PDA

Просмотр полной версии : 2 апреля 2016 - новая точка отсчета в карабахской войне


Страницы : 1 2 3 [4]

Dismiss
28.10.2016, 12:57
Нагорный Карабах: спокойствие относительно (http://politcom.ru/21682.html)

Серж Саргсян, представители ОБСЕ23-25 октября сопредседатели Минской группы ОБСЕ Игорь Попов (Россия), Джеймс Уорлик (США), Пьер Андрие (Франция) и личный представитель действующего сопредседателя ОБСЕ посетили Азербайджан, Армению и НКР. В официальном заявлении, выпущенном по итогам поездки, посещение Степанакерта не фигурирует. Однако, подводя итоги визита, сопредседатели упоминают встречи не только с азербайджанским и армянским президентами и главами МИД, новым министром обороны Армении, но и нагорно-карабахскими «де-факто властями».

Насколько важен октябрьский визит сопредседателей Минской группы? Можно ли рассматривать его, как обычную дипломатическую рутину или за этим стоит какое-то важное решение? По каким критериям следует оценивать успешность или, напротив, провал посреднических усилий по разрешению застарелого этнополитического конфликта?

После того, как в первую неделю апреля Нагорный Карабах оказался в фокусе политического и медийного внимания из-за военной эскалации, самой мощной после вступления в силу соглашения о бессрочном прекращении огня (май 1994 года), интерес к этой «горячей точке» значительно поубавился. Апрельские столкновения не привели к коренному изменению статус-кво, как на линии соприкосновения, так и в форматах переговорного процесса. Активизация Москвы для всех, кто пристально наблюдает за развитием конфликта, не является сюрпризом. Постсоветский Кавказ - особая сфера для внешней политики РФ. Гораздо интереснее в этом контексте другой момент. В контексте растущей эскалации противостояния между Россией и Западом Москва не идет по пути обострения на нагорно-карабахском направлении. Более того, ей удалось вписать трехсторонний переговорный формат (встречу Владимира Путина в Санкт-Петербурге с Ильхамом Алиевым и Сержем Саркисяном) в формат коллективных усилий трех стран-сопредседателей в стабилизацию ситуации. Если можно, конечно, использовать понятие «стабилизация» применительно к неурегулированному этнополитическому противостоянию.

Впрочем, после той встречи в российской «северной столице» много воды утекло. Накалилась до предела обстановка в Сирии. И если до операции в Алеппо, западные политики и эксперты предпочитали рассматривать Крым, Донбасс и Ближний Восток в разных «корзинах», то сегодня все эти три случая все чаще увязываются в общий контекст российского «ревизионизма», представляющего серьезную угрозу для интересов США и их союзников. Позитивная повестка дня в отношениях РФ и Запада на глазах сжимается, как «шагреневая кожа». И в этом плане даже точечное взаимодействие «партнеров» становится проблематичным. К слову сказать, многие представители политического, медийного и экспертного истеблишмента в Баку и в Ереване высказывали тревогу в связи со скатыванием отношений Запада и России к нулевой (если не отрицательной) отметке, подчеркивая, что данный сценарий может быть чреват и коллапсом переговорного процесса по Карабаху. Или как минимум попыткам «больших игроков» разыграть эту карту в конъюнктурных интересах.

Принимая во внимание нарастание противоречий между Россией и Западом октябрьский визит сопредседателей Минской группы в регион уже можно рассматривать, как позитивный знак. Все три дипломата выступали фактически в унисон, а петербургская встреча в итоговом заявлении от 26 октября 2016 года была обозначена, как важная часть общих усилий по поиску выхода из тупика. Все необходимые фразы об обязательной «имплементации» договоренностей, достигнутых в «северной столице» России в тексте документа имеются. Впрочем, нет никакой возможности впадать в необоснованный оптимизм. Тезис, озвученный в ходе петербургской встречи о необходимости наращивания функционала офиса Анджея Каспшика (который мог бы эффективнее вести мониторинг ситуации и профилактику нарушений режима прекращения огня), так и не наполнился каким-то реальным содержанием. Никто не спорит особо по направлению движения, но сам алгоритм от этого не становится четким и ясным.

Сопредседатели особо отметили, что положение дел в Карабахе к концу октября 2016 года, можно определить, как «относительно спокойное». Впрочем, в этом выводе есть и некоторая доля лукавства. Относительно апреля и даже мая нынешнего года, ситуация выглядит менее тревожной. Однако нарушения режима прекращения огня продолжаются и нельзя сказать, что здесь достигнут некий критически важный перелом. В статусном плане продвижений нет. Конечно, Джеймс Уорлик подчеркнул в качестве позитивного момента инициативы Ильхама Алиева по статусу для Карабаха, не как финальной формулы, а как важного переговорного предложения. Но в нынешних условиях оно вряд ли может быть принято даже за основу (и не только из-за упрямства армянской стороны, но и из-за неготовности азербайджанского общества на серьезные компромиссы).

В то же самое время дипломаты не могут превратиться в политологов. Им важно зафиксировать, что после апреля углубления противостояния нет, возникает «окно» для интенсификации переговоров. И они в меру сил пытаются это окно расширить. Свидетельством чему является предварительная договоренность о встрече глав МИД Армении и Азербайджана в декабре 2016 года в германском Гамбурге в рамках министериала стран-членов ОБСЕ. В свою очередь гамбургская встреча должна привести к договоренностям о новом раунде переговоров между лидерами двух закавказских стран. Ждать от нее особых прорывов особенно на фоне приближения нового электорального цикла в Армении (где он будет зарифмован с практической реализацией конституционной реформы) вряд ли возможно. И то, что не позволяют себе сопредседатели могут позволить дипломаты более высокого ранга. Об отсутствии особого оптимизма по поводу решения конфликта в Нагорном Карабахе именно из-за жестких позиций конфликтующих сторон недавно высказывались Джон Керри и Юрий Ушаков.

Тем не менее, для Карабаха сохранение переговорного процесса после очередной «встряски» и угрозы стагнации мирного процесса, уже неплохой результат. Маневра для другого сценария в нынешних условиях нет. И, скорее всего, не предвидится. Именно по этому критерию, а не на основе завышенных ожиданий необходимо судить об активности Минской группы ОБСЕ в целом и ее сопредседателей, в частности.

Впрочем, у октябрьского визита были и отдельные частные результаты, которые также требуется принять во внимание. Это событие стало определенным дипломатическим «дебютом» для гражданского министра обороны Армении Викена Саркисяна. Этот опытный управленец, конечно, не новичок в политике. Но речь в данном случае о формализации его статуса. В условиях же «примороженного», но не «замороженного конфликта» глава военного ведомства становится и весомым дипломатом. В октябре 2016 года свою деятельность на посту сопредседателя от Франции заканчивает Пьер Андрие. Он прослужил на этой должности в течение двух лет. Октябрьский визит стал для Андрие последним в его прежнем статусе. Ему на смену приходит Стефан Висконти. Как явствует из сообщения официального сайта французского правительства, этот дипломат параллельно будет занимать пост посла Евросоюза по вопросам «Восточного партнерства» и стран Черноморского региона. Следовательно, «кавказская деятельность» нового назначенца, скорее всего, не ограничится одним только Карабахом. Стоит также отметить и опыт работы Висконти в России (в 2002-2005 году он служил Генконсулом в Санкт-Петербурге). Знания России в условиях непростых отношений между РФ и Западом лишними быть не могут.

Таким образом, на фоне отсутствия зримых подвижек, не говоря уже о прорывах, «относительное спокойствие» может считаться главным сегодняшним итогом для Карабаха. Впрочем, здесь никто не застрахован от нарушения «законов относительности».

Сергей Маркедонов – доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета

Dismiss
17.11.2016, 12:57
Семьям не дают информацию об обстоятельствах смерти армянских солдат (http://www.epress.am/ru/2016/11/16/%C2%AB%D0%B2%D1%8B-%E2%80%93-%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%86-%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%8F%C2%BB-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8-%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA.html)

Нехватка патронов, испорченные автомобили, отсутствие топлива, проблемы с медобслуживанием и закрытые гробы под надзором полиции. Родители солдат, погибших вследствие эскалации карабахского конфликта в апреле, за неимением информации провели собственное расследование и выяснили, что происходило в Карабахе. Часть их, тем не менее, не знает, в каких обстоятельствах погиб их родной.
На пресс-конференции в Ереване в среду, 16 ноября, члены ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи представили результаты своего исследования. Для сбора данных об обстоятельствах смерти военнослужащих организация встретилась с проживающей в Армении 61-ой семьей погибших в апреле солдат. Исследование проводилось в мае-июне 2016г.
По данным правозащитной организации, родственников военнослужащих не проинформировали должным образом об обстоятельствах смерти. Авторы отмечают, что солдат не обеспечили достаточным количеством боеприпасов, медпомощь поступала с опозданием, а некоторых военнослужащих призвали в армию незаконно.
Только одной из 61 семьи сообщили об обстоятельствах смерти солдата сразу после инцидента. В 13-ти случаях члены семьи лично отправились на место и попытались выяснить, как погиб военнослужащий. Случаи, когда родителям сообщали о смерти военнослужащего по телефону, сопровождались патриотическим пафосом.
«Когда звонили и сообщали о смерти военнослужащего, отмечали «вы – мать героя, отец героя», начинали с этого. Пытались поставить родителей в известность под видом героизации», – заявила координатор миротворческих программ организации Арминэ Садикян.
Семьи 53 военнослужащих, погибших в промежуток со 2 по 30 апреля, не владеют полной информацией о гибели родственника. По словам руководителя ванадзорского офиса ХГА Артура Сакунца, в результате проведенного родственниками исследования выяснилось, что в армии нехватка вооружения.
Родные одного из погибших 2 апреля в Джебраиле солдат отправились на место его гибели и узнали, что вследствие нехватки оружия на этом участке не выжил ни один его сослуживец. С родственниками встретились другие сослуживцы, сообщившие, что им нужно многое рассказать, однако говорить об этом во время прохождения службы они не могут.
Согласно исследованию организации, за время их визитов по крайней мере три семьи сообщили, что их родственник умер по причине недобросовестного оказания медицинской помощи. К примеру, скончавшийся 26 апреля Айк Минасян не получал медпомощи в течение 5 часов после ранения.
Согласно организации, у 15 погибших военнослужащих, по словам родных, были проблемы со здоровьем, возникшие до призыва. У большинства из них были проблемы со зрением, сердцем и костной системой.
Двум семьям, рассказал Сакунц, не разрешили открыть гроб и удостовериться, их ли родного хоронят. «Родственники рассказали, что у гроба всю ночь дежурила полиция. Мать склонна считать, что в нем был труп не ее сына или, возможно, он был пуст».
Подавляющее большинство погибших военнослужащих из бедных семей, отмечают правозащитники. Семьи в основном живут на пенсию или пособие, а в 30 случаях – благодаря работе заграницей.
Эти данные, по словам главы ванадзорского офиса ХГА, будут переданы в министерство обороны с требованием о незамедлительном проведении служебного расследования.

Dismiss
02.12.2016, 12:35
Вокруг Карабаха вновь сгущаются тучи (http://www.vestikavkaza.ru/analytics/Vokrug-Karabakha-vnov-sgushchayutsya-tuchi.html)
2 Дек

Из самой болевой точки Южного Кавказа – Нагорного Карабаха – вновь поступают тревожные вести. Согласно последним сообщениям, в ходе вспыхнувших 1 декабря боев были тяжело ранены трое армянских солдат.

Еще после кровавых апрельских боестолкновений, когда азербайджанская армия в результате предпринятой контратаки отбила у армянской стороны несколько блокпостов и стратегических высот, стало ясно, что армяно-азербайджанский конфликт из состояния "ни войны, ни мира" грозит перейти в новую, более жестокую и интенсивную фазу. Лишь активное вмешательство Кремля позволило тогда остановить апрельские бои и вновь усадить стороны конфликта за стол переговоров. Однако с тех пор прошло восемь месяцев, а сдвигов в переговорном процессе так и не наблюдается. До сих пор неизвестно, состоится ли встреча президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна на площадке ОБСЕ в Гамбурге. То, что обострение на линии фронта происходит в момент подготовки очередного раунда переговоров, вероятно, не случайно. Опыт прошлых лет показывает, что практически всегда в канун встреч президентов интенсивность перестрелок на фронте в Карабахе возрастала.

Несмотря на то, что решение нагорно-карабахского конфликта является одним из приоритетных направлений российской внешней политики в регионе, что нашло свое отражение и в недавно утвержденной внешнеполитической концепции РФ, сегодня Армения и Азербайджан далеки от мира, как никогда ранее. Оба государства входят в топ-5 стран европейского континента по уровню милитаризации (из расчета соотношения военных расходов к общему объему ВВП).

Очевидно, что Армения, потерпев локальное, но весьма болезненное для ереванских властей поражение в апреле этого года, не упустит возможности нанести ответный удар. После апрельских боев, стоивших Армении более сотни человек живой силы и десятков единиц тяжелой бронетехники, практически полностью было сменено военно-политическое руководство страны, включая министра обороны Сейрана Оганяна и премьер-министра Овика Обрамяна. С тех пор страна получила от России новое вооружение в рамках льготного кредита, провела ревизию в армии, и при удобной возможности предпримет попытку выправить ситуацию на фронте в свою пользу. Для Сержа Саргсяна и его сторонников, пришедших к власти на "карабахской волне", жизненно важно продемонстрировать собственному народу, что они крепко держат в своих руках Карабах – это, пожалуй, единственный и довольно шаткий столп, на котором покоится сегодняшняя армянская власть.

Тема Нагорного Карабаха играет крайне важную, если не определяющую, роль как во внутренней, так и во внешней политике Азербайджана. Полагать, что за более чем 20 лет оккупации пятой части собственных территорий, страна смирилась с существующим положением дел, было бы грубой и опасной ошибкой. Даже несмотря на значительное сокращение доходов бюджета в связи с падением цен на нефть, на "оборонке" в Азербайджане принципиально не экономят: недавно был подписан крупный контракт на поставку вооружений из Пакистана, активно продолжает развиваться азербайджано-российское военное сотрудничество. Израиль, Турция и Иран также входят в число стран, откуда Баку продолжает закупать вооружения – за счет диверсификации источников поставок военной продукции Азербайджан пытается окончательно и бесповоротно изменить региональный баланс в свою пользу.

Даже "Искандеры", продемонстрированные на военном параде в Ереване по случаю дня независимости Армении, похоже, мало кого смутили в Баку. Там понимают, что их использование в случае локальной операции маловероятно: если же армянская сторона начнет работать "Искандерами" по азербайджанской столице и стратегически важным точкам внутри страны, то уже стоящие на вооружении азербайджанской армии ракетные комплексы покрывают всю армянскую территорию. К тому же, существуют серьезные подозрения относительно того, что контроль над продемонстрированными "Искандерами" будет у Армении – ведь на военный парад ракетные комплексы вывозили российские солдаты.

В результате складывается крайне опасная ситуация. Дипломатического решения конфликта – если судить по жестким и взаимоисключающим заявлениям из Баку и Еревана – не предвидится. В то же время, у каждой из сторон есть соблазн "проучить" противника успешной военной операцией – пусть даже локального масштаба. Если азербайджанцы повторят апрельский успех, то они добьются стальных переговорных позиций, с которыми будут вынуждены считаться как армяне, так и посредники. Если же военную инициативу перехватит армянская сторона, то режим Саргсяна укрепит собственную легитимность и сможет продолжать уже известную тактику затягивания переговоров.

Но еще более вероятен третий сценарий, при котором проигравшая сторона не смирится с очередным поражением и вспыхнет полномасштабная война, от которой проиграют оба народа, а воспользуются ее итогами внешние силы – для усиления собственного влияния в геополитически важном регионе в российском "подбрюшье". Для России будет непростительной ошибкой, если в результате новой войны она упустит Азербайджан и/или Армению, как она "проморгала" некогда самые близкие свои страны – Украину и Грузию. В регионе срочно необходима долгосрочная, устойчивая разрядка, фундаментом которой может стать деоккупация части вокруг Нагорного Карабаха с последующим восстановлением азербайджано-армянских экономических и политических связей.

Интенсификация отношений между Москвой и Анкарой, поступательное сближение позиций этих стран в сирийском вопросе, вселяет надежду на то, что это будет иметь благотворное влияние в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Турция в состоянии сыграть свою созидательную роль в миротворческом процессе свою созидательную роль, параллельно с деоккупацией Карабаха, открыв границы с Арменией. До тех пор, пока Южный Кавказ зажат в тисках исторических травм и геополитических противоречий, этот регион будет представлять собой потенциальный очаг хаоса у границ и без того беспокойного российского Кавказа. Желающие поднести спичку к этой пороховой бочке найдутся всегда.

Михаил Беляев

Володя
02.12.2016, 21:14
Вокруг Карабаха вновь сгущаются тучи (http://www.vestikavkaza.ru/analytics/Vokrug-Karabakha-vnov-sgushchayutsya-tuchi.html)
2 Дек

Из самой болевой точки Южного Кавказа – Нагорного Карабаха – вновь поступают тревожные вести. Согласно последним сообщениям, в ходе вспыхнувших 1 декабря боев были тяжело ранены трое армянских солдат.

Ситуация на границе полностью контролируется – Арцрун Ованнисян (http://www.tert.am/ru/news/2016/12/02/arcrun/2211070)
На данный момент обстановка вдоль всей приграничной зоны Арцаха и Армении относительно спокойная. Нет никакой напряженности. Об этом на сегодняшней встрече с журналистами в Тавуше сказал пресс- секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян.

«В ночное время, практически, ежедневно бывают выстрелы, разумеется, в небольшом количестве. Они в каком-то смысле в пределах нормы и не означают какую-либо напряженность. В целом, в данный момент ситуация спокойная, ВС Армении и НКР держат ситуацию под контролем, следят за противником», - заверил пресс-секретарь МО.

Журналисты поинтересовались, на самом ли деле, ситуация контролируется конкретно в Мартунинском районе, на что Арцрун Ованнисян ответил, что пресс-служба Армии обороны НКР в течение прошлой недели несколько раз сообщала о том, что противник стрелял, в том числе не только из обычных стрелковых видов оружия.

«Однако это не высокая степень напряжения, и не стоит путать это друг с другом. Если для кого-то один выстрел является серьезным напряжением ситуации, то мы давно привыкли к этому и многократно говорили об этом. Один-два выстрела пусть даже не из стрелкового оружия не означают эскалацию напряжения, Армия обороны же, если речь идет о напряженности, надлежащим образом сообщает об этом. Что касается получивших ранения двух военнослужащих, то АО не сочла нужным сообщать об этом, а значит в этом не было необходимости».

Dismiss
30.12.2016, 12:48
Закавказье в 2016 году: основные итоги
(http://politcom.ru/21920.html)

Уходящий год для Закавказья был наполнен многообразными событиями. Однако, несмотря на это, говорить о нем, как некоей революционной вехе в истории региона, не представляется возможным. Статус-кво, который сложился здесь восемь лет назад после признание Россией абхазской и югоосетинской независимости, существенно не изменился. Даже апрельская «четырехдневная война» в Нагорном Карабахе существенно не поколебала тот расклад, который имелся к тому времени в Закавказье.

Карабахская эскалация

При этом вооруженная эскалация в зоне старого этнополитического конфликта стала без всякого преувеличения самой «горячей темой» уходящего года. Впрочем, это событие нельзя назвать сюрпризом. Оно просчитывалось и в предыдущий период теми, кто внимательно следил за такими приметами конфликтной динамики, как количество инцидентов на самой линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе за его пределами, ход переговорного процесса, изменение военного баланса сил между Ереваном и Баку. Не менее важным параметром было и повышение «качества» противостояния, если вести речь о расширении номенклатуры технических средств, используемых сторонами. Как можно оценивать итоги «четырехдневной войны» и ее последствия на дальнейшую эволюцию конфликта?

С одной стороны, в апреле 2016 года азербайджанская армия продемонстрировала качества, несопоставимые с уровнем начала 1990-х годов, и показала себя грозной силой. И хотя сокрушить военные силы Армении и непризнанной НКР на карабахском направлении не удалось, а территориальные приобретения оказались мизерными, психологическое воздействие этого локального успеха нельзя недооценивать. В какой-то мере представление о Нагорном Карабахе, как неприступной крепости было поколеблено. Во многом схожие оценки можно отнести и на счет дипломатии Азербайджана. Баку, получив публичную поддержку со стороны Анкары и Киева, не подвергся критике или осуждению за свои действия со стороны ведущих международных игроков. И Москва, и Вашингтон, и Тегеран (последний, несмотря на сложную двустороннюю динамику со своим северным соседом) постарались сохранить конструктивные отношения с Азербайджаном. Каждый по-своему, но в итоге результат Баку мог бы записать себе в актив.

В то же самое время в апреле 2016 года армянские силы не понесли тяжелого поражения, а в ходе кратковременных боевых действий показали умение быстро справляться с первичным шоком и перегруппировываться. Инфраструктура непризнанной республики сохранилась. Общества же в Армении и НКР продемонстрировали завидную социальную мобильность и готовность, если надо, даже вопреки воле властей действовать для защиты армянских национальных интересов.

По итогам апрельской эскалации не произошло и изменений переговорного формата. Минская группа ОБСЕ осталась безальтернативным механизмом, сколько бы его ни подвергали критике и даже остракизму. Сохранились и принципы переговоров, хотя многим провозглашение равнозначности самоопределения и территориальной целостности кажется эклектикой. Особая статья - усиление роли России в мирном процессе вне рамок минского формата. Благодаря РФ в Москве была достигнута договоренность о прекращении огня, и после этого именно Кремль предпринял дополнительные усилия по возвращению Еревана и Баку за стол переговоров. Запад в отличие от других постсоветских конфликтов согласился на эту особую российскую роль. Во-первых, потому, что в Нагорном Карабахе Москва не стремится сломать нынешний баланс сил и выступить в роли «ревизиониста», то есть игрока, заинтересованного в радикальном изменении статуса НКР и территориальных споров в ту или иную сторону. Во-вторых, США и ЕС прекрасно понимают ту степень неформального влияния на Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, которой обладает Путин. В-третьих, учитывается обоюдный интерес и Еревана и Баку к российской медиации, что начисто отсутствует в конфликтах между Тбилиси и ее бывшими автономиями (грузинская сторона заинтересована в укреплении противовеса действиям РФ).

Последствия «четырехдневной войны»

Что это означает в практическом смысле? Прежде всего, речь идет о том, что Москва, аккуратно балансируя между Арменией и Азербайджаном, недвусмысленно показала, что заинтересована в сохранении имеющегося баланса сил и статус-кво. В этих условиях бросать открытый вызов Кремлю для Баку и для Еревана (по разным причинам и мотивам) затруднительно, а Запад в данном конкретном вопросе России не противоречит и не мешает.

В то же время существует очевидный риск, что новая эскалация сделает политические инвестиции РФ в процесс урегулирования конфликта предельно рискованным делом. Военное противостояние на линии соприкосновения имеет свою собственную логику, которую Москва (как и Запад) напрямую не может контролировать. Непросто Кремлю и влиять на внутренние процессы и общественные умонастроения в Азербайджане и в Армении, в особенности в прикаспийской республике. Между тем, именно Баку не удовлетворен сохранением нынешнего статус-кво, что особо и не скрывает. Но экономическое положение прикаспийской республики не таково, чтобы не думать о постоянном наращивании военных расходов, как о бремени для экономики и социального сектора. В октябре президент Ильхам Алиев назвал 2016 год «самым трудным и тяжелым» для экономического развития Азербайджана. В этой ситуации велик соблазн взвинтить ставки и разрубить сложный узел одним махом. Однако в отличие от грузинского руководства времен Михаила Саакашвили азербайджанский лидер привык к большей осторожности. И апрельская эскалация, скорее всего, показала ему не только выгоды, но и ограничители для гипотетического повторения сценария Сербской Краины-1995 в кавказских условиях.

Сергей Маркедонов

Dismiss
26.01.2017, 12:55
190 семей из Джебраильского района хотят вернуться в освобожденное село (http://vestikavkaza.ru/news/190-semey-iz-Dzhebrailskogo-rayona-khotyat-vernutsya-v-osvobozhdennoe-selo.html)
25 янв в 13:09

Свыше 190 азербайджанских семей хотят вернуться в село Джоджуг Марджанлы Джабраильского района, - рассказал азербайджанскому телевидению вице-премьер, председатель Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Али Гасанов.

Апрельские бои прошлого года стали весьма значимым событием в истории Азербайджана.

"Во время этих боев были возвращены две высоты, освобождены десятки тысяч гектаров территорий, и в настоящее время там ведутся работы по разминированию. До апрельских боев высота Ляля Тепе находилась под оккупацией, но один населенный пункт Джабраильского района – село Джоджуг Марджанлы - был освобожден в 1993 году, во время Горадизской операции. Село в любое время могло быть обстреляно с высоты Ляля Тепе, поэтому на его территории никто не жил. После того, как в апреле прошлого года высота Ляля Тепе была освобождена, в селе стало можно жить. Сегодня азербайджанская армия значительно продвинулась в направлении Джабраильского района", - отметил Али Гасанов, передает Тренд.

Узнав о возможности безопасного проживания в Джоджуг Марджанлы, свыше 190 семей жителей этого села уже обратились с заявлениями, в которых выразили желание вернуться в родные места.

"Глава государства накануне подписал соответствующее распоряжение, выделив 4 млн манатов, которые направлены на строительство 50 жилых домов и школы", - сказал Али Гасанов.

Строительство домов начнется в ближайшее время.

Dismiss
29.01.2017, 20:11
Gallup: 85% азербайджанцев готовы воевать за Карабах

29 Января 2017

85% азербайджанцев готовы воевать за свою страну, говорится в глобальном отчете, проведенным WIN/Gallup International.

Глобальный опрос, проведенный WIN/Gallup International в 64 странах мира показал, что 61% опрошенных готовы воевать за свою страну, тогда как 27% - нет.

В исследовании отмечается значительное различие по регионам. Наибольшую готовность воевать за страну показали страны Ближнего Востока и Северной Африки (83%) и Западной Азии (82%), наименьшую - страны Западной Европы (25%).

История этих стран в последних конфликтах дает интересное сравнение. Японцы (11%) выразили наиболее меньшую готовность воевать за страну. Результаты Германии почти такие же - лишь 13% готовы воевать. Для сравнения, в Великобритании эта цифра составляет 27%, а во Франции - 29%.

Большинство опрошенных женщин (52%) выразили готовность воевать вместе с мужчинами (67%). Наибольшую готовность выражают люди в возрастной категории от 18 до 34 лет и таковых среди опрошенных оказалось 66%.

По религиозным признакам более "воинственными" оказались мусульмане (78%), затем следуют индусы (77%) и буддисты (66%), Россия и восточные православные (53%).

Отметим результаты некоторых стран: Азербайджан - 6 место (85%), Грузия - 9 (76%), Армения - 15 (72%), Израиль - 20 (66%), Украина - 24(62%), Россия - 27 (59%), США - 39 (44%), Латвия 42 (41%). Возглавляют список - Марокко и Фиджи (по 94%). Последняя пятерка выглядит следующим образом: Италия (20%), Бельгия (19%), Германия (18%), Нидерланды (15%) и Япония (11%).

В ходе исследования были опрошены 62398 человек.

Репрезентативный подбор в каждой стране составил около 1000 человек, они были интервьюированы очно (30 стран; n=32258), по телефону (12 стран; n=9784) или онлайн (22 страны; n=20356). Полевые опросы были проведены в сентябре-декабре 2014 года. Погрешность исследования составляет 2,14 - 4,45 +3-5% с 95%-ным уровнем точности.

Володя
30.01.2017, 00:04
Gallup: 85% азербайджанцев готовы воевать за Карабах


Отметим результаты некоторых стран: Азербайджан - 6 место (85%), Грузия - 9 (76%), Армения - 15 (72%), Израиль - 20 (66%), Украина - 24(62%), Россия - 27 (59%), США - 39 (44%), Латвия 42 (41%). Возглавляют список - Марокко и Фиджи (по 94%). Последняя пятерка выглядит следующим образом: Италия (20%), Бельгия (19%), Германия (18%), Нидерланды (15%) и Япония (11%).И Азербайджану, и Грузии надо было быть готовыми воевать за свою страну тогда, когда у них еще не было территориальных потерь. Быть готовыми воевать надо тогда, когда война в разгаре. А теперь, когда территории потеряны, даже 100%-ая готовность воевать ничего не изменит. Все надо делать вовремя, а не задним числом.

Dismiss
30.01.2017, 12:22
Все надо делать вовремя, а не задним числом.

Линкольн говорил: "Нельзя сдаваться не только после одного, но и после ста поражений".
А у нас всего одно поражение, и то временное - и вы призываете сдаваться? Не дождетесь.

Dismiss
27.02.2017, 12:15
Можно как угодно назвать нагорно-карабахский конфликт, но только не замороженным (http://vestikavkaza.ru/analytics/Mozhno-kak-ugodno-nazvat-nagorno-karabakhskiy-konflikt-no-tolko-ne-zamorozhennym.html)

25 Feb
Daily Сalle
Можно как угодно назвать нагорно-карабахский конфликт, но только не замороженным
Через нагорно-карабахский регион Азербайджана, находящийся под оккупацией Армении последние 25 лет, проходит длинная, тонкая и смертельная линия соприкосновения, разделяющая азербайджанские вооруженные силы и армянскую армию. Эта линия, тянущаяся на фоне красивого пейзажа, имеет вид шрама с неровными краями и считается одной из самых военизированных зон в мире.

Карабахский конфликт подобен пороховой бочке. Он, в отличие от других подобных конфликтов, потенциально способен воспламенить окружающие регионы. Если бы началась новая холодная война, то ее линия проходила бы непосредственно через этот регион. В Армении российские войска расположены не только на территории страны, они также патрулируют границы и воздушное пространство. Пока Армения ориентирует внешнюю политику на Кремль, но ее растущие связи с Ираном становятся все более ощутимым.

Карабахский конфликт до сих пор остается неурегулированным, так как за четверть века не были решены проблемы, лежащие в его основе.

В декабре прошлого года армянские силы попытались пересечь фактическую армяно-азербайджанскую государственную границу, но были отброшены превосходящими силами Азербайджана. Это столкновение привело к тяжелым потерям с обеих сторон, в числе которых гибель азербайджанского военнослужащего, чье тело было передано на родину лишь после вмешательства Совета Европы и Минской группы ОБСЕ. Декабрьское столкновение было особенно опасным, потому что под угрозу попала фактическая граница между двумя странами, а не только регион Нагорного Карабаха. Если Армения зайдет слишком далеко, то в конфликте будут задействованы Россия, Турция и Иран, что в итоге может трансформироваться в региональную конфронтацию. Вопиющие нарушения международного права со стороны Армении были признаны многими международными организациями, которые к неудовлетворению армянской стороны отказываются осуждать военные действия Азербайджана. Международное право явно на стороне Баку, и на сегодняшний день существует четыре резолюции Совета Безопасности ООН, призывающие Армению вывести вооруженные силы из Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов.

В Ереване должны понять, что Азербайджан, с которым армянские ВС они сражались в начале 1990-х годов, это совершенно другая страна. В течение последних трех десятилетий Азербайджан создал сильную экономику, динамичное общество с образовательными и культурными учреждениями мирового класса, а также профессионально подготовленную, хорошо оснащенную современную армию с высоким уровнем технологического управления и системным контролем. Современное вооружение и технологии дают Азербайджану преимущество перед более слабой Арменией. Об этом свидетельствует конфликт, начатый в апреле 2016 года Арменией и завершенный хорошо обученными и оснащенными азербайджанскими силами. Азербайджан освободил часть своей территории и стратегические высоты, находившиеся под контролем Армении.

В одном из освобожденных сел, Чоджук Марджанлы, недавно побывал посол Израиля в Азербайджане Дан Став вместе с другими иностранными дипломатами и руководителями международных организаций. Посол Став заявил, что опечален увиденным уровнем разрушений в селе, но выразил надежду на то, что люди в скором времени смогут вернуться на свою землю и начать работать. Он также поддержал усилия международного сообщества по мирному урегулированию конфликта.

На данный момент есть окно возможностей для мирного разрешения конфликта, и несмотря на часто безрадостную оценку ситуации и постоянные нарушения режима прекращения огня, министры иностранных дел Азербайджана и Армении недавно встретились в Мюнхене, что можно рассматривать как позитивный знак. Экономика, которая находится в глубоком упадке, уменьшение иностранных инвестиций, ощутимая утечка кадров и отсутствие международных союзников – таковы последствия изоляции Армении из-за ее же пагубных действий. Огромные прибыльные энергетические проекты региона осуществляются без Еревана. В интересах Армении урегулировать конфликт именно сейчас. Разрешение конфликта обеспечит армянам более благополучную жизнь, позволит участвовать в прибыльных проектах экономического развития региона. Кроме того, действительно ли армяне хотят без необходимости сталкиваться с азербайджанцами на поле боя в одиночку? Процветание приносит мир, а мир приносит процветание. Этой возможностью необходимо воспользоваться, потому что окна возможностей по своей природе имеют свойство закрываться.

Джастин Эмлер – писатель, эксперт по вопросам Ближнего Востока, Евразии и стран бывшего Советского Союза

Dismiss
27.02.2017, 12:22
Ереван разыгрывает «карабахскую карту» перед парламентскими выборами (http://vestikavkaza.ru/news/Arzu-Nagiev-Erevan-razygryvaet-karabakhskuyu-kartu-pered-parlamentskimi-vyborami.html)

26 Feb в 21:33

В Нагорном Карабахе за последние дни резко накалилась обстановка. Накануне Минобороны Азербайджана сообщило о боевых потерях в ходе масштабного столкновения с оккупационными войсками на линии соприкосновения. Этим боям предшествовал целый ряд провокаций предпринятых ВС Армении на различных участках фронта.

О том, по каким причинам резко обострилась ситуация в зоне нагорно-карабахского конфликта, «Вестнику Кавказа» побеседовал с замгендиректора МИА Тренд, политологом Арзу Нагиевым. По его словам, в первую очередь напряжение на линии соприкосновения войск связано с парламентскими выборами в Армении, намеченными на 2 апреля.

Политолог подчеркнул, что нагорно-карабахская проблема – это козырь в руках правящей «партии власти», и потому всегда в преддверии важных политических событий эти силы накаляют обстановку в зоне конфликта. «Ни для кого не секрет, что интеграция в западные структуры и вопрос Нагорного Карабаха – это две излюбленные темы армянских элит, которые они непременно используют во внутренней политике», - сказал Арзу Нагиев.

В частности, Ереван сейчас пытается завуалировать итоги апрельских боев за Карабах, в ходе которых впервые за все время режима соблюдения огня статус-кво был изменен в пользу Азербайджана после освобождения части азербайджанских территорий. «Заметьте, годовщина апрельских боев за Карабах – как раз 2 апреля, дата парламентских выборов в Армении. Таким образом в Ереване стремятся представить эту дату не как день настоящей трагедии для Армении, а как некий праздник демократии», - обратил внимание замгендиректора МИА Тренд.

Также важна связь последней масштабной попытки диверсии ВС Армении с двумя событиями – провокационным «референдумом» в самопровозглашенной, непризнанной «Нагорно-Карабахской республике» и заседанием Консультативного совета «Южного газового коридора». «В «референдуме» участвовали несколько депутатов из стран Европы. Накаляя обстановку, армянская сторона попыталась убедить парламентариев, что это Азербайджан держит регион в напряжении», - указал Арзу Нагиев.

«Что касается заседания Консультативного совета в Баку, то Армения является противником нефте-газовых проектов Азербайджана и всегда стремится добиться эскалации конфликта в дни больших событий в Баку. В целом, постоянное напряжение в зоне нагорно-карабахского конфликта в интереса Еревана», - заявил он.

«Неурегулированность конфликта и статус-кво на руку руководству Армении. Таким образом оно удерживает власть Карабахского клана и сохраняет правление Сержа Саргсяна на как можно более долгий период», - заключил политолог.

Dismiss
06.03.2017, 12:12
Нагорный Карабах: военная тревога (http://politcom.ru/22124.html)

В ночь с 24 на 25 февраля в Нагорном Карабахе произошло новое обострение. Как и во время предыдущих инцидентов стороны конфликта дают разные версии и интерпретации событий. Очередной всплеск насилия объясняется с помощью разных символических моментов. Среди них - конституционный референдум в "НКР" (кавычки мои-D.), назначение Мехрибан Алиевой на пост первого-вице-президента Азербайджана, годовщина трагедии в Ходжалы (армянская сторона в этом контексте предпочитает говорить о деблокировании Степанакерта).

Однако какие бы символы ни выдвигались в качестве обоснования нового обострения, и какие бы версии военного противостояния ни предлагались, крайне важно зафиксировать возможные политические последствия февральской военной тревоги. Можно ли рассматривать ее, как пролог к новой эскалации наподобие той, что случилась в прошлом году? Идет ли речь о шаге к «разморозке конфликта» и возобновлению военных действий?

Сегодня, когда эксперты пытаются проанализировать ситуацию в Нагорном Карабахе, они, как правило, обращаются к прошлогодним апрельским событиям. В СМИ и интернет-пространстве они широко освещались под именем «четырехдневной войны» (по аналогии с событиями августа 2008 года в Южной Осетии и в Абхазии и кратковременной кампанией Израиля против арабских государств в июне 1967 года). Однако яркий и метафоричный образ апреля-2016 сделал многих его заложниками. Самое масштабное военное противостояние с момента вступления в силу Соглашения о бессрочном прекращении огня (это произошло 12 мая 1994 года) укрепило представление о конфликте, как некоем «замороженном противостоянии», нарушаемом время от времени инцидентами, в то время, как в действительности картина выглядит иначе. Это из апреля 2016 года «четырехдневная война» выглядела, как нечто уникальное. Между тем, в свое время, наблюдатели не раз фиксировали повышение градуса в противостоянии в условиях формально сохраняющегося перемирия. Так было в марте 2008, летом 2010, в августе и в ноябре 2014, декабре 2015 годов. Например, в ноябре 2014 года было зафиксировано первое уничтожение военно-воздушного судна, начиная с вступления в силу соглашения о бессрочном прекращении огня, а в декабре 2015 года - первое применение танков. Таким образом, если апрельская эскалация 2016 года и была экспромтом, то хорошо заготовленным, логически выросшим из предыдущих инцидентов и неразрешенных проблем политико-правового и дипломатического плана. «Уникальность» 2016 года в действительности совсем не эксклюзивна, предыдущие обострения также имели некоторые особые черты, которые ранее отсутствовали. И наращивание не только количества, но и качества инцидентов при формально существующем режиме прекращения огня (никто не провозглашал его чем-то утратившим актуальность ил политически ничтожным) - это многолетний процесс.

После того, как 5 апреля 2016 года в Москве начальники Генштабов Армении и Азербайджана договорились о деэскалации (но не подписали обязывающих документов!) «четырехдневная война» формально считалась завершенной. Но означало ли это возвращение к перемирию в полном объеме? Никоим образом! И между апрелем прошлого года и февралем года нынешнего инциденты (хотя и меньшего масштаба, чем во время «войны») неоднократно имели место. Пожалуй, наиболее опасным из них стало противостояние на армяно-азербайджанской международно признанной границе за пределами Нагорного Карабаха в канун новогодних праздников. Это направление известно намного меньше (оно также недостаточно охвачено дипломатическим вниманием), чем нагорно-карабахская «линия соприкосновения», хотя оно – часть общего контекста армяно-азербайджанского этнополитического противостояния. Как бы то ни было, а и февральское обострение также невозможно рассматривать, как экспромт. Само по себе оно не означает полной «разморозки» конфликта или его перетекания в войну. Но новый всплеск насилия - тревожный (хотя далеко и не первый) сигнал. Он говорит о том, что возможности для реализации самого негативного сценария сохраняются, прежде всего, потому, что переход к войне может просто «вырасти» из инцидентов, последовательно набирающих обороты и в условиях, когда политической воли для достижения компромиссов нет.

Впрочем, февральское обострение в очередной раз указало на «маятниковый характер» нагорно-карабахского конфликта. Уже не первый год всплески насилия и в Карабахе, и на армяно-азербайджанской границе, зачастую происходят либо после того или иного дипломатического раунда, либо в канун переговоров. Стоит обратить внимание на то, что

16 февраля 2017 года «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности дипломаты-сопредседатели Минской группы ОБСЕ (американец Ричард Хогланд, француз Стефан Висконти и россиянин Игорь Попов) провели сначала раздельные, а затем совместную встречу с главами МИД Азербайджана и Армении Эльмаром Мамедьяровым и Эдвардом Налбандяном. Прорывов там достигнуто не было (и они не могли быть достигнуты при том состоянии мирного урегулирования, которое имеется на сегодняшний день). Однако обсуждались проблемы невозобновления вооруженного противостояния, соблюдения комплекса договоренностей от 1994-1995 и 2010-2011 гг. и продолжения диалога конфликтующих сторон. В канун февральских праздничных «каникул» 22 февраля Москву с официальным визитом посетил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. Он встретился с Сергеем Лавровым. «Глава МИД Армении пригласил меня посетить Ереван. Я принял приглашение», - заявил российский министр. И пока сроки визита уточняются, руководители дипведомств обсуждали планы по проведению визита Сержа Саргсяна в столицу РФ. Естественно, тема Нагорного Карабаха была среди приоритетных тем встречи Лаврова и Налбандяна, и все необходимые отсылки к мюнхенским переговорам были сделаны. Прежде всего, тезис о невозобновлении военных действий. В ночь с 24 на 25 февраля на «линии соприкосновения» он был, как минимум, поставлен под сомнение. И от повторения подобных событий нет никаких серьезных гарантий.

Особой новизны в этом нет. По-прежнему дипломатические раунды перемежаются «силовым тестированием» в зоне конфликта. Интенсивность того и другого разная, но результат один. Назовем его «динамичный статус-кво», при котором базовые параметры имеющегося баланса сил сохраняются (это и инфраструктура непризнанной НКР, и переговоры под эгидой Минской группы, и «особые позиции» Ирана и Турции, и высокая степень вовлеченности России). Однако весь этот баланс регулярно проверяется на прочность. Тестируются реакции. И как показывает заявление Минской группы, последовавшее после февральского обострения, принцип «равноудаленности» остается, как сохраняется и приверженность стран-сопредседателей к солидарным миротворческим действиям. Но «по умолчанию» принимается отсутствие воли и желания к совместному их политико-дипломатическому давлению для получения некоего зримого результата. «Не было бы хуже» остается ведущим принципом, так как стороны к совместным уступкам и компромиссам не готовы, а посредники не имеют того уровня координации и доверия, чтобы вынудить Баку и Ереван сделать шаги навстречу друг другу. И гипотетическое предоставление статуса сопредседателя Минской группы Турции или кому-то еще лишь усилит неэффективность работы главных посредников, поскольку принесет дополнительные противоречия и споры в их ряды.

В феврале 2017 года вышел в свет доклад профессора Университета Кентукки, авторитетного американского дипломата Кэри Кавано с «говорящим заголовком» «Возобновленный конфликт в Нагорном Карабахе». «Вероятность того, что армяне и азербайджанцы столкнутся из-за Карабаха в следующие двенадцать месяцев, высока», - констатирует эксперт. Кстати сказать, Кавано, получивший утверждение Сената в должности американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ (а также одновременно и дипломата, ответственного за урегулирование «конфликтов в Евразии») в 2000 году, был среди главных организаторов переговоров по карабахскому урегулированию под эгидой Госдепа в апреле 2001 года в Ки Уэсте, штат Флорида. Следовательно, проблему он знает досконально, а не из учебников по conflict resolution. В разделе «Рекомендации» американский дипломат размещает специальный подраздел «Сотрудничать с Россией для активизации мирного процесса под эгидой Минской группы». Если суммировать выводы Кавано, то кооперация Москвы и Вашингтона по Карабаху должна осуществляться поверх имеющихся разногласий по Украине, Сирии, вопросов контроля над вооружениями. Это, по его мнению, могло бы стать «основой для более широкого российско-американского сотрудничества». Но возможно ли точечное взаимодействие в условиях такого контекста, как «игра с нулевой суммой»? Риторический вопрос. Но в чем Кавано прав, так это в том, что солидарное дипломатическое давление стран-сопредседателей если не для разрешения конфликта, то для выстраивания жестких рамок для деэскалации крайне важно вне зависимости от того, достижимо оно в обозримой перспективе или нет. В любом случае, рекомендация не предполагает обязательного ее выполнения на практике.

Однако стоит осознать, что имеющийся кооперационный дефицит наряду с неготовностью Баку и Еревана к компромиссу лишь укрепляет «динамичный статус-кво». Но главная опасность состоит в том, что новые динамические импульсы ставят этот статус-кво под удар, а последствия его разрушения трудно предсказуемы.

Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета

Dismiss
06.03.2017, 12:17
″Для установления доверия между народами надо сначала вывести из Азербайджана войска оккупантов″ (http://vestikavkaza.ru/interview/Farkhad-Mamedov-%E2%80%B3Dlya-ustanovleniya-doveriya-mezhdu-narodami-nado-snachala-vyvesti-iz-Azerbaydzhana-voyska-okkupantov%E2%80%B3.html)

Прошло чуть меньше года после апрельских боев за Карабах, в ходе которых впервые с введения режима прекращения огня в 1994 году был изменен статус-кво и часть оккупированных территорий Азербайджана оказались освобожденными, однако на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск вновь нарастает напряженность, столкновения учащаются и становятся все более кровопролитными. В преддверии годовщины событий апреля 2016 года "Вестник Кавказа" побеседовал с директором бакинского Центра стратегических исследований Фархадом Мамедовым.

- По вашей оценке, насколько продвинулось мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта за прошедшие с апрельских боев за Карабах 11 месяцев?

- Что касается последней эскалации на линии соприкосновения, то позиция Азербайджана ясна, она высказана президентом и основывается на международном праве - эскалации может не быть, если будет начат процесс урегулирования, а первым его этапом должен стать вывод армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана. Нужно решить те вопросы, которые возможно решить сейчас, а на будущее оставить те вопросы, которые требуют более глубокого изучения. Карабахское урегулирование состоит из нескольких узлов, и эти узлы невозможно развязать сразу. Развязав один узел, вы меняете ситуацию и создаете условия для развязывания следующего узла.

С другой стороны, Азербайджан констатирует тот факт, что внимание к карабахскому конфликту со стороны сопредседателей Минской группы остается на низком уровне. В Госдепе США пока не определились с приоритетами в этом вопросе. Во Франции близятся выборы президента, и там ведется достаточно жесткая борьба, а отличительной чертой избирательной системы Франции является то, что внешнеполитические вопросы становятся одними из главных в местном дискурсе. Россия - главный модератор процесса, который начался в апреле. Но мы хотели бы, чтобы деятельность сопредседателей не сводилась к тому, чтобы повторять «священные мантры» относительно мониторинговой группы, которая должна бегать по линии соприкосновения с камерой и снимать, кто начал первый. Это неэффективно, это косметические элементы, которые не решат вопросы в целом. Азербайджан выступает за субстантивные переговоры, за начало процесса урегулирования, который, кстати, не вносит определенности по всем вопросам, в частности, оставляет открытым вопрос статуса Нагорного Карабаха. Этот вопрос нельзя решить мгновенно, потому что сначала нужно формировать условия доверия. Доверие же сформируется после вывода оккупационных армянских вооруженных сил, после разблокировки границ Армении, после создания атмосферы, в которой можно говорить о статусе, о правах не только армян в Нагорном Карабахе, но и 700 тысяч беженцев-азербайджанцев, которые покинули этот регион в результате этнической чистки.

- Какой вам представляется политика США в отношении Закавказья?

- С приходом новой администрации появилась надежда, что начнется решение глобальных вопросов, но последние процессы показывают, что в Белом доме не могут добиться тех целей, которые были поставлены до выборов. Сегодня там идет коррекция между тем, чего они хотят, и на что реально способны.

Что касается непосредственно Южного Кавказа, то, по-моему, для США пока в качестве приоритета этот вопрос не значится. Свидетельством тому стал тот факт, что после увольнения сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Джеймса Уорлика так и не назначен новый сопредседатель - эту функцию временно выполняет один из дипломатов Государственного департамента США.

С другой стороны, нам важны тренды, которые складываются у США с соседями нашего региона. Это взаимоотношения США и Турции, США и Ирана, США и России. И президент, и глава МИД Азербайджана не раз заявляли, что страна не хотела бы обострения отношений между глобальными игроками и нашими региональными соседями. В противном случае мы станем пространством для борьбы, чего Азербайджан никогда не хотел, он никогда не выполнял эту функцию.

В мае в Иране пройдут президентские выборы. Наверное, к лету в политике США уже появится какая-то ясность в отношении Тегерана. В свое время со стороны Барака Обамы были приняты достаточно конкретные шаги, и точка невозврата по иранской ядерной программе пройдена. Администрация Трампа не может обвинять Иран в невыполнении тех обязательств, которые он взял на себя. Вводить новые санкции будет нечестно. Думаю, что мировая общественность и СБ ООН сыграют свою роль в том, чтобы не обострять противоречия с Тегераном, который играет позитивную роль сирийском конфликте. Это взаимосвязанные процессы. Для Азербайджана важно, чтобы глобальные игроки вроде США и Китая не имели бы острых противоречий с соседями региона в лице России, Турции, Ирана.

- Как, на ваш взгляд, процессы, происходящие на Ближнем Востоке, влияют на Южный Кавказ?

- Ближневосточные процессы – один из трендов мировой политики. Ближний Восток для Южного Кавказа - соседний регион, и происходящее там влияет и на Азербайджан, и на весь Кавказский регион в целом. Главная проблема региона – сирийский конфликт, и меня обнадеживают процессы, которые начались с конца прошлого года, - конструктивное взаимодействие между Россией, Турцией и Ираном, синхронизация дипломатической и военной деятельности между этими тремя странами. Это имеет очень большое значение и для Азербайджана, и для всего Южного Кавказа. Интересно, что ни Россия, ни Турция, ни Иран не имеют общих границ со всеми тремя странами Южного Кавказа. По товарообороту со странами Закавказья на первом месте находится Турция, на втором - Россия, на третьем – Иран, но в цифровом выражении товарооборот практически одинаков. Между тем, если эти три страны будут синхронизировать свои позиции по Сирии, найдут общее решение этого вопроса, начнут работать совместно по всему спектру внешнеполитической повестки дня, то это позитивно скажется на их взаимодействии и в регионе Южного Кавказа. Исторически Россия, Турция и Иран - конкуренты в нашем регионе, но новая тенденция позволяет говорить о том, они будут больше сотрудничать, идти по конструктивному пути, нежели по пути соперничества и конкуренции.

Dismiss
06.03.2017, 12:22
Саргсян готов изменить великой России? (http://vestikavkaza.ru/analytics/Sargsyan-gotov-izmenit-velikoy-Rossii.html)

5 Mar
Daily Express

В последние годы становится все более очевидным, что отсутствие прогресса в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха делает Армению заложницей ее собственной политики, все глубже погружая ее кризис и изоляцию в регионе. Уже не раз говорилось о том, что справедливое, мирное решение нагорно-карабахского конфликта откроет серьезные перспективы для целого ряда региональных экономических проектов, к которым сможет подключиться Ереван. Однако пока даже Россия и Казахстан – партнеры Армении по ОДКБ и ЕАЭС - выстраивают экономические и стратегические отношения с Азербайджаном, обходя Армению стороной. О том, какие шаги предпринимает Ереван для выхода из этой тупиковой ситуации, пишет британский таблоид Daily Express.

Ереван и Брюссель настроены подписать соглашение о партнерстве между охваченной войной Арменией и Европейским союзом. Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве решено было подписать во время визита президента Сержа Саргсяна в Брюссель в начале этой недели. Глава Европейского совета Дональд Туск после переговоров в понедельник заявил: ″Соглашение расширит сферу наших отношений". В интервью Euronews президент Саргсян сказал: ”Соглашение не так сильно отличается от предыдущего в политической части, но мы должны убедиться, что нет никаких противоречий с нашими обязательствами перед Евразийским экономическим союзом, в котором мы состоим”.

У Армении тесные связи с Россией - Москва снабжает страну энергией, а также поддерживает постоянное военное присутствие на ее территории. Российские войска провели несколько военных учений в Армении на фоне повышенной напряженности в отношениях с Западом. Тем не менее президент Саргсян подчеркнул, что более тесная интеграция Армении с ЕС сблизит Европу с российским Евразийским экономическим союзом: "В самом начале переговоров мы поняли, что можем как заключить соглашение об ассоциации с ЕС, так и более тесно интегрироваться с ЕАЭС”.

Выказывая неповиновение Москве, президент Саргсян добавил: ”Россия никогда не говорила нам, что мы не можем подписать такое соглашение, она лишь сказала: ”Вы можете это сделать, но вам придется платить за энергию по мировой рыночной цене”″. Армянский лидер считает, что потенциальная сделка, которая может быть заключена уже в мае, станет платформой по сближению НАТО и России: "Я провел встречу с генеральным секретарем НАТО и пригласил его в Армению, чтобы отпраздновать 25-летие нашего сотрудничества. Мы не видим никакого противоречия между этим партнерством и нашим союзом с Россией в рамках ОДКБ".

Президент Саргсян пошутил, заявив, что звезда ”Манчестер Юнайтед” Генрих Мхитарян - ”хороший экспорт" в Европу из Армении. ”У нас много таких известных личностей как Генрих Мхитарян или шахматист Левон Аронян, у нас есть и олимпийские чемпионы. Думаю, что мы можем быть полезны для Европейского союза, благодаря экспорту нашей замечательной сельскохозяйственной продукции, сфера технологий также очень быстро развивается в Армении, однако, в первую очередь, мы можем быть надежным и предсказуемым соседом для ЕС”, - сказал президент.

Министерство иностранных дел Великобритании рекомендует воздержаться от поездок в районы, пострадавшие от армяно-азербайджанского конфликта, в ходе которого возникают ожесточенные столкновения между двумя странами. В ночь на 24 февраля армянская армия попыталась проникнуть через азербайджанские позиции вдоль линии соприкосновения и захватить выгодные позиции на переднем крае. Атака не удалась - азербайджанские силы оттеснили противника в тяжелом бою. Министерство обороны Азербайджана утверждает, что только 3 марта вооруженные силы Армении нарушили режим прекращения огня 265 раз.

Dismiss
06.03.2017, 12:23
Что ждет нагорно-карабахский конфликт в годовщину апрельских боев? (http://vestikavkaza.ru/news/CHto-zhdet-nagorno-karabakhskiy-konflikt-v-godovshchinu-aprelskikh-boev.html)

Почти год спустя апрельских боев за Карабах мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта оказалось в очередном тупике, поскольку международное сообщество ослабило свое внимание к этой проблеме, несмотря на растущее напряжение на линии соприкосновения войск – а это означает, что военное решение конфликта становится более реальным, чем мирное. Об этом в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" рассказали эксперты Александр Караваев, Олег Кузнецов и Андрей Епифанцев, говоря о перспективах нагорно-карабахского урегулирования в преддверии годовщины апрельских боев за Карабах.

При этом политологи разошлись в оценках того, чего стоит ожидать далее в развитии конфликта. Так, ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг" Александр Караваев ожидает некоторую паузу в военных действиях. "Дисбаланс в поставках российских вооружений сторонам конфликта снизился после появления в Армении ракетных комплексов "Искандер", и это частично сдерживает Азербайджан. Как долго продлится эта пауза до следующих масштабных боевых действий, неясно, понятно лишь, что ее будут заполнять регулярные столкновения, работа разведывательно-штурмовых групп, стрельба снайперов", - считает он.

Каждое новое масштабное боестолкновение будет способствовать активизации мирного урегулирования, обратил внимание Александр Караваев. "Военные действия будут, сейчас это очевидно, но в то же время будет развиваться диалоговая платформа, расширение экономических программ и доведение до населения способов экономического обустройства в Карабахе. Это в буквальном смысле слова параллельные процессы: как только отгремит последний выстрел очередного обострения на линии соприкосновения войск, сразу же оживляется диалог.. Сейчас речь идет о том, что эти линии разводятся, дабы показать, что военный способ не снимается с повестки дня и всегда будет представлять фактор влияния и давления, при этом новые гражданские и экономические инициативы будут нарастать", - уверен ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг".

Политический консультант, кандидат исторических наук Олег Кузнецов, напротив, подчеркнул, что шанс на мирное урегулирование конфликта упущен, и сейчас возможно лишь военное решение. "Проведение в феврале на оккупированных территориях так называемого "референдума", когда самопровозглашенная "Нагорно-карабахская республика" была переименована в "Арцах", стало точкой невозврата, так как никакие переговоры с террористическим квазигосударством "Арцах" официальный Баку вести не будет, эта позиция неоднократно озвучивалась и президентом Гейдаром Алиевым, и ныне действующим президентом Ильхамом Алиевым. Далее только война, шанс мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта окончательно упущен по вине официального Еревана", - заявил он.

"Мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта возможно только в форме капитуляции "Арцаха" и вывода оттуда в одностороннем порядке всех армянских вооруженных формирований. Другого условия мирного урегулирования конфликта уже нет. При этом в вероятность такой перспективы я не верю, так как Армения является страной, в которой столкнулись интересы двух мировых центров силы – России и США. США имеют огромное влияние на данный регион, так как для них это геостратегический фактор сдерживания усиления России во всем регионе Передней Азии и Ближнего Востока, в частности, ее сближения с Турцией. Армения следует в фарватере американской политики, поэтому мирное урегулирование конфликта невозможно сегодня в принципе", - пояснил Олег Кузнецов.

Политолог Андрей Епифанцев рассказал о том, почему широкомасштабных военных действий ждать не стоит. "Этому не способствует международная обстановка. Инициатором возобновления полномасштабных боевых действий может быть только Азербайджан, потому что Армении это крайне невыгодно, но международное сообщество все же не стоит на стороне Азербайджана. Турция не готова активно помогать Азербайджану, ее позиции серьезно ослаблены, а роль в Минской группе ОБСЕ попросту нулевая. Россия четко высказалась, что будет поддерживать статус-кво, Европа стремится к меньшей вовлеченности в конфликты, а США намерены самоизолироваться от внешних проблем, не представляющих для них первоочередного значения. То есть для Азербайджана сейчас не то время, чтобы начинать широкую военную кампанию. А Армения достигла максимума, который она хотела бы и может иметь – устойчивый статус-кво при невозможности легализации территориального захвата", - поведал эксперт.

"Нагорно-карабахская проблема находится на данный момент на задворках интересов международного сообщества. Даже проблемы Украины и Сирии уходят из сферы внимания крупных стран – США стремятся заняться своими делами и повесить часть своей внешнеполитической повестки на Европу, в частности, на Германию. Роль Германии вырастет, но эта страна не имеет большого отношения к Минской группе ОБСЕ. Очень сложно представить, что Франция, в которой, скорее всего, через несколько месяцев победят такие же люди, как Трамп, активизирует усилия по Нагорному Карабаху: у нее нет такого веса, как в США, армянская диаспора продолжит сдерживать любую активность. В итоге сохранится ситуация, когда посредники будут говорить "Да, мы поддерживаем Азербайджан, но решать надо только за столом переговоров". Армения точно так же будет манкировать этими переговорами, показывая своим гражданам, что никаких компромиссов быть не может. Ситуация может разрешиться только при очень резком структурном изменении обстановки", - прогнозирует Андрей Епифанцев.

В итоге, изменить ситуацию и как-либо сдвинуть нагорно-карабахское урегулирование с мертвой точки может лишь некое кардинальное изменение всей совокупности факторов, действующих на конфликт. На это обратил внимание Александр Караваев. "Пока что переговорный процесс все еще находится в парадигме 1994 года, сформировавшейся сразу после подписания Бишкекского протокола о прекращении огня. Привносятся новые моменты, связанные с появлением новых лидеров, в частности, президента Владимира Путина, и изменением диспозиций другого масштаба – но в целом схема 1994 года сохраняется", - отметил он.

"В алгоритм вмешивается некое новое понимание того, как Россия может влиять на стороны, мы наблюдаем это последние 6-7 лет. Если же обобщать, то главным фактором стало все-таки то, что Азербайджан усилился экономически. Его экономическое усиление изменило политический баланс интересов других государств к Баку и его возможностей укреплять свое позиционирование на международной арене для поиска новых способов давления и доведения своих интересов до внешних игроков. Именно это влияет на все, что происходило вокруг Карабаха в последние годы, в том числе на переговорный процесс, пусть в корне ситуация и не изменилась", - указал ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг".

Олег Кузнецов убежден в исчерпании дипломатических средств для продвижения нагорно-карабахского урегулирования. "Внешних стимулов в этом процессе уже не нужно, поскольку дипломаты весь арсенал предложений высказали. Я не вижу возможности того, чтобы официальный Баку вел переговоры с официальным Ереваном о статусе "Арцаха". Тем более, президент Серж Саргсян озвучил недавно новую логическую триаду: "Армения, диаспора и "Арцах" едины", тем самым показав, что Армения от "Арцаха" отказываться не будет. Соответственно, "Нагорно-карабахская республика" как объект переговоров больше не существует, а "Арцах" никто не признает, даже сама Армения, то есть это недоговороспособный объект переговоров. Поэтому переговоры сейчас в тупике, и остается лишь перспектива военного решения конфликта", - полагает политический консультант.

Андрей Епифанцев предложил идеальный сценарий, указав на его ограничения. "Идеальная ситуация такова: мировой рынок нефти возвращается к состоянию 10-летней давности, зависимость Южной Европы от экспорта азербайджанских нефти и газа возрастает в отсутствие альтернатив, и в таких условиях при возобновлении военного конфликта армянская сторона бомбит какой-либо нефтепровод (отмечу, что Ереван сам об этом все время говорит). Европа на том конце трубы начинает испытывать недостаток углеводородов, и мировое сообщество обращает серьезное внимание на проблему Нагорного Карабаха, вовлекается в ее решение по существу. При этом не стоит ждать, что конфликт будет урегулирован по максимальным планам Баку, текущие позиции обеих сторон нереальны. Даже в идеальной ситуации международное сообщество потребует существенных компромиссов, например, деления Карабаха, создания двухобщинного государства по типу сербов и хорватов", - рассказал он.

Возможен и вариант ухудшения отношений России и Армении. "Теоретически это возможно. Армения практически подписала ассоциативный договор с европейским сообществом несколько лет назад, что для России неприемлемо. Мы видим, что в последние дни российско-армянские отношения осложнялись, так как Армения в значительной степени недовольна позицией России по нагорно-карабахскому урегулированию и продажей российского оружия Азербайджану. В апрельских боях за Карабах Армения ожидала, что Россия займет четкую проармянскую позицию, но этого не случилось. Даже в случае президентских выборов в США Ереван, а не только армянская диаспора в Америке, сделал ставку на Хиллари Клинтон из-за неудовлетворенности позицией России. В беседах с армянами звучат слова "Мы хотим сбалансировать нашу позицию", но по сути это означает желание столкнуть лбом Россию и США", - напомнил Андрей Епифанцев.

"В целом, в краткосрочной перспективе условий для перехода к конкретным шагам нет, и пока что будет продолжение конфликта в малой интенсивности, с достаточно регулярными, ежемесячными обострениями, как на днях", - заключил политолог.

Dismiss
10.03.2017, 12:59
https://www.youtube.com/watch?v=3tcVfsb9LQo

Dismiss
10.03.2017, 12:59
https://www.youtube.com/watch?v=4XCh4uxS6ew