PDA

Просмотр полной версии : АРМЕНИЯ: ПЕЧАЛЬНАЯ УЧАСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МОГИЛ


Fireland
04.10.2007, 13:16
АРМЕНИЯ: ПЕЧАЛЬНАЯ УЧАСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МОГИЛ (http://www.atc.az/forum/index.php?s=&showtopic=167&view=findpost&p=83158)
English

Правительство отказывается выделять деньги на восстановление азербайджанских кладбищ, мотивируя это тем, что они не представляют культурной ценности

Наира Булгадарян, Сарал (IWPR №411, 25 сентября 2007 года)

На заброшенном кладбище в селе Сарал Лоррийского района Армении покоится Анагыз Алиева, умершая в возрасте 104 лет. «Алиева Анагыз Маммад Гызы – 1880-1984», – гласит надпись на ее могильной плите.

Женщине "повезло" – она умерла за четыре года до того, как на Кавказе вспыхнул армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, в результате которого из Армении бежало почти все ее азербайджанское население, а в Азербайджане почти не осталось армян.

В ходе конфликта пострадали и находящиеся в Армении и Азербайджане этнические – соответственно, азербайджанские и армянские – кладбища. В селе Сарал, которое в советские годы было одним из двадцати сел Лорийского района, населявшихся азербайджанцами, имеются два азербайджанских погоста. Сегодня оба они заброшены, и многие из надгробий там разбиты.

В прошлом году Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи провел исследование расположенных в регионе азербайджанских кладбищ. По итогам исследования, показавшего, что кладбища по большей части разрушены, было принято решение восстановить их, направив на эти цели полученные от организации грантовые средства.

Проживающие сегодня в Сарале армяне переселились сюда из села Гушчу, что расположено в Ханларском районе Азербайджана, тогда как прежние жители села – азербайджанцы бежали в село Чардахлу, где до них жили армяне. Обосновавшиеся в Сарале армяне дали селу новое название – Нор Хачакап. Они утверждают, что не разрушали азербайджанских могил. Все повреждения, по их словам, были нанесены еще до их переселения в эти места.

Глава сельской администрации Сурик Трузян вспоминает, что как-то из других частей Армении приехали люди, погрузили в машину могильные плиты азербайджанцев и увезли их – на переработку и перепродажу. А прошлой осенью, сказал он, кто-то фотографировал могилы азербайджанцев – наверное, по просьбе бывших жителей села.

Нынешние жители одобрительно отнеслись к идее восстановления местного кладбища, помня, как они говорят, о том, что стало с могилами их предков.

«На месте наших могил сейчас сеют картофель», – сказала 70-летняя Седа Прузян. Знакомые в Азербайджане прислали в село видеозаписи, на которых видно, что от могил на старом кладбище в Гушчу не осталось и следа, а надгробия разбиты.

Но, оказывается, восстановление кладбища в Сарале приветствуют не все. С тех пор, как Трузян обещал, что погост будет восстановлен, не прошло и года, а кто-то уже разбил табличку у входа на кладбище, извещающую о реставрационных работах, и разбил два могильных камня. «Какой подлец сделал это?» – негодует Трузян.

В 1988-90 годы Армению покинули около двухсот тысяч азербайджанцев. Еще больше армян уехало в этот же период из Азербайджана.

Азербайджанские кладбища в Армении постигла разная участь. В селе Арджут, расположенном по соседству с Саралом, прежде было три азербайджанских кладбища. Одно из них сохранилось в относительно неплохом состоянии, но на другом были построены загоны для скота, а многие надгробия свалились.

В прошлом году министерству культуры Армении было выделено из госбюджета 2 миллиона драмов (около шести тысяч долларов) на выявление расположенных на территории страны азербайджанских кладбищ и культурных памятников. В целом, в Армении было обнаружено 69 кладбищ. Еще 52 выявили в Нагорном Карабахе и на территории прилегающих к Карабаху семи районах, которые находятся под контролем армянских сил.

По итогам исследования министерство заключило, что сохранившихся азербайджанских кладбищ больше, чем разрушенных, причем в лучшем состоянии находятся более старые из них.

Правительство нашло, что эти кладбища не являются памятниками культуры, и решило не выделять средств на их реставрацию.

80-летний беженец из Азербайджана Дмитрий Бабаханян теперь живет в соседнем с Саралом селе Курсали. Его родные остались похороненными на кладбище села Геташен в Азербайджане, и сегодня он мечтает об одном: «Поехать бы, увидеть их могилы и вернуться». Он убежден, что его соседи-азербайджанцы не разрушили армянские могилы.

«Знаешь, что мы там оставили? – спрашивает он. – Своих дедушек, бабушек, отцов»

Бабаханян рассказывает, как два-три года назад, проезжая верхом на осле мимо азербайджанского кладбища, он увидел там незнакомцев, которые закололи барана и устроили застолье. Они говорили на азербайджанском языке, из чего он сделал вывод, что они – бывшие жители села, приехавшие, чтобы навестить могилы своих близких.

Глава сельской администрации Лалик Баядян к подобным историям относится скептически. При этом он рассказывает, что как-то видел на одной из азербайджанских могил свежие цветы. «Приехали, положили свежую сирень на могилу родных и уехали», – предполагает он.

Наира Булгадарян, корреспондент газеты «Гражданская инициатива», Ванадзор. Она является участником проекта IWPR «Общекавказская журналистская сеть».

http://www.iwpr.net/?p=crs&s=f&o=3...c_state=hrupcrs (http://www.iwpr.net/?p=crs&s=f&o=339189&apc_state=hrupcrs)

Shahin
04.10.2007, 13:30
Полнейший бред.

Я уже написал письмо моей армянской коллеге и попросил разъяснить этой Марианне, что там больше всего пострадали не армянские, а молоканские могилы, далее русские и лишь "в третью очередь" армянские. (Хотя статистика тут кощунственно, но нельзя же искажать факты).

Далее, никакого Геташенского или Чайкендского района в Азербайджане никогда не было. Чайкенд был просто большим селом в границах Шаумяновского р-на.

И самое удивительное - причем тут грузинская переводчица. Все эти термины согласовыфвал лично я с моей армянской коллегой (с участием аваторов), закончили глубоко за полночь, спор был довольно жетский из-за упрямой позиции этой Марианнны.

Shahin
04.10.2007, 13:47
Упс, извините.

Мой комментарий "полнейший бред" касается не вышеприведенной статьи, а реакции на нее в газете Голос Армении.
Вот она:

http://www.golos.am/index.php?option=com_c...ew&id=14925 (http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=14925)

А статья Наиры довольно хорошая, за исключением некоторых наивностей, типа " а многие надгробия свалились". Получается, что они свалились сами по себе?

Fireland
04.10.2007, 13:53
<div class='quotetop'>Цитата(Shahin @ 4.10.2007, 11:47) 83230</div>
Упс, извините.

Мой комментарий "полнейший бред" касается не вышеприведенной статьи, а реакции на нее в газете Голос Армении.
Вот она:

http://www.golos.am/index.php?option=com_c...ew&id=14925 (http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=14925)

А статья Наиры довольно хорошая, за исключением некоторых наивностей, типа " а многие надгробия свалились". Получается, что они свалились сами по себе?
[/b]
Да, вчера как раз прочитала эту, ослепленную ненавистью, статью.