PDA

Просмотр полной версии : Интервью с Айдыном Али-заде


Dismiss
24.02.2008, 17:10
Наш гость - кандидат философских наук, доцент Айдын Али-заде. [attachmentid=4664]

Краткая информация о госте:

Айдын Ариф оглы Али-заде
кандидат философских наук, доцент.

Место работы: Национальная Академия Наук Азербайджана. Институт философии и политико-правовых исследований.

Занимаемая должность: ведущий научный сотрудник отдела «Философия религии».

Основные направления деятельности:
Научное (светское) исследование мировых религий, популяризация истории и философии мировых религий, их сравнительный анализ.

Научные труды:
Автор более чем 70 научных статей и монографий, опубликованных в Азербайджане, России, Украине, Казахстане и др. странах. Тема кандидатской диссертации "Библия и Коран: сравнительный анализ: мировоззренческий аспект" (защищена в 2001 году). Завершена и представлена к защите докторская диссертация на тему «Божественная и земная власть в исламском мировоззрении».

Наиболее крупные книги:
1. Библия и Коран: сравнительный анализ: мировоззренческий аспект. Баку, 2002.
2. Божественная и земная власть в исламском мировоззрении. Баку 2004.
3. Хроника мусульманских государств. Москва, 2004.
4. Христианство: история и философия (на азерб. языке). Баку, 2007.
5. Исламский энциклопедический словарь. Москва, 2007.
6. Исламская апологетика. Ответы критикам Ислама. Баку, 2007.

e-mail:alizadeh@mail.ru

Во избежание повторов вопросов, на которые Айдын Али-заде уже отвечал, привожу его интервью газете "INTERNET NEWS":

ИСЛАМСКОE МИРОВОЗЗРЕНИE В WWW (http://islam.boom.ru/today/8.html)

Мы продолжаем серию интервью с создателями интернет-проектов. В одном из прошлых выпусков была затронута тема религии в интернете. В продолжение темы мы сегодня представляем вашему вниманию интервью с создателем сайта "Ислам как он есть" http://islam.boom.ru и почтовой рассылки "Ислам - религия истины" http://subscribe.ru/catalog/religion.islam кандидатом философских наук Айдыном Али-заде.

-Расскажите, пожалуйста, об идее создания сайта и почтовой рассылки.

В первую очередь хочу подчеркнуть, что я не являюсь богословом, а занимаюсь научными, философскими, социологическими и религиоведческими аспектами различных вероучений.
Однако около 3 лет назад я начал изучать религиозные и философские сайты Интернета и черпать оттуда необходимую мне информацию. Одновременно стал часто посещать различные религиозные конференции и общаться там с представителями различных вероисповеданий. С самого начала я обнаружил, что в сети почти нет серьезных мусульманских ресурсов, посредством которых пользователи имели бы возможность не только ознакомиться с основами мусульманского вероучения, но и начать углубленное изучение научно-философского наследия Ислама.

Вернее, определенное количество мусульманских сайтов имеется, однако в них слишком много отводится места мистическим, иррациональным и догматическим материалам. Крупным недостатком подобных ресурсов является неспособность рассмотрения мировоззрения Ислама с позиции научности, доказательности и современности. Как следствие этого, создатели упомянутых ресурсов замыкаются в рамках определенного круга догм и религиозно-богословских школ. Отсюда проистекает стремление к пропаганде идей своей богословской школы и игнорирование всех остальных.

В принципе, такое мышление присуще всем религиозным конфессиям. Именно поэтому для многих современных людей с широким кругозором догмы религии, исповедующей такой ограниченный подход к поставленным проблемам, неприемлемы.
Однако исламское мировоззрение отличается от мировоззрения всех остальных религий именно тем, что в нем отводится больше места рационализму и научно-философским методам в познании как окружающего мира, так и внутреннего мира человека и общества, о месте человека в мироздании. К сожалению, такие широкие возможности не используются многими мусульманскими ресурсами сети, и многие из них, подобно представителям других религий, замыкаются на догмах.

Необходимо также отметить, что значительная часть всех религиозных ресурсов в Интернете содержит экстремистские и провокационные материалы, не имеющие ничего общего с принципами религии и являющиеся плодом амбиций различных деятелей. В частности, в вопросах о сравнительных аспектах с другими религиозно-философскими системами в них наблюдается стремление любой ценой представить свои воззрения в более выгодном свете и как можно больше унизить положения других религиозно-философских учений и даже школ внутри одной религии. К сожалению, значительная часть исламских ресурсов также содержит подобные материалы.

Все затронутые выше проблемы приводят к тому, что пользователи Интернета, интересующиеся исламскими догматическими, философскими, историческими и другими вопросами, оказываются лишенными достоверной информации, ведь большинство пользователей Интернета являются грамотными и образованными людьми, и их интересуют не пропагандистские материалы о том, какая идея и у кого получше, а у кого похуже. Они стремятся изучить различные мировоззренческие (в том числе исламскую) доктрины в полном объеме, во всем многообразии, включая и научно-философские стороны доктрин, чтобы сформировать о них свое мнение. Естественно, что, не получив всего необходимого объема серьезной информации, они обращаются к альтернативным источникам информации, исходящим из немусульманской среды, в которой доминируют предвзятые, тенденциозные и откровенно антинаучные материалы об Исламе, которые имеются в сети в изобилии. Большинство этих далеких от какой-либо объективности материалов распространяется в Интернете миссионерами различных конфессий для сознательной дискредитации положений Ислама и всего мусульманского наследия и культуры. Очень жаль, что на основе таких материалов формируют свое мнение об Исламе многие пользователи Интернета.

Огромное значение для информирования пользователей Интернета об Исламе имеют различные религиозно-философские конференции. Увы, мусульмане очень неактивно участвуют в них и слабо представлены компетентными людьми. В связи с этими пробелами определенные круги (в основном из числа иных религиозных конфессий) на этих конференциях проводят политику дезинформации и очернения исламской религии. Некоторые из таких "деятелей" специально работают в сети по изучению некоторых положений Ислама и представления их в недостойном свете. Это достигается путем субъективного трактования некоторых положений исламской религии в выгодном им русле. Я серьезно дискутировал с этими людьми на форумах и могу сказать, что никаких серьезных познаний у этих людей нет, они только выполняют на дилетантском уровне определенную заказную работу по дезинформации пользователей сети. Кстати, одной из направлений работы подобных деятелей и организаций является воздействие на мусульманских пользователей сети с целью заставить их усомниться в положениях своей религии. Естественно, что затем следует попытка обратить их в свою веру.
Весь этот комплекс проблем заставил меня задуматься о создании в глобальной сети такого ресурса, в котором бы все эти проблемы, по возможности, были решены.
Первое, с чего я начал, было создание в мае 2000 года почтовой рассылки "Ислам - религия истины", которую я выпускаю около 2 лет. Это была первая мусульманская рассылка в русском интернете. За все это время я выпустил 40 номеров рассылки, и она выходит стабильно 2 раза в месяц. Однако спустя год стало ясно, что одной рассылкой невозможно осуществить размещение в Интернете того объема религиозной и историко-философской литературы по Исламу, который я запланировал. Поэтому я начал работу над созданием сайта "Ислам как он есть" и выставил его в январе 2001 года.

Основной акцент в функционировании этих интернет-ресурсов был сделан на ознакомлении пользователей сети не только с вероучительными основами Ислама, но и с его философско-мировоззренческими аспектами с позиции научности. Для этого на сайте и в рассылке публикуются как произведения мусульманских классиков, так и современных исследователей. На сайте имеются рубрики, посвященные основам веры, истории, этике, связи современных научных постулатов с положениями исламских первоисточников. Значительное внимание уделяется проблемам сравнительного анализа Ислама с другими вероучительными и философскими системами. Одна из рубрик сайта специально посвящена опровержению всех домыслов и различного рода дезинформации, которую распространяют об Исламе специально подготовленные для этого представители других религиозных конфессий. Это единственная подобная страница на всем пространстве русского Интернета. Для создания этой страницы мной были тщательно изучены "аргументы" оппонентов и подготовлены научно обоснованные ответы, которые составлялись на основе самой авторитетной литературы. На сайте опубликованы многочисленные полемики, которые я вел с представителями других конфессий на различных интернет-конференциях.


- Каковы были основные проблемы реализации ваших проектов?

Проблемы состоят в составлении содержания сайта и насыщения его качественными и серьезными материалами. Работа в этом направлении продолжается. Дело в том, что, несмотря на большое количество различной литературы, которая сейчас печатается, большинство из них не представляет никакого исследовательского и научного интереса и рассчитана только на пропаганду воззрений тех издательств, которые печатают эту литературу. В связи с этим я испытываю дефицит качественной и серьезной исламской литературы на русском языке.
Значительное количество выставленных на сайте "Ислам как он есть" материалов никогда ранее не публиковалось и впервые увидело свет на его страницах. Это касается, например, труда выдающегося мусульманского мыслителя, богослова и философа Аль-Ашари "Разъяснение основ вероисповедания", правового сборника известного и признанного мусульманского богослова Ибн Хаджара аль-Аскалани "Булюг аль-марам" и т.д. Многие актуальные работы написаны для сайта мной и некоторыми моими друзьями из Азербайджана и других регионов СНГ, с которыми я познакомился посредством Интернета. Значительная часть актуальных работ переведены нами с арабского, турецкого и английского языков специально для сайта.
Другой проблемой является недостаток времени для работы в Интернете.

Помимо этого, много других проблем, ведь все созданные мной ресурсы некоммерческие и держатся исключительно за счет моего энтузиазма. Они являются составной частью проводимой мной научной работы. В связи с этим у меня даже нет своего физического пространства, и я вынужден размещать свои ресурсы на бесплатных серверах, которые в обмен на это помещают на сайт и рассылку свои рекламные баннеры.

- Кто помогает вам проводить подготовительную работу, сбор информации?

Вся техническая, и идеологическая работа над сайтом "Ислам как он есть" и почтовой рассылки "Ислам - религия истины" осуществляется только мной. Никто в этом деле больше не задействован. Но как я уже отмечал, друзья иногда помогают мне тем, что пересылают хорошие материалы из разных регионов мира, которые я обрабатываю и помещаю на сайте или публикую в рассылке.

- Какие у вас планы на будущее, в каких проектах вы планируете участвовать?

Очень хотелось бы постепенно создать в сети научную библиотеку по Исламу, которой могли бы пользоваться студенты и деятели науки. Даже с тем относительно скудным материалом, который я поместил на сайте и публикую в рассылках, я часто получаю благодарственные письма от студентов и научных работников различных регионов СНГ о том, что эти публикации очень помогают в их научной деятельности и правильном осмыслении исламского мировоззрения.
Кроме того, очень хочу создать аналогичные ресурсы на азербайджанском языке, но, к сожалению, по ряду причин пока это представляется невыполнимым.

Беседу провел Эльхан МИРЗОЕВ
melkhan@mail.ru

Читайте также публикации А. Али-заде:
ЗАГАДКА ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ (http://www.libun.ru/book12523/page1.html)

История и правовые методы Шафиитской правовой школы в Исламе (http://194.226.215.181/db/msg/55624).

Грустные размышления об отношении мусульман к карикатурам (http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-3721.html)

Задавайте вопросы!

Dismiss
24.02.2008, 17:43
Айдын Али-заде, сначала позвольте поприветствовать Вас на нашем форуме и поблагодарить Вас за согласие дать интервью. :welcome:
Хочу в очередной раз задать вопрос, на который до сих пор так и не получила внятного ответа от тех, кому адресовала его раньше. Надеюсь, Вы поможете мне найти ответ на него.

Я много раз задумывалась над тем, что Пророк Мухаммад говорил о разделении его последователей на 73 течения, и только одно из них истинное, то есть последователи именно этого, единственно правильного течения, попадут в рай. Но ведь каждый мусульманин считает таковой именно свой мазхаб. Разве не печально, что большинство мусульман оказываются неправы по этой логике? Ведь если из такого множества мазхабов правильным является только один - то в рай попадет меньшинство, а большинство будет гореть в аду? Разве это не страшно? Ведь все те, кто исповедует не истинную агиду, не подозревают о своей неправоте? Все думают о том, что будут держать ответ в Судный день, и каждый старается прийти к нему готовым к ответу перед Аллахом - почему же Аллах позволяет им заблуждаться?
Или может, мазхабы - не главное, а главное - вера в единого Аллаха и его Пророка Мухаммеда? Но как это сочетается с единственностью истинного мазхаба?
Понимаю, что загружаю вопросами, которые могут показаться наивными, но уж очень хочется выбрать правильный мазхаб сразу, не теряя времени на неправильные...

Raven
24.02.2008, 17:47
Здравствуйте, у нас был спор по поводу изменений в исламе. Насколько я поняла, некоторые изменения принимаются как фетвы, могут ли адаптировать под нынешние условия аяты Корана?

Raven
24.02.2008, 17:52
И еще один вопрос, Айдын м-м.

Балет и опера запрещены в исламе?

Айдын Али-заде
24.02.2008, 18:28
<div class='quotetop'>Цитата(Dismiss @ 24.2.2008, 16:43) 118440</div>
Уважаемый Айдын Али-заде, сначала позвольте поприветствовать Вас на нашем форуме и поблагодарить Вас за согласие дать интервью. :welcome: [/b]
Cпасибо и Вам за гостеприимство.

Первое, о чем я бы хотел всем сказать - это то, что я не религиозный деятель. Я совершенно светский человек. Я только занимаюсь историко-философскими аспектами религий. Это моя работа. Причем я занимаюсь этим с позиции светской академической науки, а не богословия.

Поэтому, соответственно, я не представляю никакую из религий (в том числе и исламскую), а могу поделиться в своих ответах только со своей позицией по различным вопросам, с результатами своих научных исследований, своей точкой зрения.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Понимаю, что загружаю вопросами, которые могут показаться наивными, но уж очень хочется выбрать правильный мазхаб сразу, не теряя времени на неправильные...[/b]
Уважаемая Dismiss, к сожалению, я не смогу ответить на вопрос о том, что будет делать Бог на небесах после смерти и воскресения людей, так как я об этом ничего не знаю. Более того, я считаю, что об этом не знает даже тот богослов, который станет настаивать на своем ответе вам и даст категоричный ответ.

А правильным мазхабом, на мой взгляд является тот, который отвечает потребностям души человека. если кому-то нравится какая-то секта и он считает, что она наиболее верная, то значит для него так оно и есть. Как говорили древние софисты - "ЧЕЛОВЕК МЕРА ВСЯКОЙ ВЕЩИ: ХОРОШИХ В ТОМ, ЧТО ОНИ ХОРОШИ; ПЛОХИХ В ТОМ, ЧТО ОНИ ПЛОХИ"

Айдын Али-заде
24.02.2008, 18:31
<div class='quotetop'>Цитата(Raven @ 24.2.2008, 16:47) 118441</div>
Здравствуйте, у нас был спор по поводу изменений в исламе. Насколько я поняла, некоторые изменения принимаются как фетвы, могут ли адаптировать под нынешние условия аяты Корана?
[/b]
Чисто логически изменений в Исламе не избежать. Даже те, кто настаивает на первоначальной "чистоте" Ислама, все равно доказывает эту самую чистоту из сборников хадисов, которые появились через 200-400 лет после Мухаммада. А с этого они сами начинают новшества в религии.

Айдын Али-заде
24.02.2008, 18:33
<div class='quotetop'>Цитата(Raven @ 24.2.2008, 16:52) 118442</div>
И еще один вопрос, Айдын м-м.

Балет и опера запрещены в исламе?
[/b]
Насколько мне довелось вникать в этот вопрос, там полный разнобой. Мнения улемов прямо отрицают друг друга. На одном полюсе те, кто категорически запрещает все это, на другом те, кто разрешает. А между ними еще 1000 мнений и оговорок.

Fireland
24.02.2008, 22:10
Айдын бей, добро пожаловать на наш форум! :smile:

Почему Ислам кажется такой агрессивной религией?

Айдын Али-заде
24.02.2008, 23:50
<div class='quotetop'>Цитата(Fireland @ 24.2.2008, 21:10) 118464</div>
Айдын бей, добро пожаловать на наш форум! :smile:

Почему Ислам кажется такой агрессивной религией?
[/b]
Большое спасибо.

Потому что после конца 70-х годов ее сделали не столько религией, сколько идеологией. А любая, даже самая благая, идеология имеет тенденцию к тоталитаризму. Мы все это уже проходили в Советском Союзе при господстве коммунистической идеологии. Христианство тоже было тоталитарной идеологией до 18 века. И как только она перешла в плоскость душ людских, как сразу все изменилось. Тоже самое и Ислам. Как только "политический" и идеологический Ислам уйдет в прошлое (а это обязательно будет), так сразу и он станет образцом миролюбия.

Причем Христианство и сегодня, там где есть ее идея, она становится жестокой, как в Боснии и Косово или Ирландии. Это наглядно показывает насколько необходимо недопустить религию в политику и идеологию. Иначе она принимает уродливые формы.

Dismiss
24.02.2008, 23:51
Я уже приводила на форуме выдержки из ответов шейха Гамета на вопросы прихожан мечети Абу-Бекр.

http://www.atc.az/forum/index.php?s=&s...post&p=4047 (http://www.atc.az/forum/index.php?s=&showtopic=103&view=findpost&p=4047)

Меня эти ответы поразили своей наивностью, ограниченностью, убогостью и отдаленностью от секуляризма. Считаю их вредными для молодежи и с большим сожалением наблюдаю влияние его учения на неокрепшие умы, обладатели которых буквально на глазах превращаются в зомбированных фанатиков, готовых перегрызть горло даже братьям по вере, не только "кяфирам" и "джахилям".
Как Вы можете прокомментировать эти ответы?

Dismiss
24.02.2008, 23:54
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 24.2.2008, 22:50) 118471</div>
Как только "политический" и идеологический Ислам уйдет в прошлое (а это обязательно будет), так сразу и он станет образцом миролюбия.
[/b]
Ваш оптимизм вселяет надежду. Но есть одно "но" - вряд ли кто-то сможет назвать срок наступления этого светлого дня. Вы можете хотя быть сказать, в каких измерениях это будет исчисляться - в веках или в тысячелетиях?

Айдын Али-заде
25.02.2008, 00:10
<div class='quotetop'>Цитата(Dismiss @ 24.2.2008, 22:51) 118472</div>
Я уже приводила на форуме выдержки из ответов шейха Гамета на вопросы прихожан мечети Абу-Бекр.

http://www.atc.az/forum/index.php?s=&s...post&p=4047 (http://www.atc.az/forum/index.php?s=&showtopic=103&view=findpost&p=4047)

Меня эти ответы поразили своей наивностью, ограниченностью, убогостью и отдаленностью от секуляризма. Считаю их вредными для молодежи и с большим сожалением наблюдаю влияние его учения на неокрепшие умы, обладатели которых буквально на глазах превращаются в зомбированных фанатиков, готовых перегрызть горло даже братьям по вере, не только "кяфирам" и "джахилям".
Как Вы можете прокомментировать эти ответы?
[/b]
Шейх Гамет является имамом мечети и он делает то дело, которое должен делать. То есть у него такие религиозные убеждения, он в них верит и он имеет право их озвучить. Он не нарушает закон, следовательно ничего плохого не совершает. И сторонником секуляризации он быть не обязан. С ним все понятно.

Совершенно другое дело, что общество может предложить в качестве альтернативы на воззвания религиозных деятелей? В стране нет нормального просвещения, не развиваются гуманитарные науки, не дают развития серьезным научным кадрам. Многие серьезные специалисты по гуманитарным наукам, не найдя себе никакого применения здесь, вынуждены покидать страну и давать пользу зарубежным обществам вместо своего.. В такой обстановке конечно же религиозный радикализм неизбежен.

Айдын Али-заде
25.02.2008, 00:15
<div class='quotetop'>Цитата(Dismiss @ 24.2.2008, 22:54) 118473</div>
Ваш оптимизм вселяет надежду. Но есть одно "но" - вряд ли кто-то сможет назвать срок наступления этого светлого дня. Вы можете хотя быть сказать, в каких измерениях это будет исчисляться - в веках или в тысячелетиях?
[/b]
Не могу этого прогнозировать. Но есть уже наглядные примеры - это Турция и Малайзия. Эти две страны являются цивилизованными современными мусульманскими странами, где религия гармонично вписывается в жизнь общества и занимает ту нишу, для которой она и предназначена. Следовательно, там где есть развитие и просвещение политизации не может быть. И наоборот, чем беднее страны (а также если в них диктатуры и монархии), тем политизация религии наступает. Сейчас Азербайджан перед выбором. Если страна пойдет путем демократизации и развития, то все будет в порядке. А если нет, то и религиозный радикализм неизбежен. Дело в том. что народ невозможно бесконечно кормить обещаниями. В конце концов где-то прорвет и уже есть прецеденты. А в качестве идеологии религия отличное оружие. Если народ и так беден и не имеет перспектив на будущее, то ему все равно. На этом свете ничего хорошего он и так не увидит, а зато после пропаганды радикалов может обрести надежду на такие перспективы в загробной жизни.

Dismiss
25.02.2008, 00:28
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 24.2.2008, 23:10) 118478</div>
Шейх Гамет является имамом мечети и он делает то дело, которое должен делать. То есть у него такие религиозные убеждения, он в них верит и он имеет право их озвучить. Он не нарушает закон, следовательно ничего плохого не совершает. И сторонником секуляризации он быть не обязан. С ним все понятно.
[/b]
Но ведь и миссионеры делают то дело, которое они должны делать, тем не менее их деятельность жестко пресекается. И у них есть религиозные убеждения и они тоже имеют право их озвучить. В чем разница, если и то, и другое приносит вред?
И еще (к примеру) - если моим религиозным убеждением является убивать неверных, то значит ли, что я должна насаждать это среди других?
<div class='quotetop'>Цитата</div>Совершенно другое дело, что общество может предложить в качестве альтернативы на воззвания религиозных деятелей? В стране нет нормального просвещения, не развиваются гуманитарные науки, не дают развития серьезным научным кадрам. Многие серьезные специалисты по гуманитарным наукам, не найдя себе никакого применения здесь, вынуждены покидать страну и давать пользу зарубежным обществам вместо своего.. В такой обстановке конечно же религиозный радикализм неизбежен.[/b]
Является ли, на Ваш взгляд, все, что Вы перечислили, особенностью современного состояния общества или так было всегда? Другими словами, была ли почва для религиозного радикализма всегда или появилась только сейчас?

Айдын Али-заде
25.02.2008, 01:00
<div class='quotetop'>Цитата(Dismiss @ 24.2.2008, 23:28) 118485</div>
Но ведь и миссионеры делают то дело, которое они должны делать, тем не менее их деятельность жестко пресекается. И у них есть религиозные убеждения и они тоже имеют право их озвучить. В чем разница, если и то, и другое приносит вред?[/b]
Разумеется, что все имеют право на свои мысли, а пресекается все это потому, что Азербайджан пока не достиг демократических свобод.

<div class='quotetop'>Цитата</div>И еще (к примеру) - если моим религиозным убеждением является убивать неверных, то значит ли, что я должна насаждать это среди других?[/b]
Нет, потому что это нарушение закона страны.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Является ли, на Ваш взгляд, все, что Вы перечислили, особенностью современного состояния общества или так было всегда? Другими словами, была ли почва для религиозного радикализма всегда или появилась только сейчас?[/b]
Это реалии сегодняшнего дня. Раньше этого не могло быть по причине господста коммунистической идеологии. Пока у нас инерция того периода. Но она подходит к концу. Уже подрастает новое поколение, которое не жило при СССР.

Ашина
25.02.2008, 02:35
Позвольте выразить Вам признательность за книгу "Хроника мусульманских государств (1-7вв. Хиджры)". Самое строгое и внятное изложение событий из того, что удалось почитать по теме.

Borat
25.02.2008, 12:21
Салам Алейкум...рад приветствовать Вас, Айдын муеллим, на этом форуме...

Совместимы ли Ислам и демократия? Я ознакомился с трудами богословов, в основном современных, где утверждается, что демократический уклад государства является кафирским, объявляется правлением некоего тагута и т.д. Возможно ли сосуществование в демократическом обществе Исламских институтов?

Если нет, то почему праведные халифы были выбраны путем голосования, а после них власть передавалась по наследству и путем войн?

spectator
25.02.2008, 18:07
Господин Али-заде,

Вопрос навеян оффтопной дискуссией в теме
http://www.atc.az/forum/index.php?showtopic=5070

Правда ли, что по исламу в полноценный брак можно вступать девочкам начиная с 9 лет?

wisdom
25.02.2008, 22:47
Добрый вечер, Айдын мюаллим.
Мне лично кажется, что предложение издания книги о исламе актуальнее как нельзя в наше неспокойное время. Из под Вашего пера творение, не только на мой взгляд, способно осветить в конструктивном ключе заданные обществом многие вопросы. Если не против(я думаю, что не против) может обсудим наметившееся на ближайшем собрании?
С уважением,
Магамед Айвазлы.

Айдын Али-заде
25.02.2008, 23:53
<div class='quotetop'>Цитата(Borat @ 25.2.2008, 11:21) 118564</div>
Салам Алейкум...рад приветствовать Вас, Айдын муеллим, на этом форуме...[/b]
Cпасибо, я тоже рад приветствовать Вас.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Совместимы ли Ислам и демократия? Я ознакомился с трудами богословов, в основном современных, где утверждается, что демократический уклад государства является кафирским, объявляется правлением некоего тагута и т.д. Возможно ли сосуществование в демократическом обществе Исламских институтов?[/b]
Совершенно верно, многие пишут и говорят о недопустимости демократии в Исламе. С другой стороны более прогрессивные богословы и реформаторы наоборот пишут о возможности совмещения этих понятий. И те, и другие приводят ссылки на аяты Корана и традицию. То есть, как и во многих проблемах и тут существует полярность.

Но общество не должно жить богословской мыслью. Богословская мысль всегда бывает консервативной и стремится все ввести в традиционные догмы. Но мир вместить в догмы невозможно. Общество должно стремиться к прогрессу во всех сферах общественной жизни, независимо от того, нравится это богословам или нет. Если это будет так, то и богословы встав перед фактом будут принимать все достижения, как они это делают всегда. Истрактовать любые религиозные тексты они могут всегда и этим они занимаются в любых случаях.

Если бы мир оглядывался на священников, то уверяю вас, что он бы не вышел бы из средних веков. Наоборот, когда общество не развивается, тем больше консерватизма исходит и от богословов.

Короче говоря, если общество будет демократическим, то и богословская мысль представ перед фактом, подведет традицию под допустимость этого. Все зависит от наций и народов.

Айдын Али-заде
26.02.2008, 00:01
<div class='quotetop'>Цитата(spectator @ 25.2.2008, 17:07) 118655</div>
Правда ли, что по исламу в полноценный брак можно вступать девочкам начиная с 9 лет?
[/b]
Я не являюсь исламским правоведом, поэтому могу написать только то, о чем я читал. Насколько мне известно, нижний брачный предел устанавливается не по возрасту, а по показателям совершеннолетия супругов. Когда они способны вступить в брак, тогда и можно.

Что же касается 9 лет Аиши в момент брака с Пророком Мухаммадом, то этот возраст не окончательный. Есть данные из исламской же традиции, что ей было больше лет. Называются цифры - 13, 17 и даже 27 лет.

Айдын Али-заде
26.02.2008, 00:03
<div class='quotetop'>Цитата(wisdom @ 25.2.2008, 21:47) 118694</div>
Добрый вечер, Айдын мюаллим.
Мне лично кажется, что предложение издания книги о исламе актуальнее как нельзя в наше неспокойное время. Из под Вашего пера творение, не только на мой взгляд, способно осветить в конструктивном ключе заданные обществом многие вопросы. Если не против(я думаю, что не против) может обсудим наметившееся на ближайшем собрании?
С уважением,
Магамед Айвазлы.
[/b]
Добрый вечер. Да, конечно.

Айдын Али-заде
26.02.2008, 00:06
<div class='quotetop'>Цитата(Ашина @ 25.2.2008, 1:35) 118510</div>
Позвольте выразить Вам признательность за книгу "Хроника мусульманских государств (1-7вв. Хиджры)". Самое строгое и внятное изложение событий из того, что удалось почитать по теме.
[/b]
Большое спасибо за Ваш отзыв о моем труде.

spectator
26.02.2008, 00:19
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 25.2.2008, 23:01) 118721</div>
Что же касается 9 лет Аиши в момент брака с Пророком Мухаммадом, то этот возраст не окончательный. Есть данные из исламской же традиции, что ей было больше лет. Называются цифры - 13, 17 и даже 27 лет.
[/b]
Насколько я знаю, хадисы от Аль-Бухари считаются наиболее достоверными. Это не так?

Айдын Али-заде
26.02.2008, 00:29
<div class='quotetop'>Цитата(spectator @ 25.2.2008, 23:19) 118730</div>
Насколько я знаю, хадисы от Аль-Бухари считаются наиболее достоверными. Это не так?
[/b]
Уважаемый spectator! Мне кажется, что сделанная с самого начала оговорка о том, что я не являюсь богословом уже является указанием на то, что на официальном интервью я не хочу давать ответы на богословские вопросы. Это не моя сфера, для этого есть теологи. Но мы можем подумать на эту тему в разделе религия.

spectator
26.02.2008, 00:37
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 25.2.2008, 23:29) 118740</div>
Уважаемый spectator! Мне кажется, что сделанная с самого начала оговорка о том, что я не являюсь богословом уже является указанием на то, что на официальном интервью я не хочу давать ответы на богословские вопросы. Это не моя сфера, для этого есть теологи. Но мы можем подумать на эту тему в разделе религия.
[/b]
Уважаемый господин Али-заде, большое спасибо за ответ. Я понимаю, что залез в сферу деятельности теологов, и снимаю свой вопрос.

Хотелось бы узнать, тем не менее, Ваше мнение о концепции "достоверности" хадисов. Могут ли быть применены "светско-научные" подходы для ее определения, или это всецело принадлежит теологии?

Айдын Али-заде
26.02.2008, 01:49
<div class='quotetop'>Цитата(spectator @ 25.2.2008, 23:37) 118744</div>
Хотелось бы узнать, тем не менее, Ваше мнение о концепции "достоверности" хадисов. Могут ли быть применены "светско-научные" подходы для ее определения, или это всецело принадлежит теологии?
[/b]
Методы определения достоверности хадисов разработаны средневековыми мусульманскими хадисоведами. Светские и научные методы никаких принципиальных отличий от них не имеют.

Что касается моего мнения о "достоверности" хадисов, то несмотря на все методы мухаддисов, невозможно до самого конца быть уверенным в безупречности хадиса. Мало ли, что могло быть? Даже некоторые древние правовые и вероучительные школы в Исламе признают это и не строят на основе хадисов основополагающие принципы религиозных воззрений. Примером является ханафитская правовая школа и матрудийская вероучительная.

Fireland
26.02.2008, 10:31
Айдын бей, такой вопрос:

Если бы снова родились на свет, и Вам предоставили выбор религии, какую бы Вы выбрали?

Turku Kettola
26.02.2008, 11:08
Приветствую Вас, уважаемый !

Недавно столкнулся с мнением, что основу индуизма как религиозной концепции нельзя считать понятие "многобожия". Не могли бы Вы прояснить этот вопрос ?

Айдын Али-заде
26.02.2008, 21:43
<div class='quotetop'>Цитата(Turku Kettola @ 26.2.2008, 10:08) 118850</div>
Приветствую Вас, уважаемый !

Недавно столкнулся с мнением, что основу индуизма как религиозной концепции нельзя считать понятие "многобожия". Не могли бы Вы прояснить этот вопрос ?
[/b]
Здравствуйте.
В принципе основа всех верований лежит в вере в "того, кто находится за всем". Любая языческая вера при всем разнообразии пантеона богов задается вопросом о том, что лежало в основе этого пантеона. Существовали и существуют различные теогонические учения о природе и возникновении богов. Но отличие монотеизма от политеизма заключается в том, что "тот, кто находится за всем" является
1. конкретной личностью
2. Он сам лично управляет мирозданием без помощи автономных "помощников", которых просто не существует
3. Обращение и мольбы должны быть направляемы только к Нему.

В отличие от монотеизма политеистическая вера считает
1. что Создатель трансцендентен (удален от мира)
2. он является безликим и абстрактным
3. делегировал свои полномочия автономным божествам
4. Мольбы и обращения устремляются к этим автономным богам, а не напрямую к Создателю, в связи с его трансцендентностью и безликостью

Индийские верования по всем показателям являются именно политеистическими. В них действует именно политеистический принцип изложенный выше.

Но там есть и монолатрические верования. Это когда выделяется какой-то один бог из пантеона и считается, что ему поклоняться лучше, чем другим. Монолатрия выделяя одного бога, не исключает существования других. Это например выражено в кришнаизме. Но монолатрия это не монотеизм, а разновидность политеизма.

Айдын Али-заде
26.02.2008, 21:56
<div class='quotetop'>Цитата(Fireland @ 26.2.2008, 9:31) 118844</div>
Айдын бей, такой вопрос:

Если бы снова родились на свет, и Вам предоставили выбор религии, какую бы Вы выбрали?
[/b]
В любом случае, наверное снова пришел бы к выводу, что этот мир кто-то сотворил. А после этого опять вошел бы в систему монотеизма.

Хикмет Гаджи-заде
28.02.2008, 01:20
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 26.2.2008, 20:56) 119027</div>
В любом случае, наверное снова пришел бы к выводу, что этот мир кто-то сотворил. А после этого опять вошел бы в систему монотеизма.
[/b]

Уважаемый Айдын бей

Нас всех интересует один большой вопрос, который не может и вас не беспокоить.

В чем, на ваш взгляд, причина всеобщей отсталости современного мусульманского мира?

1 млрд. современных мусульман влачат жалкое существование в наследственных диктатурах. Нет из этого мира ни одного толком изобретения, ни книги, ни фильма...

Только отдельные взрывы доносятся.

Душа болит все это писать, ведь и мы в этом же мире пребываем

Вот уж и Дальневосточные страны стали на ноги подниматься, а мы все на четвереньках (как Сабир писал) ползаем и обсуждаем - можно ли фотографироваться или нельзя?

Думали ли вы про это? В чем тут на ваш взгляд причина?

И, конечно: "Что делать?"

Айдын Али-заде
28.02.2008, 20:50
<div class='quotetop'>Цитата(Хикмет Гаджи-заде @ 28.2.2008, 0:20) 119433</div>
Нас всех интересует один большой вопрос, который не может и вас не беспокоить.

В чем, на ваш взгляд, причина всеобщей отсталости современного мусульманского мира?[/b]
Уважаемый Хикмет бей!
Я вообще-то не считаю, что религии как-то влияют на процесс подъема и упадка цивилизаций. Скорее правильнее проводить размышления по времени и месту. История развивается по своим, часто иррациональным категориям. Если просмотреть общую картину, то получается вот что: Еще в 4-3 тысячелетиях до н.э. на Ближнем Востоке и Египте были развитые цивилизации. Европа начинает возвышаться только с 5-4 века до н.э. То есть на несколько тысяч лет позже. После эпохи эллинизма и могущества Рима где-то с 3-4 веков н.э. начинается ее упадок и постепенное возвышение Востока - Усиливается Парфия и Иран. А потом с 7 века начинается эра мусульманства и до 11-12 века опять возвышается Восток. Затем в 12-17 веках приблизительное равенство и с 18-19 веков опять возвышение Европы. Потом усиление Америки. Что будет в будущем ничего определенного сказать невозможно.
А Дальний Восток - Китай, Индия, Япония - развивались по своим закономерностям.

То есть все это цикличный исторический процесс. От религиозной принадлежности он не зависит.

И потом учтите, что многие регионы современного мусульманского мира лежат вдали от торговых путей, морей и мировых центров. Ну разве можно сравнивать по возможностям Афганистан и Италию? Та в горах и равнинах без выхода к морям, торговым и мировым центрам, а эта со всех сторон омывается Средиземным морем, идет интенсивная торговля и т.д.

<div class='quotetop'>Цитата</div>1 млрд. современных мусульман влачат жалкое существование в наследственных диктатурах. Нет из этого мира ни одного толком изобретения, ни книги, ни фильма... [/b]
Да, вы это видите. Но 300-500 лет для мировой истории ничто. Неизвестно, что будет дальше.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Вот уж и Дальневосточные страны стали на ноги подниматься, а мы все на четвереньках (как Сабир писал) ползаем и обсуждаем - можно ли фотографироваться или нельзя?[/b]
Согласен. Но только такие же вещи обсуждаются и в высокоразвитых странах на религиозных форумах. Религия вообще догматична и консервативна, независимо от того, Ислам это или Христианство. Тут нужно просто просвещение народа.

<div class='quotetop'>Цитата</div>И, конечно: "Что делать?"[/b]
Я уже тут писал, что если уровень просвещения, науки, образования в нашей стране будет падать, то нас ждут не лучшие времена. Практика показывает, что только образование и просвещение есть ключ к процветанию народов. Например современная Европа начиналась с деятельности французких просветителей и энциклопедистов. А у нас идет прямо противоположный процесс.

Хикмет Гаджи-заде
29.02.2008, 04:50
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 28.2.2008, 19:50) 119657</div>
Уважаемый Хикмет бей!
Я вообще-то не считаю, что религии как-то влияют на процесс подъема и упадка цивилизаций.
[/b]

Зато Макс Вебер так считает

И рассуждает о том, как кальвинизм стал цивилизационной основой для современного капитализма и демократии.

Вы с этим не согласны?

Религия тут не при чем?

Айдын Али-заде
29.02.2008, 19:16
<div class='quotetop'>Цитата(Хикмет Гаджи-заде @ 29.2.2008, 3:50) 119763</div>
Зато Макс Вебер так считает

И рассуждает о том, как кальвинизм стал цивилизационной основой для современного капитализма и демократии.

Вы с этим не согласны?

Религия тут не при чем?
[/b]
Макс Вебер несомненно один из выдающихся мыслителей нового времени и я не могу сказать, что он был не прав. Просто он подходил к проблемам со своих позиций, по требованиям своего времени.

Религия конечно же может играть значительную роль в каких-то исторических процессах. Однако эта роль не решающая. Решающим фактором является целый комплекс историко-социальных факторов.

То есть, например, в 15-16 веках в Европе и без всякого протестантизма изменились условия. Например был открыт новый морской путь в Индию, открыта Америка. Это способствовало оживлению общественной жизни и торговли. А это в свою очередь дало импульс к интеллектуальному развитию. И на этом фоне начали развиваться процессы, связанные с протестом против догм католичества.

То же самое и с Исламом. В то время и Византия, и Иран и другие мировые игроки значительно ослабли и была необходимость возникновения новой силы. Этот вакуум и заполнили мусульмане.

То есть первична историческая необходимость, а другие факторы (в том числе религиозные) вторичны, хотя и могут быть очень значимыми.

Ашина
29.02.2008, 19:28
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 29.2.2008, 17:16) 119923</div>
Макс Вебер несомненно один из выдающихся мыслителей нового времени и я не могу сказать, что он был не прав. Просто он подходил к проблемам со своих позиций, по требованиям своего времени.
[/b]

Здесь на сайте есть кое-какие и довольно внятные возражения Веберу по поводу Ислама и прогресса:

<div class='quotetop'>Цитата</div>Мусульманские кальвинисты?
Если бы дела не пошли так плохо, благосклонность Ислама к бизнесу могла бы дать ему то историческое место, которое принадлежит кальвинизму, который, как постоянно подчеркивал Макс Вебер, был остриём, наконечником капитализма. Вебер сам не согласился бы с этим замечанием – он видел в Исламе религию завоевателей и грабителей, а не трудолюбивых созидателей. Согласно Веберу, Ислам был препятствием капиталистического развития, потому что он может порождать только агрессивную воинственность или созерцательный аскетизм.
Но Вебер в своём «Конфуцианстве и даосизме» (1915) доказывал, что Китай никогда не сможет создать успешную экономику, потому что в его культуре слишком сильна традиция семейственности. Он также скептически относился и к возможности экономического успеха Японии. Все его прогнозы по нехристианским цивилизациям провалились, потому что он исходил из неизменности их форм, а отчасти – из-за неправильного прочтения их истории. Один из крупнейших турецких социологов Сабри Ф. Ульгенер – одновременно и поклонник, и критик Вебера – подробно описал, как он, несмотря на свой гениальный анализ истоков капитализма на Западе, неправильно интерпретировал Ислам и просмотрел его внутреннюю совместимость с «либеральной рыночной системой». [/b]

<div class='quotetop'>Цитата</div>Очень яркий пример такого явления возник в Турции в течение последних двух десятилетий. Турция – не самая богатая страна в исламском мире, но, несомненно, самая развитая. Самые богатые – арабские нефтяные государства, большинство из которых, несмотря на свои нефтедоллары, ещё не прошли этапа модернизации, а их социальная структура основана на племенном строе. К сожалению, нефть принесла богатство, но не модернизацию. Модернизация происходит через рационализацию мышления, которая достигается только организацией, порядком, обменом и способностью к риску в достижении определенных целей. Тургут Озал, один из самых мудрых президентов Турции, однажды сказал: «Нам повезло, что у нас нет нефти, поэтому нам нужно упорно трудиться, чтобы добывать деньги».
Озал был прозападным политиком и верующим мусульманином. Его революционные реформы в духе «Рейганомики» в 1980-х годах преобразовали экономику из квази-социалистической в капиталистическую. При таком строе консервативные массы мусульман Анатолии обрели благодатную почву для экономического бума. Благодаря блестящему успеху в бизнесе их прозвали «анатолийскими тиграми». Они образовали новый класс, который бросает вызов давно сложившейся, привилегированной, очень секуляризованной и высокомерно снисходительной «стамбульской буржуазии».
Инициатива Европейской Стабильности (ESI), расположенный в Берлине мозговой центр, предпринял глубокое исследование среди «анатолийских тигров» в 2005 году. Сотрудники ESI провели интервью с сотнями консервативных бизнесменов в центрально-анатолийском городе Кайсери. Они пришли к выводу, что «индивидуалистические, предпринимательские тенденции становятся ведущими в турецком Исламе», и что руками мусульманских предпринимателей совершается «тихая Исламская Реформация». Определение, которое они использовали, чтобы описать этих набожных капиталистов: «Исламские кальвинисты».
Приход к власти в Турции Партии Справедливости и Развития (AKP), видимо, стал проявлением поднимающегося «Исламского Кальвинизма». Большинство членов AKP вышли из деловой среды, и партия ориентируется на интересы бизнеса с самого начала своего существования. Её лидер, премьер-министр Эрдоган, постоянно выступает за привлечение прямых иностранных инвестиций из всех стран, включая Израиль. Выступая недавно на международной исламской конференции, г-н Эрдоган призвал арабских лидеров пересмотреть исламский запрет на взимание процента и предупредил, что исламская банковская система может стать «западнёй», в которую попадет развитие исламского мира. Чем больше будет таких призывов – от мусульманских лидеров, от ученых и интеллектуалов, тем свободнее будет рынок и шире кругозор на Большом Ближнем Востоке. [/b]

Вся статья:

СОВМЕСТИМ ЛИ КАПИТАЛИЗМ С ИСЛАМОМ? (http://atc.az/index.php?newsid=36)

Хикмет Гаджи-заде
29.02.2008, 23:08
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 29.2.2008, 18:16) 119923</div>
Макс Вебер несомненно один из выдающихся мыслителей нового времени и я не могу сказать, что он был не прав. Просто он подходил к проблемам со своих позиций, по требованиям своего времени.

Религия конечно же может играть значительную роль в каких-то исторических процессах. Однако эта роль не решающая. Решающим фактором является целый комплекс историко-социальных факторов.

То есть, например, в 15-16 веках в Европе и без всякого протестантизма изменились условия. Например был открыт новый морской путь в Индию, открыта Америка. Это способствовало оживлению общественной жизни и торговли. А это в свою очередь дало импульс к интеллектуальному развитию. И на этом фоне начали развиваться процессы, связанные с протестом против догм католичества.

То же самое и с Исламом. В то время и Византия, и Иран и другие мировые игроки значительно ослабли и была необходимость возникновения новой силы. Этот вакуум и заполнили мусульмане.

То есть первична историческая необходимость, а другие факторы (в том числе религиозные) вторичны, хотя и могут быть очень значимыми.
[/b]

Это всё "рассуждения в свою пользу" - или на философском языке "в защиту" с опорой на марксизм

Не ясно мне, почему Америку открыли с перинейского полуострова, но эти страны сами до сих пор хромают.

Неясно мне также как открытие Америки повлияло на мозги Лютера и Кальвина?

И всё же печальный факт остаётся фактом 1 млрд. мусульман находятся во всё углубляющемся кризисе и конца ему не видно.

Почему одна, фактически, нация индийцы и пакистанцы развиваются уже заметно по разному. Индия снимает кино, танцует и поёт... Индия захватывает рынок программирования, средний класс стремительно растет и прочее. Пакистан же находится на грани захватата его талибаном.

Не начать нам ли думать резче и откровеннее, нето погибнем на корню.

Айдын Али-заде
01.03.2008, 01:48
<div class='quotetop'>Цитата(Хикмет Гаджи-заде @ 29.2.2008, 22:08) 119991</div>
Это всё "рассуждения в свою пользу" - или на философском языке "в защиту" с опорой на марксизм[/b]
Нет, в марксизме меня обвинить невозможно, так как я им никогда не был и не являюсь. Просто я более глубже рассматриваю мировую историю и вижу в ней многие аспекты, в том числе и иррациональные. А это, как известно от марксизма слишком далеко.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Неясно мне также как открытие Америки повлияло на мозги Лютера и Кальвина?[/b]
Людей с мозгами Лютера и Кальвина было и есть много. Но этого мало. Нужно, чтобы созрели соответствующие условия, при которых их идеи воплотятся в жизнь. И вот тут вступает в действие эпоха открытий, расширение торговли, стремление немецких князей к большей независимости от папских легатов и другие аспекты. Вот на этом фоне лютеранство и кальвинизм прошли. А если бы они жили на столетие раньше, то их попросту повесили бы на первом же светильнике, несмотря на их сравнительно передовые идеи.

<div class='quotetop'>Цитата</div>И всё же печальный факт остаётся фактом 1 млрд. мусульман находятся во всё углубляющемся кризисе и конца ему не видно. [/b]
Я не согласен с таким выводом. Он часто фигурирует, но на самом деле не подкреплен серьезными аргументами.
Во-первых, в Исламском мире есть достаточно стабильные и развитые страны, как Турция и Малайзия.
Во-вторых у мусульман есть регионы с высочайшим показателем жизни, который превосходит и европейский и американский вместе взятые. Это страны Персидского залива. Вы можете возразить о том, что это из-за нефти, то тем не менее, такой уровень жизни и благосостояния может создать не каждый. На это тоже ум нужен. Вот Россия, Нигерия и даже мы сами тоже нефтяные страны, но никакого толку от этого нет. А арабы сумели создать свое благосостояние и это положительный показатель.
В-третьих, есть достаточно стабильные страны, которые по различным показателям не уступают таким средним европейским странам, как Австрия или Венгрия. Это, например, Тунис, Марокко.
Иран, Пакистан, Афганистан можно сравнить со странами Латинской Америки, где также террор (только другой окраски), нестабильные диктатуры и идеологизированные страны.
Ну а Африка есть Африка - там везде все одинаково, что в языческих, что в христианских, что в мусульманских регионах.
В-четвертых, в современном мире развиваются процессы глобализации. Мусульмане уже живут не только нв традиционных мусульманских странах, но и в Европе, Америке, Азии. И везде есть кадры в различных областях, которые трудятся в тех странах.

При этом я соглашусь с вами, что в настоящее время нет мусульманской страны, которая была бы супердержавой. Вот этот недостаток может будет преодолен в будущем. А нет и не нужно. Мир все равно глобализируется.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Не начать нам ли думать резче и откровеннее, нето погибнем на корню.[/b]
Резче думать можно. Проблем у нас конечно же много. Но и впадать в уныние тоже не нужно. Я вас уверяю, что были и более худшие времена, когда в мире кроме Турции, Ирана и Афганистана больше не было мусульманских стран. Да и те были на самом деле полуколониями Европы. Сейчас все обстоит гораздо лучше.

Что касается Талибана, Пакистана, то я уже написал, что рельеф и географическое расположение стран Средиземноморья и гор Тора-Боры - это не одно и тоже. Центральная Азия всегда была беднее других регионов по причинам отдаленности от основных торговых и морских путей. Это независимо от того, Ислам там или что-то другое. Многие регионы мусульманского мира находятся в гораздо более невыгодном географическом положении, чем Европа, Америка, Япония и океанское побережье Китая. Отсюда и многие проблемы, которые принимают порой формы религиозного террора.

Хикмет Гаджи-заде
01.03.2008, 04:12
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 1.3.2008, 0:48) 120047</div>
Людей с мозгами Лютера и Кальвина было и есть много. Но этого мало. Нужно, чтобы созрели соответствующие условия, при которых их идеи воплотятся в жизнь. И вот тут вступает в действие эпоха открытий, расширение торговли, стремление немецких князей к большей независимости от папских легатов и другие аспекты. Вот на этом фоне лютеранство и кальвинизм прошли. А если бы они жили на столетие раньше, то их попросту повесили бы на первом светильнике, несмотря на их сравнительно передовые идеи.

Во-первых, в Исламском мире есть достаточно стабильные и развитые страны, как Турция и Малайзия.
Во-вторых у мусульман есть регионы с высочайшим показателем жизни, который превосходит и европейский и американский вместе взятые. Это страны Персидского залива. А арабы сумели создать свое благосостояние и это положительный показатель.
В-третьих, есть достаточно стабильные страны, которые по различным показателям не уступают таким средним европейским странам, как Австрия или Венгрия. Это, например, Тунис, Марокко. Иран, Пакистан, Афганистан можно сравнить со странами латинской Америки.
В-четвертых, в современном мире развиваются процессы глобализации. Мусульмане уже живут не только нв традиционных мусульманских странах, но и в Европе, Америке, Азии. И везде есть кадры в различных областях, которые трудятся в тех странах.

Что касается Талибана, Пакистана, то я уже написал, что рельеф и географическое расположение стран средиземноморья и гор Тора-Боры - это не одно и тоже.
[/b]

Незнаю насколько это эффективно выводить причины всебщего кризиса исламского мира из его географического расположения и открытия Америки...

Что касается того, что Лютера бы повесли 100 лет назад, то это верно, но и 100 лет до Лютера были у них свои "лютеры" и после, что-то они до сих пор не престают появляться... а наши то где?

Откуда вы взяли эти радужные экономические показатели?

Зайдите в Интернет и убедитесь. что ВВП всех (!) арабских стран (и нефтедобывающих тоже) в сумме равен лишь ВВП Испании - приерно 1 триллион долларов США.

Турция развилась вопреки исламской практике, благодаря модернизму Ататюрка и либерализму Тургута Озала. а не благодаря исламским банковским законам.

А страны Залива (которых классифицируют как "страны паразиты") благоденствуют благодарая Великобритании и США, которые и создали и защищают эти страны.

Да и есть ли хоть какой-либо пример развития именно по мусульманской мадели? развитие основанное на мусульманской традиции?

Их нет (только про Иран мне не пишите).

А вот еще один печальный показатель. что я встретил в американской периодике в каком-то исследовании были приведены данные по успешности (доходу) представителей различных религиозных групп проживающих в США рассматривались протестанты, католики, евреи. индуисты, дальневосточники и наши братья мусульмане.

Как, вероятно, вы уже догадались последнее место по доходу занимал средний мусульманский человек в США.

Сегодня положение тут еще хуже - мусульмане западной Европы отказываются интегрироваться в общества стран приютивших их и собираются в своих гетто, где погружаяюсь в свои святые вековые традиции ведут замкнутый образ существования.

В общем, что ту продолжать...

Вас я понимаю, сам же я не религиозный человек и мне легче тут рассуждать.

Видимо вы - патриот мусульманскго мира, но часто это конфликтует с тем, чтобы быть партиотом нашей несчастной страны.

Хочу задать вам болезненный вопрос, можете на него не отвечать, я всё это пойму.

Если бы пришлось выбирать лишь из двух, то что для вас важнее: Наша нынешняя идентичность или наш успешное развитие?

- Азербайджан продолжает сохранять исламскую компоненту идентичности, но стагнирует.

- Или страна в результате реформ или потрясений теряет эту часть нашей идентичности, но присоединяется к современной науке, культуре, демократии и развитию?

Только не пишите - "я не хочу тут противопостовлять, у нас еще есть время - лет этак через 500 посмотрим..." и пр.

Вот представте, пришли Джабраил с Исрафилом (ангелы) и говорят:

- Выбирай! Идентичность или развитие?

А?

Уверен, что вы на эту тему думали

tatar
01.03.2008, 23:12
Салам алейкум Айдын Али-заде.
На ваш взгляд нужна ли в исламе философия?
Спасибо.

Айдын Али-заде
02.03.2008, 15:24
<div class='quotetop'>Цитата(Хикмет Гаджи-заде @ 1.3.2008, 3:12) 120075</div>
Зайдите в Интернет и убедитесь. что ВВП всех (!) арабских стран (и нефтедобывающих тоже) в сумме равен лишь ВВП Испании - приерно 1 триллион долларов США.[/b]
Уважаемый Хикмет бей! Уверен, что не мне вам напоминать, что даже в годы кризисов в СССР, когда везде был дефецит, формальные показатели экономики у нас превышали американские. Это не показатель. ОАЭ, Кувейт, Катар, Сауд. Аравия и остальные страны залива благополучнее среднеевропейских. Я сам был там и видел своими глазами и вы наверное тоже.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Турция развилась вопреки исламской практике, благодаря модернизму Ататюрка и либерализму Тургута Озала. а не благодаря исламским банковским законам.[/b]
Ну начнем с того, что модель исламской экономики и гос. управления - это всего лишь частные мнения богословов. На самом деле таких категорий не существует, особенно на сегодняшний день, когда мир прогрессировал по сравнению со средневековьем. Поэтому в Ислам можно уместить все. В том числе и светскую модель. Светскость это тоже один из моделей исламского мировоззрения и ничем не хуже, чем все остальные мнения.

<div class='quotetop'>Цитата</div>А страны Залива (которых классифицируют как "страны паразиты") благоденствуют благодарая Великобритании и США, которые и создали и защищают эти страны. [/b]
Повторяю, от этого созданное ими материальное благополучие не уменьшается. А для этого, тоже нужен ум.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Да и есть ли хоть какой-либо пример развития именно по мусульманской мадели? развитие основанное на мусульманской традиции?[/b]
Понятия "мусульманская модель" не существует. Никто из богословов к Господу Богу не восходил и пророка непосредственно не слушал. Все эти модели их частное мнение. Причем мнение неудачное и не согласующееся с реальным миром 21 века.

Турецкая модель не менее исламская (если дело дошло до мнений) и опыт показывает, что именно за ней будущее.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Их нет (только про Иран мне не пишите).[/b]
Эта просьба выполнима, тем более, что я с вами согласен.

<div class='quotetop'>Цитата</div>А вот еще один печальный показатель. что я встретил в американской периодике в каком-то исследовании были приведены данные по успешности (доходу) представителей различных религиозных групп проживающих в США рассматривались протестанты, католики, евреи. индуисты, дальневосточники и наши братья мусульмане.[/b]
Для их полной интеграции нужно время. Это естественно.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Сегодня положение тут еще хуже - мусульмане западной Европы отказываются интегрироваться в общества стран приютивших их и собираются в своих гетто, где погружаяюсь в свои святые вековые традиции ведут замкнутый образ существования.[/b]
Не все и не всегда. Есть много интегрированных. А неинтегрированные - это результат в том числе и неправильной политики тех европейских стран по отношению к ним.

<div class='quotetop'>Цитата</div>Если бы пришлось выбирать лишь из двух, то что для вас важнее: Наша нынешняя идентичность или наш успешное развитие?

- Азербайджан продолжает сохранять исламскую компоненту идентичности, но стагнирует.

- Или страна в результате реформ или потрясений теряет эту часть нашей идентичности, но присоединяется к современной науке, культуре, демократии и развитию?[/b]

Я думаю, что успешное развитие вполне может сочетаться с нашей идентичностью. Что же касается прогресса, то его отсутствие у нас совешенно не связано с исламским фактором. То есть у нас причин недовольства Исламом не должно быть. Вы лучше меня знаете в чем наши проблемы и религия в них занимает последнее место.

Айдын Али-заде
02.03.2008, 15:29
<div class='quotetop'>Цитата(tatar @ 1.3.2008, 22:12) 120273</div>
Салам алейкум Айдын Али-заде.
На ваш взгляд нужна ли в исламе философия?
Спасибо.
[/b]
Философию религиозные деятели всегда хотят видеть в качестве служанки богословия. И современные религиозные или околорелигиозные деятели заявляя о философии, на самом деле хотят с ее помощью, обосновать свои религиозные догмы. А это на самом деле не философия, а софистика, схоластика, демагогия. Философия - это отдельный предмет и ее нужно изучать и ценить в качестве самостоятельной дисциплины, а не прихвостня богословия. Философия может отрицать и Бога и пророка. Если исламские деятели так любят философию, то пусть будут объективны и признают, что философскими понятиями небытие Бога вполне доказуемо не в меньшей степени, чем Его бытие.

tatar
02.03.2008, 21:11
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 2.3.2008, 14:29) 120408</div>
Философию религиозные деятели всегда хотят видеть в качестве служанки богословия. И современные религиозные или околорелигиозные деятели заявляя о философии, на самом деле хотят с ее помощью, обосновать свои религиозные догмы. А это на самом деле не философия, а софистика, схоластика, демагогия. Философия - это отдельный предмет и ее нужно изучать и ценить в качестве самостоятельной дисциплины, а не прихвостня богословия. Философия может отрицать и Бога и пророка. Если исламские деятели так любят философию, то пусть будут объективны и признают, что философскими понятиями небытие Бога вполне доказуемо не в меньшей степени, чем Его бытие.
[/b]
Салам алейкум Айдын Али-заде.
Спасибо за ответ.Были великие умы человечество Ибн-Сина, Фараби Ибн-Рушд и они доказали что философия и богословия совместимы.

Хикмет Гаджи-заде
03.03.2008, 15:23
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 2.3.2008, 14:24) 120406</div>
Уважаемый Хикмет бей! Даже в годы кризисов в СССР, когда везде был дефецит, формальные показатели экономики у нас превышали американские. Это не показатель.

ОАЭ, Кувейт, Катар, Сауд. Аравия и остальные страны залива благополучнее среднеевропейских.

Я сам был там и видел своими глазами и вы наверное тоже.

[/b]

Спосибо большое

Я всё понял

извините за беспокойство

Turku Kettola
07.03.2008, 11:23
Добрый день.

Не могли бы Вы дать сжатые сведения о теории реинкарнации, присущая индуизму. Слышал мнение, что вопрос реинкарнации не стоял в первичных источниках. Правда ли это ? И вообще-какова Ваша оценка этой теории ?

aqua
11.04.2008, 15:12
Здравствуйте! как вы считаете какое место занимают сновидения в Исламе? Действительно ли душа во время сна выходит из тела и видит параллельные миры или это что-то другое?

Айдын Али-заде
18.04.2008, 13:29
<div class='quotetop'>Цитата(Turku Kettola @ 7.3.2008, 11:23) 122056</div>
Добрый день.

Не могли бы Вы дать сжатые сведения о теории реинкарнации, присущая индуизму. Слышал мнение, что вопрос реинкарнации не стоял в первичных источниках. Правда ли это ? И вообще-какова Ваша оценка этой теории ?
[/b]
Вера в это является личным делом человека. Я только могу сказать, что в ранней ведической литературе реинкарнации не было. Эта вера появилась позже. Что касается монотеистических религий, в частности Ислама, то реинкарнация там расценивается как языческая вера, не имеющая отношения к религии. То есть в Исламе 1 жизнь и 1 воскресение для суда. Переселениям душ в этой системе места не остается.

Айдын Али-заде
18.04.2008, 13:30
<div class='quotetop'>Цитата(aqua @ 11.4.2008, 15:12) 129209</div>
Здравствуйте! как вы считаете какое место занимают сновидения в Исламе? Действительно ли душа во время сна выходит из тела и видит параллельные миры или это что-то другое?
[/b]
О природе снов в религиозных исламских источниках ничего конкретного не говорится. на это счет могут быть только мнения, основанные на каких-то косвенных данных из традиции.

aqua
20.04.2008, 11:36
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 18.4.2008, 12:30) 129439</div>
О природе снов в религиозных исламских источниках ничего конкретного не говорится. на это счет могут быть только мнения, основанные на каких-то косвенных данных из традиции.
[/b]

А ваше личное мнение по этому вопросу?

Айдын Али-заде
22.04.2008, 20:07
<div class='quotetop'>Цитата(aqua @ 20.4.2008, 11:36) 129665</div>
А ваше личное мнение по этому вопросу?
[/b]
Наука имеет определенные опытные данные о снах и располагает данными о том, что они могут быть вещими. Вот только сложно определить какой вещий, а какой нет. Это только можно сказать постфактум. Природа сновидений лежит в психике и эмоциональном мире человека. Этого отрицать невозможно. Но вот предсказать то, что тот или иной сон вещий, научными категориями невозможно. А если кто-то верит в предсказателя - то это его личное дело.

IuM
22.04.2008, 20:52
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 22.4.2008, 20:07) 129964</div>
Наука имеет определенные опытные данные о снах и располагает данными о том, что они могут быть вещими. Вот только сложно определить какой вещий, а какой нет. Это только можно сказать постфактум. Природа сновидений лежит в психике и эмоциональном мире человека. Этого отрицать невозможно. Но вот предсказать то, что тот или иной сон вещий, научными категориями невозможно. А если кто-то верит в предсказателя - то это его личное дело.
[/b]

Я знаю, что вещие сны есть ибо я их видел...

zambaru
22.04.2008, 23:22
<div class='quotetop'>Цитата(Iu.M. @ 22.4.2008, 19:52) 129967</div>
Я знаю, что вещие сны есть ибо я их видел...
[/b]

+1

Хикмет Гаджи-заде
23.04.2008, 01:00
<div class='quotetop'>Цитата(Iu.M. @ 22.4.2008, 19:52) 129967</div>
Я знаю, что вещие сны есть ибо я их видел...
[/b]

Ну скажи нам вещий ЮМ, будет ли Тебриз освобожден и Азербайджан объединен наконец?

Borat
23.04.2008, 09:49
<div class='quotetop'>Цитата(Хикмет Гаджи-заде @ 23.4.2008, 1:00) 130021</div>
Ну скажи нам вещий ЮМ, будет ли Тебриз освобожден и Азербайджан объединен наконец?
[/b]
Сон можно назвать вещим только постфактум...Все в руках Всевышнего...

IuM
24.04.2008, 20:24
<div class='quotetop'>Цитата(Хикмет Гаджи-заде @ 23.4.2008, 1:00) 130021</div>
Ну скажи нам вещий ЮМ, будет ли Тебриз освобожден и Азербайджан объединен наконец?
[/b]

Вы это не увидите, ибо Аннушка уже разлила масло...

zambaru
24.04.2008, 22:53
<div class='quotetop'>Цитата(Хикмет Гаджи-заде @ 23.4.2008, 0:00) 130021</div>
Ну скажи нам вещий ЮМ, будет ли Тебриз освобожден и Азербайджан объединен наконец?
[/b]

когда нибудь весь мир объединится. разве не так?

IuM
25.04.2008, 08:47
<div class='quotetop'>Цитата(JanPolad @ 24.4.2008, 22:53) 130373</div>
когда нибудь весь мир объединится. разве не так?
[/b]

E pluribus unum...

Возможно. Но легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем современным людям - увидеть Царство Божие. Так что, расслабьтесь, господа мои, нам это не угрожает...

malevich
25.04.2008, 12:45
<div class='quotetop'>Цитата(Iu.M. @ 24.4.2008, 20:24) 130360</div>
Вы это не увидите, ибо Аннушка уже разлила масло...
[/b]
:ae: :ae: :ae:

Патрон
06.08.2009, 16:38
Не буду тянуть кота за хвост. Приступим. Вопрос такой.

Господин Али-заде,
бегло просмотрел Ваши труды и пришёл к выводу.
Сильно, но Вы пишете с использованием многочисленных терминологий и так глубоко ударяетесь в философию, что не всяк из молодого контингента поймёт. Нужна предварительная подготовка и базис.
Может было бы лучше писать "облегчённым языком", для доступа любому и каждому, кто ныряет в сеть?


ЗЫ. просили Вам передать глубокое почтение. Один мой друг, правоверный мусульманин. Он и посоветовал почитать. Дал ссылки. Всех благ Вам.

ksen
06.08.2009, 16:46
Не буду тянуть кота за хвост. Приступим. Вопрос такой.

Господин Али-заде,
бегло просмотрел Ваши труды и пришёл к выводу.
Сильно, но Вы пишете с использованием многочисленных терминологий и так глубоко ударяетесь в философию, что не всяк из молодого контингента поймёт. Нужна предварительная подготовка и базис.
Может было бы лучше писать "облегчённым языком", для доступа любому и каждому, кто ныряет в сеть?


ЗЫ. просили Вам передать глубокое почтение. Один мой друг, правоверный мусульманин. Он и посоветовал почитать. Дал ссылки. Всех благ Вам.
Вот в этом вся твоя беда-бегло

Патрон
06.08.2009, 17:03
Ещё вопрос.
Кто для Вас Диоген? Чем он лучше других мыслителей? Это я про "бочку".
Вы читали академика Д. Лихачёва? Его называли "совестью нации" (русской нации). Кто у нас претендент? (из живых)

Айдын Али-заде
07.08.2009, 16:14
Не буду тянуть кота за хвост. Приступим. Вопрос такой.

Господин Али-заде,
бегло просмотрел Ваши труды и пришёл к выводу.
Сильно, но Вы пишете с использованием многочисленных терминологий и так глубоко ударяетесь в философию, что не всяк из молодого контингента поймёт. Нужна предварительная подготовка и базис.
Может было бы лучше писать "облегчённым языком", для доступа любому и каждому, кто ныряет в сеть?


ЗЫ. просили Вам передать глубокое почтение. Один мой друг, правоверный мусульманин. Он и посоветовал почитать. Дал ссылки. Всех благ Вам.

Cпасибо Патрон. Проблема философии, религии, схоластики, мистики настолько сложна, что написать все это простым языком трудно. Я старался, чтобы было проще.

Айдын Али-заде
07.08.2009, 16:16
Ещё вопрос.
Кто для Вас Диоген? Чем он лучше других мыслителей? Это я про "бочку".
Вы читали академика Д. Лихачёва? Его называли "совестью нации" (русской нации). Кто у нас претендент? (из живых)

Диогена я просто приводил в шутку. Он ничем не лучше. А Лихачева по ка не читал.

Патрон
07.08.2009, 22:28
Диогена я просто приводил в шутку. Он ничем не лучше. А Лихачева по ка не читал.

Не зря ведь было восклицание средь бела дня со свечой в руке?
"Ищу человека"(с)

Вы часто ищите человека? Каковы критерии ЧЕЛОВЕКА для Вас?
Как часто ошибаетесь? Почему танки (образно) не боятся грязи?

Патрон
09.08.2009, 00:36
Сообщение от Айдын Али-заде http://www.atc.az/forum/images/teddy/buttons/viewpost.gif (http://www.atc.az/forum/showthread.php?p=280639#post280639)
Необходимо идти по пути тюркско-исламского синтеза, так как это два крыла для полноценности. Без одного из них никакого толка не будет. Абстрактная тюркская идея, без опоры на Ислам не может принести никаких результатов для будущего нашего народа.

Вы учли все конфессии и народы нашей страны? Тогда расшифруйте.

Александр Чайхорский
12.08.2009, 04:26
Необходимо идти по пути тюркско-исламского синтеза, так как это два крыла для полноценности. Без одного из них никакого толка не будет. Абстрактная тюркская идея, без опоры на Ислам не может принести никаких результатов для будущего нашего народа.


Уважаемый Айдын,

Вам не кажется что такое утверждение плохо совместимо с Вашим ”статусом” нерелигиозного человека?Вы явно отдаете предпочтение Исламу, причем делаете его экзистенциальным условием для тюрок.
Хотелось бы хотя бы кратко услышать Вашу аргументацию.
Как, например Вы аргументируете что Ислам для тюрок лучше коренной тюркской религии- тенгрианства?
Мне как тюрку-иудею идеи тенгрианства весьма привлекательны своим величием, глубиной и отсутствием связи с определенным племенем, как вреи для иудаизма или арабы для ислама. Кроме того это ”родная” религия тюрок. Можно ли обсдуждать настоящую тему даже не упоминая о ней?
Я не возражаю Вам, я просто хотел бы узнать Ваши аргументы.

Айдын Али-заде
13.08.2009, 11:59
Вам не кажется что такое утверждение плохо совместимо с Вашим ”статусом” нерелигиозного человека?Вы явно отдаете предпочтение Исламу, причем делаете его экзистенциальным условием для тюрок.

Подавляющее большинство тюрок исповедует Ислам. А это фундаментальная и высокоразвитая религия, с четкими заповедями, нравственным кодексом, философией и т.д. Альтернативы ему нет.

Как, например Вы аргументируете что Ислам для тюрок лучше коренной тюркской религии- тенгрианства?

Тенгрианство не фундаментальная религия. Это просто культ поклонения силам природы, духам, тотемам. В ней отсутствует священное писание, философия, традиции. Это обычное язычество, что неприемлемо для человечества. В ней нарушается заповедь "чти что только Господа своего".

Мне как тюрку-иудею идеи тенгрианства весьма привлекательны своим величием, глубиной и отсутствием связи с определенным племенем, как вреи для иудаизма или арабы для ислама.

Был бы рад, если бы Вы открыли мне тенгрианство снова. Пока мои сведения о нем свидетельствуют о том, что это обычный языческий культ.

Кроме того это ”родная” религия тюрок. Можно ли обсдуждать настоящую тему даже не упоминая о ней?

Это не религия, а культ. В ней нет фундаментальных основ, присущих серьезной религии.

GEBER
01.09.2009, 11:14
<div class='quotetop'>Цитата(Айдын Али-заде @ 1.3.2008, 0:48) 120047</div>

Незнаю насколько это эффективно выводить причины всебщего кризиса исламского мира из его географического расположения и открытия Америки...

Что касается того, что Лютера бы повесли 100 лет назад, то это верно, но и 100 лет до Лютера были у них свои "лютеры" и после, что-то они до сих пор не престают появляться... а наши то где?

Откуда вы взяли эти радужные экономические показатели?

Зайдите в Интернет и убедитесь. что ВВП всех (!) арабских стран (и нефтедобывающих тоже) в сумме равен лишь ВВП Испании - приерно 1 триллион долларов США.

Турция развилась вопреки исламской практике, благодаря модернизму Ататюрка и либерализму Тургута Озала. а не благодаря исламским банковским законам.

А страны Залива (которых классифицируют как "страны паразиты") благоденствуют благодарая Великобритании и США, которые и создали и защищают эти страны.

Да и есть ли хоть какой-либо пример развития именно по мусульманской мадели? развитие основанное на мусульманской традиции?

Их нет (только про Иран мне не пишите).

А вот еще один печальный показатель. что я встретил в американской периодике в каком-то исследовании были приведены данные по успешности (доходу) представителей различных религиозных групп проживающих в США рассматривались протестанты, католики, евреи. индуисты, дальневосточники и наши братья мусульмане.

Как, вероятно, вы уже догадались последнее место по доходу занимал средний мусульманский человек в США.



:ae::ae:
Причина такого положения фундаментальная. Ее можно выразить одной цитатой. Какой цитатой ? , каждый пусть утешает себя и не забудет про единомышленников .
А Уважаемы Айдын Али-заде (http://javascript<b></b>:insertNick('Айдын Али-заде', '281961');) высказал свое мнение , оно не в религии как ему представляеться. Я ничего не могу сказать насчет этого , ни за ни против просто хочу задать вопрос :
1.Считают ли просвешенные мусульмане , что такое положение дел устраивает вершителей судеб мира и капитала ?
2. Когда то комунисты были против генетики морковки .