PDA

Просмотр полной версии : Очерки закавказской жизни


Ziyadli
31.10.2006, 23:01
Очерки закавказской жизни



".....Если почти все главари движения, как мы видели, не верят в свое дело, то неужели можно предположить, что армяне, вообще, не лишенные здраваго смысла, могут думать об отделении от России и возобновлении древняго армянского царства? Право, достаточно одной дивизии, если только не менее того, чтобы покончить не только с начатым движением, но и со всеми армянами. Правда, между нашими утопистами есть такие, которые возлагают надежду приобрести политическую самостоятельность, в случае неудачной войны России на Западе, но вы прекрасно понимаете, что раненько собрались делить шкуру медведя и притом такого, которому, судя по ходу истории, предназначено, по всей вероятности, мировое владычество. Но предположим, что русские вынужденно или добровольно оставят Закавказье, предоставив устраиваться политически самим народностям, населяющим этот край; тогда началась бы такая ожесточенная война, какой еще не видал мир. Первоначально все закавказския национальности набросились бы на нас и только после, когда покончили бы с нами, стали сводить счеты между собою. Вы думаете, что мы этого не понимаем, а также не сознаем и того, что мы, армяне, разбогатели и богатеем главным образом на русския деньги, которыя шли и идут сюда на содержание администрации, войска и на ведение частых и продолжительных войн. Мало того, для нас яснее, чем для многих других, что большинство закавказских городов, где торговля сосредоточена в наших руках и где мы имеем верный и постоянный заработок, превратились бы в жалкие аулы, если бы из них вывели войска и казенныя учреждения. Поэтому могу заверить вас, что армяне прекрасно понимают, что они лучшей жизни, как под скипетром России, не найдут, если только исключить последние годы, когда началось несправедливое отношение к нам.

Теперь мы обратимся к тем доводам, которые приводят наши враги, чтобы доказать, что у нас в отношении России имеются сепаративныя стремления. Утверждают, что последнее возстание в Турции было организовано нами, армянами, чтобы добиться при содействии Европы политической самостоятельности, вследствие чего мы – русские армяне и оказали такую серьезную поддержку людьми и деньгами возставшим турецким армянам. История всех армянских возстаний, являвшихся последствием жестокаго отношения к нам турок, всегда была одинакова. Дело начинается, обыкновенно, спором между армянами и курдами из-за земли, или скота, - спором, оканчивающимся стычкой, которая и служит сигналом к избиению армян во всей Турции, а иногда и в Персии. Так было и в данном случае: сассунцы-армяне имели стычку с курдами, угнавшими их баранов; само собой разумеется, что причина избиения и возстания армян кроетмя гораздо глубже, а эта стычка только послужила поводом. Действительно, вражда и озлобление турок против армян, и наоборот, объясняются, как всем известно, сложившимися историческими условиями, хотя нельзя оставлять без внимания того обстоятельства, что ненависть между двумя этими национальностями сильно обострилась с половины семидесятых годов. Дело в том, что пред последней турецкой войной у нас появилась целая компания литераторов во главе с Раффи и Патканьяном, которые в своих произведениях, распространявшихся в огромном количестве экземпляров среди простых сельчан, описывали в смешном виде порядки Турции и тяжелое положение турецких армян. Эти вполне совпадало с интересами России, намеревавшейся объявить войну Турции, но, конечно, усиливало вражду армян к туркам, или, вернее сказать, к курдам, которые, по повелению свыше, устраивали резню армян. С другой стороны и турки, убедившись, что армяне во время последней турецкой кампании оказывали, где могли, помощь России, еще сильнее стали питать к нам ненависть. Она усилилась также и от того, что армяне смеялись над турками, говоря, что в прошлую войну на Кавказе их победили генералы армянскаго происхождения. При подобных условиях, конечно, нужно только удивляться, почему так долго пришлось ждать избиения армян...."

И.Н.Канадпев. "Очерки закавказской жизни". С.-Петербург. Типография А.Е.Колпинского, 1902 г

Dismiss
01.11.2006, 02:38
Очень любопытна глава "Армянин" - о Владимире Владимировиче Попове, который по прошествии некоторого времени преобразовался в Вартана Вартановича Поповянца... :lol:

"Положительно же поразило меня неожиданное превращение моего приятеля из Влад. Влад. Попова, как ранее все его называли, в Вартана Вартановича Поповянца, о чем, между прочим, свидетельствовала и визитная карточка, прибитая на двери его квартиры. В одно из свиданий, когда наша беседа носила более сердечный характер, чем когда-либо ранее, я не замедлил высказать моему приятелю о тех резких переменах, которыя удалось подметить в нем. И вот что, приблизительно, услышал я в ответе на мое замечание.

«За наше продолжительное близкое знакомство, - сказал мой приятель, - вы успели обстоятельно изучить меня, а из наших частых и откровенных бесед основательно познакомились с моим миросозерцанием. Как известно, предметом наших бесед случили всегда вопросы, касающиеся культурных задач России, о служении коей мы так часто говорили с энтузиазмом, свойственным молодежи. В то время я не поднимал вопроса о положении армян, - в этом не было никакой надобности потому, что армяне были такими же полноправными гражданами России, как и коренные жители ея. Тогда я нисколько не сомневался в том, что армянская нация в недалеком будущем сольется с господствующею, образовав одно неразрывное целое. Действительно положение вещей в то время было таково, что не было никакой почвы для возникновения специальных армянских интересов, но, конечно, не сепаративнаго свойства, что и теперь наблюдается среди армян крайне редко. Я в то время нисколько не интересовался литературою, бытом, жизнью своей нации и вообще всем тем, что составляет народное самосознание. Мало того, к своему стыду, я разучился почти говорить на своем родном языке. В таком отношении к своему национальному более всего был виноват мой отец, занимавший весьма видный пост в одном из важных административных учреждений Закавказья. Он старался вселить мне и, вообще, всем своим детям мысль, что мы прежде всего русские граждане, а потому и должны заботиться о восприятии русской культуры, или, как он образно выражался, должны «искупаться в русской воде». В силу таких убеждений, отец дал мне чисто русское имя, заставил священника, крестившего меня, поставить в метрической книге первоначально Владимир, а в скобках соответствующее армянское – Вартан. Считаю не лишним заметить, что одинаковаго взгляда с моим отцом придерживалось большинство интеллигентных армян. Они были уверены, что народное самосознание было настолько утрачено армянами, что не представлялось никакой надежды возстановить его. Особенно печально обстояло дело в Тифлисской и Кутаисской губерниях, потому что там наши единомышленники положительно огрузинились, заимствовав от грузин все, не исключая языка».

БОЗГУРД
08.11.2006, 04:27
<div class='quotetop'>Цитата(Ziyadli @ 31.10.2006, 22:01) 12745</div>И.Н.Канадпев. "Очерки закавказской жизни". С.-Петербург. Типография А.Е.Колпинского, 1902 г[/b]
Только не Канадпев, а Канадеев. Прописная буква "ъ" хотя и была похожа на "п" (отсюда и ошибка переиздателей), но передавала ударный звук "Е".

Dismiss
08.11.2006, 11:58
<div class='quotetop'>Цитата(БОЗГУРД @ 8.11.2006, 3:27) 13982</div>
Только не Канадпев, а Канадеев. Прописная буква "ъ" хотя и была похожа на "п" (отсюда и ошибка переиздателей), но передавала ударный звук "Е".
[/b]
То-то я всегда удивлялась, что за странная фамилия у автора:) Спасибо, что разъяснил.