 70 лет (516 г. до н. э.) вернувшимися из пленения вавилонского. Царь Ирод во время предпринятой им реконструкции Храма (22 г. до н. э.) увеличил площадь Храмовой горы, возведя вокруг нее мощную подпорную стену и засыпав землей промежуток между стеной и холмом. Реконструкция продолжалась и наследниками Ирода — Агриппой I и Агриппой II вплоть до Иудейской войны.


В 70 г. н. э., при штурме Иерусалима, римская армия с боем захватила Храмовую гору и предала Храм огню; несколько позже Храм был почти полностью разрушен (уцелели частично внешние подпорные стены) — подробнее см. Храм, Ава девятое. После подавления Римом еврейского восстания 115–117 гг., на всех евреев империи обрушились кровавые репрессии, а на Храмовой горе было построено святилище Афродиты. В 132 г., во время Бар-Кохбы восстания, по ряду косвенных данных, еврейские повстанцы частично восстановили иудейский Храм (очевидно, фасад и жертвенник) и некоторое время проводили богослужения (см. Бар-Кохбы восстание). После подавления восстания все следы еврейского присутствия на Храмовой горе были уничтожены римлянами, где они построили святилище Юпитера Капитолийского (около 135 г.). В первой половине 4 в., в результате победы христианства в Римской империи, языческие святилища на Храмовой горе пришли в запустение и, очевидно, были разрушены (на карте Медвы их уже нет); в южной части Храмовой горы была построена небольшая церковь святой Марии. В 362 г. римский император Юлиан Отступник обещал евреям восстановить Храм; были даже начаты строительные работы. Однако вскоре Юлиан погиб, стройку охватил «случайный» пожар, а вернувшиеся к власти христиане денонсировали все договоры императора.


Весь дальнейший период римско-византийского правления Храмовая гора оставалась в запустении, имперские власти не допускали какой-либо деятельности в этом месте (кроме оборудования городской свалки) — во исполнение пророчества Иисуса о разрушении Храма (Евангелие от Матфея 24:97). Тем не менее, евреи в течение всего римско-византийского периода как легально, так и нелегально, восходили на Храмовую гору для молитвы, как правило, Девятого ава. Обращенная к западу часть подпорной стены — Западная стена (Ха-Котел ха-ма‘арави, «Стена плача») — с 5 в. превратилась в традиционное место молитвы евреев.


В 638 г. арабский завоеватель Иерусалима халиф Омар ибн-ал-Хаттаб провозгласил святость для ислама Храмовой горы, так как, по его мнению, она и есть та гора, которая упоминается в 17 суре (главе) Корана «ал-Мирадж» (см. ниже). По приказу халифа на Храмовой горе была произведена расчистка векового мусора и построена небольшая деревянная мечеть на месте разрушенной персами в 614 г. церкви. Основатель династии Омейядов Муавия I, провозглашенный в Иерусалиме халифом в 661 г., заменил ее каменной. Нынешние размеры Храмовой горы: северная сторона — 313 м, восточная — 470 м, южная — 280 м, западная — 485 м, средняя высота (над уровнем земли) — 20 м. Эти размеры больше тех, которые упоминаются в Мишне (приблизительно 250×250 м) и которые относятся к освященной части Храмовой горы (очевидно, до иродианской реконструкции).


Поверхность Храмовой горы представляет собой эспланаду, окружающую возвышающуюся над ней на 4 м платформу (возможно, так называемый «хел», см. Храм), в центре которой, на руинах иудейского Храма, над «эвен штия» (`краеугольный камень мира` — вершина горы Мория; см. Храм; согласно верованию мусульман, эвен штия — святая скала, с которой Мухаммад вознесся на небо) халиф Абд ал-Малик построил мечеть «Купол над скалой» (по-арабски — Куббат ас-Сахра), иногда неточно именуемую мечетью Омара (строительство завершено в 691 г.); в южной части эспланады находится мечеть ал-Акса («крайняя, отдаленная», построена халифом ал-Валидом в 705 г. на месте мечетей Омара и Муавии, на развалинах византийской базилики (см. выше); возможно, однако, что ее строительство было завершено лишь к 795 г.).


После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 г. (см. Крестовые походы) мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: «Купол над скалой» стал храмом Господним (Templum Domini), а ал-Акса — храмом Святого Соломона (Templum Solomonis). Между ними располагался монастырь Храма и квартал тамплиеров. Последние, в поисках «сокровищ царя Соломона», производили раскопки на Храмовой горе (результаты неизвестны). После того, как город был отвоеван Салах ад-Дином в 1187 г., церкви крестоносцев вновь стали мечетями.


Мечеть ал-Акса неоднократно разрушалась землетрясениями: в 747 г., 1033 г., 1927 г. и 1936 г. в связи с дефектами конструкции. Нынешнее здание относится к 1943 г., средства на ремонт выделили король Египта Фарук и король Иордании Абдалла I, колонны каррарского мрамора внутри — подарок итальянского диктатора Б. Муссолини. Рядом со зданием мечети до сих пор лежат обломки предыдущих строений, бывших на этом месте. В 1969 г. душевнобольной гражданин Австралии сумел, проникнув в мечеть, совершить поджог, нанеся постройке незначительный ущерб. В 1965 г. король Саудовской Аравии ибн-Сауд субсидировал покрытие купола Куббат ас-Сахры позолоченной бронзой, а в 90-е годы король Иордании Хуссейн выделил средства на покрытие сусальным золотом.


В юго-западной части Храмовой горы находится музей исламского искусства. Помимо произведений искусства (в основном чеканка по бронзе), здесь экспонируются «свидетельства зверств израильских оккупантов» на Храмовой горе, преимущественно фотографии пресечения полицией беспорядков «молящихся» мусульман.


В каждой из стен Храмовой горы по несколько ворот, всего их десять. Некоторые из древних ворот замурованы, другие — пробиты после арабского завоевания города (638). На территории Храмовой горы находится около 100 строений, относящихся к различным периодам, в основном, мамлюкскому и османскому. Среди них выдающиеся памятники мусульманского зодчества, включающие беседки для молитвы, арки, фонтаны и т. д. В их постройке использовались многочисленные детали (колонны, капители и т. д.) зданий предыдущих эпох, в основном иродианской и греко-римской. Ниже нынешнего уровня земли находятся 34 водосборных цистерны (вместимость самой большой из них — 12 тыс. куб. м), а также около 18 м каменной кладки иродианских подпорных стен. Обнаружен ряд хозяйственных помещений, наиболее значительны из них так называемые Соломоновы конюшни (55×100 м) в южной части Храмовой горы; см. также Археология.


Необходимо подчеркнуть, что на Храмовой горе никогда не производились археологические раскопки (не считая тамплиеров, см. выше). Немногочисленные находки, ставшие известными, обнаружены случайно, во время строительных работ, при этом большинство из них скрывается или сознательно уничтожается работниками ВАКХФ (см. ниже).


В периоды мамлюкского, османского и британского правления евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе — так называемый ВАКХФ, который получил фактически бесконтрольную власть над всей территорией Храмовой горы. По окончании Войны за Независимость руководство Иордании сохранило это положение; при этом евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача (см. Западная стена), в нарушение договора о прекращении огня с Израилем. Во время Шестидневной войны, в ходе боев за Иерусалим, израильские десантники взяли контроль над Храмовой горой, их командир М. Гур объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Над Храмовой горой был поднят израильский флаг. Однако вскоре, по приказу израильского министра обороны М. Даяна, флаг был спущен и полномочия ВАКХФа подтверждены.


На Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведенные дни и часы. В 1993 г., после подписания соглашений в Осло (см. Израиль. Государство Израиль. Исторический очерк. Победа И. Рабина на выборах 1992 г. и начало переговоров с ООП. Соглашения Осло), управление ВАКХФом перешло от Иордании к Палестинской автономии. С этого времени работники ВАКХФа, под видом ремонтно-строительных работ, систематически уничтожают археологические ценности — следы еврейского присутствия на Храмовой горе; одновременно мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой и прямым подстрекательством к насилию. Их заявления, отрицающие факт существования иудейского Храма на Храмовой горе, стали общим местом.


В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» — участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза, около 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно ее западной подпорной стене. Глава ООП и автономии Я. Арафат заявил, что израильтяне хотят с помощью туннеля подрыть фундамент мечети ал-Акса и, таким образом, разрушить ее, освободив место для своего Храма. Несмотря на очевидный абсурд этого заявления, в Иерусалиме и в некоторых районах на контролируемых территориях произошли серьезные беспорядки и вооруженные столкновения; впервые палестинская полиция применила оружие против израильских сил безопасности; погибло 15 израильтян и 52 араба. В ходе инцидента арабы с Храмовой горы бросали камни на молящихся у Стены Плача евреев.


В 1998 г. году ВАКХФ открыл новую, третью мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и, очевидно, другим деформациям, в следствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999–2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании: ВАКХФ не сотрудничает с соответствующими службами Израиля и запрещает даже их надзор за работами. С начала так называемой «второй интифады» в сентябре 2000 г., по указанию израильского правительства, вход на Храмовую гору для немусульман был прекращен (до середины 2003 г., когда положение несколько нормализовалось). В течение этих лет израильская полиция периодически ограничивала доступ мусульман на Храмовую гору, как для жителей автономии, так и для других граждан по возрастному цензу.


Особый статус Храмовой горы, согласно Галахе, проистекает из того, что на этом месте стоял Храм. С точки зрения приложения галахических норм святость Иерусалима приравнивается к святости станов народа Израиля во время его скитаний по пустыне (см. Исход), святость Храмовой горы — к святости находившегося в центре стана Израиля стана левитов (см. Леви), а святость Храма — к святости находившегося в центре стана левитов места Божественного присутствия (см. Шхина). В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая Святых Храма был разрешен только первосвященнику и только в Иом-Киппур для ведения службы. Тем, кто был нечист ритуально (см. Чистота и нечистота ритуальные), возбранялось входить в Храм, а согласно более строгой точке зрения, — вообще вступать на Храмовую гору. Также возбранялось подниматься на Храмовую гору с нерелигиозной целью или в непристойном виде.


На Храмовую гору следовало подниматься с ее правой стороны и спускаться с левой (Бр. 9:5; Мид. 2:2, и др.). Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида, святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Аврахам бен Давид из Поскьера постановил, что «тот, кто вступает туда [на Храмовую гору] ныне, не подлежит наказанию каретом». Некоторые авторитеты склонны интерпретировать это постановление следующим образом: после разрушения Храма вход на Храмовую гору не ограничен; однако наиболее принятое толкование — постановление не дает разрешения подниматься на Храмовую гору, а лишь отменяет наказание каретом за это.


Мнение Аврахама бен Давида из Поскьера не было принято в качестве галахи. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится только к восхождению на платформу, где стоял Храм, вход на остальную часть Храмовой горы не возбраняется. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешенную зону, и потому неоднократные попытки установить ее не привели галахические авторитеты к согласию.

emil
17.04.2008, 00:45
На сайте американской еврейской газеты «Джуиш пресс» опубликована вчера заметка, в которой сообщается, что премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт разрешил Иордании построить новый минарет на Храмовой горе. Это необходимо, как сообщается, для того, чтобы приглашать туда мусульман для молитвы не только по пятницам, но и каждый день. Планируемое место строительства – возле мечети «Аль-Маруани», расположенной на месте так называемых «Соломоновых конюшен». Это также одно из тех мест на Храмовой горе, куда по законам иудаизма –по постановлению нескольких выдающихся раввинов - евреям разрешается входить. Именно поэтому евреи, стремящиеся сохранить главную еврейскую святыню для своего народа, хотели построить на этом месте синагогу. Раввины дали ревнителям Храмовой горы свое благословение на строительство там синагоги. Во главе этой инициативы стоит депутат Кнессета др. Арье Эльдад («Национальное единство»).

Это будет первый минарет, который будет построен на Храмовой горе за последние 600 лет. Это означает, что за 19 лет, в течение которых Иордания контролировала восточную часть Иерусалима и, в том числе, Храмовую гору, ни правителям Иордании, ни ФАКФУ не пришло в голову строить еще один минарет, так как в нем не было надобности: Храмовая гора не считалась среди мусульман особо святой и не привлекала их в качестве особого места для молитвы. Однако в последние десятилетия, в течение которых Храмовая гора превратилась в инструмент политической борьбы, проведение здесь массовых молитв стало для арабских лидеров делом принципа.